Класс | 6Б класс 03.03. 2017 г. |
Название урока | Л.Н. Толстой. Старая площадь |
Общие цели урока | Раскрытие темы, идеи и содержания текста. |
Задачи урока | Прививать чувства доброты, сострадания, жалости к беззащитным , слабым, больным, старым людям. Любовь к животным. Развитие речи школьников, обогащение словарного запаса. |
Ожидаемый результат | Активизировать мыслительную деятельность учащихся. Поддержка друг друга в групповой работе, в ходе парной работы учащиеся научатся сформулировать вопросы и отвечать на них. На основе осмысления изученного текста учащиеся научатся сопоставить образы лошади и человека. Учащиеся научатся оценивать себя и других. |
Источники, оснащение, оборудование. | Учебник «Литературное чтение» для 6 класса Р. Нуртазина, Э. Сулейменова, К.Уразаева, Алматы «Білім» 2015г, презентации,стикеры. Фломастеры, бумага А3, слайды, светофор, сюжетные картины, разрезанные открытки, карточки с заданиями. |
Ход урока | Организационный момент |
Деление на группы | По методу мозаики. Дети должны собрать целую открытку из 5 частей. Так образуется 3 группы. |
Снятие психологического напряжения | - Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, улыбнитесь всем. Успехов вам! |
Эпиграф урока: | … участь сынов человеческих и часть животных- участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человек преимущества перед скотом. Екклезиаст. |
Мозговой штурм. | (Звучит ржание лошади) -Кто так голос подает? -Лошадь. -Правильно, лошадь. Сегодня мы будем говорить о лошади. (Объявление темы урока) |
Опережающее задание | Сообщение ученика о биографии и творчестве. Л. Н. Толстого. |
Работа со словарем | Найдите в толковом словаре значения слов: Конюшня – помещение для содержания лошадей. Кучер – тот, кто правит запряженными в экипаж лошадьми Облезший – лишившийся части волос, шерсти, перьев Сударь – форма вежливого обращения к мужчине высшего общества. Хлыст – тонкий и гибкий прут Шибко – сильно, очень |
Групповая работа | 1. Группа. Найдите абзац, где дается описание портрета Пимена Тимофеевича, запишите в правый кружочек. (У нас был старый старик, Пимен Тимофеевич. Ему было 90 лет. Он жил у своего внука. Спина у него была согнутая: он ходил с палкой и тихо передвигал ногами. Зубов у него не было, лицо было сморщенное. Нижняя губа его тряслась, когда он говорил, нельзя было понять, что он говорить.) 2. Группа. Найдите описание портрета Воронка , тоже запишите в левый кружочек (Ему 20 лет. Лошадь измучена, насилу дышит, да и стара. Ведь она такая старая, все равно как Пимен Тимофеевич.) 3. Группа. Запишите в кружочек в середине, что их объединяет. |
Индивидуальные задания для лидеров. | Учитель – с чьим произведением можно сравнить этот рассказ? (Рассказ Л.Н. Толстого можно сравнить с повестью Ч.Т. Айтматова «Прощай Гульсары ». Образ Пимена Тимофеевича напоминает образ Танабая Бакасова, а образ Воронка напоминает образ Гульсары. Эти образы по – своему переплетаются и дополняют друг друга). |
Разминка | Руки в стороны, а кулачок. Разжимай и на бочок. Правой вверх, левой вверх. В стороны, накрест В стороны, вниз. Тук – тук – тук. Сделаем большущий круг. |
Коллективная работа | 1 группа. Найдите то место, где старший брат катается на коне и запишите в первой стрелке (Первым поехал старший брат. Он долго ездил; ездил кругом сада; и когда он подъезжал назад, мы закричали: « Ну , теперь проскачи!» Старший брат стал бить Воронка ногами и хлыстом, и Воронок проскакал мимо нас.) 2 группа. Найдите то место, где второй брат катается на коне и запишите во второй стрелке (после старшего сел другой брат, и он ездил долго, тоже хлыстом разогнал Воронка и проскакал из – под горы. Он еще хотел ездить, но третий брат просил, чтобы он поскорей пустил его. 3 группа. Найдите то место, где третий брат катается на коне и запишите в третьей стрелке (третий брат проехал вокруг сада, да еще по деревне проскакал из – под горы к конюшне.) Найдите то место, как Воронок ведет себя после катания третьего брата и запишите в четвертой стрелке. |
Парная работа | Найдите разговор между дядей и автором, прочтите по ролям (стр. 113- 115) |
Домашнее задание | Первый уровень: продолжить рассказ. Второй уровень: пересказ текста. 3 уровень. Сопоставление образов в рассказе. |
Оценивание | - Оцените свои знания по методу «Светофор». Поднимите цветной кружочек. Зеленый – я все понял и усвоил. Желтый – знания нуждаются в повторении и закреплении: Красный – мне многое непонятно. |
Рефлексия | Закончи предложение. «Сегодня я узнал, что…..» «Теперь я буду …..» «Я знаю, что….» «С каким настроением мы уходим с урока» |
Разрабатывая данный урок, я ставила перед собой следующую задачу: проверить знание учениками текста, понимание содержания произведения. Для решения этой задачи была выбрана нестандартная форма проведения урока. Были поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими темами.
Основным этапом является этап закрепления изученного материала, где использованы материалы, активизирующие познавательную активность школьников.
Урок по виду учебной деятельности проблемно – поисковый, поиск решения поставленных перед учащимися проблем.
На уроке использовались слайды, сюжетные картинки, разрезанные картинки для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, которые в ходе урока сменяли друг друга.
В содержании урока четко выделяются отдельные этапы учебной работы: организационный этап, этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию материалу урока, этап закрепления изученного, рефлексия, этап информатизации учащихся о домашнем задании и его выполнении. Действия учащихся адекватны и приводят к достижению результатов.
В течение урока обеспечивалась субъективная позиция учащихся за счет того, что ученики имели возможность свободно выражать свои мысли, проявляли уважение к мнению других, рефлексировали.
В ходе выполнения групповых работ учащиеся активны, умеют представить результаты своей работы.
Вначале я использовала мозговой штурм, получив разгадку я использовала иллюстрации с изображением угаданного животного. Учащиеся смогли рассказать о внешнем виде, повадках, среде обитания лошади, что позволяет говорить о межпредметных связях. Дополнительной информацией было сообщение учителя о лошадях.
Анализ произведения построен в виде коллективной и парной работы на выявление отчетливого, глубокого понимания детьми авторского замысла, отношение автора к описываемым событиям и героям произведения, для анализа ситуации, в центре этих работ – выявление идейного содержания и формирование его главной мысли. Возникла атмосфера сотрудничества между учителем и детьми. Я видела заинтересованность ребят, не было безразличных на уроке.
Для выявления уровня усвоения знаний в конце урока было проведено оценивание по методу «Светофор» и проведена рефлексия. Домашнее задание было дано по уровням.