СЛАЙД 2 Урок-мастерская по рассказу А.П. Чехова "Толстый и тонкий"
Тема: «В мастерской художника слова: А.П. Чехова».
Цель:
выяснить на основе анализа рассказа особенности чеховской детали, ее удивительную выразительность и чеховский комизм.
Задачи:
- найти особенности стиля Чехова, раскрыть мастерство стиля, детали;
- уметь определять авторскую позицию в тексте;
- на примере рассказа воспитывать чувство собственного достоинства.
Предметные:
- знакомство с биографическими данными А.П. Чехова, с рассказом «Толстый и тонкий»;
- определять тему и основную мысль рассказа;
- воспринимать текст как единое смысловое целое на основе овладения приёмом «диалог с текстом»;
- характеризовать героев, давать их сравнительные характеристики.
Метапредметные:
Регулятивные:
- поставить учебную задачу, самостоятельно определять цель урока.
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества учителя и ученика;
-уметь работать в группе: слушать и вести диалог, аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами, излагать своё мнение.
Познавательные:
- анализа эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения), находить достоверную информацию, необходимую для решения учебной задачи; использовать словари как дополнительный источник информации;
- анализировать информацию, делать выводы.
- смысловое чтение текста (с выделением всех видов текстовой информации).
Личностные:
- внимание, уважение к окружающим;
- аргументированно оценивать поступки литературных героев, совершенствовать духовно-нравственные качества личности. осознавать свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев.
Технология: элементы технологии развития критического мышления, исследовательские, ИКТ.
Методы: частично – поисковый, репродуктивный, иллюстративный, словесное рисование.
Приемы: чтение с остановками, индивидуальное домашнее задание, поисковая деятельность; постановка проблемных вопросов, приём «Инсерт».
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: портрет А.П.Чехова, иллюстрации, “Листок” из толкового словаря, презентация, высказывания об А.П.Чехове, учебник, тетради.
Тип урока: урок-мастерская
Работа со словарем и интернетом.
Херес - сорт дорогого вина;
Флёрдоранж - цветочный одеколон;
Лютеранка - исповедует веру, распространённую в Германии;
Герострат - житель древнегреческого города Эфеса, сжёгший храм Артемиды, чтобы его имя помнили потомки;
Эфиальт - (предатель) — сын Эвридема, изменнически указавший персам обход вФермопильском ущелье;
Приватно - неофициально;
Коллежский асессор - один из младших рангов чиновников;
Статский советник - ранг чиновника среднего звена;
Тайный советник - один из высших рангов чиновников, соответствующий генералу в армии.
Антитеза – это противопоставление образов, картин, слов.
Гротеск - это фантастическое преувеличение)
Чинопочитание – лицемерное отношение к старшим по должности, званию.
Сатира - это резкое осмеяние отрицательных явлений, недостатков, общественных пороков (здесь смех гневный, беспощадный)
Юмор - высмеивает частные, несущественные недостатки (а это веселый, добродушный смех)
СЛАЙД 3
Эпиграф:
«Краткость – сестра таланта».
А.П. Чехов.
Ход урока.
I .Организационный (приветствие)
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня чудесный день! Я рада приветствовать вас на уроке! А ведь приветствовать друг друга можно по-разному!
Поздоровайтесь со мной в стиле молодежной среды! (Привет!)
По-английски! (Hello!)
По-немецки! (Gutten Morgen!)
А в стиле 19 века! (Здравствуйте, сударыня!)
II. Стадия вызова.
1. Слово учителя
Сегодня мы побываем в мастерской художника слова.
И этот художник - Антон Павлович Чехов.
С произведениями этого писателя вы знакомы.
Сейчас посмотрим презентацию о жизни и творчестве Антона Павловича Чехова, которую приготовила Ирина Парфенова.
2.Проверка индивидуального домашнего задания. Презентация по биографии А.П.Чехова.
Родился Антон Павлович Чехов17 января 1860 г. в Таганроге в купеческой семье, со строгими правилами воспитания. С детских лет Чехов помогал отцу в лавке.
В семье Чеховых было шесть детей и все они были одарёнными, высокообразованными людьми. А. П. Чехов говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа - со стороны матери».
Природа богато одарила детей Чеховых. Александр стал писателем,
Михаил – знаменитым актёром и режиссёром, Николай - художником,
Иван - оставил добрую память, будучи учителем. Мария Павловна,
прожившая самую долгую жизнь, была и художницей, и мемуаристкой, создателем и хранителем Музея А. П. Чехова в Ялте. В 1868 поступил в гимназию. Когда вся семья Чеховых переехала в Москву, будущий писатель
остался в Таганроге и зарабатывал на жизнь репетиторством, чтобы окончить учение.
Еще будучи гимназистом, он писал юморески, участвуя в гимназическом журнале. В студенческие годы, сотрудничал в журналах "Стрекоза", "Будильник", "Зритель" и др., подписываясь разными псевдонимами (их было 50), но чаще всего Антоша Чехонте.
Окончив гимназию в 1879, уехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, который окончил в 1884 году.
Став земским врачом, Чехов серьезно занимался медицинской практикой. В 80-х гг. сотрудничал в газете А.С. Суворина "Новое время". Книги Чехова имели успех, а сборник "В сумерки" (1887) был отмечен Академией наук половиной Пушкинской премии.
В 1884 вышла первая книга рассказов Чехова — "Сказки Мельпомены", затем следуют "Пестрые рассказы" (1886), "В сумерках" (1887), "Хмурые люди" (1890).
Это его ранние рассказы, а затем он много пишет пьес для постановки на сценах различных театров. Пьесы имели успех не только в России, но и за ее пределами. Известность к Чехову пришла при жизни. Его считали «Пушкиным в прозе». В произведениях он был всегда искренен.
В 1892 году А. П. Чехов покупает имение Мелихово, где помогает местным крестьянам как врач, строит школы для крестьянских детей, выезжает в губернии, охваченные голодом, участвует во всеобщей переписи населения.
Писатель так обосновал своё решение: «Если я врач, то мне нужны больные и больница, если я литератор, то мне нужно жить в гуще народа».
В Мелихово было написано много прекрасных произведений: "Попрыгунья", "Скрипка Ротшильда", "Учитель словесности", Чехов создает пьесы, как "Три сестры" и "Вишневый сад". Все пьесы были поставлены на сцене МХАТа.
В 1898 году Антон Павлович Чехов строит дом и переезжает в Ялту.
25 мая 1901 года Чехов женился на актрисе МХАТа Ольге Книппер.
Декабрь 1903 года опубликован последний рассказ "Невеста". У писателя
усиливается туберкулезный процесс.
В мае 1904 года А. П. Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в
Баденвейлер, знаменитый курорт на юге Германии. 2 июля (15 по новому стилю) 1904 года Антон Павлович Чехов скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
III. Мотивация познавательной деятельности учащихся.
СЛАЙД 4
Работа с предметами.
На слайде книги, карандаши, свечи, деревья.
УЧИТЕЛЬ
- В чем отличие этих предметов?
Напишите мини-сочинение о паре предметов. Чтение сочинений.
- Зачем мы с вами описывали пары предметов? О чем мы с вами сегодня будем говорить? Какое произведение А.П. Чехова вы читали дома?
СЛАЙД 5
(О рассказе Чехова «Толстый и тонкий»)
СЛАЙД 6
УЧИТЕЛЬ
Через 4 года по окончании гимназии, в 1883 году, А.П. Чехов пишет рассказ с названием «Толстый и тонкий», который позже печатает в журнале "Осколки".
IV. Актуализация необходимых знаний.
Вступительное слово учителя, постановка цели урока
-Ребята, следите за тем, что я сейчас буду говорить, и попробуйте сформулировать тему и цель урока.
- Продолжаем разговор о творчестве Антона Павловича Чехова. Это великий мастер художественного слова. Одним словом, деталью может многое
сказать. Он замечает едва уловимые мелочи в повседневном поведении людей, в их речи, внешнем виде. По этим художественным деталям писатель
создаёт запоминающийся портрет. Чехов заставляет нас смеяться и грустить одновременно.
Анализируя рассказ “Толстый и тонкий” постараемся понять ёмкость чеховской детали, её удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст, то есть заглянем в мастерскую писателя.
- Итак, какова же тема нашего урока.
СЛАЙД 7
(«В мастерской художника слова: А.П. Чехова.)
СЛАЙД 8 Цель: выяснить на основе анализа рассказа особенности чеховской детали, ее удивительную выразительность и чеховского комизма.
УЧИТЕЛЬ
Этот мастер слова умел в малую форму уместить глубокое содержание. Его
рассказы - это россыпь юмора, ума, доброты. Как же это удавалось Антону Павловичу?
Некоторые секреты мы сегодня попробуем открыть.
ФИЗМИНУТКА
V. Стадия осмысления. Организация познавательной деятельности
1) Анализ рассказа.
УЧИТЕЛЬ
СЛАЙД 9
- На сколько частей разделим рассказ? О чем говорится в каждой части?
(1. Встреча школьных друзей. Это момент возвращения к детскому, забытому состоянию, моментальный бросок на много лет назад. Перед нами вдруг появляются два мальчугана – Порфирий и Миша.
2. Встреча людей, совершенно различных по социальному статусу. Их разделяет социальное положение и чин.)
УЧИТЕЛЬ
Рассмотрим рисунки детей.
- О чем говорят ваши рисунки?
(внешний вид – толстый и тонкий)
УЧИТЕЛЬ
- Какое значение имеют слова толстый и тонкий? Подумайте, почему рассказ назван «Толстый и тонкий»?
(Герои не названы по именам, толстый – это не только физическое качество, но и признак достатка, высокого положения в обществе, так же, как и у тонкого).
Вывод:
Значит, те имена, которыми наделяет автор своих героев, значимые, о многом говорящие. Это особенность Чехова
СЛАЙД 10
Секреты творческого мастерства Чехова:
- о многом говорящие имена;
- простое, краткое заглавие».
СЛАЙД 11
УЧИТЕЛЬ
– Итак, встретились два школьных товарища на вокзале Николаевской железной дороги.
- Давайте посмотрим, как описывает своих героев автор?
- Как описывает Чехов толстого?
СЛАЙД 12
Откуда появился толстый?
«Толстый только что пообедал на вокзале»
УЧИТЕЛЬ
Какими деталями рисует автор его портрет?
«…губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни»
УЧИТЕЛЬ
Чем от него пахнет?
«Пахло от него хересом и флёрдоранжем»
СЛАЙД 13
Лексическая работа.
Флёрдоранж – напиток, настой или духи из цветков апельсина.
Херес – лучшее вино Испании.
УЧИТЕЛЬ
- О чем говорят детали описания?
Вывод: На какие детали в портрете героя обращает наше внимание автор?
Херес и флёрдоранж могли позволить себе только богатые люди. Толстый – самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек. От него веет достатком. Он – олицетворение успеха.
УЧИТЕЛЬ
- Представьте теперь тонкого, который только что вышел из вагона. Как описывает его Чехов?
СЛАЙД 14
«Тонкий же только что вышел из вагона …»
УЧИТЕЛЬ
- Какие детали наиболее значительны в описании его?
«… навьючен чемоданами, узлами и картонками»
УЧИТЕЛЬ
Лексическая работа.
- Лексическое значение слова навьючен.
(Нагрузить (животное) вьюками.
Обременить кого-л. большой тяжелой ношей.)
Вывод: О чем говорят детали описания героя?
Навьючен, словно животное, ведь у него нет денег, чтобы оплатить услуги носильщика. Пахнет от него дешёвой колбасой и много раз заваренным кофе. Тонкий – бедный, загнанный жизнью человек, который боится признаться в этом даже саму себе. От него веет бедностью и неустроенностью. Он неудачник
УЧИТЕЛЬ
- А теперь скажите, коротко или подробно описывает автор своих героев?
( Одно слово, одна деталь может рассказать о герое, дать представление о его положении в обществе).
СЛАЙД 15
Секреты творческого мастерства Чехова:
- «говорящая» деталь заменяет подробное описание.
УЧИТЕЛЬ
-Чехов избегает описаний. Почему?
(Они замедляют, удлиняют рассказ, делают его менее динамичным)
УЧИТЕЛЬ
СЛАЙД 16,17
- Прочитайте диалог, состоявшийся при встрече бывших школьных друзей.
- Какие чувства испытывают герои при встрече?
(У толстого короткие предложения с обилием разговорной лексики, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; у тонкого тоже обилие коротких восклицательных предложений, которые как нельзя лучше передают его чувства. Восторженные слова искренней радости, в начале встречи – восклицания и незаконченные фразы, обращения, уверенный смех.)
УЧИТЕЛЬ
- О чём это говорит? ( О неподдельном интересе друг к другу, герои интересуются жизнью друг друга).
УЧИТЕЛЬ
- Обратите внимание на то, что герои очень много говорят. Вспомните, как
называется разговор двух и более лиц?
( Диалог).
СЛАЙД 18
- Диалог лежит в построении рассказа. И это ещё одна особенность произведений А.П.Чехова.
УЧИТЕЛЬ
- Как Тонкий называет Толстого?
(«Миша! Друг детства!»)
УЧИТЕЛЬ
- Каково состояние обоих?
(Они оба приятно ошеломлены)
УЧИТЕЛЬ
- Что вспоминает тонкий?
(Как их дразнили. «Геростратом, а меня Эфиальтом», так как ябедничать любил)
СЛАЙД 19-20
1 группа готовила о Герострате. - Кто такой Герострат?
- Почему и за что толстого так дразнили в школе?
2 группа готовила об Эфиальте. – Кто такой Эфиальт?
- За что тонкий получил такое прозвище?
УЧИТЕЛЬ
- С каким чувством задаёт вопрос толстый?
(Восторженно глядя на друга)
УЧИТЕЛЬ
- О каких успехах и достижениях рассказывает тонкий? Чем хвастается? С каким чувством об этом говорит?
СЛАЙД 21
(Рассказывает с чувством гордости: «Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое ... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берет десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как». Довольный жизнью, семьей, продвижением по службе. Но не о том хочется ему в этот радостный момент поговорить.)
СЛАЙД 22
Лексическая работа
Портсигары
Коллежский асессор – гражданский чин (восьмого класса)
Орден Станислава - это был низший российский орден.
УЧИТЕЛЬ
- Оцените его достижения.
(Вывод: тонкий - неуверенный в себе человек. Достижения его сомнительны. Гордиться особо нечем. Однако ему кажется, что жизнь удалась.)
УЧИТЕЛЬ
СЛАЙД 23
- Ребята, наших героев мы сравнили и по внешности, и по служебному
положению, и по семейному положению, и в речи они совершенно противопоставлены друг другу. Что у нас получается. Тонкий – Толстый. Бедный – богатый. Семейный – несемейный. Многословный – малословный. Уже в названии «Толстый и тонкий» мы сталкиваемся с этим приемом.
- Какой композиционный прием использует Чехов, рисуя героев?
Антитеза – это противопоставление образов, картин, слов.
УЧИТЕЛЬ
- Итак, изменились ли герои во 2 части рассказа? Кто больше: тонкий или толстый?
- Так что же испортило встречу друзей? Какое предложение изменило отношение друзей во время встречи?
СЛАЙД 24
("Нет, милый, поднимай выше...")
УЧИТЕЛЬ
- Как обстоят дела у толстого?
(Он стал тайным советником, получил две звезды)
Лексическая работа
Тайный советник - гражданский чин (третьего класса)
Две звезды имею - подразумевается, что толстый награжден высшими
степенями орденов святого Станислава и святой Анны, состоящих из орденского креста и орденской звезды.
СЛАЙД 25
УЧИТЕЛЬ
- В царской России Петр 1 учредил Табель о рангах. По этому табелю Высшим рангом был 1-й, низший – 14-й. И тайный советник означал генерал,
а коллежский асессор - капитан. На 5 классов Тонкий был ниже своего одноклассника.
Вывод:
Толстому есть, чем гордиться. Он по-настоящему успешен. Однако воспринимает как нечто само собой разумеющееся.
УЧИТЕЛЬ
- Прочитайте, как меняется тонкий и его близкие, когда узнали о служебном положении толстого.
СЛАЙД 26
(«Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился… его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились… длинный подбородок жены стал еще длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира…»)
УЧИТЕЛЬ
-Какой приём использует Чехов?
(Гротеск)
УЧИТЕЛЬ
-Что такое гротеск?
(Это фантастическое преувеличение)
УЧИТЕЛЬ
-Найдите гротеск в этой сцене.
(«Чемоданы и коробки поморщились, съёжились»)
УЧИТЕЛЬ
-Как заговорил тонкий? (Он говорит униженно)
УЧИТЕЛЬ
-Найдите слова, которые выражают его подобострастность.
(Присоединяет суффикс -с; «Ваше превосходительство»; заикается, это
выражено на письме в виде многоточий; речь прерывиста, Тонкий теряет дар речи, униженно, подобострастно хихикает).
УЧИТЕЛЬ
- Итак, Чехов делает индивидуальной, неповторимой речь своих героев, а это ещё один секрет чеховского мастерства.
Толстый
Говорит мало, уверенно.
Тонкий
Неуверенный в себе, многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи.
СЛАЙД 27
- Индивидуальная речь героев как основа их неповторимости.
УЧИТЕЛЬ
- Но здесь есть очень ёмкие детали, описывающие героев.
УЧИТЕЛЬ
- Какова реакция толстого на преображение тонкого? Почему?
СЛАЙД 28
(«Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку»)
УЧИТЕЛЬ
- Почему стало противно толстому?
- Какое слово находит толстый, чтобы остановить тонкого?
(« К чему это чинопочитание»).
УЧИТЕЛЬ
- Что такое чинопочитание? Подберите синонимы к этому слову.
СЛАЙД 29
(ЧИНОПОЧИТАНИЕ - почитание старших чинов со стороны младших, чиновничья дисциплина; повиноваться начальнику.
Лакейство, приспособленчество, утрата чувства собственного достоинства)
Чинопочитание– лицемерное отношение к старшим по должности, званию.
УЧИТЕЛЬ
- Какая фраза повторяется в рассказе?
(«Были приятно ошеломлены»)
УЧИТЕЛЬ
- Кто был ошеломлён в начале, а кто в конце рассказа?
(Сначала друзья детства, а в конце -семья тонкого)
УЧИТЕЛЬ
СЛАЙД 30
- Почему «все трое приятно ошеломлены»? Как простились друзья детства?
(«Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены».
УЧИТЕЛЬ
- Что смешно, а что грустно в рассказе Чехова?
(Забавны воспоминания детства, а грустно то, что эти воспоминания тонкого теряют магическую власть перед его нынешними взглядами на людей, перед рабской угодливостью и чинопочитанием)
Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства.
УЧИТЕЛЬ
- Что такое юмор, а что такое сатира.
УЧИТЕЛЬ
- Что у юмора и сатиры общее?
(высмеивают)
СЛАЙД 31
Сатира-это резкое осмеяние отрицательных явлений, недостатков, общественных пороков (здесь смех гневный, беспощадный)
Юмор-высмеивает частные, несущественные недостатки (а это веселый, добродушный смех)
УЧИТЕЛЬ
- А чем они отличаются?
(Юмор высмеивает недостатки людей, курьёзные ситуации, а сатира бичует пороки общества)
УЧИТЕЛЬ
- Рассказ «Толстый и тонкий» юмористический или сатирический?
(сатирический)
УЧИТЕЛЬ
- Какой порок он бичует? Что же Чехов ненавидел в людях, в обществе?
(Чинопочитание, рабское угодничество, высмеивал те или иные человеческие пороки, таким образом, показывая нам, каким не должен быть человек).
УЧИТЕЛЬ
- Так что же испортило встречу друзей? (рабская покорность)
- Сформулируйте очередной чеховский секрет.
СЛАЙД 32
-мало действующих лиц.
В письме брату Александру Павловичу Чехов писал:
«Не нужно гоняться за изобилием действующих лиц. Центром тяжести должны быть двое...».
УЧИТЕЛЬ
-Как вы думаете, почему Чехов так считал?
(Чтобы сконцентрировать внимание читателя на проблеме, не отвлекая внимание на второстепенные персонажи)
2. Осмысление идеи рассказа.
УЧИТЕЛЬ
- Какие секреты творческого мастерства писателя вы сегодня открыли для себя?
- Итак, мы еще шире приоткрыли дверь в мастерскую Чехова. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Проанализировав рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы можем определить емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, научиться вчитываться в текст.
3. Вывод по уроку.
- Что хотел сказать нам А.П.Чехов своим рассказом? Какие человеческие качества высмеивает писатель?
( Чинопочитание, угодничество, неискренность, подхалимство).
УЧИТЕЛЬ
СЛАЙД 33
- Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете эти слова?
( Хочу прочитать вам продолжение этой фразы. «Краткость – сестра
таланта… Умею коротко говорить о «длинных» вещах!»). Итак, великий писатель о серьёзных вещах говорит предельно кратко. Но они надолго оседают в душе читателя и не раз вспоминаются, когда в повседневной жизни встречаешься с такими как тонкий).
УЧИТЕЛЬ
- А вот, что сказал Горький.
СЛАЙД 34
Горький так сказал о манере письма Чехова: «Чехов… умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно».
УЧИТЕЛЬ
Высокое положение в обществе – еще не свидетельство большого ума и сердца и, наоборот, маленькая зарплата и отсутствие карьерного роста не свидетельство несостоятельности человека. Нужно в любых ситуациях оставаться прежде всего человеком, сохранять в себе человеческое достоинство. Антон Павлович Чехов хотел, чтобы «люди были людьми и жили по-человечески"
V этап урока. 4. Итог урока.
УЧИТЕЛЬ
- « Давайте подведем итоги. Для этого нам понадобятся краски. Выберите цвет, с которым у вас ассоциируется А.П.Чехов и раскрасьте им верхнюю
часть листа. А теперь выберите цвет, с которым ассоциируются герои рассказа толстый и тонкий и раскрасьте нижнюю часть листа
- Почему толстый у вас ассоциируется в таким цветом? А тонкий?
- А что же вечно в рассказах А.П. Чехова?
УЧИТЕЛЬ
Итак, мы увидели, что А.П.Чехов позволяет каждому из вас по-своему понять многоликую реальность. Оттого она получается такой разноцветной, как ваши рисунки.
VI. Рефлексия
Постановка проблемного вопроса.
- Почему же сегодняшний урок был назван именно так?
- Как ещё вы могли бы его назвать?
- Какие чувства остались от урока?
- По-вашему, возможна ли такая ситуация в наши дни?
- Скажите, ребята, а можно ли сохранить школьную дружбу на долгие годы?
- Школьная дружба – это прежде всего общение на равных, она крепко соединяет людей. А человек в любой ситуации должен всегда оставаться человеком.
СЛАЙД 35
Урок хочется закончить словами А.П.Чехова: « При любых обстоятельствах среди людей нужно осознавать своё достоинство».
VII. Домашнее задание.
Ответить на вопрос письменно: Что бы рассказал Нафанаил об этой встрече? Прочитать рассказы «Пересолил», «Размазня»
СЛАЙД 35
СПАСИБО ЗА УРОК
Литература.
Журнал литература в школе» №1 – 1997г., №3 – 1995г., №7 – 2004г., №3 – 2007г.
microsoft_word-rkmchp_tolstyj_i_tonkij_6_klas
Рассказ «Толстый и тонкий» Туголукова Елена Николаевна
https://yandex.ru/images/search