kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести А.И.Куприна «Олеся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: исследование структуры повести Куприна «Олеся»; развитие навыка анализа прозаического текста, формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания; формирование ориентации  в мире знаний о нравственности, осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести А.И.Куприна «Олеся»»



Урок литературы. 11 класс.

Тема: Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести А.И.Куприна «Олеся».

Цели урока: исследование структуры повести Куприна «Олеся»; развитие навыка анализа прозаического текста, формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания; формирование ориентации  в мире знаний о нравственности, осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи.

Тип  урока: урок комплексного применения знаний.

Оборудование к уроку:  компьютер, презентация.


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Уже в конце жизни А.Куприн признавался, что у него есть два любимых своих произведения: «Река жизни» и «Олеся». «В этих двух рассказах больше, чем в других моих рассказах, моей души». Но современники неоднозначно отнеслись к повести. Так,

А. П.Чехов видел в повести приемы «бульварного романа», из-за чего Куприн не включил повесть в сборник 1903 года. Горький же ценил «Олесю» за то, что она «проникнута настроением молодости». Впервые повесть была опубликована в осенних номерах газеты «Киевлянин» (1903). Другие издания отказывались публиковать ее либо из-за «бульварности», либо из-за большого объема.

III. Работа по теме урока.

1. Сообщение группы учащихся об истории создания повести «Олеся».

2. Слово учителя (дополнения о творческой истории повести).

IV. Самостоятельная работа учащихся.

1. Аналитическая работа с текстом (по группам)

Группа 1. Полесье. Нравы крестьян.

1.С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии?

(Хотел получить свежие впечатления, найти сюжеты для новых рассказов).

Крестьяне, их нравы (глава 1).

Что доказывает, что Иван Тимофеевич - человек мира цивилизации? (Он образован, пытается лечить и учить людей, тоскует по светским дамам).

Группа 2. Мануйлиха. «Избушка на курьих ножках».

Что нарушает привычную деревенскую скуку «паныча»? (гл.2)

Избушка Мануйлихи. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? (гл.3)

Группа 3. Олеся.

Что сначала привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе и Мануйлихе? (Таинственность, сказочность. Ученики зачитывают портреты Олеси и Мануйлихи, описание их хаты).

Что доказывает, что они представители духовного мира? (Они близки природе, посвящены в ее секреты, действуют интуитивно).

Почему Олеся и Мануйлиха бегут от людей? (Они боятся злобы, грубости, корысти).

Чем привлекает портрет Олеси (гл.3,4).

Гадание Олеси (гл.3). Олеся об Иване Тимофеевиче, о судьбе (гл.4).

Чары Олеси  («фокусы») – (гл.5).

Олеся о церкви (гл.6).

Группа 4. О любви.

Зарождение любви (гл.6). Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения?

Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл.6)

Самые счастливые минуты жизни героев (гл.10). Кто первым признаётся в любви? (гл.10)

Целый месяц длится «наивная, очаровательная сказка любви» (гл.11).

Иван Тимофеевич о женитьбе (гл.11).

Группа 5. Отношение сельчан к Олесе и Мануйлихе. Избиение Олеси.

Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке? (гл.8)

Чем жертвует Иван Тимофеевич, чтобы им помочь? (гл.9)

На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь Ивану Тимофеевичу и – главное – самой себе? Что говорит Олеся о церкви? (гл.11) Избиение Олеси. Проклятье  (гл.12).

Иван Тимофеевич и Олеся в хате  (гл.13).

Гроза, град (гл.14). Нитка коралловых бус – память об Олесе.

V. Диагностика понимания.

- Почему закончилось «наивная, очаровательная сказка любви»?

- Ваше отношение к главным героям повести.

- Какая, на ваш взгляд, основная идея повести Куприна «Олеся»?

VI. Первичное закрепление.

1. Литературная викторина.


№ п/п

Вопросы

1

Как сложится личная жизнь Ивана Тимофеевича по картам?

2

О чём напоследок спрашивала Олеся Ивана Тимофеевича?

3

Чем пытался лечить больных Иван Тимофеевич?

4

Зачем 1 раз в год Олеся ходит в деревню?

5

Что было самым примечательным в портрете Олеси?

6

Сколько лет Олесе?

7

Как зовут  и величают Мануйлиху люди, по её мнению?

8

Что привлекало Ивана Тимофеевича в этой глуши?

9

Что принесёт зло Ивану Тимофеевичу, по гаданию Олеси?

10

Во сколько лет предсказала Мануйлиха смерть Ивану Тимофеевичу?

11

Что решили предпринять местные мужики после случившегося в грозу?

12

Какими растениями Мануйлиха лечила Олесю?

13

Как Мануйлиха называет болезнь Олеси?

14

Из чего готовится кушанье «крупничок полевой»?

15

Как называется место, где разворачиваются описанные события?

16

Какой дар передан Олесе по наследству?

17

Назовите местную интеллигенцию.

18

Сколько времени болел и не виделся с Олесей Иван Тимофеевич?

19

Какие страшные пытки применили мужики к конокраду Яшке?

20

Где находился подарок исчезнувшей Олеси для Ивана Тимофеевича?

21

Что изменило отношение старухи к Ивану Тимофеевичу при первой встрече?

22

О чём очень жалела Олеся при расставании с Иваном Тимофеевичем?

23

Какой величины был град в день расставания Ивана Тимофеевича с Олесей?

24

Что пообещала Олеся разъярённым бабам в деревне?

25

Что напоминала хата колдуньи?

26

Настоящее имя Олеси?

27

Какие подарки приносил Иван Тимофеевич для Мануйлихи?

28

Как при первой встрече с Мануйлихой Иван Тимофеевич догадался, что она не здешняя, а пришлая в эти края?

29

Какой обычай крепостничества по отношению к господам сохранился в этих краях?

30

Как звали собаку Ярмолы?

31

Самое любимое занятие дворян?

32

Какая болезнь приключилась с Иваном Тимофеевичем?

33

Продолжите фразу: «Разлука для любви, что ветер для огня: …

34

Как Олеся доказала Ивану Тимофеевичу, что она умеет колдовать?

35

Какое решение принимает Иван Тимофеевич перед своим отъездом?

36

Чего больше всего в жизни боялась Олеся?

37

Почему Олеся отказывается гадать на картах Ивану Тимофеевичу?

38

О каких животных Олеся рассказывает сказку Ивану Тимофеевичу?

39

Как местные бабы расправились с Олесей?

40

Назовите основные атрибуты ведьмы, которых, кстати, у Мануйлихи не было?

41

За что люди прогнали ведьму из села?

42

Какие птицы дружили с Олесей?

43

О чём писал рассказы Иван Тимофеевич?

44

Какой картой в колоде является Олеся?

45

Сколько месяцев Ярмола учился писать свою фамилию?

46

Почему Олеся никогда не ходила в церковь?

47

За сколько Иван Тимофеевич купил свободу для Олеси  и её бабушки?

48

Чего самого элементарного не знает Олеся?

49

За что все вокруг корили и ругали Ярмолу?

50

Что подарила Олеся Ивану Тимофеевичу на прощание?

51

Во сколько раз деревня меньше Петербурга?

52

На что жаловались больные, приходившие к Ивану Тимофеевичу?

53

Сколько грамотных людей в деревне?

54

В какой религиозный праздник с Олесей случилась беда?

55

Какие «украшения» были в избе Мануйлихи?


VI. Самостоятельная работа учащихся.

1. Тест.

1. Как звали рассказчика в повести «Олеся»?

а) Иван Тимофеевич; б) Иван Петрович; в) Иван Иванович.

2. Что оставила Олеся в память о себе?

а) бусы; б) письмо; в) крест.

3. О ком идёт речь: «...считается самым бедным и самым ленивым мужиком во всем Переброде; жалованье и свой крестьянский заработок он пропивает; таких плохих волов, как у него, нет нигде в окрестности»?

а) урядник; б) слуга рассказчика; в) помещик Абросимов.

4. Чей интерьер описан: «Большую часть избы занимала огромная облупившаяся печка. Образов в переднем углу не было. По стенам, вместо обычных охотников с зелеными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому не ведомых генералов, висели пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков и кухонная посуда. Ни совы, ни черного кота я не заметил, но зато с печки два рябых солидных скворца глядели на меня с удивленным и недоверчивым видом»?

а) хата Олеси; б) изба рассказчика; в) дом слуги.

5. Что хотели сделать с Олесей женщины?

а) вымазать дёгтем; б) забросать камнями; в) сдать уряднику.

VII. Выводы по повести на материалах презентации.

Философ Николай Бердяев писал, что человек, пожив духовно, творчески, хочет после пожить цивилизованно, комфортно, но, ударившись с головой в цивилизацию, он превращается в машину. Каков же тогда выход? Неужели мы все должны уходить в леса, становиться отшельниками? (Нет, нужно совмещать духовные ценности с благами цивилизации).

VIII. Подведение итогов, рефлексия:

- Что показалось вам наиболее интересным на уроке? Что было трудным?

IX. Домашнее задание.

По выбору:

1. Составить цитатную характеристику героев.

2. Сочинение-миниатюра по проблемному вопросу.

Для всех:

Выразительное чтение эпизода.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести А.И.Куприна «Олеся»

Автор: Ластавецкая Светлана Дмитриевна

Дата: 30.09.2016

Номер свидетельства: 346937


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства