II. Проверка домашнего задания. | - Выразительное чтение наизусть стихотворения «Тучи». - Какое слово повторяет автор? Почему? (Странники, изгнанники) - Устойчивый, повторяющийся образ (слово), важный, значимый для поэта – мотив. | Выразительно читают стихотворение наизусть, отвечают на вопросы, делают запись в тетради. |
III. Формулирование темы и целей урока. | - Посмотрите на тему урока. «Мотив (?) ________ (?) в стихотворении «Листок»? - Определите цель урока. - понять, что такое мотив стихотворения; - узнать, какой мотив звучит в стихотворении «Листок»; - подумать, почему он так важен для поэта. | Формулируют цели урока. |
IV. Изучение нового материала | 1. Словарная работа. Чинара – могучее высокое дерево с густой листвой, растущее на юге. (Показать фото с изображением). 2. Прослушивание фонохрестоматии. «Листок». - Какое настроение оставляет стихотворение? - Какие картины представлялись при чтении? | Знакомятся с непонятной лексикой стихотворения, слушают выразительное чтение, прослеживают настроение, развивают воображение. |
V. Анализ произведения. | 1. Выразительное чтение учениками с комментариями. - Какие невзгоды, удары судьбы выпали на долю листка? (1 строфа) - Убедите, что чинара счастлива. (2 строфа) Дубовый листок | Чинара | старый | молодая | увял | зелёная | бесприютный | живёт у моря | - Какой приём использует поэт в создании образов? (Антитеза) 2. Работа в парах. Выразительное чтение диалога в лицах. В.5, с.158 (Листок умоляет о приюте, о спасении, как нищий – чинара равнодушна к страданиям). 3. Исследование текста. - Найти цитаты: Почему листок стал странником? Почему чинара отказалась помочь несчастному? («До срока созрел я и вырос в отчизне суровой», «Я солнцем любима…» Лирический герой – лучший из своего поколения: умный, свободолюбивый, независимый, и поэтому гонимый. Чинара дорожит своим благополучием и покоем). | Выразительно читают, анализируют текст, заполняют таблицу. Делают вывод о жизни героев. Отвечают на вопросы, мотивируют характер чтения, выразительно читают диалог листка и чинары. Самостоятельно выписывают цитаты, формулируют ответы на вопросы. Анализируют образные средства языка, совместно добывают и корректируют знания. |
VI. Рефлексия. | - Почему листок трагически одинок? (Непонимание и равнодушие людей). - Есть ли будущее у листка? В.3, с.157 - Что такое мотив стихотворения? - Какие мотивы звучат в стихотворении? (Странничества, одиночества). - Какой выберем в тему урока? Почему? - Почему он так важен для Лермонтова? (Нет приюта, никто не слышит мольбы о помощи, одинок). | Размышляют, формулируют выводы по произведению, отстаивают свою позицию. |
VII. Оценки за урок. Домашнее задание. | - Кто лучше всех работал на уроке? Д/з. Синквейн «Листок». С.159, в.2 | Осуществляют самооценку, самоконтроль. |