kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы: "Необычное в обычном в рассказе Е.И.Носова «Белый гусь»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Необычное в обычном в рассказе Е.И.Носова
«Белый гусь».

Тип урока: обобщение знаний. Форма урока: групповая.

Вступительное слово учителя: ребята, мы живём с вами в сельской местности и порой не замечаем, что и кто нас окружает. И стоит быть лишь чуточку внимательнее, чтобы увидеть необычное в обычном. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок_литературы»

Тема урока: Необычное в обычном в рассказе Е.И.Носова
«Белый гусь».


Цели урока:

1.Личностные: проявлять готовность к саморазвитию.

2.Предметные:

выявить основную мысль рассказа; показать мастерство Е. И. Носова;

талантливое использование изобразительных средств языка в создании живописных картин природы;

совершенствовать навыки работы над языком;

3.Метапредметные:

закреплять умение работать в диалоговом режиме;

находить нужную информацию;

развивать все виды речевой деятельности;

развивать эмоционально-образное, ассоциативное и аналитическое мышление.

развивать творческие способности;

прививать интерес к предмету;

воспитывать чуткость, восприимчивость к окружающему миру;

понимать учебные задачи.


Тип урока: обобщение знаний. Форма урока: групповая.


Оборудование: портрет писателя, карточки рефлексивного анализа, проекты учащихся.


ХОД УРОКА:

I.Организационный момент.

В школе прозвенел звонок.

Начинаем наш урок.

Сядьте все за парты тихо.

На меня вы посмотрите-

И немного улыбнитесь!


II Актуализация субъектного опыта учащихся.

1 .Вступительное слово учителя: ребята, мы живём с вами в сельской местности и порой не замечаем, что и кто нас окружает. И стоит быть лишь чуточку внимательнее, чтобы увидеть необычное в обычном. Давайте закроем глаза и послушаем музыкальное произведение композитора Грига, которое называется «Утро».


2.Беседа с учащимися:

-Что вы представили, слушая это произведение?

-Голоса каких животных и птиц мы слышим ранним утром?

-Что вы знаете о гусях?


III.Мотивация учебной деятельности.

Знакомство с легендой «Как гуси Рим спасли» (приём «Знаете ли вы, что...)

-На прошлом уроке мы познакомились с произведением Е.Носова «Белый гусь».


IV.Сообщение темы и цели урока (вместе с учащимися).

-Ребята, о чём мы будем говорить сегодня?

-На что обратим внимание?

(Предварительная самоэкспертиза: самооценка, оценка в группе, учителя).


V. Работа над темой урока.

1 .Работа в группах:

«Наблюдатели», «Искатели», «Практики».


Задания классу:

1). Обдумывание другого названия произведения, обоснование.


2). Осмысление высказываний ( на доске) Г. Ратнера (читают учащиеся):

- Не устаю удивляться чудесам природы.

-Животное удивляет человека прежде всего теми качествами, которых у него самого нет.

-Иногда лишь домашние животное могут убедить человека, что в мире существует любовь, преданность и самоотверженность.

-Какое из этих высказываний имеет отношение к нашему произведению? Обоснуйте своё мнение.

2. Слово учителя.

Итак, главный герой рассказа - Белый гусь. Автор почему-то пишет слова «Белый гусь» с прописной буквы - ведь это не имя собственное.

Давайте посмотрим, как в рассказе подчёркивается исключительность Белого гуся?

Задания труппам:

1) Найти в тексте описание Белого гуся.

2) Рассказать о характере Белого гуся ( приём «Снежный ком»).

3) Составить кластер «Гусь-адмирал».


-Какую главную черту характера гуся подчёркивает автор?

  • Прочитайте отрывок к иллюстрации на стр.259.

  • А где же их мать?


3. Развитие речи

-Читая этот рассказ, я для себя открыла много новых слов:

Кильватер - волновая струя, остающаяся позади идущего судна

Кильватерным строем - следуя друг за другом

Кокарда - форменный знак на головном уборе

Привада - корм для приманки зверей

Армада - большое соединение кораблей, самолетов, танков

Лозняк - ивовый кустарник

Плёс - широкое водное пространство между островами.

- С какими новыми словами вы познакомились при чтении рассказа?


Физкультминутка.

4. Беседа с учащимися:

  • Обыкновенная ли птица перед нами?

*Белый гусь был самой важной птицей, красивой.

  • -Называя гуся адмиралом, к какому приему прибегает автор?

*Метафора - выражение, основанное на переносном значении, скрытое сравнение.

-Какие ещё приемы использует Носов?

*Сравнение - образное выражение, в котором один предмет сравнивается с другим.

*Эпитеты - яркое, образное определение. ( примеры)

-Представьте, что вы режиссер театра комедии. Какой из комических эпизодов вам хочется видеть на своей сцене и почему?

Эпизод «Гусь и бычок». (Прочитать.)

Слово учителя:

-Ничего не предвещало беды. Как вдруг из-за леса наползла туча.

-Что мы испытываем, когда видим приближающуюся тучу?


Задания группам (приём «Кубизм»):

1) Доставить ассоциативный куст к слову туча;

2) Найти и прочитать отрывок, в котором описывается туча, назвать средства художественной выразительности;

3) Героическая гибель гуся: Почему же гусь не побежал спасаться? Как ведут себя другие птицы? Какое чувство вызываем конец произведения? А стоило ли идти на смерть?

- Как вы думаете, почему у 2 и 3 групп кубики такого цвета?

-Можно ли сказать, что Белый гусь совершил подвиг?

-Что такое подвиг? На уроке этики мы уже встречались с этим словом. (подвиг-действие, которое требует необычайного напряжения физических сил, риска для жизни).

- Какой же подвиг совершил Белый гусь?

5.Выполнение творческих заданий:

1) составить сенкан к слову гусь

2) составить сенкан к слову гусёнок


Рассказ учителя о памятниках животным: ребята, вы знаете, что подвиги часто увековечивают в памятниках. В мире существует немало памятников животным, которые чем- то прославились. Широко известен памятник сенбернару Барри, спасшему 40 человек в Альпах. А совсем недавно, 25 января 2000 года, в Санкт-Петербурге установлен памятник «Хорошему коту». После блокады, когда во время голода съели всех кошек, в Ленинграде расплодились крысы и мыши - разносчики опасных инфекционных болезней. Тогда по специальному распоряжению правительства в город срочно доставили целый вагон усатых охотников. Их выпустили на улицы, и вскоре наступление грызунов было остановлено. Сейчас мы увидим проекты памятника Белому гусю.


3) представить проект памятника Белому гусю

-Где будет стоять памятник?

-Как он выглядит?

-Какую идею выражает?

-Какая надпись будет на памятнике. ( оценивание учащихся в группах)

VI. Рефлексия.

  • Какова основная мысль рассказа?

  • Что оказалось необычным в этом рассказе?

  • Где находится необычное в нашей жизни?

  • Какой урок вы извлекли из истории о Белом гусе?


VII. Домашнее задание:

1) с.266 №2;

2) эссс «Мысли и чувства, которые вызвал у меня рассказ»;

3) сочинение-миниатюра «Необычное в обычном».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок литературы: "Необычное в обычном в рассказе Е.И.Носова «Белый гусь»"

Автор: Квятковская А.А.

Дата: 21.11.2016

Номер свидетельства: 360969


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства