kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 8 классе «Память прикасается к тебе…» (по рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цели урока:

Обpазовательная  – углубить знания учащихся о личной и творческой биографии В.П.Астафьева; выявить  художественную  идею рассказа, состоящую в утверждении необходимости сохранения памяти о прошлом; пpовести детальный анализ рассказа; опиpаясь на  вопpосы, pаскрыть своеобpазие pассказа; способствовать фоpмиpованию потpебности читать внимательно и вдумчиво художественную литеpатуру.

Pазвивающая – формировать навык исследовательской работы с текстом, умения выделять главное, анализировать, делать выводы на основе прочитанного; создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать развитию речевых навыков.

Воспитательная – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе «Память прикасается к тебе…» (по рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)»

Урок литературы в 8 классе

Тема урока: «Память прикасается к тебе…» (по рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)

Цели урока:

Обpазовательная – углубить знания учащихся о личной и творческой биографии В.П.Астафьева; выявить художественную идею рассказа, состоящую в утверждении необходимости сохранения памяти о прошлом; пpовести детальный анализ рассказа; опиpаясь на вопpосы, pаскрыть своеобpазие pассказа; способствовать фоpмиpованию потpебности читать внимательно и вдумчиво художественную литеpатуру.

Pазвивающая – формировать навык исследовательской работы с текстом, умения выделять главное, анализировать, делать выводы на основе прочитанного; создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать развитию речевых навыков.

Воспитательная – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, книги В.П. Астафьева, семейный фотоальбом, оформление доски «Старые фотографии», фотоальбом «Летопись Красносельцовской школы»

Домашнее задание: прочитать рассказ «Фотография, на которой меня нет»

Ход урока

1.Оргмомент. Приветствие.

2.Вступительное слово учителя.

У меня в руках старый семейный альбом… На каждой странице – фотографии. Такие разные…На них - самые близкие для меня люди. Вот на одной из фотографий я - совсем маленькая, у мамы на руках…А вот здесь я пошла в первый класс. Сколько счастливых и грустных воспоминаний вызывает этот альбом. Он совсем старый, невзрачный, но очень дорог мне и моей семье.

Хранить старые фотографии – добрая традиция на Руси. Раньше фотографий было мало. Их вешали в русской избе в рамке на стену. Потом появились вот такие альбомы. Поэта Анатолия Берлина старые семейные фотографии заставили о многом задуматься:

Дальних лет мгновенные картинки,

Как магнит, приковывают взгляд

Магией старинных фотоснимков,

Что на нас из прошлого глядят.

В срезах нашей памяти ожившей,

памяти отцов и матерей –

дар, крупицы жизни сохранивший,

как окаменелость в янтаре.

Человеческая память… Она хранит то, что было самым важным... . Время необратимо идет вперед, оставляя позади события, судьбы, нас вчерашних. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной.

Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.

Жизни мгновенья летят, словно ветер,

И не поймать их, не остановить.

И только фото мгновения эти

Нам помогают в сердцах сохранить…

Фотографии, пожалуй, можно считать запечатлёнными мгновениями жизни. Особое место занимают снимки школьной поры. Эта добрая традиция живёт, наверное, в каждой школе – фотографироваться всем классом вместе с учителем на фоне школьного здания. Вот их сколько! Выпускники нашей Красносельцовской школы разных лет… (на классной доске ). Спустя годы, глядя на старенькие фотографии, мы с интересом разглядываем лица и наряды школьников, кажущиеся нам несовременными, немного забавными.

Мне очень хочется, чтоб сегодня на уроке мы вернулись с вами в прошлое, чтобы «ласковыми нежными руками память прикоснулась к нам…» Откройте тетради, запишите тему урока «Память прикасается к тебе…»

По-моему, литература - одна из таких школьных дисциплин, которая заставляет нас задуматься о том, что мы не должны быть “Иванами, не помнящими родства”, что слово “память” должно быть священно. И сегодня на уроке у нас разговор пойдет о памяти, о памяти исторической, о памяти человеческой в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Писатель только тогда писатель, когда он тревожит читателя и заставляет его думать. Именно такой писатель - Виктор Петрович Астафьев. Как он жил? Чем дорожил? Во что верил? Кто для нас Виктор Петрович Астафьев?

3. Индивидуальное сообщение об Астафьеве
В.П.Астафьев . Писатель. Личность. Человек. Гражданин.

Он умер /по временным меркам сравнительно недавно/ в ноябре 2001 года и похоронен в родном селе Овсянка. Давайте совершим туда заочную экскурсию

4. Заочная экскурсия в деревню Овсянка.

5. Слово учителя.

Когда писатель рано или поздно уходит от нас, жизнь его продолжается на страницах книг и в памяти читателей.

В. П. Астафьев написал целую книгу, состоящую из рассказов-воспоминаний о своих близких, о своем детстве, о своей родной Сибири. Называется она «Последний поклон». Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”. Дома вы должны были его прочитать.

Глав­ные герои рас­ска­за «Фо­то­гра­фия, на ко­то­рой меня нет» – это про­стой маль­чик из та­ёж­ной де­рев­ни Вик­тор По­ты­ли­цын и его ба­буш­ка. Ка­за­лось бы, это кон­крет­ные люди, ре­аль­ные судь­бы. Но за судь­ба­ми этих кон­крет­ных людей скры­ва­ет­ся судь­ба це­ло­го по­ко­ле­ния.

Очень мно­гие люди, когда про­чи­та­ли ав­то­био­гра­фи­че­ское про­из­ве­де­ние «По­след­ний по­клон», пи­са­ли Аста­фье­ву: «Вы пы­та­лись на­пи­сать о себе и своей ба­буш­ке, а на самом деле опи­са­ли всех нас».

Рас­сказ «Фо­то­гра­фия, на ко­то­рой меня нет», ка­за­лось бы, по­вест­ву­ет о про­стом слу­чае, про­изо­шед­шем с де­ре­вен­ским маль­чиш­кой, но вы­хо­дит на глав­ную тему – тему па­мя­ти, че­ло­ве­че­ской и ис­то­ри­че­ской.

6. Работа со словом «Память»

В толковом словаре Ожегова мы находим следующее определение слова «память»

Память – это:

1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений.

2.Воспоминание о ком – чём-нибудь.

3.То, что связано с умершим (воспоминания о нём).

А вот как говорит о памяти сам В.П.Астафьев: «Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости... И воскреси – слышишь? – воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него...»

Давайте сегодня попробуем выяснить, как тема памяти раскрывается в рассказе «Фотография, на которой меня нет», что и почему сохранила память героя рассказа Виктора Потылицына.

Вернёмся вместе с Астафьевым в 30-е годы, перечитывая рассказ и обращая внимание на детали, штрихи этой жизни.

7. Беседа с элементами комментированного чтения

- Каков сюжет рассказа?

- В какое время и где происходят события в рассказе?

- Что мы узнаём из рассказа Астафьева о жизни сибирской деревни в 30-е годы?

-Какие детали указывают на бедность жителей деревни

- Почему вся деревня решает где поселить фотографа на ночь?

-Почему Витька и Санька ведут себя плохо?  Расскажите или прочитайте

- Расскажите, какой оказалась «расплата» за отчаянный поступок?

 - Почему Саньки и главного героя не оказалось на фотографии?

Даль­ше мы, читатели, встре­ча­ем людей, к ко­то­рым герой мальчик ис­пы­ты­ва­ет ду­шев­ную при­вя­зан­ность. В первую оче­редь это его ба­буш­ка, ко­то­рая со­про­вож­да­ет всё его дет­ство, ко­то­рая взяла внука на вос­пи­та­ние после смер­ти ма­те­ри.

-Какой вы представляете себе бабушку?

-Какие ассоциации возникают у вас вообще со словом «бабушка»?

- А теперь наши ассоциации соотнесем с художественным образом бабушки Катерины Петровны. Какой Астафьев изобразил свою героиню?

- Почему автор так тщательно воспроизводит речь героини?

- Какие ещё воспоминания Виктора связаны с бабушкой?

/окна в доме/

/цветы в доме/

/отношение бабушки к людям/

Екатерина Петровна - хранительница семьи, защитница детства, ей бьёт земной поклон автор книги. Она была самым дорогим для него человеком.

Вспоминая ее, писатель В. П. Астафьев говорит о чувстве «гнетущей, тихой, вечной» вины перед ней. В силу жизненных обстоятельств писатель не смог выполнить ее последнего наказа: «Приедь похоронить-то меня, закрой мои глазоньки». « Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти…Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее… Нет у меня таких слов, которые могли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет, и никогда не будет. И некому прощать…»

-Почему писатель говорит о чувстве вины?

Именно бабушке отведено в рассказе особое место

-Какие ключевые слова мы можем записать, обобщая образ бабушки, Катерины Петровны?

Вывод: автору дорого в ней всё. Она научила внука жить по совести.

-Вспомним, с какой целью приезжает фотограф в деревню?

-Кто был инициатором этого события?

Цитата из текста: «Прошли годы. А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь».

Может быть, кому-то непонятно, почему такие добрые слова звучат об учителе, ведь он просто делает свою работу. Как часто мы не замечаем того, что делают для нас близкие (я говорю не только об учителе, но и о бабушке), считаем это само собой разумеющимся.

И снова автор говорит о «благодарной человеческой памяти».

-Как относились деревенские жители к учителям?

- В какой школе они начинали работать? Зачитайте.

-Как учил их преподаватель, когда к весне тетрадки исписались, краски искрасились, карандаши исстрогались?

А давайте вспомним эпизод со змеей. С какой целью Астафьев приводит эту историю?

Почему главный герой запомнил своего учителя?

Воспоминания об учителе занимают большое место в рассказе. Память сохранила даже внешность умного , интеллигентного человека, чья жизнь воспринимается как великое самопожертвование.

Суровое время требовало именно таких самоотверженных учителей, которые, бросив городскую жизнь, всецело отдали себя учительской работе.
Учителя заботились не только о школе, но и о жителях деревни, учитель уважает и ученика, который заболел и пропустил важное событие.

Вывод: жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню, а ведь они – городские жители, молоды, у них маленький ребенок, нет условий, но они не сдаются.

«В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…»

- Какие ключевые слова мы запишем, говоря об учителе ?

Вывод: Бабушка Катерина Петровна, учителя Евгений Николаевич и Евгения Николаевна – это люди, которые растворились в памяти Вити Потылицына.

- Живя рядом с такими личностями, каким должен вырасти, по вашему мнению, Витя?

- Каким предстаёт перед читателями лирический герой В. Астафьева?

Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было?

Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию?

Вывод: Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее.

Этот небольшой листок бумаги был дорог главному герою, как память о своем родном крае, школе, одноклассниках – о своей малой родине…
«та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю по ней… Смешная фотография. Но никогда я не смеюсь над деревенскими фотографиями. Не могу смеяться. Деревенская фотография – это своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

  Пожелтевшая школьная фотография дорога автору. Это время его детства, пусть нелёгкого, но такого важного в его жизни. В этом прошлом была его бабушка, его учителя, друзья, многие из которых полегли в войну. Это всё то, что безвозвратно ушло в прошлое и живо только в его воспоминаниях.   Он рассматривает и другие фотографии, видит на них родные лица, иногда улыбается наивности людей, «снявшихся на карточку», но никогда не смеётся над ними, потому что «деревенская фотография – своебычная летопись народа, настенная его история». А история заслуживает внимания и уважения, но не отрицания и осмеяния. А наш герой научился быть внимательным и уважительным.

-Вернемся к главному вопросу: Помогает ли память о прошлом жить человеку сегодня?

-А что эта память дает нам?

-Обратитесь к тем ключевым словам, которые мы записали. Прочитайте их.

Все перечисленные слова составляют тот духовный опыт, который нужен нам сегодня.

Память дает человеку духовный опыт, мы свои новые шаги соизмеряем с прошлым. А если это память такого человека как писатель, мастер художественного слова, тогда его опыт становится достоянием многих людей.

В. Астафьев дает нам свои уроки памяти, обогащает душу человека. Для него память о прошлом, о детстве стала «родиной души», т. к. именно в детстве он получил свои главные уроки: научился сочувствовать, быть благодарным, добрым, совестливым, научился преодолевать трудности и, главное, любить свою землю, любить своих близких.

8. Рефлексия.

- А теперь давайте обобщим все сказанное на уроке и попробуем составить синквейн на тему «ПАМЯТЬ». Синквейн (от англ. «путь мысли»)

Правила написания синквейна:

  1. Одно слово. Существительное, обозначающее предмет, о котором идет речь.

  2. Два слова. Прилагательные, описывающие признаки выбранного предмета.

  3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или действия.

  4. Фраза из трех-четырех слов. Выражает личное отношение к предмету.

  5. Одно слово-синоним первого. Характеризует суть предмета или объекта.

9. Творческая работа учащихся . /Учащиеся пишут синквейны и зачитывают их/

10. Слово учителя.

  Закончить урок сегодня мне хочется высказыванием известного академика Д.С.Лихачёва:

«Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитывать в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых.

Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры. Хранить в памяти, беречь в памяти – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство».

11. Домашнее задание

Вернувшись сегодня из школы, найдите дома и возьмите, по­ли­стай­те фо­то­аль­бо­мы своей семьи. Посмотрите, какие со­бы­тия изоб­ра­же­ны на ваших се­мей­ных фо­то­гра­фи­ях? Какую ис­то­рию может по­ве­дать ста­рая фо­то­гра­фия? Если вам неиз­вест­на ис­то­рия ваших се­мей­ных фо­то­гра­фий, об­ра­ти­тесь к маме, папе, род­ствен­ни­кам, чтобы они вам рас­ска­за­ли эту историю, по­то­му что фо­то­гра­фия – это наша па­мять.

12. Итог урока

Сегодняшний урок заканчивается и уходит в прошлое, и чтобы этот момент остался в нашей памяти, я хочу предложить нам всем сфотографироваться. И когда-нибудь ваши дети, заинтересовавшись этим снимком, расспросят вас о нём, и вы, может быть, через много лет переживёте то прикосновение к прошлому, памяти, которое испытали сегодня на уроке. Мы назовём этот снимок «Фотография, на которой я есть».









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Лайкова Елена Анатольевна

Дата: 26.11.2017

Номер свидетельства: 440769


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства