kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-педмастерская по русской литературе Галерея мертвых душ (по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-педмастерская поможет учащимся выявить основные приемы описания характеров помещиков, материал урока раскроет внутреннюю логику создания образов, Приобщит учащихся к исследовательской работе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-педмастерская по русской литературе Галерея мертвых душ (по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»)»

Урок-педмастерская по русской литературе Галерея мертвых душ (по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»)


Цели урока: выявить основные приемы описания характеров помещиков, внутреннюю логику создания образов и на этой основе обучить учащихся умению определять принципы типизации социальных явлений; раскрывать значение авторского присутствия, морально-этических воззрений писателя, приобщить учащихся к исследовательской работе; воспитывать умение работать в группе, уважать и прислушиваться к мнению друг друга, воспитывать стремление к самостоятельному овладению знаниями.

Тип урока: анализ художественного произведения с элементами педмастерских.

Оборудование: мультимедийная презентация

Ход урока


1. Слово учителя.

СЛАЙД 1

Ребята, мы подошли к логическому завершению в изучении поэмы Гоголя «Мертвые души». Тема нашего урока – «Галерея Мертвых душ».

СЛАЙД 2 «Галерея мертвых душ с групповым портретом помещиков

- Как вы думаете, какие задачи мы должны поставить перед собой на сегодняшнем уроке?

СЛАЙД 3 «Цели урока»

- Как видите, вы правильно понимаете, чем мы будем заниматься на уроке. Прежде чем мы начнем работу, я бы хотела, чтобы вы сами выработали принципы работы в группе.

- Что нам мешает, когда мы работаем в группе?

- Что нам помогает, когда мы работаем в группе?



  1. Индукция СЛАЙД 4 «Слова Гоголя»

«Герои мои вовсе не злодеи; прибавь я только одну добрую черту любому из них, читатель примирился бы с ними всеми. Но пошлость всего вместе испугала читателей. Нужно, чтобы русский читатель действительно почувствовал, что выведенное лицо взято именно из того самого тела, из которого создан и он сам, что это живое и его собственное тело. Тогда только сливается он сам с своим героем и нечувствительно принимает от него те внушения, которых никаким рассуждением и никакою проповедью не внушить.» Н.В.Гоголь.

СЛАЙД 5 «Задания к индуктору»

- Запишите, пожалуйста, что, по-вашему, значит:

Пошлость - это…

Злодей - это…

Ассоциативный ряд для этих слов: пошлость – грубость, безвкусный, непристойный, низкий, серость, глупость.

Злодей – это убийца, преступник, вор, злодеяние, нарушение закона.


СЛАЙД 6 «Значения слов»


По Ожегову:

Пошлость - что-то низкое в духовном, нравственном отношении; безвкусно-грубое.

Злодей- человек, который совершает злодеяние или способен на них, преступник.


Вопрос: Как вы думаете, почему важны для нас высказывание Гоголя и работа над этими словами? (Ответ: главные герои первого тома – пошлость и зло).


  1. Слово учителя

Одной из особенностей таланта Гоголя является та «страсть узнать все», то «желание познать человека», которое заставляет его искать людей всех сословий и подмечать что-нибудь интересное у каждого. Об этом мы узнаем из письма Гоголя к Жуковскому.

Умение «ловить душу человека» было подлинным открытием писателя, открытием необычайно ценным для дальнейшего развития критического реализма.

Вдумайтесь в слова Гоголя и ответьте на вопрос:

- Как связано признание Гоголя с темой нашего урока? (показывая похождения Чичикова, автор создал незабываемые образы, следуя своему желанию познать человека).

4. Самоконструкция

Вы заранее получили задания по группам. Сейчас мы познакомимся с результатами ваших литературных исследований. (Групповые презентации по плану)

СЛАЙД 7 «План характеристики»

План характеристики

  1. Первое впечатление

  2. Характерные особенности внешности

  3. Манера поведения, речь

  4. Отношение к хозяйству

  5. Отношение к окружающим

  6. Любимые занятия

  7. Жизненные цели

  8. Отношение к предложению Чичикова

  9. Авторская характеристика героя

  10. Вывод.



5.Социализация. СЛАЙД 8 «Вопросы»



Учащиеся представляют результаты своих наблюдений. Затем материал обобщается по следующим вопросам:

  • Почему, несмотря на стандартное построение глав о помещиках, у нас не создаётся впечатления однообразного повествования? (благодаря мелким художественным деталям).

  • Каков внутренний, глубинный смысл изображения очередности помещиков в поэме? (писатель стремиться раскрыть в своих героях все большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвение его души).


СЛАЙД 9 «Слова Гоголя»

«Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого»

Н.В. Гоголь.



6. Исследовательская индивидуальная работа учащихся по темам:



  • «Ад» Данте и бездна порока, торжествующего в России. (Презентация ученика).



СЛАЙД 10 «Слова А. Труайя»



«В мировой литературе мало книг, так неразрывно связанных с нравственными страданиями своего автора. Персонажи «Мертвых душ» - точно колония паразитов, впившихся в тело Гоголя. Пятнадцать лет питал он их своей кровью и, когда попытался вырвать их из своей плоти, погиб сам. Гоголь умер. Но «Мертвые души» продолжают жить»

Анри Труайя



  • Смысл названия произведения. (Презентация ученицы)



  • Жанр произведения.



7. Разрыв

а) работа в группах над выделением основных характеристик образов помещиков.

б) показ слайдов (иллюстрации с перечислением характеристик героев).



СЛАЙД 11 «Слова Белинского»

«Каждый из нас, какой бы он ни был хороший человек, если вникнет в себя с тем беспристрастием, с каким вникает в других, - то непременно найдет в себе в большей или меньшей степени многие из элементов многих героев Гоголя».

В. Г. Белинский



8.Творческое задание

Я хочу, чтобы вы, взяв за основу слова В.Г. Белинского, провели параллель между Россией, изображенной Гоголем, и современностью, между героями «Мертвых душ» и собой.



СЛАЙД 12 «Творческие задания»



  • Составьте миниатюру на тему: «Я и герои «Мертвых душ».

  • Современные маниловы, плюшкины, коробочки….. Кто они? Есть ли им место в современном мире?





9. Рефлексия. СЛАЙД 13 «Продолжите фразы»



Продолжите фразы:

  • Мне понравилось…

  • Меня удивило….

  • Я задумался…..

  • Грустно, что…..

  • Я постараюсь запомнить…



10.Подведение итогов урока

11.Домашнее задание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Спельникова Нина Валерьевна

Дата: 14.02.2018

Номер свидетельства: 457332


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства