kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"»

9 класс

Тема: Печорин и Максим Максимыч.

Цели: получить первое представление о Печорине, составить  портрет героя, рассказать об отношениях с другими персонажами (Максим Максимыч); совершенствовать навыки выразительного чтения, формировать способности анализировать, интерпретировать текст, умения высказывать и аргументировать собственное мнение; формировать нравственно – эстетическое воспитание.
Ресурсы: тексты романа, портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к роману, дискуссионная карта.

Ход урока

I. Мотивационно-целевой этап.

Организационный момент.

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и выскажите свои пожелания соседу.

Слово учителя.

- Начать наш урок мне хотелось бы словами В. Г. Белинского о романе М. Ю. Лермонтова: «… взгляд наш упал на первую страницу – и страницы начали одна за другой переворачиваться под рукою». Действительно, чтение романа доставляет истинное наслаждение. Ценность романа в том, что в нем на первый план выходят нравственные и философские вопросы, важные в любую эпоху. И связаны они с образом главного героя, «героя своего времени».

Актуализация опорных знаний. Приём «Горячий стул».

Зашифрованный треугольник.

1. И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови. ( «Дума» М.Ю.Лермонтов)

2. …Зачем я жил? Для какой цели я родился?..( «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов)

3. Этот человек несет свое страдание: бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. (В.Г. Белинский)

- О ком эти строки? (Григорий Александрович Печорин – главный герой романа)

Выход к теме урока.

Запись темы урока в тетради.

Постановка целей.

II. Операционально-познавательный этап.

- История души Печорина становится сюжетом романа.
Но характер героя – загадка, которую предстоит разгадать читателю постепенно. Сегодня мы обратимся к главе «Максим Максимыч».

Работа с текстом романа.
- Кто нас впервые знакомит с Печориным? (Максим Максимыч. Его глазами дается портрет главного героя романа.)

Введение понятия «психологический портрет». 

- Важнейшим средством характеристики Печорина в этой повести является психологический портрет

Психологический портрет – описание внешности, сочетающееся с проникновением писателя в душу героя и с психологическим анализом; такой портрет раскрывает сложность и многоплановость облика персонажа.
- Только здесь Лермонтов рисует портрет Печорина. Его задача: «понять «историю души человеческой», заглянуть в эту душу так глубоко, как до него никто не заглядывал.
- Прочитайте,  что говорит Максим Максимыч о внешности Печорина?

- Что удивляет Максим Максимыча?  (Описание Печорина построено на приеме контраста).

- А о чем говорят эти странности в характере? (Противоречивость натуры).

Анализ иллюстрации - портрета Печорина.

- Какие черты характера переданы в этом портрете?
- Не менее интересен и образ штабс- капитана Максима Максимыча. Что вы узнали о нем?
(Рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие жизни. Он многое повидал, за спиной у него большой опыт. Много времени он провел в далеких неприступных крепостях. Жизнь среди солдат, несомненно, сказалась на его характере. Мы видим, что у него довольно узкий кругозор. Но это не следствие его натуры, а следствие того, что многие годы весь круг его общения состоял из черкесов и солдат. Его глазами мы смотрим на черкесов, их традиции и быт. И видим, что он пользуется их уважением (приглашение на свадьбу)).
- Кому он отдает все свое нерастраченное чувство любви? (Он очень привязан к Бэле, по – отечески любит ее и Печорина)
Анализ сцены встречи Максима Максимыча и Печорина.

- Переходим к ключевой сцене – встрече Максима Максимыча и Печорина. Какой, по-вашему, должна была быть их встреча?

- А как она описана в романе?
- Обобщим наши наблюдения. 
Образ Максима Максимыча
Штабс-капитан Максим Максимыч – человек «бывалый» на Кавказе, привыкший к суровой жизни. Армейская служба приучила его к ответственности и дисциплине, но не ожесточила. Максим Максимыч бескорыстен и добр. Хорошо знающий жизнь горцев, он умеет понять их поступки, оценить силу и храбрость. Его речь, хотя и не всегда правильная, но всегда искренняя. Белинский отмечает, что Максим Максимыч говорит «языком простым, грубым, но всегда живописным, всегда трогательным и потрясающим…». Такие люди - редкость, и дружба с ними - это счастье.
Печорин встретился с таким человеком и – прошел мимо. До какой же степени надо разочароваться в людях, утратить интерес к жизни, чтобы это произошло!
Образ Печорина
Рассмотрим происшедшее с т. зр. Максима Максимыча. Обида его привычно выливается в стариковское ворчанье на новый век. Он не может понять истинных причин поведения Печорина и объясняет по-своему. К сожалению, штабс-капитан не смог понять, что встретился с духовно сломленным, разочаровавшимся  Печориным. Прошлое перечеркнуто, настоящее мало радует. Будущее бесперспективно.  Таковы безрадостные итоги незаурядной, одаренной личности. 
Дискуссионная карта.

Печорин - противоречивая личность, он молодой, но уже разочарован в жизни, он что-то ищет,  однако его поведение не понятно окружающим.

- Предлагаю составить ДК:

Да! Печорин - ужасный человек, эгоист.

Нет! Печорин умеет сочувствовать и переживать.



Вывод:______________

Озвучивание ответов.

- Спорить можно долго, потому что много противоречий в образе Печорина.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Итоги урока.

- Итак, мы рассмотрели  образ Печорина через призму других героев и нас читателей, кому-то он нравится, кто-то понимает его, а кто-то относится к нему отрицательно, обвиняя во всех преступлениях. Однако мы  не можем судить о Печорине только по одной главе. Может быть, анализируя следующие главы романа, вы поменяете свое отношение к герою.

Домашнее задание (на выбор): составить сравнительную характеристику «Печорин и Грушницкий», «Печорин и Вернер»; написать письмо Печорину; составить кластер «Печорин в системе художественных образов».

Тест по роману "Герой нашего времени"

  1. Кто из героев помогает Печорину украсть Бэлу?

А) Максим Максимыч; Б) Казбич; В) Азамат

2. Сколько лет Максиму Максимычу?

А) 40 лет; Б) 45 лет; В) 50 лет

3. Какой воинский чин носит Максим Максимыч?

А) капитан; Б) штабс-капитан; В) полковник

4. Кто из героев рассказывает историю Бэлы и Печорина?

А) Максим Максимыч; Б) Грушницкий; В) Вернер

5. Кого Печорин убивает на дуэли?

А) Вернера; Б) Вулича; В) Грушницкого

6. Как зовут начальника Печорина по крепости N?

А) Грушницкий; Б) Максим Максимыч; В) Вернер

7. Как зовут коня Печорина?

А) Ангел; Б) Черкес; В) Цезарь

8. Кто выступает секундантом Печорина на дуэли?

А) Вернер; Б) Грушницкий; В) Максим Максимыч

9. Сколько лет Печорину, когда он впервые приезжает на Кавказ?

А) 20; Б) 25; В) 30

10. Какой воинский чин носит Печорин?

А) прапорщик; Б) штабс-капитан; В) подполковник


Взаимопроверка по ключу.

Оценивание.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"

Автор: Мукатаева Ильмира Мукатовна

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382474


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства