kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 7 классе " Вечные проблемы в рассказе Б.Екимова " Возвращение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это урок внеклассного чтения.Имеет большое воспитывающее значение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе " Вечные проблемы в рассказе Б.Екимова " Возвращение"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Никольска»











Урок литературы в 7 «А» классе

« Вечные проблемы в рассказе Б. Екимова

« Возвращение»













Кудринская Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы

















2015г.




Класс- 7 класс

Предмет- литература

Тип урока- урок-размышление

Цели- знакомство с произведением Бориса Екимова;

- выявление нравственной проблематики рассказа;

- совершенствование умения анализировать текст;

- воспитание милосердия, сострадания, сочувствия;

умения проявлять заботу о людях старшего поколения.

Средства обучения: - компьютерная презентация о писателе,

- портреты бабушек художника А.Шилова,

- семейные реликвии учащихся и учителя,

- тексты рассказа (ксерокопии),

- толковые словари.

Опережающие задания: - прочитать рассказ,

- подумать над смыслом заглавия рассказа,

- роль пейзажа в произведении,

- отобрать материал по образу Надежи и девочки,

- сопоставить двух героинь.


Ход урока:

1. Письмо с фронта от деда, бабушкин платок, которая ушла из жизни; варежки, которые вам связала бабушка на память; старинная бабушкина шкатулка; фотография дедушки с фронта — все это реликвии- вещи, свято хранимые как память о прошлом...

Реликвия- это память сердца, которая согревает душу человека, благодаря им осуществляется связь поколений.

- Скажите, ребята, в ваших семьях есть такие вещи, которые можно назвать реликвиями?

( краткие рассказы учащихся )

- Рассказ учителя о своей бабушке-няне и памятных вещах, подаренных няней.

- Почему, ребята, я заговорила об этом? О чем мы будем сегодня вести разговор на уроке?

Попробуем сформулировать тему урока. (Записываем тему урока в тетрадь.)- 1 СЛАЙД

- А каковы цели урока?- 2 СЛАЙД

2. Слово о писателе ( компьютерная презентация)- сообщение учащегося -3-6 СЛАЙД

Писатель Борис Екимов- наш современник. Екимов пишет о людях, живущих в одно с нами время, рядом с нами. Героев рассказа легко узнать в людях, с которыми мы общаемся в реальной жизни. Очень часто героями произведений Б.Екимова являются дети. Если ребенок с детства воспитывается в атмосфере доброты, любви, заботы, то из него вырастает настоящий человек. Именно на них Екимов возлагает надежды и связывает с ними будущее нашей страны.

3. Обратимся к эпиграфу урока: Рассказ Екимова не отличается острым сюжетом, нет в нем занимательности. Но зато он богат человеком. ( Е.Скарлыгина)- 7 СЛАЙД

- Можно сказать, ребята, о рассказе, в котором всего 2 действующих лица, что он « богат человеком»? Что это значит?

- Напомним сюжет рассказа «Возвращение».

4. Работа с текстом рассказа.

- Познакомимся с главной героиней. И начнем с имени.( Работа со словарями)- 8 СЛАЙД

НАДЕЖДА- 1) ожидание, уверенность в осуществлении чего-нибудь радостного, благоприятного;

2) тот, на кого надеются, кто должен принеси успех, радость, благополучие.

- Какое значение важнее для вас?

- Как еще называет автор свою героиню? ( Надежа).

НАДЕЖА- упованье, состояние надеющегося, опора, прибежище, приют, вера в помощь, в пособие ( надега, а есть еще и безнадега).

- Какой мы видим Надежду? Как изображает ее автор? (чтение текста)

- Во внешности нет ничего примечательного. А что подкупает в описании героини?

- Почему автор называет свою героиню Надежа? А вам, какое имя ближе и почему?

- Наша героиня огородница и заступница.

Какая роль важнее для автора?

- « Лет бабке Наде много и много»,- пишет Б.Екимов. А что стоит за этими словами? Что мы узнаем о ее жизни? ( чтение отрывков из текста).

- Мы подробно прочитали скупые воспоминания старухи. Что особенно поражает в ее судьбе? ( Нет ни гроша за душой, ничего не нажила, ничего не отложила на черный день, так как всю жизнь жила для других, служила людям, никогда не думала о себе.)

- Вам никого не напоминает этот образ? ( Баба Дуня из рассказа Екимова «Ночь исцеления», героиня рассказа В.Осеевой «Бабка», бабушка из рассказа Е.Носова «Лоскутное одеяло»)

- А еще? А разве нельзя, ребята, сказать, что это одна из ваших бабушек, так как их образ жизни — это тоже ежедневный труд, труд от зари до зари. Ни одного дня не прожит для себя.

- Обратите внимание на портреты художника А.Шилова на слайдах.

А они не напоминают вам никого?- 9- 11 СЛАЙД ( Это наши милые, самые добрые, ласковые, заботливые бабушки).

- Так о чем же этот рассказ? ( О труде, о труженицах сел и деревень, о наших бабушках и прабабушках)

- Случайно ли рядом со старостью появляется маленькая девочка, которая годится Надеже во внучки?

- Можно догадаться, почему в центре внимания старая женщина, которая скоро уйдет из жизни? ( Да. Надежа- кладезь ума, мудрости, жизненного опыта, бескорыстия, открытости всем людям. Она незлобива, незлопамятна. Разве может ОНА уйти бесследно из нашей жизни? Ведь должно же быть ее продолжение. А без этих качеств не может быть настоящей человеческой жизни. Борис Екимов видит в девочке наше будущее, продолжение жизни, надежду на то, что жизнь не прервется, как и все хорошее в ней.)

- Значит, это рассказ не только о старости, но и о юности ( молодости).

- Что узнаем мы о родителях девочки? ( родители у девочки пьющие)

- Ей бы ожесточиться, замкнуться в себе, сторониться людей. А она?( Девочка тянется к людям, к прекрасному. У нее есть опора в жизни- Надежа...)

- Что рисует девочка, чем отличается ее рисунок ?

- А что главное в рисунке девочки?

- Какая главная черта характера маленькой героини?

( Отзывчивость, доброта)

- Понятно ли нам, откуда она? ( от Надежи).

- Были ли в доме Надежи какие-то ценности?

- И вот в дом пришла беда. Какая? (Украли иконы).

- Чем были они для бабы Нади? И почему иконы украли?

- Какое время выбрали нелюди для своего черного дела? ( чтение текста).

- Пейзаж только фон или действующее лицо? Какова его роль в рассказе? ( текст)

- Мы представляем себе бабу Надю, девочку, а можем мы представить себе преступников?

Есть ли в тексте их подробное описание? Почему?

- Зато об иконах баба Надя говорит как о живых: «Все ушли...» Почему?

- В доме произошла кража. Что бы сделал в таком случае обычный человек?

( обратился в полицию)

- Это предлагает и девочка, а бабушка отказывается. Почему?

- А бабушкин ответ каков? ( отрывок из текста читает учитель).

(Вот так своеобразно осмыслил автор мотив прощения, всепрощения. Надежа мудра. Не нужно наказания никому, потому что она хочет уйти из этого мира в добре, не причинив никому никакого вреда, даже беспокойства).

- Надежа не держит ни на кого зла. Вас не поражает ее всепрощение и праведность?

- Сострадание, милосердие, всепрощение...Значит, рассказ Екимова и об этом.

- А что значит сострадать? (Сострадать – значит брать на себя боль других, часть чужих мук. Страдать сообща, вместе переносить боль, переживать беду.)

- Каков финал рассказа?

- Нет сомнения, что эпизод, которым заканчивается рассказ, можно определить только одним словом. Какое это слово? ( Чудо).

- Это явление случайно? ( текст читает учитель).

( Каждый из нас верит в чудо, надеется на него. Но ведь многое зависит от нас самих. И чудо происходит в жизни того, кто чист своими помыслами и душой, кто бескорыстен и щедр с людьми.)

- Так почему же Борис Екимов назвал этот рассказ «Возвращение»?

- Какие общечеловеческие проблемы подняты в рассказе Б.Екимова «Возвращение»?

(Добро и зло, старость и юность, вера и безверие, сострадание, всепрощение..)

- Чему учит этот рассказ нас с вами и современен ли он в наши дни?

( Борис Екимов преподнес нам урок добра и милосердия, урок мудрости и чистоты помыслов. Он хотел сказать, что у каждого из нас должна быть своя Богородица, своя баба Надежа. У каждого человека в душе должна быть своя святыня. И тогда, как считает Борис Екимов, жизнь наша будет «БОГАТА ЧЕЛОВЕКОМ».

5. Рефлексия. Составьте синквейн : 1 вариант- Надежа,

2 вариант- девочка.



НАДЕЖА Девочка

трудолюбивая, бескорыстная жалостливая, отзывчивая

служит, прощает, верит помогает, рисует, спасает

Баба Надя жива! Она знает цену слезам.

Святая Ангел




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок литературы в 7 классе " Вечные проблемы в рассказе Б.Екимова " Возвращение"

Автор: Кудринская Татьяна Александровна

Дата: 26.01.2017

Номер свидетельства: 384044


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства