kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обобщения по творчеству В.Г.Короленко "Нравственные уроки повести "В дурном обществе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой урок по ФГОС, заключительное занятие по творчеству писателя В.Г.Короленко в 5 классе с элементами творческой мастерской.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок обобщения по творчеству В.Г.Короленко "Нравственные уроки повести "В дурном обществе"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Урок литературы в 5 классе

Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

(подготовка к сочинению)



Учитель: Шагирова О.С.

Цели урока:

Ι. Образовательные: выявить художественную идею повести, состоящую в утверждении необходимости гуманного, справедливого отношения к людям, независимо от общественного и имущественного положения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического, кинематографического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким.

Задачи:

  • обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

регулятивных УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию, умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

познавательных УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.


  • обеспечить условия для формирования личностных УУД:

умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование; формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

  • создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация, лепбуки, буктрейлер).

Приемы: диалог, комментированное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ, создание лепбуков, работа с ПК

Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, наглядный материал (иллюстрации).

Литература:

1.Повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе».

2.Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.



Ход урока

1Мотивация. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на нашем занятии. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, поприветствуем наших гостей.

-Садитесь. Итак, мы начинаем урок.



2. Актуализация знаний.

- Обратите внимание на слайд. В.Г.Короленко говорил: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня»

Сегодня мы проведем заключительный этап по произведению «В дурном обществе». И наш урок будет не просто уроком обобщения, а уроком милосердия и добра.

- Ребята, в нашей жизни многие люди поступают как все, думая лишь о себе. Но есть среди нас и те, кто слушает голос своей совести, не отступая от нравственных принципов.

И мы попробуем с вами сформулировать тему сегодняшнего занятия. Для этого ответим на вопросы:

  1. какими чертами характера обладал главный герой повести Вася?

Ученики:…..

  1. А какой урок мы можем извлечь из данного произведения? Чему оно нас учит?

Ученики:…

Учитель: Так как же будет звучать тема нашего урока?

Ученики дают свои варианты. Учитель подводит к формулировке: «Нравственные уроки повести «В дурном обществе»



3.Проверка домашнего задания.

Дома вы разгадывали кроссворд по содержанию повести. Если вы правильно ответили на все вопросы, то по вертикали должно было получиться слово. Посмотрите, у кого какое слово получилось?

Учащиеся читают ключевое слово гуманизм.

Учитель: Скажите, как вы понимаете слово гуманизм?

Давайте найдем определение слова «гуманизм» в словаре.

Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие, уважение человеческого достоинства.

- Как вы понимаете слово человеколюбие? Из каких слов оно состоит?

-Что значит любить человека?

Подберите синонимы к этому слову (слайд)

Сочувствие.

Сострадание.

Доброта.

-От каких слов первоначально произошли данные слова?

(найдите словообразовательную пару слов:

чувствовать- сочувствовать,

страдать- сострадать)

-Как вы понимаете значение слова

«страдать»? (испытывать боль)

-Кто из героев в повести Короленко страдает?

(Маруся, Валек, Тыбурций)

Ответьте полным предложением.

-В чем отличие слов в словообразовательной цепочке? Что означает приставка со-?

(вместе)

-А кто из героев повести сострадает и кому? (Вася)

Почему вы так решили? Из каких эпизодов это видно?



4.Актуализация знаний (работа в группах)

Дискуссия. Обсуждают варианты причин возникновения и решения проблемы в группах.

Класс предварительно делится на группы. Каждая группа детей разыгрывает свои вариант развития событий. Таким образом определяется наиболее верная поведенческая модель.

Перед началом дискуссии создается группа «Эксперты» (по одному представителю от каждой группы) для оценки выступлений участников дискуссии.

Члены группы «Эксперты» получают оценочные листы, в которых отражены критерии и показатели оценки.

- Почему встреча, грозившая закончиться дракой, переросла в дружбу?

(диалог Валека и Васи, глава 4)

- Почему Валек не бросился в драку? А почему Вася не начинает драки?

- Что было бы, если б драка все же состоялась? К каким бы последствиям это бы привело? Не забывайте еще и о третьем участнике ситуации – Марусе!

--Что вы теперь думаете о Васе? Как оцениваете его поступки? Можно ли сказать, что он ведет себя как порядочный человек по отношению к людям? А по отношению к своему отцу?

5. Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это «РАЗ».

Повернулась голова – это «ДВА».

Руки вниз, вперед смотри – это «ТРИ».

Руки в стороны пошире – развернули на «ЧЕТЫРЕ».

Силой их к плечам прижать – это «ПЯТЬ».

Всем ребятам тихо сесть – это «ШЕСТЬ».



6. Учитель: Поработаем в группах.

1группа: сравнить повесть и фильм «Среди серых камней» К. Муратовой;

2 группа: подготовить развернутый ответ на вопрос: «В чем созвучие полотен художников и повести В.Г.Короленко?»

3 группа: придумать лепбук на тему: «Главные герои повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»;

4 группа: придумать буктрейлер к повести.

Время для работы составляет 10 минут. Затем каждая группа представит классу свой продукт.

Пожалуйста, приступаем к работе. Все необходимые инструменты и заготовки у вас на столах.

Учитель: Итак, время. Все группы готовы. Пожалуйста, 1 группа.

Ребята, я благодарю вас за проделанную работу.

А теперь подведем итог нашего занятия.

Главный герой Вася стал более отзывчивым и добрым. Он научился воспринимать чужую боль, как свою собственную. Его характер изменился в лучшую сторону. Теперь, подводя итог урока, мы можем сказать, что Вася служит для нас образцом поведения?

7. Домашнее задание

Я предлагаю вам продолжить наш разговор дома и написать сочинение: «Характеристика литературного героя в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

8. Рефлексия

Ребята, заканчивая наше занятие, попрошу вас заполнить карточку и поставить себе отметку.

1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?

2.Ты был активен на уроке?

3.Что нового узнал на уроке?

4.С какими трудностями столкнулся?



























Задание для группы № 1

Сравните два одинаковых эпизода (из повести и кинофильма): история с куклой, первая встреча Васи с Валеком с Марусей, совместный обед Васи и нищих, предсмертное состояние Маруси, допрос отца и т.д.


Определите, почему у Короленко повесть называется «В дурном обществе», а у Киры Муратовой экранизация «Среди серых камней»?


Задание для группы № 2

1. В чем созвучие полотен русских художников в повести Короленко? 
2. Найдите описания старого замка и часовни. Какое чувство они вызывают? Опишите, как вы их себе представляете.
3. Опираясь на описание старого замка и часовни, нарисуйте словесные иллюстрации и сравните их с иллюстрациями В.Глуздова и В.Костицына.


















Ф.И.О_____________________________



Лист самооценки работы группы

Оцени работу своей группы: группа. №____

Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.
























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Шагирова Оксана Сабировна

Дата: 01.04.2018

Номер свидетельства: 464485


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства