Урок-открытие с использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо: «Русский героический эпос». 7 класс
Урок-открытие с использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо: «Русский героический эпос». 7 класс
Русские былины - это эпические песни о славном героическом прошлом русского народа, благодаря которым современный человек может узнать о жизни страны в древние времена. Былевой эпос по своему составу и происхождениюочень сложен. Процесс его образования проходил в течение столетий. При изучении данной темы,перед учителем стоит нелегкая задача: исторически осмыслить, истолковать былины, просмотреть процесс циклизации, изучить их поэтику,композиционную особенность, проследить тесную связь былин с мифологией, познакомить ребят с алтайскими былинами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-открытие с использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо: «Русский героический эпос». 7 класс»
Урок «Жанровое своеобразие былин».
Стратегия: «Зигзаг-2», эта стратегия подходит для работы с текстами небольшого объема, она состоит в следующем: учащимся предлагается сформулировать вопросы по изучаемой теме, если с этим возникают трудности, помощь оказывает учитель. Далее коллектив делится на рабочие группы по количеству вопросов к тексту
Это вводный урок, раскрывающий перед учащимися особенности героического эпоса русского народа.
Цель урока – дать представление о былинном жанре
Задачи урока:
Дать представление об исторической основе былин;
Подготовить учащихся к дальнейшему анализу былинного жанра;
Способствовать развитию навыков работы в группе, коллективной работы;
Способствовать развитию навыков работы с текстом;
Способствовать развитию навыков презентации своего ответа
Ход урока:
Форма работы: групповая ( в группе по 5-6 человек)
Классная доска оформлена репродукциями картин русских художников на былинные сюжеты: «Витязь на распутье», «Богатыри» В.М.Васнецова, «Садко» И.Е.Репина, «Богатырь» М.Врубеля, а также иллюстрации к былинам И.Глазунова, Билибина. Это поможет учащимся легче погрузиться в тему урока, глубоко почувствовать ее.
Стадия вызова
На этой стадии учитель записывает на доске ассоциации, которые возникают у учащихся в связи с понятием «былина». Например, гусли, богатырь, старина, правда, подвиг и т.д.
Стадия осмысления
Учащимся предлагается поработать со статьей учебника «Героический эпос русского народа. Былины.».1 После чтения записи на доске дополняются новыми, учитель предлагает каждой группе сформулировать свои вопросы по теме. Количество вопросов должно соответствовать количеству групп.У учащихся могут возникнуть следующие вопросы:
Когда были созданы былины?
Можно ли верить в былины?
Как исполнялись былины?
Кто такой богатырь? Чем он отличается от обычных людей?
Чем былины отличаются от других жанров устного народного творчества?
Учитель рассказывает учащимся о форме работы на уроке, о сути стратегии, ребята делятся на группы, в данном случае должно быть организовано 5 групп.
Основой работы на стадии осмысления станет текст.
Былина – фольклорная эпическая песня о героических событиях. В древнерусском языке понятию «богатырь» соответствовали слова «храбр», «храбор». Слово «богатырь» появилось лишь в летописях 13 века.
У каждого богатыря - свое имя, своя биография, свой круг подвигов.
Богатырь всегда изображался не пешим, а конным воином. Часто внешне русский богатырь неприметен, но эта неприметность обманчива, она только подчеркивает значительность его последующих подвигов. Богатырь может быть плохо одетым, но конь и оружие у него всегда самые лучшие. Однако главное превосходство богатырей заключено не в их оружии, не в физической силе и воинском умении, а в нравственной силе. Богатырь всегда обладает моральным превосходством над врагами, потому что он стоит за правду, справедливость.
В «богатырство» его никто не посвящал, русский богатырь сам становился защитником родной земли и нес свою службу независимо от воли власти.
Богатырь оказывается наделенным сверхчеловеческими качествами, но проявляются они только в момент совершения подвига и могут употребляться только на правое дело.
В былинах богатырь только тот, кто защищает не свои личные интересы, а общенародные.
Согласно былинам, богатырство как могущественная и непобедимая сила, обеспечивающая мир и благополучие Русской земле, принадлежало далекому прошлому. Его нельзя датировать и нельзя определить, как долго оно длилось.
Былины исторически обобщили историческую действительность 11 – 16 веков и бытовали в устной форме до середины 20 века.
Былины отразили многие исторические реалии: географию и пейзаж Киевской Руси, борьбу Древнерусского государства против степняков-кочевников, детали военного княжеско-дружинного быта, исторические персонажи Владимира Святославовича и Владимира Мономаха, Добрыни, Садко, Ильи Муромца, половецких и татарских ханов. Художественный вымысел допускал совмещение имен более раннего и более позднего исторического периода, искажение географических расстояний, названий стран и городов.
Науке известно около 100 сюжетов Б ( всего с вариантами и версиями записано более 3 тысяч текстов, так, например, былина о первом выезде Ильи принадлежит к наиболее распространенным, наиболее популярным, в настоящее время опубликовано свыше 100 вариантов ее).
Былины всегда строятся особым образом. Начинаются былины с зачина. В нем указывается время и место действия, называется и описываемый герой. Очень часто сказители пользуются особым приемом – преувеличением (гиперболой), с помощью гиперболы рисовалось несметное вражеское войско, которое побеждает русский богатырь, в то же время гипербола могла применяться и к описанию богатыря и его действий. Обычно в описании врагов гипербола применяется для сатиры, а в описании богатыря она идеализирует героя. Важным поэтическим средством являлось сравнение, также использовались и постоянные эпитеты, которые дают представление об отношениях героев, об оценке предмета или явления.
Исполнялись былины речитативом предположительно под аккомпанемент гуслей, старинном щипковом музыкальном инструменте. Как предполагают ученые, игра на гуслях некогда была частью священного ритуала и воспринималась мистически. Об игре на гуслях сложены иронические пословицы: «Гусли звонки, да струны тонки», «Хороши гусельцы, да не хорош гуслист», «На словах – что на гуслях, а на деле – что на балалайке», «Немому речь, нагому гулянье, голодному гусельки» (В.И.Даль Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1955)
Сказитель – главное лицо в былинном творчестве. Он никогда не воспроизводит текст буквально, слово в слово, в его памяти хранится множество вариантов различных эпизодов, мотивов, характеристик, описаний и он может из этого множества всякий раз выбрать что-то одно, поэтому сказитель каждый раз заново воспроизводит былину.
Стих связан с напевом и относится к тоническому стихосложению. В былинном стихе три - четыре главных ударения, но нет рифмы, есть только созвучия окончаний строк.
Композиционную основу сюжетов многих былин составляют антитеза и утроение. В древнейшие времена «три» почиталось священным числом. Это первое число, с которым связано представление о множественности.
В основе былины динамическое повествование. В его синтаксисе глагол-сказуемое играет самую существенную, доминирующую роль. На сказуемое в подавляющем большинстве случаев падает интонационно-логическое ударение.
Не менее важным компонентом в эпическом стиле является драматический элемент, сразу бросается в глаза насыщенность текстов прямой речью персонажей. Подготовка какого-то события нередко передается подробно и обстоятельно через драматический монолог или диалог в то время, как сами события излагаются сжато, немногословно. Во всех случаях певцы очень дорожат возможностью представить происходящие события как развертывающиеся теперь, в момент самого повествования, в воображении слушателя. При этом персонажи оживают, слушатель как будто видит самого героя, персонажи говорят тем же величавым эпическим языком, что и сам певец, большого стремления к индивидуализации речи персонажей не наблюдается.
Повествование ведется неторопливо и величаво. В развертывании сюжета обязательно присутствуют разнообразные и многочисленные повторения. Замедленность действия ведется путем утроения эпизодов, повторения слов. Один из приемов соединения строк – повторение последних слов предыдущей строки в начале последующей (палиология). В былине могло появиться единоначатие (анафора), оно чаще всего подчёркивало размеренный стих былин.
В былинах изображается идеальный предметный мир: оружие у богатырей булатное, доспехи, кольчуга, утварь из золота и серебра, стрелы из заморского тростника, оперены перьями орла, в них блещут камни-самоцветы.
Богата и обильна былинная Русь: поля щедро родят хлеб, в лесах много зверья, в реках рыбы. В этой стране много городов, сел, деревень. Города блистают теремами и храмами, окружены стенами и башнями, улицы вымощены, в праздники их украшают сукнами и коврами. В центре города – княжеский двор.
Русь – сказочная страна. Она занимает огромные пространства, но герои былин переносятся с одного конца на другой со сказочной быстротой.
В былинах важную роль играют животные и птицы. В русских былинах людям в труде и бою часто помогает конь. Внешне конь богатыря ничем не примечателен, он не имеет крыльев, однако часто он изображается летящим, этот образ сохранился в выражении «конь вороной».
В былинном словаре множество слов, которых нет в обычной народной речи. Многие из них пришли из глубокой древности и связаны с давно исчезнувшими из быта предметами, понятиями: шелом(шлем или курган), бояре, дружина, тати-подорожники (разбойники), стольники, чашники, ключники, получка (дань), талан (участь), косица (висок). О заросшей травой дороженьке говорится, что она замуравела.
На стадии осмысления текст изучается всеми учениками. Сначала текст читают участники рабочих групп, их задача найти ответ на «свой» вопрос, затем формируются экспертные группы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу – для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления.
Подготовив окончательный ответ на «свой» вопрос, посовещавшись, внеся дополнения и изменения в свои ответы на вопросы, участники экспертных групп возвращаются в рабочие группы. Эксперты последовательно представляют варианты ответов на «свои» вопросы.
На стадии рефлексии учащиеся озвучивают ответы на вопросы, с которыми работали. После обмена информацией в группах ответы на вопросы озвучиваются. Если есть необходимость, можно продолжить работу на стадии рефлексии: это может быть исследовательское задание по «новым» вопросам, которые возникли в ходе работы над текстом
После презентаций команды должны создать свое определение былины, определения сравниваются и записывается в тетрадь
Домашнее задание:
Прочитать текст былины об «Илье Муромце и Соловье-разбойнике, используя прием ведения двухчастного дневника (в левой части дневника учащиеся записывают те моменты текста, на которые они «споткнулись», справа прокомментировать причину, по которой цитата вызвала у учащегося протест, удивление, восторг и др.
цитата
комментарий
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Зуева Т.В. Русский фольклор: Слов.-справ.: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2002;
\я познаю мир. Литература: энцикл. / авт.-сост. Н.В.Чудакова; худож. Е.В.Гальдяева. – М.: АСТ: Астрель, 2007;
Бахтин В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре / переизд.; Рис. С.Острова. – Л.: Дет. Лит., 1988;
Кузьмин А.И. Военная героика в русском народно-поэтическом творчестве: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1981
Владимир Яковлевич Пропп. Русский героический эпос. (Собрание трудов В.Я.Проппа).- Издательство «Лабиринт», М., 1999;
Путилов Б.Н. Застава богатырская: Беседы о былинах Русского Севера. – Л.: Дет.лит., 1990;
Юрий Иванович Юдин. Героические былины. Издательство «Наука», М., 1975;
Миронова Н.А.. Анализ произведений русской литературы: 7 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2011;
И.В.Муштавинская. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2013
1 Литература. Учебник-хрестоматия для 6-го класса под ред В.Г.Маранцмана. – Санкт-Петербург, изд «Специальная Литература», 1998