kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Бахчисарайский фонтан"

Нажмите, чтобы узнать подробности

8 “А» класс с казахским языком обучения.

Тема : Женские образы в поэме А.С.Пушкин  «Бахчисарайский фонтан»

         Цель: обучающая: формировать у учащихся знания о романтической поэме  вызвать интерес к творчеству А.С.Пушкина; развивающая: развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщить  полученные знания воспитывающая: создать благоприятные условия для воспитани  нравственных  сторон личности.        

Тип урока: объяснение нового материала.

Вид урока: инсценировка.

Межпредметная связь: с историей.

Наглядность: эпиграф, портрет, кластер, диаграмма Венна, инсценировка,

                       выставка книг, стенд с иллюстрациями к поэме, плакат, тест,

                       романс «Фонтану бахчисарайского дворца»

                                    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Бахчисарайский фонтан"»

Женские образы в поэме

А.С.Пушкина

«Бахчисарайский фонтан»


8 “А» класс с казахским языком обучения.

Тема : Женские образы в поэме А.С.Пушкина

«Бахчисарайский фонтан»

Цель:

  1. обучающая: формировать у учащихся знания о романтической поэме,

вызвать интерес к творчеству А.С.Пушкина;

2. развивающая: развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать

полученные знания;

3. воспитывающая: создать благоприятные условия для воспитания

нравственных сторон личности.

Тип урока: объяснение нового материала.

Вид урока: инсценировка.

Межпредметная связь: с историей.

Наглядность: эпиграф, портрет, кластер, диаграмма Венна, инсценировка,

выставка книг, стенд с иллюстрациями к поэме, плакат, тест,

романс «Фонтану бахчисарайского дворца».

Ход урока.


I . Организационный момент.

Сегодня мы продолжаем изучение произведений А.С.Пушкина.

Давайте вместе составим кластер. Какие ассоциации возникают, когда вы слышите имя А.С.Пушкина. Ребята сами записывают слова, а один из учащихся готовит по ключевым словам небольшой рассказ об А.С.Пушкине.

Пока ученица готовится к рассказу, я проверю, насколько вы знаете произведения А.С.Пушкина .

Викторина


Жил старик со своею старухой.

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)




Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица,-

Говорит одна девица,-

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

(«Сказка о царе Салтане, …»)

Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?

Что же зеркальце в ответ? –

«Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее

Всех румяней и белее».

(«О мертвой царевне и …»)


У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый.

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

(«Руслан и Людмила»)

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

(«Гонимы вешними лучами»)


II Рассказ об А.С.Пушкине.

- Ребята! Вам на предыдущем уроке было дано домашнее задание: предварительно прочитать поэму А.С.Пушкина «Бахчисарайский фонтан».

О чем она? Конечно же, как и поэты и писатели А.С.Пушкин писал и о любви. Большое место занимает в его творчестве любовная лирика.

Обратите внимание на выставку книг. В старших классах мы будем изучать такие произведения как: «Я помню чудное мгновенье», повесть «Капитанская дочка», роман в стихах «Евгений Онегин». Все его произведения проникнуты любовью.


Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сообщение целей и задач урока.

Женские образы в поэме А.С.Пушкина «Бахчисарайский фонтан»

Любовь, любовь – загадочное слово

Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда во всем старо ты или ново?

Томленье духа ты иль благодать.

И.С.Тургенев.

о том, как создавалась эта романтическая поэма, мы узнаем из истории создания произведения.


Сообщение (индивидуальное задание)


В Петербурге в 1818 – 1820 гг. А.С.Пушкин встречался с юными сестрами Софьей и Ольгой Потоцкими. Юные Потоцкие провели детство свое на юге России. Они рассказывали Пушкину легенду о печальной судьбе представительнице их знатного рода. Это предание о любви татарского хана Керим – Гирея к похищенной княжне Потоцкой, о том, как Зарема, любившая хана, убила Марию. В сентябре 1820 года на пути из Гурзуфа в Симферополь Пушкин посетил развалины ханского дворца в Бахчисарае со знаменитым «фонтаном слез». Поэма «Бахчисарайский фонтан» создавалась под впечатлением петербургского рассказа: «Я прежде слыхал о старинном памятнике влюбленного хана. Киселева (Потоцкая) поэтически описывала его, называя «фонтаном слез».


- Войдем в мир поэмы «Бахчисарайский фонтан», ощутим пряный аромат Востока.

Выразительное чтение отрывка учителем.

- Кого мы видим в начале поэмы?

Крымский хан – задумчивый и печальный. Он жестокий, безжалостный, имеющий все и все-таки несчастен. Гирей бежит от всех, хочет остаться один, не раскрывает того, что его волнует и тревожит.

Вывод: Хоть он и жестокий хан – обыкновенный человек,

который тоже умеет страдать.


Сравните его описание с иллюстрацией.

Как автор объясняет причины печали Гирея?

- А.С.Пушкин не торопится все объяснить.

Перенесемся в ханский гарем.

Чтение отрывка учащимися.

- Что рассказывает поэма о гареме?

- Как живут и что делают его наложницы?

Словарная работа

1 группа 2 группа

Гарем фонтан


(иллюстрация)

Дать устно лексическое значение этих слов и записать их в тетрадь.

Гарем – 1 женская половина дома у мусульман

2 жены и наложницы богатого мусульманина.


Фонтан – сооружение для подачи и выбрасывания воды

под напором.



Читаем «Татарскую песню».

Для чего «Татарская песня» введена в «Бахчисарайский фонтан».

- Готовит встречу в одной из глав героинь поэмы – Заремой.

(портрет Заремы)

- Как была названа Зарема в поэме?

- Но счастлива ли Зарема?

- На какие жертвы она пошла ради любви к хану? (вера)


- Вам интересно узнать, кого Зареме предпочел хан? Кто завладел сердцем властителя Крыма?

- Да, это польская княжна Мария. (портрет Марии)

Чтение отрывка учащимися.

- Что мы узнали о княжне Марии?

Приходим к выводу, что поэма построена на противопоставлении Марии и Заремы.

Инсценировка.


Сцена ночного посещения Заремы Марии.

- Зачем Марию посещает ночью Зарема?

- О чем она умоляет Марию?

- Какой угрозой заканчивается излияния Заремы?

- Исполнила ли Зарема свою угрозу?

- Можно ли оправдать поступок Заремы?

- Можно ли Зарему назвать отрицательной героиней?

- Что происходит с Заремой?


А теперь давайте, сопоставим этих героинь и найдем в них различия и сходство.

Составление Венн диаграммы


Работа по плакату «Фонтан слез».

На плакате прилеплены слезинки, где обратной стороне есть вопросы по тесту.

- В чем трагедия поэмы?

- Закончилась ли для хана Гирея со смертью Марии муки неразделенной любви?

- Изменился ли гирей, и что же его изменило?

- Как хан Гирей приказал увековечить память о Марии?

- Почему этот фонтан именовали «Фонтаном слез».


Заканчиваю урок чтением эпиграфа. И делаем вывод, что не всегда любовь заканчивается трагедией.

Талант Пушкина новыми гранями засверкал перед нами, и мы его окончательно признаем выдающимся и прогрессивным поэтом своей эпохи.

Выставляю оценки за урок.

Чтобы подытожить наш урок, вы сейчас выполните тест.

(Звучит романс «Бахчисарайский фонтан».)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы по произведению А.С.Пушкина "Бахчисарайский фонтан"

Автор: Онайбекова Гульмира Рысбаевна

Дата: 18.10.2016

Номер свидетельства: 350363


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства