Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе. "Писатели улыбаются. Журнал "Сатирикон"»
Урок литературы в 8 классе.
Тема: Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон».
Цель: -знакомство с историей создания журнала и с писателями, входившими в его редакцию, с мастерством писателей в сатирическом изображении истории; - показ способов создания сатирического повествования и его приёмов; - раскрытие смысла иронического повествования о прошлом; -развитие монологической речи обучающихся.
Ход урока. 1. Организационный момент. Подготовка обучающихся к уроку. 2. Актуализация знаний. Опрос-беседа по домашнему заданию (стр.114-115).
-Основные темы, раскрываемые на страницах журнала?
-Почему писатели обратились к историческому прошлому?
-Каких писателей объединил журнал?
-Какое произведение вышло в 1911 году?
-Кто написал раздел «Древняя история»?
3. Изучение новой темы.
1).Сообщения учащихся.
-Спа́рта или Лакедемон — древнее государство в Греции в области Лакония на юге полуострова Пелопоннес, в долине Эврота. В качестве официального названия спартанского государства почти всегда употреблялось слово лакедемоняне (например, в международных договорах).
Древняя Спарта — образец аристократического государства, которое в целях подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. Организация политической власти у спартиатов была следующей: два родоплеменных вождя, совет старейшин, народное собрание. Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждые восемь лет путем гадания по звездам. Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.
-Впервые спартанская армия упоминается в Илиаде. В трактате «Государственное устройство лакедемонян» Ксенофонт подробно рассказывает о том, как была организована спартанская армия в его время.
Вооружение спартанца составляли копье, короткий меч, круглый щит, шлем, панцирь и поножи. Общий вес вооружения достигал 30 кг. Тяжеловооруженный пехотинец назывался гоплитом. В состав спартанского войска включались и бойцы вспомогательных частей, чьё вооружение составляло легкое копье, дротик или лук со стрелами. Основу спартанской армии составляли гоплиты, имевшие численность порядка 5-6 тысяч человек.
Воспитание молодого поколения считалось в классической Спарте (до IV в. до н. э.) делом государственной важности. Система воспитания была подчинена задаче физического развития граждан-воинов. Среди моральных качеств упор делался на решительность, стойкость и преданность. С 7 до 20 лет сыновья вольных граждан жили в интернатах военного типа. Помимо телесных упражнений и закаливания, практиковались военные игры, занятия музыкой и пением. Вырабатывались навыки чёткой и краткой речи («лаконичной» — от Лакония). Хилых, больных детей сбрасывали со скалы. Суровое воспитание, ориентированное на выносливость, и сейчас называют спартанским.
2). Работа с текстом. Комментированное выразительное чтение главы «Спарта» обучающимися.
3). Попробуем проанализировать главу, отвечаем на вопросы:
-Как создается юмор?
-Почему город назывался Спартой?
-Почему у спартанцев было 2 царя?
-Как изображен Ликург?
4). Выводы обучающихся, подготовивших дополнительный материал к уроку.
Ни один из рассказов о великом спартанском законодателе Ликурге не может считаться вполне достоверным. О его происхождении, государственной деятельности и смерти существуют разноречивые известия.
Незадолго до правления Ликурга в Спарте начались смуты. В народе росло недовольство, богатые угнетали бедных, и часто дело доходило до открытых уличных столкновений. В одной из таких стычек убили отца Ликурга. Он был царем Спарты, и, согласно обычаю, его власть перешла к старшему сыну Полидевку, брату Ликурга. Так как Полидевк скоро тоже скончался, не оставив детей, Ликург стал единственным наследником царского престола. Однако вскоре после воцарения он узнал, что царица, жена его умершего брата, ждет ребенка. Ликург объявил, что если ребенок его брата окажется мальчиком, он передаст ему престол, а сам, пока ребенок не вырастет, будет управлять государством в качестве опекуна.
Царица родила наследника. Когда мальчика принесли к Ликургу, он положил младенца на трон и сказал: «Вот ваш царь, спартанцы! Давайте назовем его Харилаем, и пусть он правит нами на радость народу.
За недолгое свое правление Ликург успел заслужить любовь и уважение сограждан. Люди слушались его не только потому, что он был главой государства, но и потому, что он был мудрым и справедливым человеком. Однако у Ликурга были не только друзья, но и противники. Они всячески старались оклеветать его и распространяли слухи, что царский опекун сам стремится захватить престол.
Ликург опасался, что если что-нибудь случится с молодым царем, виновником будут считать его. Желая избежать клеветы и подозрений, Ликург покинул родину и решил не возвращаться до тех пор, пока у Харилая не родится наследник. Тогда, даже в случае смерти Харилая, Ликург не будет иметь право наследовать престол, и никому не придет в голову подозревать его в убийстве царя.
Спартанцы жалели об отъезде Ликурга и не раз просили его вернуться. Но Ликург не был уверен, что граждане дадут ему возможность провести необходимые преобразования в государстве. Поэтому, прежде чем вернуться, Ликург решил заручиться мнением Дельфийского оракула.
Ликург попросил посоветовать ему лучшие законы. Пифия ответила, что лучше его законов не будет ни у одного государства. Это предсказание ободрило Ликурга, и он вернулся в Спарту, где правил его слабохарактерный племянник Харилай.
Прежде всего Ликург открылся своим друзьям, затем постепенно привлек на свою сторону еще многих. В подходящий момент он с 30 вооруженными друзьями из самых знатных семей занял городскую площадь. Харилай, думая, что заговор направлен против него, бежал, укрывшись в храме Афины. Однако, поняв, что ему нечего бояться, Харилай вышел из своего убежища и вместе с остальными аристократами решил участвовать в преобразованиях.
Когда важнейшие из законов Ликурга вошли в жизнь, он созвал всех граждан на народное собрание. Законодатель сказал, что для того, чтобы сделать всех счастливыми, он должен провести, еще одно, самое главное преобразование. Для этого ему надо еще раз посетить Дельфийский оракул, и поэтому Ликург попросил геронтов и всех граждан дать клятву не изменять ничего в законах до его возвращения. Все поклялись, и Ликург уехал в Дельфы. Оракул возвестил, что законы его прекрасны и что до тех пор, пока Спарта будет верна этим законам, она будет процветать и господствовать над другими государствами.
Послав это прорицание на родину, Ликург решил добровольно умереть, чтобы не дать возможности согражданам когда-нибудь изменить его законы. Ведь они обещали не проводить никаких реформ до его возвращения. Ликург был как раз в тех годах (ему было около 85 лет), когда, по мнению древних, можно еще жить, но хорошо и умереть, особенно тому, у кого все желания уже исполнились.)
5) Итоги по прочитанному, выводы.
-Как рисуется устройство государства?
-Соответствует ли описание воспитания детей спартанскому воспитанию?
-Какие особенности построения фраз помогают сатирическому изображению исторических событий?
-Что из данного текста остаётся актуальным для нашего времени?
4. Рефлексия.
5. Выставление оценок.
6. Домашнее задание: прочитать материал на страницах 119-125, подготовить пересказ.