Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Бахчисарайский фонтан"
Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Бахчисарайский фонтан"
8 “А» класс с казахским языком обучения.
Тема : Женские образы в поэме А.С.Пушкин «Бахчисарайский фонтан»
Цель: обучающая: формировать у учащихся знания о романтической поэме вызвать интерес к творчеству А.С.Пушкина; развивающая: развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщить полученные знания воспитывающая: создать благоприятные условия для воспитани нравственных сторон личности.
выставка книг, стенд с иллюстрациями к поэме, плакат, тест,
романс «Фонтану бахчисарайского дворца».
Ход урока.
I . Организационный момент.
Сегодня мы продолжаем изучение произведений А.С.Пушкина.
Давайте вместе составим кластер. Какие ассоциации возникают, когда вы слышите имя А.С.Пушкина. Ребята сами записывают слова, а один из учащихся готовит по ключевым словам небольшой рассказ об А.С.Пушкине.
Пока ученица готовится к рассказу, я проверю, насколько вы знаете произведения А.С.Пушкина .
Викторина
Жил старик со своею старухой.
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
(«Сказка о царе Салтане, …»)
Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?
Что же зеркальце в ответ? –
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее
Всех румяней и белее».
(«О мертвой царевне и …»)
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый.
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
(«Руслан и Людмила»)
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
(«Гонимы вешними лучами»)
II Рассказ об А.С.Пушкине.
- Ребята! Вам на предыдущем уроке было дано домашнее задание: предварительно прочитать поэму А.С.Пушкина «Бахчисарайский фонтан».
О чем она? Конечно же, как и поэты и писатели А.С.Пушкин писал и о любви. Большое место занимает в его творчестве любовная лирика.
Обратите внимание на выставку книг. В старших классах мы будем изучать такие произведения как: «Я помню чудное мгновенье», повесть «Капитанская дочка», роман в стихах «Евгений Онегин». Все его произведения проникнуты любовью.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сообщение целей и задач урока.
Женские образы в поэме А.С.Пушкина «Бахчисарайский фонтан»
Любовь, любовь – загадочное слово
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всем старо ты или ново?
Томленье духа ты иль благодать.
И.С.Тургенев.
о том, как создавалась эта романтическая поэма, мы узнаем из истории создания произведения.
Сообщение (индивидуальное задание)
В Петербурге в 1818 – 1820 гг. А.С.Пушкин встречался с юными сестрами Софьей и Ольгой Потоцкими. Юные Потоцкие провели детство свое на юге России. Они рассказывали Пушкину легенду о печальной судьбе представительнице их знатного рода. Это предание о любви татарского хана Керим – Гирея к похищенной княжне Потоцкой, о том, как Зарема, любившая хана, убила Марию. В сентябре 1820 года на пути из Гурзуфа в Симферополь Пушкин посетил развалины ханского дворца в Бахчисарае со знаменитым «фонтаном слез». Поэма «Бахчисарайский фонтан» создавалась под впечатлением петербургского рассказа: «Я прежде слыхал о старинном памятнике влюбленного хана. Киселева (Потоцкая) поэтически описывала его, называя «фонтаном слез».
- Войдем в мир поэмы «Бахчисарайский фонтан», ощутим пряный аромат Востока.
Выразительное чтение отрывка учителем.
- Кого мы видим в начале поэмы?
Крымский хан – задумчивый и печальный. Он жестокий, безжалостный, имеющий все и все-таки несчастен. Гирей бежит от всех, хочет остаться один, не раскрывает того, что его волнует и тревожит.
Вывод: Хоть он и жестокий хан – обыкновенный человек,
который тоже умеет страдать.
Сравните его описание с иллюстрацией.
Как автор объясняет причины печали Гирея?
- А.С.Пушкин не торопится все объяснить.
Перенесемся в ханский гарем.
Чтение отрывка учащимися.
- Что рассказывает поэма о гареме?
- Как живут и что делают его наложницы?
Словарная работа
1 группа 2 группа
Гарем фонтан
(иллюстрация)
Дать устно лексическое значение этих слов и записать их в тетрадь.
Гарем – 1 женская половина дома у мусульман
2 жены и наложницы богатого мусульманина.
Фонтан – сооружение для подачи и выбрасывания воды
под напором.
Читаем «Татарскую песню».
Для чего «Татарская песня» введена в «Бахчисарайский фонтан».
- Готовит встречу в одной из глав героинь поэмы – Заремой.
(портрет Заремы)
- Как была названа Зарема в поэме?
- Но счастлива ли Зарема?
- На какие жертвы она пошла ради любви к хану? (вера)
- Вам интересно узнать, кого Зареме предпочел хан? Кто завладел сердцем властителя Крыма?
- Да, это польская княжна Мария. (портрет Марии)
Чтение отрывка учащимися.
- Что мы узнали о княжне Марии?
Приходим к выводу, что поэма построена на противопоставлении Марии и Заремы.
Инсценировка.
Сцена ночного посещения Заремы Марии.
- Зачем Марию посещает ночью Зарема?
- О чем она умоляет Марию?
- Какой угрозой заканчивается излияния Заремы?
- Исполнила ли Зарема свою угрозу?
- Можно ли оправдать поступок Заремы?
- Можно ли Зарему назвать отрицательной героиней?
- Что происходит с Заремой?
А теперь давайте, сопоставим этих героинь и найдем в них различия и сходство.
Составление Венн диаграммы
Работа по плакату «Фонтан слез».
На плакате прилеплены слезинки, где обратной стороне есть вопросы по тесту.
- В чем трагедия поэмы?
- Закончилась ли для хана Гирея со смертью Марии муки неразделенной любви?
- Изменился ли гирей, и что же его изменило?
- Как хан Гирей приказал увековечить память о Марии?
- Почему этот фонтан именовали «Фонтаном слез».
Заканчиваю урок чтением эпиграфа. И делаем вывод, что не всегда любовь заканчивается трагедией.
Талант Пушкина новыми гранями засверкал перед нами, и мы его окончательно признаем выдающимся и прогрессивным поэтом своей эпохи.
Выставляю оценки за урок.
Чтобы подытожить наш урок, вы сейчас выполните тест.