Урок-педмастерская по русской литературе Галерея мертвых душ (по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»)
Урок-педмастерская по русской литературе Галерея мертвых душ (по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»)
Урок-педмастерская поможет учащимся выявить основные приемы описания характеров помещиков, материал урока раскроет внутреннюю логику создания образов, Приобщит учащихся к исследовательской работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-педмастерская по русской литературе Галерея мертвых душ (по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»)»
Урок-педмастерская по русской литературе Галерея мертвых душ (по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»)
Цели урока: выявить основные приемы описания характеров помещиков, внутреннюю логику создания образов и на этой основе обучить учащихся умению определять принципы типизации социальных явлений; раскрывать значение авторского присутствия, морально-этических воззрений писателя, приобщить учащихся к исследовательской работе; воспитывать умение работать в группе, уважать и прислушиваться к мнению друг друга, воспитывать стремление к самостоятельному овладению знаниями.
Тип урока: анализ художественного произведения с элементами педмастерских.
Оборудование: мультимедийная презентация
Ход урока
1. Слово учителя.
СЛАЙД 1
Ребята, мы подошли к логическому завершению в изучении поэмы Гоголя «Мертвые души». Тема нашего урока – «Галерея Мертвых душ».
СЛАЙД 2 «Галерея мертвых душ с групповым портретом помещиков
- Как вы думаете, какие задачи мы должны поставить перед собой на сегодняшнем уроке?
СЛАЙД 3«Цели урока»
- Как видите, вы правильно понимаете, чем мы будем заниматься на уроке. Прежде чем мы начнем работу, я бы хотела, чтобы вы сами выработали принципы работы в группе.
- Что нам мешает, когда мы работаем в группе?
- Что нам помогает, когда мы работаем в группе?
Индукция СЛАЙД 4 «Слова Гоголя»
«Герои мои вовсе не злодеи; прибавь я только одну добрую черту любому из них, читатель примирился бы с ними всеми. Но пошлость всего вместе испугала читателей. Нужно, чтобы русский читатель действительно почувствовал, что выведенное лицо взято именно из того самого тела, из которого создан и он сам, что это живое и его собственное тело. Тогда только сливается он сам с своим героем и нечувствительно принимает от него те внушения, которых никаким рассуждением и никакою проповедью не внушить.» Н.В.Гоголь.
СЛАЙД 5 «Задания к индуктору»
- Запишите, пожалуйста, что, по-вашему, значит:
Пошлость - это…
Злодей - это…
Ассоциативный ряд для этих слов: пошлость – грубость, безвкусный, непристойный, низкий, серость, глупость.
Злодей – это убийца, преступник, вор, злодеяние, нарушение закона.
СЛАЙД 6«Значения слов»
По Ожегову:
Пошлость - что-то низкое в духовном, нравственном отношении; безвкусно-грубое.
Злодей- человек, который совершает злодеяние или способен на них, преступник.
Вопрос: Как вы думаете, почему важны для нас высказывание Гоголя и работа над этими словами? (Ответ: главные герои первого тома – пошлость и зло).
Слово учителя
Одной из особенностей таланта Гоголя является та «страсть узнать все», то «желание познать человека», которое заставляет его искать людей всех сословий и подмечать что-нибудь интересное у каждого. Об этом мы узнаем из письма Гоголя к Жуковскому.
Умение «ловить душу человека» было подлинным открытием писателя, открытием необычайно ценным для дальнейшего развития критического реализма.
Вдумайтесь в слова Гоголя и ответьте на вопрос:
- Как связано признание Гоголя с темой нашего урока? (показывая похождения Чичикова, автор создал незабываемые образы, следуя своему желанию познать человека).
4. Самоконструкция
Вы заранее получили задания по группам. Сейчас мы познакомимся с результатами ваших литературных исследований. (Групповые презентации по плану)
СЛАЙД 7 «План характеристики»
План характеристики
Первое впечатление
Характерные особенности внешности
Манера поведения, речь
Отношение к хозяйству
Отношение к окружающим
Любимые занятия
Жизненные цели
Отношение к предложению Чичикова
Авторская характеристика героя
Вывод.
5.Социализация. СЛАЙД 8«Вопросы»
Учащиеся представляют результаты своих наблюдений. Затем материал обобщается по следующим вопросам:
Почему, несмотря на стандартное построение глав о помещиках, у нас не создаётся впечатления однообразного повествования? (благодаря мелким художественным деталям).
Каков внутренний, глубинный смысл изображения очередности помещиков в поэме? (писатель стремиться раскрыть в своих героях все большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души).
СЛАЙД 9«Слова Гоголя»
«Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»
Н.В. Гоголь.
6. Исследовательская индивидуальная работа учащихся по темам:
«Ад» Данте и бездна порока, торжествующего в России. (Презентация ученика).
СЛАЙД 10«Слова А. Труайя»
«В мировой литературе мало книг, так неразрывно связанных с нравственными страданиями своего автора. Персонажи «Мертвых душ» - точно колония паразитов, впившихся в тело Гоголя. Пятнадцать лет питал он их своей кровью и, когда попытался вырвать их из своей плоти, погиб сам. Гоголь умер. Но «Мертвые души» продолжают жить»
Анри Труайя
Смысл названия произведения. (Презентация ученицы)
Жанр произведения.
7. Разрыв
а) работа в группах над выделением основных характеристик образов помещиков.
б) показ слайдов (иллюстрации с перечислением характеристик героев).
СЛАЙД 11 «Слова Белинского»
«Каждый из нас, какой бы он ни был хороший человек, если вникнет в себя с тем беспристрастием, с каким вникает в других, - то непременно найдет в себе в большей или меньшей степени многие из элементов многих героев Гоголя».
В. Г. Белинский
8.Творческое задание
Я хочу, чтобы вы, взяв за основу слова В.Г. Белинского, провели параллель между Россией, изображенной Гоголем, и современностью, между героями «Мертвых душ» и собой.
СЛАЙД 12 «Творческие задания»
Составьте миниатюру на тему: «Я и герои «Мертвых душ».
Современные маниловы, плюшкины, коробочки….. Кто они? Есть ли им место в современном мире?