Цели: развивать умение грамотно давать характеристику литературным героям; воспитывать нравственные качества, такие как честь, совесть, достоинство, верность долгу.
Ход уроков
I. Организация урока.
II. Вступительное слово учителя о жизни и творчестве писателя.
Проспер Мериме – представитель французской литературы XIX в.
Родился он в Париже в 1803 г. Родители его были художниками. Мальчик рос в семье, где преклонялись перед искусством. Став юношей, он поступил в Парижский университет на юридический факультет. Однако юридические науки не заинтересовали студента, и его настоящим призванием стали литература, история языков, археология. Позже П. Мериме был избран членом Французской академии.
Творческий путь писателя начался в 1825 г. с издания сборника пьес под названием «Театр Клары Гасуль». В период до 1829 г. было написано большое количество баллад, поэм, роман «Хроника царствования Карла IX». Дальнейшее творчество Мериме связано с жанром малой повествовательной формы – новеллой. Шедевром новеллистического искусства стала его новелла «Маттео Фальконе», где трагическая история героя – маленького Фортунатто – потрясает читателя.
В этом произведении писателя интересуют преимущественно проблемы нравственные и эстетические, он глубже проникает во внутренний мир своих героев, исследует связь их поступков с действительностью, с обстоятельствами жизни.
Творчество П. Мериме – историка, создателя ярких, незабываемых характеров – интересно для читателя. Это писатель, который развивает взыскательный литературный вкус, помогает читателям оценить достоинства прозы.
III. Работа над понятием «новелла».
Определение понятия можно записать в тетрадь.
Новелла – эпический жанр, в основе которого лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка.
Учитель. Вы прочитали новеллу «Маттео Фальконе». И вы помнили, наверное, при этом, что необходимо внимательно и вдумчиво читать произведения именно первый раз, ведь может случиться, что во второй раз вам его не придется прочитать, а сюжет, его герои, отдельные детали и фразы врежутся в память на всю жизнь – это и составляет основу начитанности и культуры человека.
IV. Тест по прочитанному.
1. Действие новеллы происходит:
а) на побережье моря;
б) на крутом возвышенье;
в) в долине реки.
2. Маки́́ – это:
а) цветы;
б) плантация для выращивания товара контрабандистов;
в) густые беспорядочные заросли побегов от сожженного леса.
3. «Человек небольшого роста, но крепкий, с вьющимися черными, как смола, волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета выделанной кожи» – это портрет:
а) Маттео Фальконе;
б) Теодора Гамба;
в) Джаннетто Санпьеро.
4. Фортунато спрятал бандита:
а) в погребе;
б) в доме;
в) в копне сена.
5. Желтые Воротники – это:
а) пастухи;
б) корсиканские солдаты;
в) бандиты, которые прятались в маки.
6. Маттео Фальконе был довольно богатый человек и жил:
а) в просторном одноэтажном доме со множеством комнат;
б) в двухэтажном особняке;
в) жилище его состояло из одной квадратной комнаты.
7. Фортунато был мальчик:
а) корыстный;
б) бескорыстный;
в) очень трусливый.
8. Солдаты:
а) сразу пристрелили пойманного бандита;
б) перевязали ему рану;
в) заковали его в кандалы.
9. Маттео Фальконе:
а) был связан с бандитами общими незаконными делами;
б) был зол на бандитов;
в) уважительно относился к ним за их мужество и смелость.
10. Джаннетто:
а) смертельно оскорбил Маттео, задел его родовую честь;