Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе " Вечные проблемы в рассказе Б.Екимова " Возвращение"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Никольска»
Урок литературы в 7 «А» классе
« Вечные проблемы в рассказе Б. Екимова
« Возвращение»
Кудринская Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы
2015г.
Класс- 7 класс
Предмет- литература
Тип урока- урок-размышление
Цели- знакомство с произведением Бориса Екимова;
- выявление нравственной проблематики рассказа;
- совершенствование умения анализировать текст;
- воспитание милосердия, сострадания, сочувствия;
умения проявлять заботу о людях старшего поколения.
Средства обучения: - компьютерная презентация о писателе,
- портреты бабушек художника А.Шилова,
- семейные реликвии учащихся и учителя,
- тексты рассказа (ксерокопии),
- толковые словари.
Опережающие задания: - прочитать рассказ,
- подумать над смыслом заглавия рассказа,
- роль пейзажа в произведении,
- отобрать материал по образу Надежи и девочки,
- сопоставить двух героинь.
Ход урока:
1. Письмо с фронта от деда, бабушкин платок, которая ушла из жизни; варежки, которые вам связала бабушка на память; старинная бабушкина шкатулка; фотография дедушки с фронта — все это реликвии- вещи, свято хранимые как память о прошлом...
Реликвия- это память сердца, которая согревает душу человека, благодаря им осуществляется связь поколений.
- Скажите, ребята, в ваших семьях есть такие вещи, которые можно назвать реликвиями?
( краткие рассказы учащихся )
- Рассказ учителя о своей бабушке-няне и памятных вещах, подаренных няней.
- Почему, ребята, я заговорила об этом? О чем мы будем сегодня вести разговор на уроке?
Попробуем сформулировать тему урока. (Записываем тему урока в тетрадь.)- 1 СЛАЙД
- А каковы цели урока?- 2 СЛАЙД
2. Слово о писателе ( компьютерная презентация)- сообщение учащегося -3-6 СЛАЙД
Писатель Борис Екимов- наш современник. Екимов пишет о людях, живущих в одно с нами время, рядом с нами. Героев рассказа легко узнать в людях, с которыми мы общаемся в реальной жизни. Очень часто героями произведений Б.Екимова являются дети. Если ребенок с детства воспитывается в атмосфере доброты, любви, заботы, то из него вырастает настоящий человек. Именно на них Екимов возлагает надежды и связывает с ними будущее нашей страны.
3. Обратимся к эпиграфу урока: Рассказ Екимова не отличается острым сюжетом, нет в нем занимательности. Но зато он богат человеком. ( Е.Скарлыгина)- 7 СЛАЙД
- Можно сказать, ребята, о рассказе, в котором всего 2 действующих лица, что он « богат человеком»? Что это значит?
- Напомним сюжет рассказа «Возвращение».
4. Работа с текстом рассказа.
- Познакомимся с главной героиней. И начнем с имени.( Работа со словарями)- 8 СЛАЙД
НАДЕЖДА- 1) ожидание, уверенность в осуществлении чего-нибудь радостного, благоприятного;
2) тот, на кого надеются, кто должен принеси успех, радость, благополучие.
- Какое значение важнее для вас?
- Как еще называет автор свою героиню? ( Надежа).
НАДЕЖА- упованье, состояние надеющегося, опора, прибежище, приют, вера в помощь, в пособие ( надега, а есть еще и безнадега).
- Какой мы видим Надежду? Как изображает ее автор? (чтение текста)
- Во внешности нет ничего примечательного. А что подкупает в описании героини?
- Почему автор называет свою героиню Надежа? А вам, какое имя ближе и почему?
- Наша героиня огородница и заступница.
Какая роль важнее для автора?
- « Лет бабке Наде много и много»,- пишет Б.Екимов. А что стоит за этими словами? Что мы узнаем о ее жизни? ( чтение отрывков из текста).
- Мы подробно прочитали скупые воспоминания старухи. Что особенно поражает в ее судьбе? ( Нет ни гроша за душой, ничего не нажила, ничего не отложила на черный день, так как всю жизнь жила для других, служила людям, никогда не думала о себе.)
- Вам никого не напоминает этот образ? ( Баба Дуня из рассказа Екимова «Ночь исцеления», героиня рассказа В.Осеевой «Бабка», бабушка из рассказа Е.Носова «Лоскутное одеяло»)
- А еще? А разве нельзя, ребята, сказать, что это одна из ваших бабушек, так как их образ жизни — это тоже ежедневный труд, труд от зари до зари. Ни одного дня не прожит для себя.
- Обратите внимание на портреты художника А.Шилова на слайдах.
А они не напоминают вам никого?- 9- 11 СЛАЙД ( Это наши милые, самые добрые, ласковые, заботливые бабушки).
- Так о чем же этот рассказ? ( О труде, о труженицах сел и деревень, о наших бабушках и прабабушках)
- Случайно ли рядом со старостью появляется маленькая девочка, которая годится Надеже во внучки?
- Можно догадаться, почему в центре внимания старая женщина, которая скоро уйдет из жизни? ( Да. Надежа- кладезь ума, мудрости, жизненного опыта, бескорыстия, открытости всем людям. Она незлобива, незлопамятна. Разве может ОНА уйти бесследно из нашей жизни? Ведь должно же быть ее продолжение. А без этих качеств не может быть настоящей человеческой жизни. Борис Екимов видит в девочке наше будущее, продолжение жизни, надежду на то, что жизнь не прервется, как и все хорошее в ней.)
- Значит, это рассказ не только о старости, но и о юности ( молодости).
- Что узнаем мы о родителях девочки? ( родители у девочки пьющие)
- Ей бы ожесточиться, замкнуться в себе, сторониться людей. А она?( Девочка тянется к людям, к прекрасному. У нее есть опора в жизни- Надежа...)
- Что рисует девочка, чем отличается ее рисунок ?
- А что главное в рисунке девочки?
- Какая главная черта характера маленькой героини?
( Отзывчивость, доброта)
- Понятно ли нам, откуда она? ( от Надежи).
- Были ли в доме Надежи какие-то ценности?
- И вот в дом пришла беда. Какая? (Украли иконы).
- Чем были они для бабы Нади? И почему иконы украли?
- Какое время выбрали нелюди для своего черного дела? ( чтение текста).
- Пейзаж только фон или действующее лицо? Какова его роль в рассказе? ( текст)
- Мы представляем себе бабу Надю, девочку, а можем мы представить себе преступников?
Есть ли в тексте их подробное описание? Почему?
- Зато об иконах баба Надя говорит как о живых: «Все ушли...» Почему?
- В доме произошла кража. Что бы сделал в таком случае обычный человек?
( обратился в полицию)
- Это предлагает и девочка, а бабушка отказывается. Почему?
- А бабушкин ответ каков? ( отрывок из текста читает учитель).
(Вот так своеобразно осмыслил автор мотив прощения, всепрощения. Надежа мудра. Не нужно наказания никому, потому что она хочет уйти из этого мира в добре, не причинив никому никакого вреда, даже беспокойства).
- Надежа не держит ни на кого зла. Вас не поражает ее всепрощение и праведность?
- Сострадание, милосердие, всепрощение...Значит, рассказ Екимова и об этом.
- А что значит сострадать? (Сострадать – значит брать на себя боль других, часть чужих мук. Страдать сообща, вместе переносить боль, переживать беду.)
- Каков финал рассказа?
- Нет сомнения, что эпизод, которым заканчивается рассказ, можно определить только одним словом. Какое это слово? ( Чудо).
- Это явление случайно? ( текст читает учитель).
( Каждый из нас верит в чудо, надеется на него. Но ведь многое зависит от нас самих. И чудо происходит в жизни того, кто чист своими помыслами и душой, кто бескорыстен и щедр с людьми.)
- Так почему же Борис Екимов назвал этот рассказ «Возвращение»?
- Какие общечеловеческие проблемы подняты в рассказе Б.Екимова «Возвращение»?
(Добро и зло, старость и юность, вера и безверие, сострадание, всепрощение..)
- Чему учит этот рассказ нас с вами и современен ли он в наши дни?
( Борис Екимов преподнес нам урок добра и милосердия, урок мудрости и чистоты помыслов. Он хотел сказать, что у каждого из нас должна быть своя Богородица, своя баба Надежа. У каждого человека в душе должна быть своя святыня. И тогда, как считает Борис Екимов, жизнь наша будет «БОГАТА ЧЕЛОВЕКОМ».