Класс: 2-й класс.
Тема | В. Бианки. «Ёж-спаситель» |
Цели | - познакомить с произведением, рассмотреть поведение героев, их чувства, выяснить причины поступков, раскрыть замысел автора; - развивать навык чтения, умение ориентироваться в тексте, пользоваться справочной литературой, работать совместно с товарищами; - воспитывать интерес к чтению, чувство сопереживания, доброе отношение к животным. |
Ресурсы: – основные – дополнительные | Учебник литературное чтение, Толковые словари русского языка у детей – презентация к уроку – тетрадь; – алгоритм самооценки. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; – организовать планирование учебной деятельности на уроке. | – Вспомним правила поведения на уроке. Встали тихо, замолчали, Всё, что нужно, вы достали. Приготовились к уроку, В нём иначе нету проку. Здравствуйте, садитесь, Больше не вертитесь. Мы урок начнем сейчас, Интересен он для вас. Слушай всё внимательно, Поймешь всё обязательно | Проговаривают правила поведения на уроке. – Чтобы не потерять время, всё успеть сделать на уроке, что запланировали. | - познакомить с произведением, рассмотреть поведение героев, их чувства, выяснить причины поступков, раскрыть замысел автора; - развивать навык чтении умение ориентироваться в тексте, пользоваться справочной литературой, работать совместно с товарищами; - воспитывать интерес к чтению, чувство сопереживания, доброе отношение к животным. |
II Актуализация знаний | -Я сейчас загадаю загадку. А вы отгадаете и вы узнаете о ком мы с вами будем говорить. Он о себе говорит так: У меня торчат кругом Тысячи иголок У меня с любым врагом Разговор короток (Ежик) - Разговор пойдет о ежике. | -отгадывание загадки |
III Анализ литературного произведения. I этап. Работа с текстом до чтения. Антиципация. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе. Словарная работа. . | – Куда это мы попали? – Зачем люди ходят в лес? – Вот и мы с вами отправимся в лес, но не только за грибами и ягодами, а ещё понаблюдать за жизнью его обитателей. – Прочитайте название произведения – Ребята, как вы понимаете смысл слова “спаситель”? – За что же ежа так могли назвать? Я думаю, ответ мы найдём в произведении. - Прежде чем приступить к знакомству с текстом, разберем значения трудных слов. Где можно посмотреть значения слов? - Если нет в конце текста, как узнать значение слова? (в толковом словаре) Дифференцированная работа: Зафуфукал, засеменил – в конце текста Плеть – в толковом словаре -объясним значение слов (показать плеть) | (В лес) - за грибами и ягодами, а ещё понаблюдать за жизнью его обитателей. («Ёж – спаситель»). (В словаре В. Ожегова это слово объясняется так: тот, кто спас кого-то или что-то) Обучающиеся работают с толковыми словарями, с учебником |
II этап – Работа с текстом во время чтения. Открытие нового знания Определяем основной вопрос урока Цель: – организовать поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего от проблемы диалога. | - Я, сейчас, прочитаю вам текст, а вы подумаете и ответите на такой вопрос: Почему автор назвал рассказ «Ёж спаситель». (Текст читает учитель) Вопросы во время чтения: - Зачем она побежала в лес? Обо что она укололась? - Почему она укололась? - Как вы думаете, почему еж замолчал? -Как вы думаете, укусит ли её гадюка? - Подтвердилось ли наше предположение? 3) Почему автор назвал рассказ «Ёж спаситель? | Читают сильные учащиеся Ответы и предположения детей во время чтения. |
III –этап Работа с текстом после чтения Применение нового знания Цели: – организовать применение новых знаний; – организовать выполнение самостоятельной работы; – организовать фронтальную проверку, самопроверку; – организовать самооценку по алгоритму. – зафиксировать новое содержание урока; | Определение жанра произведения – Какого жанра произведение? Докажите. Беседа по содержанию – Какое чувство вызвало у вас произведение? – Почему? - Назовите автора произведения « Ёж спаситель» Вам знаком этот писатель? Сегодня мы пополним знания о нём и его творчестве Работа с интерактивной доской (подобрать к портретам надписи с фамилиями писателей) «Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки» Работа с интерактивной доской - Выбрать из картинок те картинки, которые относятся к рассказу. | -- рассказ -ответы детей: прочитаем рассказ, поделимся впечатлениями - Чувство страха за Машу, жалость. (Гадюка могла укусить, ёжик уколол) Ученик работает у доски. (Самоанализ) Сообщение о писателе. 1 ученик: «Родился он в семье учёного (знатока птиц). Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе. Отец рано начал брать В.Бианки в лес. Он каждую травинку, каждую птицу и зверюшку называл по имени, отчеству и фамилии. Учил его узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений.» Работает 1 ученик (Самоанализ) |
| Работа в группах. 1 группа - Найти в тексте строчки, которые относятся к иллюстрации. Встреча Маши и змеи. Как ёж сражается со змеёй. 2 группа Творческое задание - О чем думал ёж глядя на плачущую Машу? - Что сказал бы ёж Маше, если бы мог говорить? Работа в тетради - Откройте тетради на стр. 12, выполним упр. 2. - Как вы думаете, почему автор так озаглавил свой рассказ? - Понимал ли еж, что он спасает Машу? Работа с использованием документ – камерой Тренажер по УУД -Вам было задано на дом внимательно прочитать текст № 7 по УУД. Выполняем задания части А. ТЕКСТ №7 ЖИЗНЬ БАБОЧЕК - О ком этот текст? Назовите бабочек, о которых говорит автор текста. ( Учитель демонстрирует картинки бабочек). | -коллективное обсуждение прочитанного Ученики работают с интерактивной доской. |
Рефлексия – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. | Учитель проводит самоанализ учащихся Организует выполнение д/з. Даёт инструкцию по выполнению | Слушают задание. |