Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"»
9 класс
Тема: Печорин и Максим Максимыч.
Цели: получить первое представление о Печорине, составить портрет героя, рассказать об отношениях с другими персонажами (Максим Максимыч); совершенствовать навыки выразительного чтения, формировать способности анализировать, интерпретировать текст, умения высказывать и аргументировать собственное мнение; формировать нравственно – эстетическое воспитание. Ресурсы: тексты романа, портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к роману, дискуссионная карта.
Ход урока
I. Мотивационно-целевой этап.
Организационный момент.
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и выскажите свои пожелания соседу.
Слово учителя.
- Начать наш урок мне хотелось бы словами В. Г. Белинского о романе М. Ю. Лермонтова: «… взгляд наш упал на первую страницу – и страницы начали одна за другой переворачиваться под рукою». Действительно, чтение романа доставляет истинное наслаждение. Ценность романа в том, что в нем на первый план выходят нравственные и философские вопросы, важные в любую эпоху. И связаны они с образом главного героя, «героя своего времени».
Когда огонь кипит в крови. ( «Дума» М.Ю.Лермонтов)
2. …Зачем я жил? Для какой цели я родился?..( «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов)
3. Этот человек несет свое страдание: бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. (В.Г. Белинский)
- О ком эти строки? (Григорий Александрович Печорин – главный герой романа)
Выход к теме урока.
Запись темы урока в тетради.
Постановка целей.
II. Операционально-познавательный этап.
- История души Печорина становится сюжетом романа. Но характер героя – загадка, которую предстоит разгадать читателю постепенно. Сегодня мы обратимся к главе «Максим Максимыч».
Работа с текстом романа. - Кто нас впервые знакомит с Печориным? (Максим Максимыч. Его глазами дается портрет главного героя романа.)
Введение понятия «психологический портрет».
- Важнейшим средством характеристики Печорина в этой повести является психологический портрет
Психологический портрет – описание внешности, сочетающееся с проникновением писателя в душу героя и с психологическим анализом; такой портрет раскрывает сложность и многоплановость облика персонажа. - Только здесь Лермонтов рисует портрет Печорина. Его задача: «понять «историю души человеческой», заглянуть в эту душу так глубоко, как до него никто не заглядывал. - Прочитайте, что говорит Максим Максимыч о внешности Печорина?
- Что удивляет Максим Максимыча? (Описание Печорина построено на приеме контраста).
- А о чем говорят эти странности в характере? (Противоречивость натуры).
Анализ иллюстрации - портрета Печорина.
- Какие черты характера переданы в этом портрете? - Не менее интересен и образ штабс- капитана Максима Максимыча. Что вы узнали о нем? (Рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие жизни. Он многое повидал, за спиной у него большой опыт. Много времени он провел в далеких неприступных крепостях. Жизнь среди солдат, несомненно, сказалась на его характере. Мы видим, что у него довольно узкий кругозор. Но это не следствие его натуры, а следствие того, что многие годы весь круг его общения состоял из черкесов и солдат. Его глазами мы смотрим на черкесов, их традиции и быт. И видим, что он пользуется их уважением (приглашение на свадьбу)). - Кому он отдает все свое нерастраченное чувство любви? (Он очень привязан к Бэле, по – отечески любит ее и Печорина) Анализ сцены встречи Максима Максимыча и Печорина.
- Переходим к ключевой сцене – встрече Максима Максимыча и Печорина. Какой, по-вашему, должна была быть их встреча?
- А как она описана в романе? - Обобщим наши наблюдения. Образ Максима Максимыча Штабс-капитан Максим Максимыч – человек «бывалый» на Кавказе, привыкший к суровой жизни. Армейская служба приучила его к ответственности и дисциплине, но не ожесточила. Максим Максимыч бескорыстен и добр. Хорошо знающий жизнь горцев, он умеет понять их поступки, оценить силу и храбрость. Его речь, хотя и не всегда правильная, но всегда искренняя. Белинский отмечает, что Максим Максимыч говорит «языком простым, грубым, но всегда живописным, всегда трогательным и потрясающим…». Такие люди - редкость, и дружба с ними - это счастье. Печорин встретился с таким человеком и – прошел мимо. До какой же степени надо разочароваться в людях, утратить интерес к жизни, чтобы это произошло! Образ Печорина Рассмотрим происшедшее с т. зр. Максима Максимыча. Обида его привычно выливается в стариковское ворчанье на новый век. Он не может понять истинных причин поведения Печорина и объясняет по-своему. К сожалению, штабс-капитан не смог понять, что встретился с духовно сломленным, разочаровавшимся Печориным. Прошлое перечеркнуто, настоящее мало радует. Будущее бесперспективно. Таковы безрадостные итоги незаурядной, одаренной личности. Дискуссионная карта.
Печорин - противоречивая личность, он молодой, но уже разочарован в жизни, он что-то ищет, однако его поведение не понятно окружающим.
- Предлагаю составить ДК:
Да! Печорин - ужасный человек, эгоист.
Нет! Печорин умеет сочувствовать и переживать.
Вывод:______________
Озвучивание ответов.
- Спорить можно долго, потому что много противоречий в образе Печорина.
III. Рефлексивно-оценочный этап.
Итоги урока.
- Итак, мы рассмотрели образ Печорина через призму других героев и нас читателей, кому-то он нравится, кто-то понимает его, а кто-то относится к нему отрицательно, обвиняя во всех преступлениях. Однако мы не можем судить о Печорине только по одной главе. Может быть, анализируя следующие главы романа, вы поменяете свое отношение к герою.
Домашнее задание (на выбор): составить сравнительную характеристику «Печорин и Грушницкий», «Печорин и Вернер»; написать письмо Печорину; составить кластер «Печорин в системе художественных образов».
Тест по роману "Герой нашего времени"
Кто из героев помогает Печорину украсть Бэлу?
А) Максим Максимыч; Б) Казбич; В) Азамат
2. Сколько лет Максиму Максимычу?
А) 40 лет; Б) 45 лет; В) 50 лет
3. Какой воинский чин носит Максим Максимыч?
А) капитан; Б) штабс-капитан; В) полковник
4. Кто из героев рассказывает историю Бэлы и Печорина?
А) Максим Максимыч; Б) Грушницкий; В) Вернер
5. Кого Печорин убивает на дуэли?
А) Вернера; Б) Вулича; В) Грушницкого
6. Как зовут начальника Печорина по крепости N?
А) Грушницкий; Б) Максим Максимыч; В) Вернер
7. Как зовут коня Печорина?
А) Ангел; Б) Черкес; В) Цезарь
8. Кто выступает секундантом Печорина на дуэли?
А) Вернер; Б) Грушницкий; В) Максим Максимыч
9. Сколько лет Печорину, когда он впервые приезжает на Кавказ?