kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"»

9 класс

Тема: Печорин и Максим Максимыч.

Цели: получить первое представление о Печорине, составить  портрет героя, рассказать об отношениях с другими персонажами (Максим Максимыч); совершенствовать навыки выразительного чтения, формировать способности анализировать, интерпретировать текст, умения высказывать и аргументировать собственное мнение; формировать нравственно – эстетическое воспитание.
Ресурсы: тексты романа, портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к роману, дискуссионная карта.

Ход урока

I. Мотивационно-целевой этап.

Организационный момент.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и выскажите свои пожелания соседу.

Слово учителя.

- Начать наш урок мне хотелось бы словами В. Г. Белинского о романе М. Ю. Лермонтова: «… взгляд наш упал на первую страницу – и страницы начали одна за другой переворачиваться под рукою». Действительно, чтение романа доставляет истинное наслаждение. Ценность романа в том, что в нем на первый план выходят нравственные и философские вопросы, важные в любую эпоху. И связаны они с образом главного героя, «героя своего времени».

Актуализация опорных знаний. Приём «Горячий стул».

Зашифрованный треугольник.

1. И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови. ( «Дума» М.Ю.Лермонтов)

2. …Зачем я жил? Для какой цели я родился?..( «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов)

3. Этот человек несет свое страдание: бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. (В.Г. Белинский)

- О ком эти строки? (Григорий Александрович Печорин – главный герой романа)

Выход к теме урока.

Запись темы урока в тетради.

Постановка целей.

II. Операционально-познавательный этап.

- История души Печорина становится сюжетом романа.
Но характер героя – загадка, которую предстоит разгадать читателю постепенно. Сегодня мы обратимся к главе «Максим Максимыч».

Работа с текстом романа.
- Кто нас впервые знакомит с Печориным? (Максим Максимыч. Его глазами дается портрет главного героя романа.)

Введение понятия «психологический портрет». 

- Важнейшим средством характеристики Печорина в этой повести является психологический портрет

Психологический портрет – описание внешности, сочетающееся с проникновением писателя в душу героя и с психологическим анализом; такой портрет раскрывает сложность и многоплановость облика персонажа.
- Только здесь Лермонтов рисует портрет Печорина. Его задача: «понять «историю души человеческой», заглянуть в эту душу так глубоко, как до него никто не заглядывал.
- Прочитайте,  что говорит Максим Максимыч о внешности Печорина?

- Что удивляет Максим Максимыча?  (Описание Печорина построено на приеме контраста).

- А о чем говорят эти странности в характере? (Противоречивость натуры).

Анализ иллюстрации - портрета Печорина.

- Какие черты характера переданы в этом портрете?
- Не менее интересен и образ штабс- капитана Максима Максимыча. Что вы узнали о нем?
(Рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие жизни. Он многое повидал, за спиной у него большой опыт. Много времени он провел в далеких неприступных крепостях. Жизнь среди солдат, несомненно, сказалась на его характере. Мы видим, что у него довольно узкий кругозор. Но это не следствие его натуры, а следствие того, что многие годы весь круг его общения состоял из черкесов и солдат. Его глазами мы смотрим на черкесов, их традиции и быт. И видим, что он пользуется их уважением (приглашение на свадьбу)).
- Кому он отдает все свое нерастраченное чувство любви? (Он очень привязан к Бэле, по – отечески любит ее и Печорина)
Анализ сцены встречи Максима Максимыча и Печорина.

- Переходим к ключевой сцене – встрече Максима Максимыча и Печорина. Какой, по-вашему, должна была быть их встреча?

- А как она описана в романе?
- Обобщим наши наблюдения. 
Образ Максима Максимыча
Штабс-капитан Максим Максимыч – человек «бывалый» на Кавказе, привыкший к суровой жизни. Армейская служба приучила его к ответственности и дисциплине, но не ожесточила. Максим Максимыч бескорыстен и добр. Хорошо знающий жизнь горцев, он умеет понять их поступки, оценить силу и храбрость. Его речь, хотя и не всегда правильная, но всегда искренняя. Белинский отмечает, что Максим Максимыч говорит «языком простым, грубым, но всегда живописным, всегда трогательным и потрясающим…». Такие люди - редкость, и дружба с ними - это счастье.
Печорин встретился с таким человеком и – прошел мимо. До какой же степени надо разочароваться в людях, утратить интерес к жизни, чтобы это произошло!
Образ Печорина
Рассмотрим происшедшее с т. зр. Максима Максимыча. Обида его привычно выливается в стариковское ворчанье на новый век. Он не может понять истинных причин поведения Печорина и объясняет по-своему. К сожалению, штабс-капитан не смог понять, что встретился с духовно сломленным, разочаровавшимся  Печориным. Прошлое перечеркнуто, настоящее мало радует. Будущее бесперспективно.  Таковы безрадостные итоги незаурядной, одаренной личности. 
Дискуссионная карта.

Печорин - противоречивая личность, он молодой, но уже разочарован в жизни, он что-то ищет,  однако его поведение не понятно окружающим.

- Предлагаю составить ДК:

Да! Печорин - ужасный человек, эгоист.

Нет! Печорин умеет сочувствовать и переживать.



Вывод:______________

Озвучивание ответов.

- Спорить можно долго, потому что много противоречий в образе Печорина.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Итоги урока.

- Итак, мы рассмотрели  образ Печорина через призму других героев и нас читателей, кому-то он нравится, кто-то понимает его, а кто-то относится к нему отрицательно, обвиняя во всех преступлениях. Однако мы  не можем судить о Печорине только по одной главе. Может быть, анализируя следующие главы романа, вы поменяете свое отношение к герою.

Домашнее задание (на выбор): составить сравнительную характеристику «Печорин и Грушницкий», «Печорин и Вернер»; написать письмо Печорину; составить кластер «Печорин в системе художественных образов».

Тест по роману "Герой нашего времени"

  1. Кто из героев помогает Печорину украсть Бэлу?

А) Максим Максимыч; Б) Казбич; В) Азамат

2. Сколько лет Максиму Максимычу?

А) 40 лет; Б) 45 лет; В) 50 лет

3. Какой воинский чин носит Максим Максимыч?

А) капитан; Б) штабс-капитан; В) полковник

4. Кто из героев рассказывает историю Бэлы и Печорина?

А) Максим Максимыч; Б) Грушницкий; В) Вернер

5. Кого Печорин убивает на дуэли?

А) Вернера; Б) Вулича; В) Грушницкого

6. Как зовут начальника Печорина по крепости N?

А) Грушницкий; Б) Максим Максимыч; В) Вернер

7. Как зовут коня Печорина?

А) Ангел; Б) Черкес; В) Цезарь

8. Кто выступает секундантом Печорина на дуэли?

А) Вернер; Б) Грушницкий; В) Максим Максимыч

9. Сколько лет Печорину, когда он впервые приезжает на Кавказ?

А) 20; Б) 25; В) 30

10. Какой воинский чин носит Печорин?

А) прапорщик; Б) штабс-капитан; В) подполковник


Взаимопроверка по ключу.

Оценивание.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Автор: Мукатаева Ильмира Мукатовна

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382474


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства