Урок на тему «Н.Носов – автор юмористических рассказов»
Урок на тему «Н.Носов – автор юмористических рассказов»
Цели:
1. Ознокомить с творчеством Н.Носова
2. Развивать и корригировать мышление на основе упражнений на анализ, синтез, сравнение; Вербальную память и образную память; устойчивое произвольное внимание; устную диалогическую речь.
3. Воспитывать патриотическое чувство, уважение к старшим.
Приемы и методы: анализ поэтического текста (поисковый и частично исследовательский методы работы), самостоятельная работа по заданной программе (интерпретация художественного текста, создание конечного продукта деятельности - компьютерной презентации), групповая работа студентов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема урок Н.Носов – автор юмористических рассказов
Тип занятия,форма проведения урока – урок изучения нового материала
Цели:
1. Ознокомить с творчеством Н.Носова
2. Развивать и корригировать мышление на основе упражнений на анализ, синтез, сравнение; Вербальную память и образную память; устойчивое произвольное внимание; устную диалогическую речь.
3. Воспитывать патриотическое чувство, уважение к старшим.
Приемы и методы: анализ поэтического текста (поисковый и частично исследовательский методы работы), самостоятельная работа по заданной программе (интерпретация художественного текста, создание конечного продукта деятельности - компьютерной презентации), групповая работа студентов.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютеры, экран для воспроизведения результатов работы - презентации.
Межпредметная связь: История
Ценности: Истина
Ход и хронометраж урока
№
Этапы урока
Содержание этапа
Время
1
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка целей и задач.
2 мин
2
Вступительное слово учителя
Краткое сообщение
10 мин
3
Проверка индивидуального домашнего задания
Сообщение или презентация на тему «Жизнь и творчество Н.Носова»
13 мин
4
Работа по теме урока
Выступление групп
30 мин
5
Закрепление материала
Обсуждение произведений Аналитико-исследовательская работа по тексту
20 мин
6
Подведение итогов занятия
Обобщение, выставление оценок с комментариями
3 мин
7
Домашнее задание
Лекция, стихотворение наизусть и его анализ.
2 мин
Ход урока
1. Организационный момент. Вхождение в урок:
Красиво стали, подравнялись. Спинки ровные, головки приподняли. Пятки вместе, носки врозь. На меня все посмотрели, улыбнулись: Для здоровьесбереженья Выполним упражненья: Руки вверх, руки вниз, На носочки поднялись: То присядем, то нагнулись: Ровно стали, улыбнулись: Здравствуйте, ребята! Очень тихо сели.
2. Постановка цели перед обучаемыми
- Ребята! Сегодня мы проводим обобщающий урок по произведениям Н.Н.Носова, которые мы изучили на предыдущих уроках литературы и с которыми вы уже были знакомы ранее.
3. Обобщение знаний
Слайд 2.
- Кто такой Н.Н.Носов?
поэт
писатель
баснописец
сказочник
Слайд 3.
- Давайте определим круг друзей Н.Н.Носова.
Корней Иванович Чуковский
Агния Львовна Барто
Самуил Яковлевич Маршак
Сергей Владимирович Михалков
Слайд 4.
- Чем увлекался Носов в детстве
пением
театром
химией
шахматами
радиолюбительством
электротехникой
фотографией
сочинительством
Слайд 5.
- Сразу ли Носов стал писателем? /Дети "цепочкой" читают слова и объясняют как они их понимают?/
Продавец газет
Чернорабочий
Землекоп
Косарь
Возчик бревен
Постановщик учебных и научно-популярных фильмов
Писатель
- Какие же произведения Н.Н.Носова вы читали на уроках литературы?
/
Узнайте по иллюстрациям:
- Кто они и откуда?
Слайд 6. ("Затейники")
Слайд 7. ("Огурцы" )
Слайд 8. ("Телефон")
Слайд 9. ("Мишкина каша")
Слайд 10. ("Фантазеры")
Слайд 11. ("Живая шляпа")
Слайд 12. ("Бобик в гостях у Барбоса")
4. Беседа по прочитанному произведению.
- Как звали героев его самого первого рассказа "Затейники"?
(Валя и Петя)
- Почему так назвали рассказ?
- В какую игру они хотели поиграть?
- Почему игра прервалась? Что им помешало закончить игру?
- Расскажите, чем же заканчивается рассказ?/Дети пересказывают концовку рассказа/
Слайд 13.
5. Словарная работа.
-Дети, обратите внимание на экран. Откуда эти слова, из какого произведения?
к.мната
к.ртофель
к.мод
к.рзина
к.черга
кр.вать
к.тенок
- Какие из этих слов являются словарными? Какие безударные гласные вы вставите?
- А что такое комод?
- Что такое кочерга?
- Вспомните содержание этого рассказа. Кто герои этого рассказа?
- Какими себя показали мальчики в момент встречи с "Живой шляпой"?
Слайд 13. ( 2 столбик)
Выбрать нужное:
смелыми
трусливыми
шутливыми
находчивыми
догадливыми
добрыми
любопытными
Слайд 14.
6. Работа над предложением.
-Обратите внимание на предложения. Какие буквы надо вставить в слова?
К.тенок Васька с.дел на п.лу возле к.мода и л.вил мух. А на к.моде, на самом кр.ю л.жала шляпа:
Слайд 15.
7. Выборочное чтение.
- Кто же первый раскрыл секрет "живой шляпы" Володя или Вадик?
- Давайте проверим: внимательные ли вы читатели?
- Докажите словами рассказа стр.58
- А сейчас давайте вспомним рассказ "На горке".По этому рассказу вы составляли план и пересказывали его содержание.
Слайд 16.
8. Работа над планом рассказа.
- Правильно ли расположены части рассказа?
- Какую пословицу можно подобрать к пятому пункту плана:
Делаешь наспех - сделаешь на смех.
Семь раз отмерь - один отрежь.
Поспешишь -людей насмешишь.
План рассказа.
1. Котька трудится.
2. Строительство горки.
3. Работа пришлась по нраву.
4. Хитрый Котька.
- Нужна ли пятая часть рассказа? В чем главная мысль рассказа?
Слайд 17.
- Теперь расставим пункты плана правильно на свои места:
1. Строительство горки.
2. Хитрый Котька.
3. Делаешь наспех- сделаешь на смех.
4. Котька трудится.
5. Работа пришлась по нраву.
9. Работа с незнакомым текстом.
/Детям раздаются листочки с незнакомым текстом "Незнайка и жук"./
Жужжащее чтение незнакомого текста. Беседа по прочитанному.
- Расскажите, о чем прочитали?
10.Чтение по ролям отрывка из произведения Носова "Телефон".
11 . Викторина - путаница по произведениям Носова:
- Носова зовут Николай Павлович? (Николаевич)
- "Тараканище", "Мойдодыр" , "Приключения Незнайки"- это сказки Чуковского?(Не все. "Приключения Незнайки" - это рассказ Носова)
- Детей из рассказа "Затейники" звали Петя и Валя? (Да!)
- Картошка, корзина, шляпа- это предметы из произведения "Фантазеры"?(Нет!"Живая шляпа"
- Совок, лопата, ведро - это предметы из рассказа "На горке"? (Да!)
- Машина каких героев, какого произведения заправлялась сахарным сиропом? (Винтика и Шпунтика )
12. Подведение итогов урока.
Что же можно сказать о всех героях Носова, какие они?
(Веселые, добрые, непоседливые, очень наивны, хорошие, искренние, трудолюбивые, они честно ошибаются и хитрят бесхитростно)
Слайд 18.
- Чему учат рассказы Носова?
"Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедиться: все герои Носова "как живые", а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству".