kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 10 классе «…я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни…». Повесть «Фаталист».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы представляет собой размышление о судьбе и предназначении человека. Заставляет учащихся задуматься о выборе жизненногого пути.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе «…я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни…». Повесть «Фаталист».»

Урок литературы в 10 классе

Тема: «…я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни…». Повесть «Фаталист».

Цели урока:

обзор и обсуждение содержания романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;

раскрытие понятия «философский роман»;

фатализм как неверие человека в собственные силы;

проблема выбора в романе.

Задачи:

создать условия для более полного понимания текста;

развивать навыки анализа литературного произведения через особенности сюжета и композиции; выявление читательской позиции учащихся;

развитие навыков монологической речи.

Оборудование: кадры из сериала А.Котта, презентация, текст произведения.

Использованная литература:

Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В двух частях. М. «Просвещение». 2013

И. Виноградов «Философский роман Лермонтова». М. «Русский путь». 2005


Эпиграф: Лермонтов до некоторой

степени изобразил себя

в Печорине.

И.С. Тургенев

Ход урока.

I Организационный момент. Звучит музыка М.И. Глинки.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II Актуализация знаний.

...Я очень люблю девятнадцатый век. Люблю за всё: за музыку, за архитектуру и, в частности, за литературу. Я люблю, прочитав произведение, анализировать его, узнав историю зарождения книги, дать оценку героям. Я считаю, что в этом плане я хорошо знаю М. Ю. Лермонтова.

А вы?

Хорошо знает 19 век В. Г. Белинский, чьи слова я процитировала.

Несомненно, особую роль в литературе первой половины 19 века играет М.Ю. Лермонтов

Осознавая в себе «огонь божественный», юный Лермонтов беспокоился: «Мне жизнь всё как-то коротка, и всё боюсь, что не успею свершить чего-то».
Свершил... В страшные для России дни февраля 1837 года сказал правду с такой потрясающей силой, что воистину «пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова».
Затем были не менее сильные, гениальные произведения, среди которых «Герой нашего времени».

Перед вами несколько высказываний. Из какой они повести? Кому принадлежат? Кого из героев касаются?

«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!» (Княжна Мери)

«Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда всё устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать…» (Княжна Мери)

«Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы». (Княжна Мери, письмо Вере)

«Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость». (Княжна Мери)

«Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, - а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!..» (Княжна Мери)

Как Печорин относится к людям?

(Отношение Печорина к людям негативное. Он не верит ни в дружбу, ни в любовь. Он боится разочароваться).

Печорин одинок в своих помыслах? (Нет)

В чём причина такой апатии к жизни молодого человека? Разделяет ли Лермонтов мысли Печорина?

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Миросозерцание М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х-начале 30-х годов Х1Х века, в эпоху идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции, связанного с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.

Николай I отвергал всякую революцию как идею, как принцип, как метод преобразования действительности. А восстание декабристов – это не только благородные побуждения уничтожить “разные несправедливости и унижения”, но нарушение офицерской присяги, попытка насильственного изменения государственного строя, преступное кровопролитие. И как реакция – жёсткий политический режим, установленный императором.

Идейный кризис вызывает кризис идей. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни молодого поколения – всё было разрушено. Эти тяжёлые времена позднее будут названы эпохой безвременья. В такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности.

Учитель:

Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели ещё обрести ясности цели. Таков и Печорин, уверенный, что «… истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни…».

Убедиться в справедливости этих слов, мы сможем, обратившись к повести «Фаталист».

Запись темы урока в тетради.

Откройте тетради, запишите число, тему урока.

На вопрос, который я сейчас задам, вы ответите коротко: да или нет.

Вы знаете, кому принадлежат эти слова?

Запишите эпиграф.

Что общего между этими высказываниями?

Перед вами на доске записан проблемный вопрос, на который мы будем отвечать в течение всего урока. Для этого вы приклеите именной стикер к правильному, на ваш взгляд, утверждению. По ходу урока вы можете изменить своё мнение, объяснив его устно или письменно.

НА ДОСКЕ: ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

Кто Печорин?

Человек, сеющий вокруг себя зло.

Одарённая личность, не находящая своего места в жизни.

Печорин не может быть оценён однозначно.

УЧАЩИЕСЯ ВЫХОДЯТ К ДОСКЕ ПО ЖЕЛАНИЮ

Учитель: Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, её возможности и действительность, свобода воли и необходимость – эти вопросы испокон веков занимали человечество. Древние греки и римляне жили с твёрдым убеждением, что от судьбы не уйдёшь.

Прочитайте высказывания двух философов и скажите, в чём их противоречие?

«Человек родится свободным» (Жан Жак Руссо, французский просветитель)

«Рабом родится человек, рабом в могилу ляжет…» (К. Батюшков)

Проблема выбора получила образное воплощение в романе.

А что вы можете сказать о необычности этого произведения?

Это “длинная цепь повестей” под общим названием “Герой нашего времени”. В нём нарушена хронология событий.

Какой литературоведческий термин определяет совокупность событий в их естественном хронологическом порядке? (Фабула)

Роман «Герой нашего времени» замыкается новеллой «Фаталист», по своему сюжету сходной с «Таманью», так как имеет трагический финал. Однако гибель Вулича звучит своего рода предсказанием для Печорина и подготавливает его собственную смерть. Если в предыдущих повестях Лермонтов тяготел к авантюре и психологическому роману, то в «Фаталисте» он склоняется к философской прозе.

III. Словарная работа.

Объясните лексическое значение слов. На доске

Фаталист – человек, верящий в предопределение, в то, что «судьба написана на небесах».

Рок – несчастливая судьба.

Судьба – стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. 2. Доля, участь.

Предопределение – судьба, рок

Запишите в тетради цепочку контекстных синонимов, состоящую из данных понятий, начиная с меньшего проявления схожести данных слов.

IV. Анализ текста.

Сюжетный источник новеллы «Фаталист».

А каков сюжетный источник повести? ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Относительно сюжетного источника новеллы «Фаталист» не су­ществует единого мнения.

По утверждению биографа М.Ю. Лермонтова П. А. Висковатова, «Фаталист» «списан с происшествия, бывшего в станице Червленной с Акимом Акимовичем Хастатовым», дядей Лермонтова.

Историк и собиратель лермонтовских рукописей В.Х. Хохряков указывал на рассказ друга Лермонтова С. А. Раевского о том, что в «Фа­талисте» запечатлено подлинное происшествие, участниками которого были сам М.Ю. Лермонтов и его приятель А.А. Столыпин (Monro).

Было высказано и предположение о том, что тему новеллы М.Ю. Лермонтов отыскал в мемуарах Д. Байрона, содержащих рас­сказ об удивительном случае, происшедшем со школьным приятелем автора воспоминаний:

Вопрос о «случае», «судьбе», «предопределении», входивший в круг философских проблем, особенно интересовавших современни­ков Лермонтова, и положен в основу «Фаталиста».

Фамилия героя в рукописи «Фаталиста» читается «Вуич»; пер­воначально М.Ю. Лермонтов использовал без изменений фамилию своего знакомого Ивана Васильевича Вуича (1813-1884), поручика лейб-гвардии Конного полка.

Кого в повести можно назвать фаталистом?

(Таков Вулич, который убеждён, что нельзя умереть прежде смерти).

А среди нас есть фаталисты?

Отрывок из сериала Александра Котта.

Что общего у Печорина с Вуличем?

(У них обоих замкнутый характер, их обоих волнует вечный вопрос о судьбе, они способны подчинять своей воле людей).

Обратимся к эпизоду повести со слов «Я возвращался домой пустыми переулками…» до «.. которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбою».

Прочитайте ещё одно высказывание Печорина и укажите различие между Печориным и Вуличем).

«Страсти не что иное, как идеи при первом своём развитии: они принадлежность юности и сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться».

(Вулич – человек страстей, а Печорин, обладает сильной волей. Печорин не верит в предопределённость)

Какие изменения претерпевает отношение Печорина к фатализму?

(Смерть Вулича изменила отношение Печорина к фатализму. Он сам признаётся, что видел на его лице «печать близкой кончины»).

Всё-таки судьба существует? Воля человека не играет роли?

Обратимся к ещё одному эпизоду повести. «Я подошёл к окну…» и до слов «Офицеры меня поздравляли – и точно, было с чем!»

В повести Печорин становится героем – уже безо всякой иронии. Он обезвреживает убийцу Вулича, рискуя жизнью. Таким образом, поступок Печорина в финале романа от­крывает возможное направление его духовного развития.

«Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не минуешь».

Опираясь на эту фразу, попытаемся ответить на вопрос: в чём трагичность судьбы Печорина?

(Одна из причин трагедии Печорина - его безверие, его сомнение во всём).

На что обрекает себя человек, отказавшись от веры?

(Отказавшись от веры, человек не испытает ни дружбы, ни любви, ни радости, ни разочарования. Такова судьба Печорина).

Прежде, чем окончательно ответить на проблемный вопрос, восстановим высказывание Печорина: «В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни…».

О какой борьбе идёт речь? Можно ли считать, что это высказывание раскрывает отсутствие цели жизни Печорина и причину его смерти? Почему, на ваш взгляд, Лермонтов завершает роман новеллой «Фаталист»?

И. Виноградов в статье «Философский роман Лермонтова» писал:

«… «Фаталист» отнюдь не довесок к основной, самостоятельно значимой части романа. В известном отношении он занимает в системе повестей «Героя нашего времени» ключевое положение, и без него роман не только потерял бы в своей выразительности, но во многом утратил бы и свой внутренний смысл. «Фаталист» заключает роман, как своего рода «замковый камень», который держит весь свод и придаёт единство и полноту целому…»

Именно в завершающей роман новелле Печорин пытается решить вопрос, которым, действительно, всё начинается, от которого зависят человеческие убеждения, любая нравственная программа жизненного поведения.

V. Итог урока:

Обратимся к проблемному вопросу:

Кто не менял своего мнения?

Кто переосмыслил роман?

Кто Печорин?

Действительно, мы не можем в одночасье решить судьбу человека так же, как и предугадать свою. Составить же нравственную программу жизненного поведения в наших силах.

VI. Рефлексия:

Поднимите руки те, кого роман заставил задуматься?

VII. Домашнее задание: Подготовиться к сочинению



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Сидоренко Людмила Степановна

Дата: 10.03.2017

Номер свидетельства: 398910


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства