kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 11 классе "Культ формы в лирике В.Брюсова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по теме "Поэзия Серебряного века" проводится в 11 классе. Позволяет учащимя прикоснуться к у процессу рождения стихов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе "Культ формы в лирике В.Брюсова"»

Урок литературы в 11 классе

Тема «Культ формы в лирике Валерия Брюсова»

Цели урока:

Образовательная:

1) выделить особенности символизма в творчестве В. Брюсова;

2) определить особенности лирики В. Брюсова;

3) проанализировать стихотворение «Сонет к форме»

Развивающая:

1) совершенствовать умение выразительного чтения наизусть и анализа лирического произведения;

Воспитательная:

1) способствовать формированию чувства гордости за русскую литературу;

Оборудование урока:

1) презентация о В.Я. Брюсове;

2) выставка книг о Серебряном веке

3) компьютер, мультимедиапроектор;

4) тексты стихотворений

Использованная литература:

1) учебник для общеобразовательных организаций в двух частях под редакцией В.П. Журавлёва. М. «Просвещение». 2013;

2) Е.В. Карсалова, А.В. Леденев, Ю.М. Шаповалова «Серебряный век русской поэзии». М. «Новая школа». 1996;

3) А.В. Леденев «Поэзия Серебряного века». М. «Дрофа». 2000.


Ход урока

Стихотворение – не монолог, но разговор

писателя с читателем.

И.Бродский.

1.Слово учителя. Погружение в тему.

Здравствуйте, садитесь.

Рубеж XIX и XX веков. Представьте, что вы оказались в том времени. Что вы чувствуете, что ощущаете? (ощущение катастрофы, перемен, неизвестности).

Каким образом эта неопределённость отразилась в искусстве?

Мы продолжаем разговор о поэзии Серебряного века.

СЛАЙД 1 (портрет)

Имя Валерия Брюсова вам известно: «трижды и семижды чтимый» поэт, как говорили о нём. Память его современников сохранила «образ этого стройного, сухощавого, подтянутого, артистически изящного человека, с движениями быстрыми и резкими, с бородкой и усами…с глазами как будто подведёнными – по-цыгански – чёрным углём. Артистичен талант пропагандиста, способность и желание увлекать других тем, что казалось ему самому достойным увлечения и пропаганды».

2.Самостоятельная работа

Что вам известно о Брюсове и эпохе?

На листочках, лежащих перед вами, записывайте краткие ответы на мои вопросы.

1.Назовите временные рамки Серебряного века. (1890-1915)

2.Как назывался первый сборник стихов Брюсова? («Шедевры»)

3.Основоположником какого литературного течения стал В. Брюсов? (символизм)

4.Как называлась статья-манифест Брюсова о праве поэта на свободу? («Ключи тайн»)

5.Что, по мнению Брюсова, являлось задачей символизма? (изощрить поэтические средства)

Проверьте. (СЛАЙД 2)

Поставьте отметки, листочки передайте вперёд.

3. Работа по теме урока.

В тетрадях запишите число, тему урока.

Что такое культ? (почитание, поклонение). Может быть, религиозное почитание священных предметов и нерелигиозное или псевдорелигиозное преклонение перед кем-нибудь или чем-нибудь, например: культ личности, культ Разума. В каком значении это слово употреблено в теме нашего урока?

В качестве эпиграфа предлагаю слова поэта И. Бродского. Как вы их прокомментируете?

Итак, Брюсов – один из признанных лидеров символистов, прозаик, критик, литературовед, человек, сыгравший значительную роль в судьбах К.Бальмонта, А.Белого, А.Блока, М.Волошина, Н.Гумилева, Вяч.Иванова, он всегда был в центре внимания. Литературное наследие Брюсова богато и разнопланово: критические статьи о творчестве русских поэтов 18-начала 20 веков и классиков зарубежной поэзии, переводы, исследования по теории стихосложения, романы, стихи, поэмы. Особый интерес к творчеству Поля Верлена, Метерлинку, Жуковскому.

При жизни поэта было издано 14 сборников, среди которых «Юношеское», «Шедевры», «Это – я», «Граду/Риму/и миру», «Семь цветов радуги, «Миг» и многие другие. Жизнь Брюсова была насыщенной.

Назовите основные мотивы лирики Брюсова. (Предназначение поэта и поэзии, урбанистическая лирика)

4. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Сонет к форме».

Я же предлагаю остановиться на одном произведении поэта.

Есть тонкие властительные связи

Меж контуром и запахом цветка

Так бриллиант невидим нам, пок

Под гранями не оживет в алмазе.


Так образы изменчивых фантазий,

Бегущие, как в небе облака,

Окаменев, живут потом века

В отточенной и завершенной фразе.


И я хочу, чтоб все мои мечты,

Дошедшие до слова и до света,

Нашли себе желанные черты.


Пускай мой друг, разрезав том поэта,

Упьется в нем и стройностью сонета,

И буквами спокойной красоты!



Чему посвящено это стихотворение? (Взгляды на творчество)

5.Индивидуальное задание.

Что значит « сонет»? Известен ли этот жанр в поэзии?

Сонет (итал.) – стихотворение из 14 строк, состоящее из двух четверостиший (катренов) и двух трёхстиший (терцетов). Родиной сонета считается Италия.

Сонет стал самым распространённым видов лирики. Его использовал Данте Алигьери, Франчеко Петрарка, распространивший этот жанр в Европе. Сонеты создавали и прозаики Боккаччо, Сервантес, Мольер. В эпоху Возрождения к сонету обращались Лопе де Вега, Шекспир, Микеланджело.

В 1735 году В.К. Тредиаковский написал первый русский сонет. К этому жанру обращался и А.С. Пушкин. В конце XIX начале XX века русские поэты использовали «венок сонетов», в котором каждая последняя строка сонета становится первой строкой последующего, а последняя строка четырнадцатого – начальная строка первого сонета. Так возникает «венок» из пятнадцати сонетов, последний из которых образован из первых строк предыдущих сонетов. Впервые такие произведения появился в Италии. В русской поэзии существует около ста пятидесяти «венков сонетов», а в мировой около шестисот. В литературоведении выделяют любовные сонеты, поэтические манифесты, посвящения, портреты, иронические сонеты.

6.Чтение и комментарий строчек сонета.

Есть тонкие властительные связи

Меж контуром и запахом цветка.

- Что такое контур? ( Очертание, внешний вид, фигура, образ и так далее.)

- Каким чувством воспринимает человек контур? ( Зрением.)

- А запах? ( Обонянием.)

- Как мы называем мир, воспринимаемый зрением? ( Видимый)

- Можно ли увидеть запах? (Нет.)

- Он невидим, это — невидимый мир. Почему связи тонкие? В каком значении употреблено это слово? ( Незаметные)

- Почему властительные? Какой корень в этом слове? ( Власть – сила)

Значит, контур и запах нельзя разорвать.

СЛАЙД

-Чтение строчек:

Так бриллиант невидим нам, пока

Под гранями не оживёт в алмазе.

Вопросы классу:

-Что такое бриллиант? (Обработанный алмаз)

-Как называют человека, видящего в алмазе бриллиант? ( Ювелир, мастер и так далее.)

Вывод: Значит, ювелир видит, а мы не видим.

СЛАЙД

-Чтение строчек:

Так образы изменчивых фантазий,

Бегущие, как в небе облака,

Окаменев, живут потом века

В отточенной и завершённой фразе.

СЛАЙД



Как можно удержать в воображении образ цветка?

(Нарисовать, записать и так далее)

- «Отточенная фраза» — это какая? (изящная)

- Она напоминает бриллиант?

- Кто её оттачивает? (Поэт)

-Чтение строчек:

И я хочу, чтоб все мои мечты,

Дошедшие до слова и до света,

Нашли себе желанные черты.

- Что означает фраза: «Мечты дошли до слова»?

- А «мечты дошли до света»?

— Их можно увидеть?

Схема

- Найдите в первом четверостишии синоним слова “черты”. (Контур)

- Чем отличается бриллиант от алмаза? (формой)

- Ещё раз посмотрим на название сонета («Сонет к форме»).

- Кто умеет придать форму алмазу? (ювелир)

- А мечтам, фантазиям, мыслям? (поэт)

Чтение 3-х строчек:

Пускай мой друг, разрезав том поэта,

Упьётся в нём и стройностью сонета,

И буквами спокойной красоты!

- Какие слова здесь ключевые? (Упьётся, стройность, красота.)

-Так что красиво? ( Цветок, бриллиант, сонет)

- А кто владеет тайной красоты? (поэт и ювелир)

Схема

Вывод:

Поэта и ювелира объединяет умение придать форму — своим переживаниям или драгоценному камню, то есть воплотить то, что невидимо другим, и воплотить по законам красоты.

И символисты верили, что их творчество способно изменить жизнь к лучшему, и в первую очередь — человека Себя они считали творцами символов — бриллиантов, взглянув через которые на мир, читатель прозреет

7.Итог урока. Рефлексия. Письмо одиннадцатиклассникам.

Я хочу, чтобы Брюсов не покинул вас, и взяла на себя смелость обратиться от его имени к вам, стоящим на пороге взрослой жизни. «Каждый волен выбирать свой путь. Я выбрал свой. Я твёрдо стою на земле, другие продолжают свой полёт. Мой удел – чёрная работа, для кого-то – горные вершины, облака, звёзды. Всё это было и в моей душе; да и сейчас есть. Но я каждый день, каждое мгновение преодолеваю себя, потому что считаю, что нельзя сегодня жить вчерашним. Иногда обида, раздражение, отчаяние омрачают мою жизнь. Слишком многое и многих я потерял. А стоят ли все мои обретения этих потерь? Как бы то ни было, и в потерях мы обретаем себя. И я верю, что путь, который я продолжаю, - это путь непременно ввысь.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок литературы в 11 классе "Культ формы в лирике В.Брюсова"

Автор: Сидоренко Людмила Степановна

Дата: 04.03.2017

Номер свидетельства: 397694


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства