Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе "Культ формы в лирике В.Брюсова"»
Урок литературы в 11 классе
Тема «Культ формы в лирике Валерия Брюсова»
Цели урока:
Образовательная:
1) выделить особенности символизма в творчестве В. Брюсова;
2) определить особенности лирики В. Брюсова;
3) проанализировать стихотворение «Сонет к форме»
Развивающая:
1) совершенствовать умение выразительного чтения наизусть и анализа лирического произведения;
Воспитательная:
1) способствовать формированию чувства гордости за русскую литературу;
Оборудование урока:
1) презентация о В.Я. Брюсове;
2) выставка книг о Серебряном веке
3) компьютер, мультимедиапроектор;
4) тексты стихотворений
Использованная литература:
1) учебник для общеобразовательных организаций в двух частях под редакцией В.П. Журавлёва. М. «Просвещение». 2013;
2) Е.В. Карсалова, А.В. Леденев, Ю.М. Шаповалова «Серебряный век русской поэзии». М. «Новая школа». 1996;
3) А.В. Леденев «Поэзия Серебряного века». М. «Дрофа». 2000.
Ход урока
Стихотворение – не монолог, но разговор
писателя с читателем.
И.Бродский.
1.Слово учителя. Погружение в тему.
Здравствуйте, садитесь.
Рубеж XIX и XX веков. Представьте, что вы оказались в том времени. Что вы чувствуете, что ощущаете? (ощущение катастрофы, перемен, неизвестности).
Каким образом эта неопределённость отразилась в искусстве?
Мы продолжаем разговор о поэзии Серебряного века.
СЛАЙД 1 (портрет)
Имя Валерия Брюсова вам известно: «трижды и семижды чтимый» поэт, как говорили о нём. Память его современников сохранила «образ этого стройного, сухощавого, подтянутого, артистически изящного человека, с движениями быстрыми и резкими, с бородкой и усами…с глазами как будто подведёнными – по-цыгански – чёрным углём. Артистичен талант пропагандиста, способность и желание увлекать других тем, что казалось ему самому достойным увлечения и пропаганды».
2.Самостоятельная работа
Что вам известно о Брюсове и эпохе?
На листочках, лежащих перед вами, записывайте краткие ответы на мои вопросы.
1.Назовите временные рамки Серебряного века. (1890-1915)
2.Как назывался первый сборник стихов Брюсова? («Шедевры»)
3.Основоположником какого литературного течения стал В. Брюсов? (символизм)
4.Как называлась статья-манифест Брюсова о праве поэта на свободу? («Ключи тайн»)
5.Что, по мнению Брюсова, являлось задачей символизма? (изощрить поэтические средства)
Проверьте. (СЛАЙД 2)
Поставьте отметки, листочки передайте вперёд.
3. Работа по теме урока.
В тетрадях запишите число, тему урока.
Что такое культ? (почитание, поклонение). Может быть, религиозное почитание священных предметов и нерелигиозное или псевдорелигиозное преклонение перед кем-нибудь или чем-нибудь, например: культ личности, культ Разума. В каком значении это слово употреблено в теме нашего урока?
В качестве эпиграфа предлагаю слова поэта И. Бродского. Как вы их прокомментируете?
Итак, Брюсов – один из признанных лидеров символистов, прозаик, критик, литературовед, человек, сыгравший значительную роль в судьбах К.Бальмонта, А.Белого, А.Блока, М.Волошина, Н.Гумилева, Вяч.Иванова, он всегда был в центре внимания. Литературное наследие Брюсова богато и разнопланово: критические статьи о творчестве русских поэтов 18-начала 20 веков и классиков зарубежной поэзии, переводы, исследования по теории стихосложения, романы, стихи, поэмы. Особый интерес к творчеству Поля Верлена, Метерлинку, Жуковскому.
При жизни поэта было издано 14 сборников, среди которых «Юношеское», «Шедевры», «Это – я», «Граду/Риму/и миру», «Семь цветов радуги, «Миг» и многие другие. Жизнь Брюсова была насыщенной.
Назовите основные мотивы лирики Брюсова. (Предназначение поэта и поэзии, урбанистическая лирика)
4. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Сонет к форме».
Я же предлагаю остановиться на одном произведении поэта.
Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка
Так бриллиант невидим нам, пок
Под гранями не оживет в алмазе.
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.
И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.
Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!
Чему посвящено это стихотворение? (Взгляды на творчество)
5.Индивидуальное задание.
Что значит « сонет»? Известен ли этот жанр в поэзии?
Сонет (итал.) – стихотворение из 14 строк, состоящее из двух четверостиший (катренов) и двух трёхстиший (терцетов). Родиной сонета считается Италия.
Сонет стал самым распространённым видов лирики. Его использовал Данте Алигьери, Франчеко Петрарка, распространивший этот жанр в Европе. Сонеты создавали и прозаики Боккаччо, Сервантес, Мольер. В эпоху Возрождения к сонету обращались Лопе де Вега, Шекспир, Микеланджело.
В 1735 году В.К. Тредиаковский написал первый русский сонет. К этому жанру обращался и А.С. Пушкин. В конце XIX начале XX века русские поэты использовали «венок сонетов», в котором каждая последняя строка сонета становится первой строкой последующего, а последняя строка четырнадцатого – начальная строка первого сонета. Так возникает «венок» из пятнадцати сонетов, последний из которых образован из первых строк предыдущих сонетов. Впервые такие произведения появился в Италии. В русской поэзии существует около ста пятидесяти «венков сонетов», а в мировой около шестисот. В литературоведении выделяют любовные сонеты, поэтические манифесты, посвящения, портреты, иронические сонеты.
6.Чтение и комментарий строчек сонета.
Есть тонкие властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
- Что такое контур? ( Очертание, внешний вид, фигура, образ и так далее.)
- Каким чувством воспринимает человек контур? ( Зрением.)
- А запах? ( Обонянием.)
- Как мы называем мир, воспринимаемый зрением? ( Видимый)
- Можно ли увидеть запах? (Нет.)
- Он невидим, это — невидимый мир. Почему связи тонкие? В каком значении употреблено это слово? ( Незаметные)
- Почему властительные? Какой корень в этом слове? ( Власть – сила)
Значит, контур и запах нельзя разорвать.
СЛАЙД
-Чтение строчек:
Так бриллиант невидим нам, пока
Под гранями не оживёт в алмазе.
Вопросы классу:
-Что такое бриллиант? (Обработанный алмаз)
-Как называют человека, видящего в алмазе бриллиант? ( Ювелир, мастер и так далее.)
Вывод: Значит, ювелир видит, а мы не видим.
СЛАЙД
-Чтение строчек:
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершённой фразе.
СЛАЙД
Как можно удержать в воображении образ цветка?
(Нарисовать, записать и так далее)
- «Отточенная фраза» — это какая? (изящная)
- Она напоминает бриллиант?
- Кто её оттачивает? (Поэт)
-Чтение строчек:
И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.
- Что означает фраза: «Мечты дошли до слова»?
- А «мечты дошли до света»?
— Их можно увидеть?
Схема
- Найдите в первом четверостишии синоним слова “черты”. (Контур)
- Чем отличается бриллиант от алмаза? (формой)
- Ещё раз посмотрим на название сонета («Сонет к форме»).
- Кто умеет придать форму алмазу? (ювелир)
- А мечтам, фантазиям, мыслям? (поэт)
Чтение 3-х строчек:
Пускай мой друг, разрезав том поэта,
Упьётся в нём и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!
- Какие слова здесь ключевые? (Упьётся, стройность, красота.)
-Так что красиво? ( Цветок, бриллиант, сонет)
- А кто владеет тайной красоты? (поэт и ювелир)
Схема
Вывод:
Поэта и ювелира объединяет умение придать форму — своим переживаниям или драгоценному камню, то есть воплотить то, что невидимо другим, и воплотить по законам красоты.
И символисты верили, что их творчество способно изменить жизнь к лучшему, и в первую очередь — человека Себя они считали творцами символов — бриллиантов, взглянув через которые на мир, читатель прозреет
7.Итог урока. Рефлексия. Письмо одиннадцатиклассникам.
Я хочу, чтобы Брюсов не покинул вас, и взяла на себя смелость обратиться от его имени к вам, стоящим на пороге взрослой жизни. «Каждый волен выбирать свой путь. Я выбрал свой. Я твёрдо стою на земле, другие продолжают свой полёт. Мой удел – чёрная работа, для кого-то – горные вершины, облака, звёзды. Всё это было и в моей душе; да и сейчас есть. Но я каждый день, каждое мгновение преодолеваю себя, потому что считаю, что нельзя сегодня жить вчерашним. Иногда обида, раздражение, отчаяние омрачают мою жизнь. Слишком многое и многих я потерял. А стоят ли все мои обретения этих потерь? Как бы то ни было, и в потерях мы обретаем себя. И я верю, что путь, который я продолжаю, - это путь непременно ввысь.