2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | М-проблемный Ф-фронт. | Выявляет уровень знаний. - Мы продолжаем с вами учиться наблюдать то, что трудно увидеть глазами. Наш урок я предлагаю начать с того, что мы немного пофантазируем. Закройте глаза, вслушайтесь и представьте себе дом в деревне у бабушки. Вас всегда так манило забраться на чердак, где бабушка хранит старые вещи. И вот вы, преодолевая ступеньку за ступенькой старой скрипучей лестницы, оказываетесь в его царстве… (Слушают аудиозапись скрипа половиц, скрежет, треск, шум, писк) https://wav-library.net/sounds/skripy/zvuk_skripjashhego_pola_mp3_skachat/81-1-0-16356
https://wav-library.net/search?q=%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA+%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%B8
https://wav-library.net/search?q=+%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B5%D1%82 - Попробуйте рассказать, что вы увидели на чердаке? Чем он смог вас удивить? Почему? - Понравилось ли вам фантазировать? - Догадались ли вы, почему мы так начали наш урок? Чем будем сегодня заниматься? (фантазировать) | Строят речевые высказывания (фантазируют) | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации в словарях; перечитывание текста с разными задачами. Логические: установление причинно-следственных связей. Личностные: самоопределение; смыслообразование контроль и само-контроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности. |
4. Построение проекта выхода из затруднения для достижения учебной задачи Физминутка Физминутка | М: слов-логич. Ф - фронтальная М.слов.-логический Ф.парная М: слов.-логический Ф - фронтальная М: слов.-логический Ф - фронтальная | Организация учащихся на исследование проблемной ситуации - Что общего на первый взгляд у этих двух произведений: стихотворения “Плащ” и картины “Ботинки”? (Произведения о вещах, принадлежащих человеку) - Чтобы рассмотреть то, что на первый взгляд трудно увидеть глазами, что нам необходимо? (Внимательно читать текст, прислушиваться к словам друг друга, немного вообразить, делиться своими мыслями…) 1. Работа над стихотворением В. Берестова - Какие произведения Б. Берестова знаете? - Как вы думаете, почему поэт Берестов создал стихотворение о плаще? 2) Чтение стихотворения 3 учениками по строфам. Учебник, с. 48 - Кому понравилось стихотворение? - Мне тоже стихотворение понравилось, как и нашим героям, Мише, Маше и Косте. Миша говорит, что здесь 2 части и два совсем разных плаща. - Согласны ли вы с Мишей? - О каких плащах идет речь? (Один - из книги, плащ мушкетера, другой – из жизни, папин) - Нашли ли вы границу частей? - Мы с Михаилом Потаповичем предлагаем вам поработать в парах. (Дети читают задание из учебника по условному знаку: работа в парах) - Договоритесь между собой, кто читает о героическом плаще, а кто о папином. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Вправо ниже наклоняйся (4 наклона), Влево тоже наклоняйся (4 наклона). Покружились, повертелись И на место все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем. Поморгаем И читать мы начинаем. - А теперь прочитаем вслух о героическом плаще. - Какие предметы дополняют образ плаща? (Виды оружия: арбалет, копьё, мушкет) - Уточним значения этих слов в словаре. - Выберите, значение какого слова будет каждый из вас искать. (Дети по очереди зачитывают значение слова, на слайде показ рисунков оружия) - Красив ли плащ? Какие слова показывают, что мальчишке он нравится? - Перечитайте так, чтоб передать восторг. - А теперь перечитаем другую часть – о папином плаще. - Новый ли он? Так ли красив? (Выборочное чтение. Уточнение значения слова “линялый” в толковом словаре) - А какой плащ лучше для мальчика? - Найдите строчки и те слова, который подтверждают, что папин плащ лучше? - Костя подметил, что вторая часть тоже делится на 2 части. Догадались ли вы, о чём речь? (Папин плащ дома и папин плащ на природе) - Почему же линялый и мятый плащ способен так сказочно преображаться? (Герою очень нравится быть вместе с отцом) - Может быть, это стихотворение не только о плаще? (Да, ещё и о дружбе отца и сына) - Перечитайте ту часть, где плащ – свидетель дружбы папы с сыном, что им хочется быть вместе. Постарайтесь так прочитать, чтобы все поняли, что мятый и линялый плащ гораздо лучше. Выделяйте голосом необходимые слова. (Чтение вслух 2-3 учеников, оценивание) - Почему же поэт написал стихотворение о плаще? (Герой очень ценит дружбу с отцом) - Плащ поведал нам о дружбе отца с сыном. Гимнастика для глаз ( слайд) 3. Работа с картиной - А теперь отправимся в “Музейный Дом”, познакомиться с картиной художника Винсента Ван Гога «Ботинки» ссылка - Предположите, что это будет: портрет, пейзаж или натюрморт? Обоснуйте свой ответ. - Знаком ли вам этот художник? - Какие картины его вам уже знакомы? (“Подсолнухи”, “Комната в Арле”, “Церковь в Овере”) - А теперь молча рассмотрите ещё одно его произведение – картину “Ботинки”. Всмотритесь в натюрморт. Мелодия | Дети читают друг другу вполголоса по очереди свою часть Работа со словарём Строят речевые высказывания Свободные высказывания детей по вопросам по картине | Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника Личностные- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные- участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения Регулятивные: действовать по плану, контролировать результаты деятельности. Вносить необходимые коррективы. Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникшие трудности, искать их причины и пути преодоления |
5. Закрепление изученного | М: слов.-логический Ф - групповая | Устанавливает осознанность восприятия. 3) Работа в группах - О чём могут рассказать обыкновенные ботинки? Давайте пофантазируем. Я предлагаю вам поработать в группах. Каждому высказать своё мнение. Договоритесь, кто в группе будет читать вопросы учебника на стр. 50: условный знак “выскажи своё мнение”. - Определитесь, кто будет от группы рассказывать. Проверка. - Чьё мнение вам особенно понравилось? - Что же помогло нам увидеть в картине то, что на первый взгляд трудно увидеть глазами? (воображение) | Строят речевые высказывания (фантазируют) | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция. |
6. Рефлексия деятельности (итог урока) | | Организация рефлексии Наш урок подошел к концу. - Что помогло нам добиться решения поставленной задачи: увидеть то, что трудно увидеть глазами? - Поэты и художники на самые обыкновенные вещи смотрят по-особенному. Мир прекрасен. Всмотрись, вслушайся, вчитайся, и он не перестанет удивлять тебя. -Покажите с помощью сигнальных карточек, понравился вам урок, или вы что-то не поняли. | | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; |