( Изучение стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла»)
Николаенко Елена Дмитриевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы №370 Санкт-Петербурга, тел.8911 1965033 эл.почта [email protected]
Модель урока построена с учётом обучающихся с ЗПР Цель:
познакомить учащихся с поэтическими любовными посланиями А.С.Пушкина и их адресатами; помочь учащимся увидеть своеобразие любовной лирики А.С.Пушкина, которое заключается в необычайном уважении и восхищении любимой женщиной, ее личностью;
развивать навыки анализа поэтического текста; развивать речь учащихся, умения презентовать свою работу;
Закон трёх О: очаровать произведением, окрылить героем, обворожить писателем;
Индуктор - прием, вводящий участников в проблемную ситуацию, вызывающий личностное отношение к предмету обсуждения, положительный эмоциональный настрой. Индуктор должен отвечать следующим требованиям:
- актуализировать личный опыт учащихся;
- быть оригинальным, неожиданным, эмоционально привлекательным;
предлагать выбор вариантов решения задачи;
иметь связь с основной идеей мастерской.
Звучит аудиозапись романса «Я помню чудное мгновенье» (М.Глинка). Учитель спрашивает учащихся об адресате этого стихотворения, написанное А.С. Пушкиным. Если появляются ответы, то учитель добавляет информацию :Чувство к Анне Керн подарило миру одно из самых известных стихотворений – «К ***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825). С ней Пушкин встречался всего два раза, но эти встречи оставили в его душе яркий след. Увидев Анну во второй раз в своей жизни, поэт передал ей листок с поэтическим признанием – именно эта женщина стала олицетворением «гения чистой красоты».
Учитель: Любовь – неизменная и главная тема для лирики любого периода времени. Возможно, причина тому – огромное число эмоций и их нюансов, которые переживает влюбленный человек. Это может быть как счастье, так и боль; как восторг, так и разочарование. Любой человек способен все это прочувствовать, однако далеко не всякий способен это выразить.
Учитель предлагает учащимся сформулировать тему урока. Все предложенные варианты записываются на доске. Класс выбирает понравившийся вариант. Тема записывается в тетради. Учитель сообщает, что окончательный вариант формулировки темы учащиеся могут предложить много позже, в конце занятия.
На доске запись: Люблю, люблю и не могу иначе…
Задание: продолжите, пожалуйста, поэтическую строчку из песни, выразив свои воззрения на предложенную тему. Это может быть прозаический или поэтический текст, ассоциативный ряд или рисунок, символ.
2. Цепочка заданий,продуманная педагогом так, чтобы постоянно углублять знания учащихся об исследуемом явлении. Каждое задание в этой цепи выполняется учащимися в 3 этапа.
Первый этап - самоконструкция.
Предлагается индивидуальное задание для определения участником своих реальных возможностей в рамках поставленной проблемы.
А.С. Пушкин, талантливейший поэт и мастер слова, умел облачить свои любовные переживания в словесную форму. Огромная масса стихов поэта была именно о любви, и многие их них были не просто размышлениями на эту тему, но посвящениями женщинам, к которым Пушкин питал чувства на разных этапах своей жизни.
Знакомство с пушкинскими стихами о любви предлагаю начать с небольшим по объему, но колоссальным по глубине мысли и чувства, выраженными в нем, шедевром «На холмах Грузии лежит ночная мгла». Небольшое произведение относится одновременно к пейзажной и любовной лирике. Исследователи творчества поэта так и не пришли к единому выводу, чей женский образ описан в стихотворении. По одной версии Пушкин имеет в виду свое первое неудачное сватовство к Н. Гончаровой. Родители девушки дали неопределенный ответ. Они утверждали, что дочь еще очень молода. Но действительной причиной, мешающей браку, была, вероятно, скандальная слава поэта. По другой версии Пушкин обращается к М. Н. Раевской( Волконской), к которой испытывал большое влечение. Сама Волконская была уверена, что стихотворение посвящено ей.
Учащимся выдается текст. Предлагается на выбор прослушать стихотворение с закрытыми глазами или слушать ,прочитывая текст.
Учитель читает так, чтобы завораживала магия стиха, мелодика.
Учащиеся следят по тексту.
Опишите картину, которая возникла в вашем воображении после первоначального знакомства со стихотворением. Можете создать черновой вариант иллюстрации к стихотворению.
Второй этап - социоконструкция.
Групповое выполнение задания, которое предполагает выработку позиций по изучаемой проблеме. В процессе поиска каждый участник отстаивает свою позицию при общем решении проблемы.
Примерный ход рассуждения. Стихотворение условно распадается на такие картинки: пейзаж (ночь, Грузия, холмы, шумливая горная река Арагва), на берегу реки он (лирический герой), переживающий разлуку с любимой (состояние лирического героя). Завершается произведение жизнеутверждающей нотой: «сердце вновь горит и любит – оттого, что не любить оно не может».
Третий этап - социализация.
Формула Кольриджа гласит : ПОЭЗИЯ ЕСТЬ ЛУЧШИЕ СЛОВА В ЛУЧШЕМ ПОРЯДКЕ.
ФОРМУЛА ТЕОДОРА де ВАНВИЛЯ: ПОЭЗИЯ ЕСТЬ ТО,ЧТО СОТВОРЕНО И, СЛЕДОВАТЕЛЬ НО ,НЕ НУЖДАЕТСЯ В ПЕРЕДЕЛКЕ.
Докажите что это так? Найдите в данном стихотворении доказательства с помощью художественно-выразительных средств.
Общее обсуждение проблемы, защита позиций. Каждая группа представляет свою работу на обсуждение всего класса. Возникает дискуссия. Проявляется готовность к пересмотру своих суждений, к изменению образа действий в свете убедительных аргументов.
Учитель обобщает все сказанное участниками мастерской, вместе с ними выявляет общее в ответах.
Вывод: нет в стихотворении ярких эпитетов и метафор. Поэт стремится к простоте и ясности.
3. Разрыв.
Новое, неожиданно для человека возникшее видение предмета, явления, самого себя. Осознание несоответствия своего старого знания новому.
Примерный ход рассуждения. Любовь по Пушкину это не аномалия ,не психоз, это естественное состояние души человека. Любовь- это чувство, даже если оно не взаимное ,приносящее радость, а не страдание. Пушкин с благоговением относится к жизни, воспринимая её как удивительный божественный дар ,а любовь- это своего рода концентрированное ,обострённое ощущение жизни. Так же как жизнь движется своими законами, так и любовь возникает, расцветает и исчезает. Поэт не видит в этом трагедии, он благодарен судьбе за то, что это прекрасное чувство было в его жизни, потому что его могло и не быть.
4. Афиширование.
Творческое оформление результатов групповой деятельности. Группы показывает все, на что способны при достижении изучаемой проблемы. Что такое любовь? Доказывают свою точку зрения.
5. Рефлексия.
Результативность обучения многократно возрастает, если обучаемый осмысливает содержание собственной и коллективной деятельности. Участником внутренней рефлексии становится каждый сразу после выполнения первого задания, так как он оказывается в процессе осознания того, что он делает, почему и зачем, что объединяет его с другими участниками и чем отличается от других. Внешняя рефлексия организовывается педагогом в конце занятия. Участники отвечают на вопросы:
- Что нового вы узнали сегодня по теме мастерской?
- Что нового вы узнали о себе?
Примерный ход рассуждения
. Любовь, о которой говорит поэт в этом стихотворении, – жертвенная, нежная, щедрая.
Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть.
А.Н. Островский.
Учитель: Это свойство поэзии важно для молодых. Представление о счастливой и прекрасной по ре отрочества и молодости – часто неверное. На самом деле - это горькое и одинокое время. Поэзия помогает ощутить всеобщность человеческого опыта. Дать молодым людям опыт в любви.