kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 11 классе "Любовь-великий дар или проклятие" (по рассказу А.И. Куприна "Гранатовый браслет")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен конспект урока литературы в 11 классе по творчеству А.И. Куприна

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе "Любовь-великий дар или проклятие" (по рассказу А.И. Куприна "Гранатовый браслет")»

Вь- Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №3 «Образовательный центр»

города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский

Самарской области

446600: Самарская область, г. Нефтегорск, ул. Нефтяников, д. 35

Тел. (факс): 8 (846 70) 2-22-38; E-mail: [email protected]

_________________________________________________________


ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА


Урок дан для учителей

русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 3г.Нефтегорска

с целью демонстрации использования

современных технологий

18.09.2014г



«Любовь – великий дар или проклятие»

(по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)



1. ФИО (полностью) : Мартынова Людмила Владимировна

2. Место работы: ГБОУ СОШ №3 г.Нефтегорска
3. Должность: Учитель русского языка и литературы
4. Предмет: Литература.

5. Класс 11
6. Тема: «Любовь – великий дар или проклятие» (по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)

7.Урок № 8,9
8. Базовый учебник - Русская литература ХХ века.11класс. Под редакцией

В.П.Журавлева. Москва, «Просвещение,2005


Цель урока: Создать условия для формирования представлений о непреходящих человеческих ценностях через приобщение учащихся к художественному миру Куприна


Задачи:

 1.Образовательные

-углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;

 -познакомить учащихся с историей создания рассказа «Гранатовый браслет»;

-на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие

 художественных образов.

2.Развивающие 

-развивать у обучающихся навык художественного пересказа, выразительного чтения, развернутых ответов на вопросы;

-совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения;

-развивать умение видеть мир чувств и переживаний героев;

-способствовать обогащению словарного запаса учащихся, развивать их филологическое мышление;

 3.Воспитательные

-показать редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком чувства;

-способствовать усвоению общечеловеческих ценностей;

-воспитывать чувство слова и культуру чувств;

-формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, ИЗО.


Оборудование: компьютер с мультимедийным устройством

Средства обучения:

-текст рассказа «Гранатовый браслет» А.И. Куприна;

-текст письма А.И.Куприна Батюшкову (1906 г.)

- фрагменты видеофильмов «Олеся» и «Гранатовый браслет»

-презентационная программа PowerPoint со слайдами: портрет А.И. Куприна, иллюстраици художников В. Якубовича и П. Пинкисевича к рассказу «Гранатовый браслет»;

Видеоряд пейзажных зарисовок к произведению «Гранатовый браслет» А.И

Куприна;

«Аппассионата» Бетховена»

Методические приемы:

-аналитическая беседа;

- комментированное чтение;

-просмотр презентаций;

-просмотр эпизодов из видеофильмов + обсуждение;

-групповая работа;

-элементы учебного диалога на разных этапах обсуждения + формирование ситуации для дискуссии

Средства активизации познавательной и речевой деятельности учащихся:

-выступление учащихся в структуре лекции учителя с сообщениями, информационными справками, выборочные пересказы;

-создание творческих речевых ситуаций, побуждающих школьников к самостоятельным выступлениям по поднятой проблеме;

-выразительное чтение отрывков из текста художественного произведения, прослушивание записи с произведением Бетховена,

-просмотр и комментирование картин художников;

-подбор и чтение стихотворений, стихотворных цитат, сопоставительный анализ пейзажных зарисовок в текстах.

Используемые ЭОР при подготовке к уроку:

https://yandex.ru/images/search?text

https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fimg0.liveinternet.ru

http://infourok.ru/konspekt-uroka-da-svyatitsya-imya-tvoyo-po-proizvedeniyu-aikuprina-granatoviy-braslet-388369.html

daa74ca24990957ce9446925bc9f4a07

кинофрагмент http://yandex.ru/video/search?filmId

Иллюстрации:

«Гранатовый браслет». Желтков. Художник В. Якубич

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=41f50e3b.jpg

«Гранатовый браслет». Княгиня Вера Николаевна. Художник В. Якубичhttp://www.a4format.ru/photo.open.php?file=41f50da4.jpg

«Гранатовый браслет». Глава 12. Художник П. Пинкисевич

http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=481577fd.jpg

«Гранатовый браслет». Глава 12. Художник П. Пинкисевич http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=41f519f3.jpg

Пейзажный видеоряд из картин О. Дидык и И.С.Остроухова

Ход урока

1.Орг. момент

Приветствие учащихся, создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, проверка готовности рабочего места учеников.  

Проверка готовности учащихся к уроку.

Объявление темы урока.

Постановка целей и задач


2. Проверка домашнего задания

Изображение на экране высказываний о любви

Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я.

Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви.

А.И.Куприн. Письмо Батюшкову (1906 г.)


Нет на земле любви, не знающей страданий,
Нет на земле любви, чтоб мук не принесла,
Нет на земле любви, чтоб скорбью не жила…

Луи Арагон, французский поэт



«В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил…»

Ж.-Б.Мольер

2.1.Слово учителя: «Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви еще в ХVII веке известный драматург Ж.-Б.Мольер:

«В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил…»


Сам же Куприн говорил о любви: это чувство, «которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя».

Вы видите высказывания о любви поэтов и писателей разных времен».

2.2.Учитель читает высказывания на экране.

-Запишите их себе в тетради в качестве эпиграфа по выбору.

Обучающиеся записывают эпиграфы в тетради

2.3. Учитель: «Прочитайте, пожалуйста, любимые ваши стихотворения и размышления о любви»

Чтение учащимися подготовленных стихов и размышлений о любви.

«С не меньшим основанием можно и Куприна назвать певцом возвышенной любви. Чудесный мастер художественного слова, гуманист и правдоискатель, он подарил нам несколько произведений, объединённых этой темой.

Сегодня мы послушаем Ваши эссе «Любовь в творчестве Куприна» по пройденным произведениям Куприна «Суламифь», «Поединок» и «Олеся»

Чтение эссе на фоне видеофильмов, компьютерных презентаций












3. Актуализация новых знаний

3.1Слово учителя: «Подтверждением того, что Куприн, действительно – певец красивой, возвышенной любви, ради которой и во имя которой на свете стоит жить, является и его рассказ «Гранатовый браслет» 

 К.Г Паустовский назвал данный рассказ А.И.Куприна «одним из благоуханных  и томительных рассказов о любви».

А вы знаете,   что в основе  этого произведении положена  реальная история?»

3.2.Рассказ учащегося о прототипах произведения

Вывод учителя: «Мы увидели, что рассказ А. И. Куприна имеет реальную основу.


3.3. Беседа учителя с обучающимися:

Учитель: Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю?

Ответ: «Чтобы показать, что подобное не красивый вымысел писателя, а изумление художника перед красотой самой жизни.

Учитель: «Почему, по-вашему, рассказ завершается трагической развязкой?»

Ответ: «Куприн хотел оттенить силу великой любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет»

Учитель: «Давайте подумаем, достиг ли своего замысла писатель И чем же является любовь: великим даром или проклятьем?

( Постановка проблемного вопроса) На этот вопрос мы должны ответить сегодня на уроке»


4.Аналитическая работа с текстом.

4.1.Учитель ведет аналитическую беседу с учащимися.

4.2.Параллельно со всем классом работают две группы учащихся, демонстрирующие, какими художественными средствами пользуется автор:

1группа находит выразительные средства, при помощи которых автор передает состояние природы, сопровождающее настроение героев.

2 группа работает с символами в рассказе.

Учитель: «А сейчас обратимся к рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет».












Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Давайте вместе попробуем еще раз найти в тексте рассказа слова, выражающие взгляды Куприна на любовь.

Дома вы работали с указанными главами, думаю, на уроке они помогут вам аргументировать ваши ответы.


Учитель: «Как развивается тема любви в «Гранатовом браслете»?

Ответ: «Чувство любви пародируется. Муж Веры смеется над незнакомым ему Желтковым, показывая гостям юмористический альбом с письмом телеграфиста (гл. VI).


Что рассказал Аносов о своей истории любви, запомнившейся ему навсегда (гл. VII, стр.298–299).


В чем смысл историй о любви, рассказанных генералом Аносовым?

– … «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!» – говорит генерал.

– «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире…» Две притчи – о том, что есть не любовь, а «так… какая-то кислятина…» (гл.VIII,

-В чем причины несчастья во всех 3-х вставных новеллах?

-Человек должен быть достоин любви, а не унижать её.


Найдите слова, где генерал почувствовал истинность любви Желткова (гл.VIII, стр.305–306)


- «…а — почем знать? — может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины.

ЗОЖ. Включается тихая, спокойная музыка для расслабления 1-1,5 мин.

-Действие наполняется событиями, приближаясь к драматической ситуации. Как автор дает грустный настрой читателю?


Группа 1дает зарисовку пейзажа, на фоне которого разворачиваются события.

Идет сопоставление зрительного восприятия и слухового посредством воспроизведения описания пейзажа в произведении и работы с компьютерным изображением пейзажных зарисовок.



«Обе на минутку задумались. Глубоко-глубоко под ними покоилось море. Со скамейки не было видно берега, и оттого ощущение бесконечности и величия морского простора еще больше усиливалось. Вода была ласково-спокойна и весело-синя, светлея лишь косыми гладкими полосами в местах течения и переходя в густо-синий глубокий цвет на горизонте.

Рыбачьи лодки, с трудом отмечаемые глазом — такими они казались маленькими, — неподвижно дремали в морской глади, недалеко от берега. А дальше точно стояло в воздухе, не подвигаясь вперед, трехмачтовое судно, все сверху донизу одетое однообразными, выпуклыми от ветра, белыми стройными парусами»


«В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык. То с утра до утра шел не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи. То задувал с северо-запада, со стороны степи свирепый ураган; от него верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, и казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах, вздрагивали оконные рамы, хлопали двери, и дико завывало в печных трубах. Несколько рыбачьих баркасов заблудилось в море, а два и совсем не вернулись: только спустя неделю повыбрасывало трупы рыбаков в разных местах берега».


«Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем нежданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья»


«Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой — наполовину в цветах, а наполовину в тонких зеленых стручьях, пахнувших капустой, розовые кусты еще давали — в третий раз за это лето — бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерного обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни».


«Долгий осенний закат догорел. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта, между сизой тучей и землей. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. Только над головой большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи, да голубой луч от маяка подымался прямо вверх тонким столбом и точно расплескивался там о небесный купол жидким, туманным, светлым кругом. Ночные бабочки бились о стеклянные колпаки свечей. Звездчатые цветы белого табака в палисаднике запахли острее из темноты и прохлады».


Вывод. Смысловая нагрузка, которую несет описание природы в этом произведении, огромна. Ненастье воспринимается как иллюстрация драматических событий, трагической ситуации.

Пейзажные зарисовки во многом предвосхищают предстоящие в повести события и характеризуют внутренний мир героев, отношение к ним автора. Противопоставляется скучная будничная жизнь аристократов с сильным чувством бедного чиновника, который разрушил их ледяное спокойствие.


Группа2 В «Гранатовом браслете» Куприн создаёт несколько символических образов, на которых строится фундамент повествования, и которые несут в себе весь идейный смысл повести. Начало произведения: «В середине августа…» можно назвать первым символом. После ненастья «Сразу наступили тихие безоблачные дни…» Я считаю, что эта перемена и есть то самое роковое и возвышенное, что есть в любви, описанной в повести.

Роза символ не только любви, но и совершенства мироздания. Розы удостаиваются на протяжении всей повести лишь два героя: генерал Аносов и Желтков (последний — посмертно).

На экране изображение гранатового браслета










Гранатовый браслет. Тоже символ.«Это камень любви, гнева и крови. На руке человека, томящегося в лихорадке или опьяненного желанием, он становится теплее и горит красным пламенем… Если растолочь его в порошок и принимать с водой, он дает румянец лицу, успокаивает желудок и веселит душу. Носящий его приобретает власть над людьми. Он врачует сердце, мозг и память» - так в рассказе «Суламифь» царь Соломон, даря своей возлюбленной драгоценности, говорит о «внутренней природе камней, об их волшебных свойствах и таинственныхзначениях».
     Главная героиня рассказа княгиня Вера Николаевна Шеина получила на именины гранатовый браслет и другую драгоценность – серьги из грушевидных жемчужин от мужа. Жемчуг же издавна являлся символом, с одной стороны, духовной частоты, с другой – недоброго предзнаменования. Предчувствуем именно недобрых предзнаменований пронизанрассказ.
     Вспомним, с чего все начинается. С пейзажа, с описания «отвратительных погод», принесших холод, ураганный ветер, на смену, которым приходят прелестные солнечные дни. Вновь вернувшееся лето кратковременно, как коротка спокойна радость Веры. Ее ожидание «чего-то счастливо-чудесного» от дня своих именин, то и дело омрачается вроде бы незначительными происшествиями. Вот Анна, ее любимая сестра, «быстро подойдя к самому краю обрыва, отвесной стеной падавшего в море, заглянула вниз и вдруг вскрикнула в ужасе и отшатнулась назад с побледневшим лицом». Вот вспомнили о морском петухе, которого утром принес рыбак: «Прямо какое-то чудовище. Даже страшно». Вот Вера «машинально пересчитала гостей. Оказалось – тридцать». Вот в разгар карточной игры горничная приносит письмо и браслет с пятью гранатами. «Точно кровь», - думает Вера с неожиданной тревогой. Так исподволь готовит автор своих читателей к главной теме рассказа.


- Как же изображается автором Желтков и его любовь? Что более всего характеризует нашего героя?

ЗОЖ ( Смена видов деятельности, переключение со слухового на визуальный канал)Просмотр отрывка из к/ф «Гранатовый браслет»



-О человеке судят и по его ценностям.

-Чем является гранатовый браслет для Желткова (гл.V,).

Подумайте, почему Желтков подарил Вере самую ценную для него вещь? Каково символическое звучание этой детали?


Группа2. Для героя это семейная реликвия, символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви. Символична эта вещь, замкнутая в кольцо, с камнями красного и зелёного цвета. Браслет, словно замкнутое пространство, из  которого уже не вырваться ни Желткову, ни Вере Николаевне.  Это своеобразное описание жизни, в которой, конечно, есть место любви, но чаще она подобна «мелким, плохо отшлифованным» гранатикам. Пять же гранатов, окружающих странный зеленый камешек – и есть та истинная любовь, которая встречается раз в тысячелетие. Зеленый цвет – цвет надежды, большие же гранаты – красные как кровь, поскольку за все великое, в том числе за великое чувство, надо платить.

А что он значит для Веры? Что видит она в браслете? Что чувствует?

- Для Веры- предвестник тревоги:


«Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнём электрической лампочки, то в них глубоко по их гладкой яйцевидной поверхности, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни. «Точно кровь!» - подумала с неожиданной тревогой Вера.»

- Как же изображается автором Желтков и его любовь? Что более всего характеризует нашего героя? Прочитайте письмо Желткова к Вере.




Чтение письма Желтковаучеником наизусть

( на фоне иллюстрации):




«Гранатовый браслет». Желтков. Художник В. Якубич


«Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность. Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы.. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. У меня нет даже зависти ни к людям, ник вещам


Что мы узнаем о молодом человеке из этого письма? (гл. V)











«Гранатовый браслет». Желтков. Художник П. Пинкисевич


«Худые, нервные пальцы Желткова забегали по борту коричневого короткого пиджачка, застёгивая и расстёгивая пуговицы. Желтков в продолжение нескольких секунд ловил ртом воздух, точно задыхаясь, и как с обрыва. Говорил он одними челюстями, губы у него были белые и не двигались, как у мёртвого».


-Как характеризуют жесты и движения героя?

-Обратите внимание на иллюстрацию П. Пинкисевича.

Дайте герою свою характеристику, совместив текстовый и живописный материалы


Кого же любит Желтков? Расскажите о Вере Николаевне


Группа 2. Образ ее символичен. Куприн так описывает ее:


«Вера пошла ... в мать, «красавицу-англичанку…» «высокой, гибкой фигурой, нежным, но гордым и холодным лицом…».

Собирая букет, эта героиня выделяет гордые и бесплодные георгины, пионы и астры . георгины, пионы и астры. Создается ощущение, что она одна из этих красивых, но бесплодных цветов.

Демонстрируется иллюстрация художника В. Якубича к произведению «Гранатовый браслет». Княгиня Вера Николаевна.














-Внимательно посмотрите на изображение героини. Что можно сказать о ее внешности?

-Красивая, правильные черты лица, худощава и стройна. Темные широкие брови стрелами близко сходятся у переносья, бледный цвет лица.

-Какие черты характера могут скрываться за такой внешностью?

-На иллюстрации художника можно заметить неприступность и холодность героини.

-Тем не менее, какая фраза более всего характеризует любовь Желткова к этой женщине?

-«Да святится Имя Твое!»

-Это идея рассказа.

ЗОЖ( небольшая динамическая пауза )

-Расскажите о «трех шагах», которые предпринимает герой, чтобы защитить свое чувство?

-Последней попыткой объясниться с Шеиным (гл. Х.)

Ученик читает за Желткова:

-Я знаю, что не в силах разлюбить ее никогда... Скажите, князь... предположим, что вам это неприятно... скажите, — что бы вы сделали для того, чтоб оборвать это чувство? Выслать меня в другой город, как сказал Николай Николаевич? Все равно и там так же я буду любить Веру Николаевну, как здесь. Заключить меня в тюрьму? Но и там я найду способ дать ей знать о моем существовании. Остается только одно — смерть... Вы хотите, я приму ее в какой угодноформе.»


-Последним разговором с Верой

- Объяснением со всем миром и со всеми, кто может слышать, через бетховенскую сонату №2 – о жизни, осмерти и о любви


Звучит мелодия Второй сонаты Бетховена.


- Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием? Найдите в тексте слова князя Шеина, которые являются ответом на этот вопрос (гл. ХI) (гл. Х.)

Ученик читает за князя Шеина:


«…я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо., …разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, — чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя… … Мне жалко этого человека. И мне не только что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души.»


-Почему автор дал главному герою имя Георгий .Что означает это имя?


Группа 2.Имя Георгий означает – победоносец. Желтков пронес через всю свою жизнь прекрасное чувство, не позволил никому надругаться над ним и доказал, что такое чувство может быть в человеческой жизни. Он победил в споре с бездуховной действительностью


Остановимся на сцене прощания Веры с мертвым Желтковым. (гл. ХII):

Демонстрируются иллюстрации к произведению












Гранатовый браслет». Глава 12. Художник П. Пинкисевич


Как изображен мертвый Желтков?

Губы мёртвого героя «…улыбались  блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставанием с жизнью узнал  какую-то глубокую и сладкую тайну».

Как вы думаете, почему Вера заплакала? Что стало причиной ее слез – «впечатление смерти» или что-то другое? (гл. ХI

- «… и Вера поняла, что «та любовь, о  которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё»

Каким настроением проникнут финал рассказа?

- Финал рассказа проникнут чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера Николаевна: ей открылась та самая любовь, что бывает раз в тысячу лет.)


ЗОЖ ( переключение каналов восприятия)Снова звучит мелодия Второй сонаты Бетховена

-Почему Желтков «заставил» любимую женщину слушать именно это бессмертное произведение? (гл. ХIII.)


Чтение учащимися наизусть «молитвы» «Да святится имя Твое» (гл. ХIII) на фоне мелодии:


  1. «Я не знаю, как мне кончить письмо… Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою - одна молитва: «Да святится имя Твое».  


  1. «Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. «Да святится имя Твое».


  1. « Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. «Да святится имя Твое».

 

  1. « В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В

душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: «Да святится имя Твое».


  1. «Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою - слава Тебе. Вот она идет, все усмиряющая смерть, а я говорю - слава Тебе!.."


  1. « Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала. Дерево мягко сотрясалось. Налетел легкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями. Острее запахли звезды табака... И в это время удивительная музыка, будто бы подчиняясь ее горю, продолжала:    

  2. «Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко" ".     Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но… Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. "Да святится имя Твое".


9 . «Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. «Да святится имя Твое».


  1. «В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: "Да святится имя Твое".  


11. «Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою - слава Тебе».


Учитель:


- Повесть Александра Ивановича Куприна о любви – одна из редчайших жемчужин русской классической литературы. Только человек, гениально воспринимающий музыку может вместе с Желтковым выбрать эту музыку. Гениальный Куприн знал еще и другое- он взял для своего произведения 2 часть сонаты, а их 4.

Мелодия Второй сонаты Бетховена

Вот как звучит 1(музыка)- спокойно, как обычная человеческая суета, а вот 3 часть(музыка)-шутка, не правда ли? Они обрамляют 2-ю часть - чудо , не имеющее аналогов в мировой музыке с судьбой в басах.

Подумаем над словами Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову (1906 г.) (Обращение к эпиграфу), слушая сонату Бетховена.


«Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви.»

А.И.Куприн. Письмо Батюшкову (1906 г.)


Мы говорили с вами о «Гранатовом браслете » и музыке. Об одном из гениальнейших произведений о любви. Русская литература долго формировалась, чтобы создать такое мощное по силе изображения любви сочинение. Это иная, неземная любовь, которую удалось понять генералу Аносову и в конце произведения княгине Вере. Помните, « Нет, нет, - он меня простил теперь. Все хорошо » И Бетховен участвовал в этом апофеозе любви.

Музыка рассказывает княгине Вере, что есть жизнь и что есть любовь. Это последний дар Желткова, который не принять может только глухой, в котором он демонстирует подлинность и совершенство Веры, увиденные им в юности.

-Какой видит писатель истинную любовь? Для Куприна это - основа всего земного.

Любовь должна основываться на высоких, искренних чувствах. Это величайшая тайна и величайший дар. Талант любить достается не каждому. У героя повести этот талант был. Талант любить и дарить любовь великой очищающей силы, преображающей каждого из героев. Это возвышенное чувство может победить даже смерть. Желтков умирает, но пробуждается к жизни княгиня Вера: ей открылась та самая любовь, что бывает раз в тысячу лет.

История чистой и наивной любви Желткова, его трагедия, заставили нас сопереживать, сострадать. Осталось много вопросов: «А что это было: «Любовь или сумасшествие? Чем была смерть  героя: малодушием или силой?»

Каждый волен отвечать по-своему.

Самое главное-это новелла не оставила нас равнодушными, мы научились вдумчиво  читать, размышлять и анализировать.

Мы должны понять, что главная ценность -  это человеческая жизнь, со всеми ее радостями и горестями. Что человек возвышается, становится велик своей любовью.

Итак, мы с вами в начале урока поставили для себя задачи, определили проблему, над которой работали весь урок.

Комментирование работы класса, групп, отдельных учащихся.

Выставление оценок.


Домашнее задание: «Дома напишите, пожалуйста, сочинение – рассуждение и изложите свои мысли теперь уже в письменном виде «Любовь – великий дар или проклятие"?





Учитель Орлова К.И.


Заместитель руководителя ОО Ладяева Г.Ю.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мартынова Людмила Владимировна

Дата: 07.11.2017

Номер свидетельства: 437492


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства