Просмотр содержимого документа
«Урок-настроение «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».»
МКОУ «Кулецминская СОШ»
Урок-настроение
«Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века».
Класс: 5
Учитель: Муталиева А.Б.
Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенности образов природы в стихотворениях С. А.Есенина, В.Я.Брюсова, И.В.Северянина, Д.С.Мережковского, К.Д. Бальмонта; понять настроение, чувства поэтов в описании природы, пробудить интерес к поэзии у пятиклассников, помочь вызвать зрительные образы природы при чтении стихотворений; выявить художественные средства в изучаемых произведениях.
Задачи:
Обучающая: продолжить находить символические образы, настроение лирического героя при помощи художественных средств в стихотворениях;
Развивающая: продолжить развитие умений восприятия поэтического слова через творческие способности детей: выражение музыки, рисунков; умения работать в группах
Воспитание любви к природе, Родине.
Оборудование: ИКТ - презентация: портреты С.А.Есенина, Брюсова, И.В.Северянина, Д.С.Мережковского, Бальмонта, рисунки детей о природе, музыка П.И. Чайковского «Времена года»,выставка книг, рефераты «Красная книга», «Заповедники Казахстана», творческие работы уч-ся,электронный учебник «Поэты серебряного века»,электронный учебник «Всемирный день поэзии», видео-материал. Ход урока
( Просмотр видеоклипа «Вальс цветов»)
ЦИТАТА: Земля родная, лес да поле,
Луга в ромашках, синь дорог.
Какой простор, какая воля
Дыханью песнопевных строк!
Петр Орешин
3. ( Просмотр видеоклипа: «Март. Пробуждение природы»).
4.Слово учителя:
Мотивация- Сегодня мы с вами отправляемся в страну читательских удовольствий. Это очень большая страна, мы посетим лишь ее уголок. И чтобы мы не заблудились, не нарушили законов, и не попали в какую-нибудь неприятную историю, нас будет сопровождать сама фея.( из стихотворения К.Д.Бальмонта «Фея») Она прислала каждому из вас конверт с заданиями, а мне письмо, в котором хотела узнать: а любите ли вы природу, любите ли поэзию, знаете ли , что природа любит бережное отношение к себе – эти задания на знание вами творческой биографии поэтов, их стихов, которые живут в том уголке ее волшебной страны, куда мы отправляемся. Вы догадались, куда мы идем? Да, в царство природы. Мы отправляемся туда вместе с русскими поэтами С. А.Есенина, В.Я.Брюсова, И.В.Северянина, Д.С.Мережковского, К.Д. Бальмонта. Русскими художниками И.Шишкиным и И.Левитаном. Сопровождать нас будет также музыка П.И.Чайковского и Д.Б.Кабалевского.
- Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Правильно. Мы поговорим о том, как изображается родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.
- Запишите тему урока в тетрадях (на экране)
Тема нашего урока…
Цели урока…
Работа по группам в творческих мастерских. В каждой группе есть литературовед, художник, чтец.
( ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ: НА КАРТОЧКАХ – ИЗОБРАЖЕНИЯ ПОЭТОВ.
Задача : сгруппироваться и занять стол, на котором уже стоят портреты поэтов С. А.Есенина, В.Я.Брюсова, И.В.Северянина, Д.С.Мережковского, К.Д. Бальмонта - соответственно деление на 5 групп –«есенинцы», «брюсовцы», «северянинцы», «мережковцы» и «бальмонтовцы», уч-ся прикрепляют англ. иголками маленькие карточки –портреты себе на грудь и занимают стол для продолжения работы).
6.Учитель:
Картины родной природы в любом ее проявлении никого не могут оставить равнодушными. Потому в литературе так много произведений, относящихся к пейзажной лирике.
Сегодня на уроке у нас будут присутствовать русские поэты 20 века. Они нам поведают, какой видели, чувствовали и рисовали в своих произведениях родную природу.
Как и в пейзажной лирике 19 века, главным героем этих стихов является человек, его чувства и переживания. Поэтому мы немного познакомимся и с самими поэтами.
В XX веке русские поэты по-прежнему внимательны к природе, поднимают те же темы, что и поэты предыдущего столетия. Только поэтический язык заметно изменился: в нем появилось больше индивидуальных метафор, эпитетов и сравнении
Желаю вам активной работы, хорошего настроения.
7.МОЗГОВОЙ ШТУРМ ДЛЯ КАПИТАНОВ
( Игра «Горячий стул»: разъяснить значения слов ( ученик сидит перед классом на стуле и отвечает на вопросы класса ( или вариант – на экране даны слова - презентация)
«Сравнение» – сопоставление одного предмета или явления с другим, имеющими общие признаки с первым ( А как Б).
«Метафора» - (гр.сл. - перенос) – употребление слов в переносном значении для определения предмета или явления на основе сходства значения, уподобления.
« Олицетворение» - перенесение человеческих качеств или черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления.
«Словесность» - искусство слова ; творчество, выражающееся в устном и письменном слове.
«Пословица» - малый жанр фольклора, краткое, образное, ритмически организованное изречение, используемое в речи в переносном смысле.
«Пейзаж» - ( фр. сл. – местность) – описание природы в литературе.
«Гипербола» - ( гр. сл. – преувеличение) – образное преувеличение.
«Лирика» - ( гр. сл. – поющий под звуки лиры) – род фольклора и литературы, основной особенностью которого является воспроизведение чувств, переживаний человека.
«Строфа» - ( гр. сл. – поворот) – отрезок стихотворной речи, состоящий из регулярно повторяющихся в стихотворении групп строк, связанных единством смысла, интонации и синтаксиса.
8. РАБОТА В ГРУППАХ:
Первым нашим гостем будет ( группа «есенинцы»)
Сергей Александрович Есенин
1896 - 1925
Разбуди меня завтра рано, Засвети в нашей горнице свет, Говорят, что я скоро стану Знаменитый русский поэт
С. Есенин
- Как рождается поэт? С чего начинается пробуждение творческих дум? Без умения видеть мир по-своему, без впечатлительности и искренности нет поэта. Природа не только «колыбель» и поэтическая «школа» Сергея Есенина, она душа есенинских стихов. Природа - источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Почти ни одно стихотворение не обходится без картины природы.
В есенинских «пейзажах» поражает многообразие растительного мира: более 20 пород деревьев и 20 видов цветов. Чаще встречаются береза, тополь, клен, черемуха, вишня, роза, колокольчик, ромашка и другие. Стихи Есенина - это лирика природы, чарующая нас своими красками, волнующая своей музыкой. «Мечтатель сельский», став в столице «первокласнейшим поэтом», по-прежнему сознает себя певцом деревни.
Давайте поближе познакомимся с Сергеем Есениным.
- Где же Есенин брал истоки своего творчества? В каком уголке России прошли его детские и юношеские годы? Давайте сейчас отправимся в заочное путешествие по есенинским местам.
Ученик №1: Сергей Есенин вышел из среды потомственных рязанских хлеборобов. Родился он 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области (Показывает фотографии родителей). Отец Александр Николаевич жил в Москве, работал приказчиком в мясной лавке, а мать, Татьяна Федоровна, вынуждена была работать в прислугах в Рязани. Поэтому маленький Сережа с 2-х до 9-ти лет воспитывался в семье деда Титовых – родителей матери. Детство будущего поэта прошло среди полей и степей Рязанщины, и на всю жизнь глубоко запечатлелись живописнейшие картины природы.
Сергей был озорным, здоровым мальчиком, любил пасти лошадей, купаться, ходить в лес, любовался родной природой.
В пять лет Сергей научился читать.. Первые стихи начал писать с 8-9 лет. Получив образование , уезжает в Москву, но часто из столицы приезжает в свою родную деревню (показ фотографий)
Многие произведения Есенина относятся к жанру лирического романса. Например, «Клен ты мой опавший» в исполнении Н. Сличенко не может оставить равнодушным никого, так как здесь мы ясно чувствуем переживания поэта (звучит романс).
Бывший деревенский мальчик добился своей цели - «стал знаменитым русским поэтом» благодаря своей пытливости, памяти, таланту.
К сожалению, прожил он совсем мало. 27 декабря 1925 года его не стало Стихи Есенина зовут к добру, к свету, воспитывают чувство красоты, любви к Родине.
Учитель: Роль природы в стихотворениях русских поэтов всегда заключалась в том, чтобы очищать души. Перед лицом природы пропадает все нечистое, все скверное, все мелкое . Эту врачующую силу природы глубоко прочувствовал С. А. Есенин в целом ряде стихотворений, в том числе в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали...» и «Пороша».
Ученик № 2 : наизусть ( или выразительно ) читает стихотворение «Зашумели над затоном тростники…»
Ведь баю — жить, и богатеть, тебе — в могиле тлеть.
Печальна горестная жизнь голодных бедняков!
Владелец тысячных отар, верблюдов и быков,
Богатый бай, не будь скупцом, убийцею не будь!
Хоть эту зиму прокорми детей и стариков!
22. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
( об охране окружающей среды, природы, «Красная книга», «Черная книга», «Заповедники Казахстана» - беседа (1-2 мин.)).
23.Оценивание работы учеников.
24.Показ материала электронного учебника «Поэты серебряного века».
25. Показ материала электронного учебника «Всемирный день поэзии».
26. Итог урока.
РЕФЛЕКСИЯ - (УСТНО ) – РАССКАЖИТЕ, ОБРАЩАЯСЬ К МИФИЧЕСКОМУ ГЕРОЮ НАШЕГО УРОКА –ФЕЕ, КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПРОИЗВЕЛ НА ВАС СЕГОДНЯШНИЙ УРОК, ЧТО ИНТЕРЕСНОГО ИЛИ ПОЛЕЗНОГО ВЫ УЗНАЛИ, ЧТО ПОНРАВИЛОСЬ, ЧЕМ БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ПОДЕЛИТЬСЯ С НЕЙ , КАКИМИ ЧУВСТВАМИ…КАКОВО ВАШЕ НАСТРОЕНИЕ? ( высказывания учеников).
27. Домашнее задание: напишите в рабочих тетрадях письмо- обращение к Фее, расскажите о нашем сегодняшнем уроке.
28 .Видеоматериал – подарок ученикам и гостям урока