Урок литературы родного края. Николай Рыбалко. Жизнь и творчество писателя Донбасса.
Урок литературы родного края. Николай Рыбалко. Жизнь и творчество писателя Донбасса.
Цель данной работы: ознакомление учащихся с личностью писателя-земляка и его творчеством;
развитие образно-ассоциативных способностей детей через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, музыка, изобразительное искусство); развитие наблюдательности, умения анализировать факты, поступки, давать оценку определенным явлениям;
воспитание справедливости, чувства уважения к творчеству писателя;
воспитание патриотических чувств: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы родного края. Николай Рыбалко. Жизнь и творчество писателя Донбасса.»
Калугина Анна Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Специализированная физико –
математическая школа № 17 г.Донецка»
Донецкая Народная Республика
Тема урока: Урок литературы родного края.Николай Рыбалко. Жизнь и творчество писателя Донбасса.
Цель: ознакомление учащихся с личностью писателя-земляка и его творчеством;
развитие образно-ассоциативных способностей детей через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, музыка, изобразительное искусство); развитие наблюдательности, умения анализировать факты, поступки, давать оценку определенным явлениям;
воспитание справедливости, чувства уважения к творчеству писателя;
воспитание патриотических чувств: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал («конспект с пробелами», стихотворения).
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II Целеполагание и мотивация
1. Инициация
Перед началом урока учитель раздает учащимся листочки, на которых написаны строчки стихотворения. Каждый листик пронумерован. Учитель предлагает по очереди детям прочитать написанное.
1. Поговорим?
2. Поговорим.
3. О чем?
4. О разном
5. И о прочем.
6. О том, что хорошо.
7. И хорошо не очень.
8. О чем-то знаешь ты.
9. А что-то не известно.
10. Поговорим?
11. Поговорим.
12. Вдруг будет интересно.
Слово учителя:
Я уверена, что на уроке вам будет очень интересно, ведь сегодня речь пойдёт о добре, о подвигах, о вечных ценностях. Мы переживём с нашим героем его жизненную трагедию и разделим радость от его успехов, испытаем особую гордость за нашего героя. А вот почему «особую», вы узнаете, ответив на вопросы.
III.Актуализация опорных знаний
1. Ребус.
Учитель предлагает обучающимся разгадать ребус.
Дети отгадывают слово «ЗЕМЛЯК».
2. Беседа.
1. Кто такой земляк?
ЗЕМЛЯК, -а, м. Уроженец одной с кем-нибудь местности.
Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка
2. Ребята, когда мы гордимся земляками? (когда они прославленные)
3. Что значит «прославиться»?
Стать известным, славным, знаменитым.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова:
http://tolkru.com/page/proslavity.php Толковый словарь русского языка:
Прославить - сделать известным, знаменитым.
5. А кто же из писателей прославил наш Донбасс? Кого из наших прославленных земляков вы можете назвать?
Сегодня мы с вами прикоснёмся ещё к одной легенде Донбасса… Узнаем ещё об одном нашем прославленном земляке, познакомимся с его творчеством.
Запишите тему нашего урока: «Урок литературы родного края. Николай Рыбалко. Жизнь и творчество писателя Донбасса».
Ребята, а теперь ответьте на несколько вопросов.
3. Приём «Незаконченное предложение»
«От сегодняшнего урока я ожидаю…»
«На уроке мы будем…»
«Я хочу узнать…научиться… приобрести…»
Молодцы! Сейчас вы сами определили цели нашего урока.
IV. Пояснение нового материала
1. Слово учителя.
Сегодня я хочу, чтобы знакомство с писателем мы начали с прочтения его стихотворения.
Давно доказано, что воспринимать стихотворения возможно только в определенном настроении. Для создания этого настроения нужно "погрузиться" в поэзию, настраиваясь на волну лирического лада.
И сейчас я попрошу вас закрыть глаза и прослушать поэзию.
2. Восприятие стихотворения.
Когда дети закрывают глаза, учитель читает стихотворение Николая Рыбалко
«На свете больше все-таки добра»
На свете больше все-таки добра. Цветы растут на клумбах не случайно, И не случайно с самого утра Приветствием друг друга мы встречаем.
На свете больше все-таки добра. Шумит тайга о тамошней погоде, И, греясь у высокого костра, Дорогу люди за собой уводят.
На свете больше все-таки добра. Впечатан месяц в ночь, как запятая, Хороший парень с нашего двора Стихи своей ровеснице читает.
На свете больше все-таки добра. И как враги убить нас ни хотели, С тобой мы ни сегодня, ни вчера Над черным полем Пылью не взлетели. На свете больше все-таки добра. Хочу прожить с ним под звездой одною, И, зная цену своего пера, Платить добру лишь красною ценою.
3. Вопросы на выявление восприятия:
1. Ребята, когда вы закрыли глаза и слушали это стихотворение, вы перестали видеть, или же перед вами возникали какие-то образы?
2. Что можно сказать о человеке, который написал эти строки? Каким вы себе представляете автора?
3. Давайте попытаемся представить, какую жизнь прожил автор стихотворения.
4. Слово учителя:
Ребята, а теперь я предлагаю вам посмотреть на картины - СЛАЙД. Что вы можете о них сказать?
А если я вам скажу, что эти шедевры создали слепые люди. Первая картина написана американской непрофессиональной художницей из Мичигана Лизой Фиттипальди, потерявшей зрение в возрасте 45 лет [1]. Вторая картина принадлежит перу Джона Брамблитта, проживающего в Далласе, он ослеп, когда ему было чуть более 30-ти [2]. Харьковский художник Дмитрий Дидоренко, автор третьего полотна, подорвался на немецкой мине во время проведения поисковой экспедиции и погребения незахороненных останков солдат, погибших во Второй Мировой войне, и, получив тяжелые ранения, потерял зрение (ему тогда было 24 года) [3].
Проблемные вопросы:
Как вы считаете, можно ли назвать слепыми авторов этих произведений?
Все ли зрячие видят красоту мира?
Российская поэтесса Зинаида Толстухина по этому поводу в одной из своих поэзий очень тонко подметила:
Есть люди незрячие, а есть и слепые, Почувствуйте разницу в них, дорогие.[4]
Да, потерять зрение – не значит перестать чувствовать. Часто такие люди начинают «видеть душой».
Стихотворение «На свете больше все-таки добра» поэт Николай Рыбалко написал после того, как потерял зрение. Но как много он увидел и сумел рассказать другим зрячим то, что многие из них, увы, никогда не смогут так «увидеть» и так рассказать.
Что же случилось в жизни нашего земляка? Я предлагаю вам послушать историю жизни писателя, историю подвига, историю великого человека.
5. Приём «Встреча с автором».
Учитель заранее дал опережающее задание одному из учащихся – подготовить рассказ о писателе. Учащийся ведёт рассказ от имени Николая Рыбалко.
Из книги Рыбалко Н.А. «Незакатная звезда». Вступительное слово автора.
Я принадлежу к поколению, которое отсчитывает свою биографию с 22 июня 1941 года. От Воронежа до Одера прошел я в составе артиллерийского полка, славного своими традициями.
День Победы я встретил в госпитале, в который попал с четвертым по счету и самым тяжелым своим ранением.
Великая Отечественная война была необыкновенной войной. Это была борьба за освобождение человечества от фашистской нечисти, это была борьба за мир. И каждый из нас, воинов-ветеранов, остался верен ей навсегда, на каком бы послевоенном посту он ни находился, где бы ни трудился.
Мне посчастливилось стать поэтом. Поэзия стала моей Жизнью. В одном из моих стихов есть строки: «Мы знаем, как пахнут цветы, мы помним, как пахнет порох». Тема войны, тема мира. Тема мужества, тема нежности. Тема смерти и побеждающей ее Жизни. Да, побеждающей Жизни, потому что мы, бывшие воины,— оптимисты и знаем, что как бы трудно ни приходилось,— победит разум, что солнце справедливости, солнце мира и добра не даст погасить себя тьме войны. [5].
6. Рассказ учителя о жизни и творчестве поэта, сопровождающийся презентацией.
У каждого ученика на парте лежит листик с биографией писателя (Приложение №1), в которой есть пробелы. Детям нужно их заполнить по мере рассказа учителя. Затем свой «конспект» учащиеся вклеят в тетрадь.
Рыбалко Николай Александрович родился 14 февраля 1922 года в селе Орехово-Васильевка Артемовского района Донецкой области в крестьянской семье. В 1931 году семейство переехало в Краматорск, который стал для Николая родным городом. Здесь он окончил 10 классов средней школы № 1. Затем стал студентом Днепропетровского государственного университета, окончил два курса. Обучение на филологическом факультете было прервано началом Великой Отечественной войны. В числе других Николай Рыбалко ушёл на фронт добровольцем. Был принят в Барнаульское миномётное училище.
В июне 1942 г. лейтенант Николай Рыбалко принял битву под Воронежем, тогда же получил первое ранение и первую награду — орден Красной Звезды .
Прошёл с освободительными боями Польшу, дошёл до Одера. 1945 год встречал на немецкой земле.
В феврале 1945-го на Одерском плацдарме гвардии капитан Рыбалко Николай Александрович был ранен, потерял зрение, навсегда остался инвалидом. Николаю было всего 23 года. До конца войны оставалось два с половиной месяца. С тех пор его оружием стало пламенное поэтическое слово.
С фронта героя ждала девушка Нина. Она помогла ему выстоять и не сломаться. Летом сорок пятого влюблённые сыграли свадьбу.
Первое стихотворение «Цветы» было опубликовано в 1954 году в «Литературной газете». Автор получил уйму теплых и ободряющих отзывов. А через два года вышел первый сборник поэта «Под солнцем родины». Выход этого сборника не остался без внимания как общественности, так и профессионалов, –Николай Александрович Рыбалкобыл принят в члены союза писателей СССР.
В последующие годы появлялись новые сборники. Николай Александрович Рыбалков течение всей своей жизни издал больше 25 книг: «Под солнцем Родины» (1956), «Глазами сердца» (1958), «Солдатская слава» (1959), «Светлое не меркнет» (1960), «Память о солнце» (1961), «Цветы и порох» (1963), «Равнение на знамя» (1966), «Дорога на высоту» (1967), «Зримое» (1970), «Я жил в такие времена» (1972), «Пьедесталы стоят на земле» (1974), «Молодость вверяем сыновьям», «Незабудки на кургане» (1975), «Миг атаки», «Призванные досрочно» (1978), «И вечный бой...» (1979), «Незакатная звезда» (1982), «У самого сердца» (1985), «Год рождения — 22-й», «Разговор с жизнью», «Я еще не вернулся с фронта» (1987); очерк «Броня и пламя» (1966).
Сборники его стихотворений говорят не только о тяжёлых временах войны, но и о человеческой дружбе, верности и любви.
Н. А. Рыбалко умер 8 июля 1995 года в Краматорске.
7. Сообщение учащихся.
Одному из учащихся было дано опережающее задание – найти интересные факты, касающиеся жизни или творчества Николая Рыбалко.
Преподаватель философии, профессор Донбасской государственной машиностроительной академии Виктор Дубинин сочинил более двухсот песен на стихи Николая Рыбалко.
Над музыкальным материалом самодеятельный композитор трудился около года, мелодии записал нотами и издал в большой книге под бесхитростным названием «Песни о войне и мире на поэзии Николая Александровича Рыбалко».
6 сентября книга была представлена на заседании городского литературного объединения.
Одно из стихотворений Рыбалко - «Я жил в такие времена» стало известной песней, музыку к которой написал композитор Александр Билаш. Эта песня стала лауреатом Всесоюзного телеконкурса «Песня года - 75».
V. Закрепление нового материала.
1. Работа в группах.
1-я группа – Кластер.
2-я группа – Логическая цепочка.
3-я группа – Хронологическая таблица.
Перед началом работы с группами учитель даёт индивидуальное задание одному из учащихся: составить самостоятельную работу по биографии писателя (5 заданий).
«Дежурный учитель» проводит самостоятельную работу и проверяет задания (если работ много, «дежурный учитель» привлекает помощника).
3. Работа с поэзиями.
Сейчас я хочу познакомить вас с первым стихотворением писателя – «Цветы».
3.1. Один из обучающихся выразительно читает стихотворение «Цветы»
Белый снег со мной играет в жмурки, Мне не светят звезды с высоты, Говорит мне ласково дочурка: "Посмотри, какие здесь цветы!". Знать, она еще не понимает, Что вернулся я с войны слепой. "Посмотри же, – снова умоляет, - Это желтый или голубой?" Я склонился над дочуркой ниже И подумал, трогая цветы: "Я давно уже цветов не вижу, Чтобы их всегда видала ты".
3.2. Беседа.
Какая картинка возникла перед вашими глазами, когда слушали стихотворение?
После ответов детей учитель показывает иллюстрацию, которая представлена в книге Николая Рыбалко «Незакатная звезда» (1982).
Какое настроение вызывает это стихотворение?
Каковы центральные образы стихотворения? Как они взаимосвязаны?
Какие два мира изображены в стихотворении?
Ребята, вы уже знаете, при каких обстоятельствах поэт потерял зрение. Ради чего все эти битвы, трагедии, как говорит об этом автор?
Как можно назвать людей, которые ценой своего здоровья, своей жизни защищали свою Родину, детей и внуков?
3.3. Слово учителя.
Ребята, мы уже говорили о том, что некоторые произведения Николая Рыбалко воспринимаются как завещания потомкам. Сейчас вы услышите, насколько гениально можно исполнить стихотворение поэта, если оно написано душой и прочитано с душой. Исполнитель не просто прочитал поэзию автора – он её прожил. И сделал это так, что услышав хотя бы раз этот «крик души», нельзя уже не думать о «завещании», которое оставил нам Николай Александрович.
3.4. Видео.
А будет так, неотвратимо будет.
На сцену выйдет в орденах старик –
Последний в нашем крае фронтовик –
И перед ним в порыве встанут люди.
И голосом спокойным и усталым
Солдат бывалый поведет рассказ
Как землю эту вырвал у металла
Как наше солнце сохранил для нас.
И будут парни очень удивляться
Девчонки будут горестно вздыхать
Как это можно умереть в семнадцать
Как можно в годик маму потерять.
И он уйдет – свидетель битвы грозной –
С букетом роз и маков полевых,
Запоминайте их, пока не поздно,
Пока они живут среди живых.
3.5. Беседа.
Во время беседы стихотворение демонстрируется на слайде.
Какое настроение вызывает это стихотворение?
Какие мысли и чувства кажутся вам здесь самыми главными?
Как проявляется в стихотворении мотив времени и мотив памяти?
Какие строки звучат как завещание? Прокомментируйте.
Актуально ли это произведение сегодня?
Какие чувства испытываете вы к нашим ветеранам?
VІ. Рефлексия.
1. Приём облако "тегов", которые необходимо дополнить. На слайде указаны варианты.
Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их (устно):
Сегодня на уроке
Я узнал...
Я понял, что…
Я научился…
Я смог…
Было интересно узнать, что…
Меня удивило…
Мне захотелось…
2. Слово учителя.
Память… Это судья, который напоминает нам о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Мы начали наш урок с поэзии Николая Рыбалко «На свете больше все-таки добра».
Как вы считаете, что нужно делать каждому человеку для того, чтобы так и было? Николай Рыбалко оставил нам своеобразные завещания, в которых говорил о том, что нужно знать историю и помнить о прошлом. А что бы вы посоветовали каждому человеку делать для того, чтобы на свете было больше всё-таки добра? Я хочу, чтобы вы сейчас написали свои советы, пожелания на полосках бумаги, которые лежат перед вами.
3. Приём «Гирлянда пожеланий».
Каждый учащийся читает написанное им, после чего скрепляет полоску бумаги в колечко (стиплером, клеем), передавая эстафету своему товарищу, который начинает формировать цепочку, продевая своё кольцо в предыдущее. Этот процесс продолжается до тех пор, пока цепочка не будет сформирована полностью.
Ребята, эта цепочка символизирует единение людей, которые сделают всё, чтобы не забыть о подвиге своих предков и всегда, если нужно, повторят его.
VІІ Итоги урока
1. Оценивание ответов учащихся учителем.
2. «Дежурный учитель» сообщает оценки за самостоятельную работу.
VІІІ. Домашнее задание
1. Выучить наизусть одно из стихотворений писателя.
2. Проанализировать письменно одно стихотворение.
2. Создать буктрейлер к одному из сборников поэта.
2. http://nevozmozhnogo.net/lyudi/hudozhniki/dzhon-bramblitt-slepoy-hudozhnik.html Джон Брамблитт – слепой художник.
3. http://www.kharkov.ua/culture/Didorenko.html Дмитрий Дидоренко.
4. http://www.stihi.ru/2012/08/09/9185 Незрячие, но не слепые. Зинаида Толстухина.
5.Рыбалко Н.А. Незакатная звезда: Избранное/[Вступ. Слово авт.]. – Донецк: Донбасс, 1982. – 215 с.
Приложение №1
Приложение 1
Рыбалко Николай Александрович родился ________________ года в селе__________________________Артемовского района Донецкой области в крестьянской семье. В 1931 году семья переехала в ________________, который стал для Николая родным городом. Здесь он окончил 10 классов средней школы № 1. Затем стал студентом _____________государственного университета, окончил два курса. Обучение на филологическом факультете было прервано началом Великой Отечественной войны. В числе других Николай Рыбалко ушёл на фронт добровольцем. Был принят в Барнаульское ______________________.
В июне __________ г. лейтенант Николай Рыбалко принял битву под Воронежем, тогда же получил первое ранение и первую награду — орден ________________________.
В феврале 1945-го на__________________плацдарме гвардии капитан Рыбалко Николай Александрович был ранен, потерял зрение, навсегда остался инвалидом. Николаю было всего_____ года. До конца войны оставалось два с половиной месяца. С тех пор его оружием стало пламенное поэтическое слово.
Первое стихотворение ____________было опубликовано в ____________________________________________________________________________. Автор получил уйму теплых и ободряющих отзывов. А через два года вышел первый сборник поэта _________________________________.
Был принят в члены союза писателей СССР.
В последующие годы появлялись новые сборники. Николай Александрович Рыбалков течение всей своей жизни издал больше____книг.
Н. А. Рыбалко умер 8______________ 1995 года в_________________.