kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Урок-настроение

«Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».»

МКОУ «Кулецминская СОШ»













Урок-настроение

«Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».

Класс: 5

Учитель: Муталиева А.Б.




Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенности образов природы в стихотворениях С. А.Есенина, В.Я.Брюсова, И.В.Северянина, Д.С.Мережковского, К.Д. Бальмонта; понять настроение, чувства поэтов в описании природы, пробудить интерес к поэзии у пятиклассников, помочь вызвать зрительные образы природы при чтении стихотворений; выявить художественные средства в изучаемых произведениях.

Задачи:

  1. Обучающая: продолжить находить символические образы, настроение лирического героя при помощи художественных средств в стихотворениях;

  2. Развивающая: продолжить развитие умений восприятия поэтического слова через творческие способности детей: выражение музыки, рисунков; умения работать в группах

  3. Воспитание любви к природе, Родине.

Оборудование: ИКТ - презентация: портреты С.А.Есенина, Брюсова, И.В.Северянина, Д.С.Мережковского, Бальмонта, рисунки детей о природе, музыка П.И. Чайковского «Времена года»,выставка книг, рефераты «Красная книга», «Заповедники Казахстана», творческие работы уч-ся, электронный учебник «Поэты серебряного века», электронный учебник «Всемирный день поэзии», видео-материал.
Ход урока

  1. ( Просмотр видеоклипа «Вальс цветов»)


  1. ЦИТАТА: Земля родная, лес да поле,

Луга в ромашках, синь дорог.

Какой простор, какая воля

Дыханью песнопевных строк!

Петр Орешин

3. ( Просмотр видеоклипа: «Март. Пробуждение природы»).

4.Слово учителя:

Мотивация- Сегодня мы с вами отправляемся в страну читательских удовольствий. Это очень большая страна, мы посетим лишь ее уголок. И чтобы мы не заблудились, не нарушили законов, и не попали в какую-нибудь неприятную историю, нас будет сопровождать сама фея.( из стихотворения К.Д.Бальмонта «Фея») Она прислала каждому из вас конверт с заданиями, а мне письмо, в котором хотела узнать: а любите ли вы природу, любите ли поэзию, знаете ли , что природа любит бережное отношение к себе – эти задания на знание вами творческой биографии поэтов, их стихов, которые живут в том уголке ее волшебной страны, куда мы отправляемся. Вы догадались, куда мы идем? Да, в царство природы. Мы отправляемся туда вместе с русскими поэтами С. А.Есенина, В.Я.Брюсова, И.В.Северянина, Д.С.Мережковского, К.Д. Бальмонта. Русскими художниками И.Шишкиным и И.Левитаном. Сопровождать нас будет также музыка П.И.Чайковского и Д.Б.Кабалевского.

- Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Правильно. Мы поговорим о том, как изображается родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.

- Запишите тему урока в тетрадях (на экране)

Тема нашего урока…

Цели урока…

Работа по группам в творческих мастерских. В каждой группе есть литературовед, художник, чтец.

  1. ( ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ: НА КАРТОЧКАХ – ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОЭТОВ.

Задача : сгруппироваться и занять стол, на котором уже стоят портреты поэтов С. А.Есенина, В.Я.Брюсова, И.В.Северянина, Д.С.Мережковского, К.Д. Бальмонта - соответственно деление на 5 групп –«есенинцы», «брюсовцы», «северянинцы», «мережковцы» и «бальмонтовцы», уч-ся прикрепляют англ. иголками маленькие карточки –портреты себе на грудь и занимают стол для продолжения работы).


6.Учитель:

Картины родной природы в любом ее проявлении никого не могут оставить равнодушными. Потому в литературе так много произведений, относящихся к пейзажной лирике.

Сегодня на уроке у нас будут присутствовать русские поэты  20 века. Они нам поведают, какой видели, чувствовали и рисовали в своих произведениях  родную природу.

Как и в пейзажной лирике 19 века, главным героем этих стихов является человек, его чувства и переживания. Поэтому мы немного  познакомимся и с самими поэтами.

В XX веке русские поэты по-прежнему внимательны к природе, поднимают те же темы, что и поэты предыдущего столетия. Только поэтический язык заметно изменился: в нем появилось больше индивидуальных метафор, эпитетов и сравнении

Желаю вам активной работы, хорошего настроения.

7.МОЗГОВОЙ ШТУРМ ДЛЯ КАПИТАНОВ

( Игра «Горячий стул»: разъяснить значения слов ( ученик сидит перед классом на стуле и отвечает на вопросы класса ( или вариант – на экране даны слова - презентация)

«Сравнение» – сопоставление одного предмета или явления с другим, имеющими общие признаки с первым ( А как Б).

«Эпитет» - ( гр.сл – приложение) – образное слово, определяющее, характеризующее какое-то свойство предмета или явления.

«Метафора» - (гр.сл. - перенос) – употребление слов в переносном значении для определения предмета или явления на основе сходства значения, уподобления.

« Олицетворение» - перенесение человеческих качеств или черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления.

«Словесность» - искусство слова ; творчество, выражающееся в устном и письменном слове.

«Пословица» - малый жанр фольклора, краткое, образное, ритмически организованное изречение, используемое в речи в переносном смысле.

«Пейзаж» - ( фр. сл. – местность) – описание природы в литературе.

«Гипербола» - ( гр. сл. – преувеличение) – образное преувеличение.

«Лирика» - ( гр. сл. – поющий под звуки лиры) – род фольклора и литературы, основной особенностью которого является воспроизведение чувств, переживаний человека.

«Строфа» - ( гр. сл. – поворот) – отрезок стихотворной речи, состоящий из регулярно повторяющихся в стихотворении групп строк, связанных единством смысла, интонации и синтаксиса.

8. РАБОТА В ГРУППАХ:

Первым нашим гостем будет ( группа «есенинцы»)

Сергей Александрович Есенин

1896 - 1925

Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет,
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт

С. Есенин


- Как рождается поэт? С чего начинается пробуждение творческих дум? Без умения видеть мир по-своему, без впечатлительности и искренности нет поэта. Природа не только «колыбель» и поэтическая «школа» Сергея Есенина, она душа есенинских стихов. Природа - источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Почти ни одно стихотворение не обходится без картины природы.

В есенинских «пейзажах» поражает многообразие растительного мира: более 20 пород деревьев и 20 видов цветов. Чаще встречаются береза, тополь, клен, черемуха, вишня, роза, колокольчик, ромашка и другие. Стихи Есенина - это лирика природы, чарующая нас своими красками, волнующая своей музыкой. «Мечтатель сельский», став в столице «первокласнейшим поэтом», по-прежнему сознает себя певцом деревни.

Давайте поближе познакомимся с Сергеем Есениным.

- Где же Есенин брал истоки своего творчества? В каком уголке России прошли его детские и юношеские годы? Давайте сейчас отправимся в заочное путешествие по есенинским местам.

Ученик №1: Сергей Есенин вышел из среды потомственных рязанских хлеборобов. Родился он 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области (Показывает фотографии родителей). Отец Александр Николаевич жил в Москве, работал приказчиком в мясной лавке, а мать, Татьяна Федоровна, вынуждена была работать в прислугах в Рязани. Поэтому маленький Сережа с 2-х до 9-ти лет воспитывался в семье деда Титовых – родителей матери. Детство будущего поэта прошло среди полей и степей Рязанщины, и на всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы.

Сергей был озорным, здоровым мальчиком, любил пасти лошадей, купаться, ходить в лес, любовался родной природой.

В пять лет Сергей научился читать.. Первые стихи начал писать с 8-9 лет. Получив образование , уезжает в Москву, но часто из столицы приезжает в свою родную деревню (показ фотографий)

Многие произведения Есенина относятся к жанру лирического романса. Например, «Клен ты мой опавший» в исполнении Н. Сличенко не может оставить равнодушным никого, так как здесь мы ясно чувствуем переживания поэта (звучит романс).

Бывший деревенский мальчик добился своей цели - «стал знаменитым русским поэтом» благодаря своей пытливости, памяти, таланту.

К сожалению, прожил он совсем мало. 27 декабря 1925 года его не стало Стихи Есенина зовут к добру, к свету, воспитывают чувство красоты, любви к Родине.

Учитель: Роль природы в стихотворениях русских поэтов всегда заключалась в том, чтобы очищать души. Перед лицом природы пропадает все нечистое, все скверное, все мелкое . Эту врачующую силу природы глубоко прочувствовал С. А. Есенин в целом ряде стихотворений, в том числе в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали...» и «Пороша». 


Ученик № 2 : наизусть ( или выразительно ) читает стихотворение «Зашумели над затоном тростники…»

9. Вторым нашим гостем будет ( группа «БРЮСОВЦЫ»)

Валерий Яковлевич Брюсов

Ученик № 1: ( из творческой биографии поэта)

Ученик № 2: наизусть ( или выразительно ) читает стихотворение «Колыбельная»

10. Третьим нашим гостем будет ( группа «северянинцы»)

Игорь Северянин

Ученик № 1: ( из творческой биографии поэта)

Ученик № 2: наизусть ( или выразительно ) читает стихотворение «Январь», «Выйди в сад» и т.д. (на выбор)



11. Четвертым нашим гостем будет ( группа «мережковцы»)

Дмитрий Сергеевич Мережковский

Ученик № 1: ( из творческой биографии поэта)

Ученик № 2: наизусть ( или выразительно ) читает стихотворение «Природа»

12. Пятым нашим гостем будет ( группа «бальмонтовцы»)

Константин Дмитриевич Бальмонт

Ученик № 1: ( из творческой биографии поэта)

Ученик № 2: наизусть ( или выразительно ) читает стихотворение «Светлый мир» и др.

13. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

А) СЛОВАРНАЯ РАБОТА ( слово «КАРТИНА».

( ученик зачитывает из «Большого толкового словаря современного русского языка Д.Н. Ушакова» толкование слова «КАРТИНА»).

«картина» - (с.348) – 1.Произведение живописи в красках.

2.Кинофильм.

3.Ряд образов, отличающихся наглядностью и

образующих единое целое.

4.Общее состояние, положение чего-нибудь

как предмет словесного изображения, опи-

сания.

5.Литературное изображение каких-нибудь си-

туаций, бытовых сцен.

6.В драматических произведениях – часть акта,

Требующая самостоятельной декорации.

7.О ком-чем-нибудь, поражающем своим живо-

писным, характерным видом, красотой.

14. Б) видеоматериал

( «Времена года» – картины художников).

15. В) Работа по проверке опережающего задания для активных, одарённых учеников ( «Времена года – картины художников :



1.«Грачи прилетели» А.Саврасова

2.«Весна идёт» С. А. Виноградова

3. «Первая зелень» И. Остроухова

4.«На пашне. Весна» А. Г. Венецианова

5.«Сирень в корзине» П. Кончаловского

16. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

А ТЕПЕРЬ ПОПРОБУЕМ МЫ САМИ ПОДГОТОВИТЬ НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ «РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА».

( группам раздаются ватманы с готовыми черно-белыми картинками и «пазлы» стихотворения поэта.

ЗАДАЧА: за 3 минуты собрать из «пазлов» - строк стихотворения поэта целый вариант, приклеить и разукрасить картинку на ватмане)

17. ПРЕЗЕНТАЦИЯ И ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧ-СЯ.

18. (ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТ УЧ-ОВ НА ДОСКЕ)

19.( ФИЗМИНУТКА : «Вы, наверное, устали?»

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

20. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Изучая творчество поэтов ХХ века , можно вспомнить и о наших

казахстанских поэтах, которые также любили и воспевали тему природы в своих стихах.

Одним из таких поэтов является Абай Кунанбаев

( показ на слайде портрета Абая Кунанбаева и чтение отрывка из его стихотворения:

21. (АБАЙ


ЛЕТО

Лето — солнечная пора!

В тучных, в шелковых травах степь

От душистых цветов пестра.

К полноводной реке аул

На кочевье пришел с утра.

Слышно ржанье коней в траве,

Как в лесу, их найдешь не вдруг:

Тяжко дышащих кобылиц

В воду с гиком загнал пастух;

Бьют хвостами они себя,

Отгоняют докучных мух;

К матерям жеребята льнут

Или скачут, резвясь, вокруг;

Стаи уток и лебедей

Осеняют крыльями луг...

Ставят девушки юрты; смех

На лукавых губах подруг;

Четких, плавных движений ритм

И мелькание белых рук...

Скот на пастбищах оглядев,

Успокоясь, помолодев,

Возвращается бай в аул,—

Аргамак его резв и сух.

Гости в юрту его сошлись,

Бьет ключом из сабы кумыс.

Остроумие в их кругу

Возбуждает кумысный дух.

И, наученный пастухом,

Мальчик к матери пристает,

Просит мясо и хнычет вслух.

Здесь не чувствуется жары;

Бай откинулся на ковры,

Над его самоваром — пар,

Словно облачка белый пух.

Бай кивком одобряет речь,

Говорить не желая вслух;

Но кивку его, лебезя,

Вмиг поддакивает весь круг.

С палкой, в белой рубашке, сед,

Аксакал издали спешит.

Он кричит: “Поверни стада!

Сторонись, не пыли, пастух!”

Может, баю придет каприз

Пригласить к себе на кумыс

Раболепнейшего из слуг.

Вот табунщики на лихих

Необъезженных вороных:

Утром сели они в седло,

А теперь уже день потух.

Вот охотники вдоль реки

По вечерним лугам спешат,

С каждым — сокол, как верный друг.

Ловкий хищник уходит ввысь

И разит — и седых гусей

Гонит вдаль от него испуг...

Аксакала томит недуг;

Жизнь прошла, не вернешь назад;

Байским шуткам издалека

Вторит старческим смехом он.

Только бай к его смеху глух...

ОСЕНЬ

Тучи серые, дождь недалек.

Осень. Голую землю туман заволок.

То ль от сытости, то ль, чтоб согреться, резвясь,

Стригунка догоняет в степи стригунок.


Ни травы, ни тюльпанов. И всюду затих

Звонкий гомон детей, смех ребят молодых.

И деревья, как нищие старцы, стоят

Оголенные, листьев лишившись своих.


Кожу бычью, овечью в кадушках дубят.

Чинят шубы и стеганый старый халат.

Молодухи латают дырявые юрты,

А старухи неделями нитки сучат.


Косяком потянулись на юг журавли.

Караваны верблюдов под ними прошли,

И в аулах — уныние и тишина,

А над степью осенней — одни ковыли.


Дуют ветры, становится все холодней,

Стужа мучает и стариков и детей.

Псы голодные ловят мышей полевых,

Не найдя, как бывало, объедков, костей.


Ветер пыль поднимает — над степью черно.

Осень, сыро. Но так уже заведено —

Плох обычай! — нельзя разжигать очаги,

В наших юртах теперь неуютно, темно.

* * *

Ноябрь — преддверие зимы, пора в аул, пора!

На летних пастбищах гремят холодные ветра.

Но чтоб окрестные луга до снега не топтать,

Бай держит стадо далеко от своего двора.


У бая много пастухов и юрта хороша,

А бедный мерзнет сам в степи, скотину сторожа;

Он квасит кожи и дубит их в ледяном чану;

Жена, бедняга, ткет чекмень, от холода дрожа.


И для ребенка нет костра, и в юрту натекло,

И улетучилось давно последнее тепло;

А старикам — совсем беда, ложись и помирай:

И пищи нет, и солнца нет, и ветер воет зло.

* * *

Уж если бай пока что бьет свой самый худший скот,

То где ж бедняк себе еды и топлива найдет?

Коль даст богатый полмешка сухого кизяка —

Благодари скорей его, семью его и род.

Пускай над степью снеговой буран гремит опять,

Ведь байский сын одет и сыт, ему тепло гулять.

И батрачонок целый день обязан быть при нем

И со слезами на глазах ублюдка забавлять.

Бай не поможет бедняку. Зачем его жалеть?

А если даст кусок — гляди, длинна у бая плеть.

Трудись, бедняк, проклятый долг сторицей возврати,

Ведь баю — жить, и богатеть, тебе — в могиле тлеть.

Печальна горестная жизнь голодных бедняков!

Владелец тысячных отар, верблюдов и быков,

Богатый бай, не будь скупцом, убийцею не будь!

Хоть эту зиму прокорми детей и стариков!





22. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

( об охране окружающей среды, природы, «Красная книга», «Черная книга», «Заповедники Казахстана» - беседа (1-2 мин.)).

23.Оценивание работы учеников.

24.Показ материала электронного учебника «Поэты серебряного века».

25. Показ материала электронного учебника «Всемирный день поэзии».

26. Итог урока.

РЕФЛЕКСИЯ - (УСТНО ) – РАССКАЖИТЕ, ОБРАЩАЯСЬ К МИФИЧЕСКОМУ ГЕРОЮ НАШЕГО УРОКА –ФЕЕ, КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРОИЗВЕЛ НА ВАС СЕГОДНЯШНИЙ УРОК, ЧТО ИНТЕРЕСНОГО ИЛИ ПОЛЕЗНОГО ВЫ УЗНАЛИ, ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ, ЧЕМ БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ С НЕЙ , КАКИМИ ЧУВСТВАМИ…КАКОВО ВАШЕ НАСТРОЕНИЕ? ( высказывания учеников).

27. Домашнее задание: напишите в рабочих тетрадях письмо- обращение к Фее, расскажите о нашем сегодняшнем уроке.

28 .Видеоматериал – подарок ученикам и гостям урока

( «12 роз для тебя»).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».

Автор: Муталиева Асият Базалаевна

Дата: 22.01.2021

Номер свидетельства: 571069


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства