kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения в 4 классе: В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: анализ сказки, обсуждение характера героини сказки, выявление идеи произведения.

На уроке применяется технология критического мышления, технология учебной мотивации. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 4 классе: В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».»

Учитель: Сало С. В.

Урок литературного чтения в 4 классе.

Тема урока: В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».  

Цель урока: анализ сказки, обсуждение характера героини сказки, выявление идеи произведения.

На уроке применяется технология критического мышления, технология учебной мотивации.

Задачи:

Обучающие: познакомиться с произведением В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница»; учить беглому, выразительному, осознанному чтению; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать оценку).

Развивающие: развивать интерес к чтению, любознательность.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, способствовать воспитанию доброжелательности между учащимися.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: работа в группах, индивидуальная.

Ход урока 

1. Организационный момент.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Стратегия «Подари улыбку».

- Настройтесь на позитивную работу.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года». Применение ИКТ.

- Учитель произносит слова.

Прозвенел для нас звонок,

Пригласил нас на урок.

Ты историю одну послушай,

Умом разумом смекай

Да на ум себе мотай.

2. Работа с музыкальным фрагментом. Подготовка к чтению нового произведения.

- Какое настроение создаёт музыка? (Чуть грустное)

- Подберите ассоциации к своему настроению, навеянные музыкальным фрагментом. (подбор ассоциаций, запись учителем на доске).

- Какие картины она навевает? (Все опустело. Идет дождь, птицы улетают)

3. Определение темы и цели урока.

- Сегодня мы познакомимся со сказкой В. М. Гаршина, а о ком она вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Выпучив глаза сидит,

По - французски говорит,

По блошьи прыгает.

По человечьи плавает. (Лягушка)

Сказка, которую написал В. М. Гаршин называется «Лягушка – путешественница»

-Почему лягушку назвали путешественницей?

-Кто такие путешественники?

-Любите ли вы путешествовать?

-А на чём можно путешествовать?

-«Лягушка-путешественница» - это сказка.

-На чём можно путешествовать в сказках?

-Наверное, вам интересно узнать, как путешествовала лягушка.

-Какие задачи поставим на уроке? Дети сами ставят задачи. (Познакомиться с текстом, понять его содержание, обсудить характер героини сказки)            

4. Знакомство с текстом. Анализ произведения.

1) Чтение текста учителем по частям.  

Чтение первой части.

-Где жила лягушка?

-Куда летели утки?

-С какой просьбой лягушка обратилась к уткам?

Чтение второй части.

Попутно дети выясняют значение слова ПАЯЦ - шут, клоун.

-Почему лягушка решила лететь на юг?

-Что она придумала, чтобы полететь на юг?

– Как вы думаете, почему утки согласились взять лягушку с собой?

-Что она увидела, поднявшись в воздух?

-Что утки говорили о лягушке?

– Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).

Чтение третьей части.

-Почему лягушка упала в пруд?

-Что она рассказала местным лягушкам?

-Почему утки не вернулись за ней?

-Понравилась вам сказка?

-А теперь расскажите о своих чувствах, которые возникли во время чтения сказки.

-Назовите главных героев сказки.

-Что в этом произведении напоминает сказку?

-А что действительность?

2) Дифференцированная работа в группах.

Дети читают отрывок из сказки и посовещавшись отвечают на вопрос.

Задание для 1 группы:

– Как автор относился к героине?

-Какие слова и выражения использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке.

    Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно - конечно, в том случае, если бы не съел ее аист. Но случилось одно происшествие.

   Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком."Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! - думала она. - Какое это наслаждение - жить на свете!" Дождик моросил по ее пестренькой лакированной спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что была уже осень и что осенью лягушки не квакают, - на это есть весна, - и что, заквакав, она может уронить свое лягушечье достоинство. Поэтому она промолчала и продолжала нежиться. (Наслаждалась, какая прекрасная, восхитительно, приятно нежилась) (карточки выставляются на доску)

(Он её любит, она ему нравится, он ею восхищается).

Задание для 2 группы.  Какой способ передвижения придумала лягушка? Прочитай.

  Пять минут прошло, утки совсем было собрались лететь, как вдруг из воды, около сучка, на котором она сидела, показалась ее морда, и выражение этой морды было самое сияющее, на какое только способна лягушка.

-Я придумала! Я нашла! - сказала она. - Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и все будет превосходно.

Задание для 3 группы.

Для чего лягушка попросила уток лететь пониже? Прочитай.

Утки летели над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеба в скирдах; оттуда доносился людской говор и стук цепов, которыми молотили рожь. Люди смотрели на стаю уток и, замечая в ней что-то странное, показывали на нее руками. И лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что о ней говорят. На следующем отдыхе она сказала: - Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если мне вдруг сделается дурно. И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса:

- Смотрите, смотрите! - кричали дети в одной деревне, - утки лягушку несут! Лягушка услышала это, и у нее прыгало сердце.

- Смотрите, смотрите! - кричали в другой деревне взрослые, - вот чудо-то. Знают ли они, что это придумала я, а не утки?" - подумала квакушка.

- Смотрите, смотрите! - кричали в третьей деревне.

 - Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?

Задание для 4 группы.

-Какие слова и выражения использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке в конце сказки?

- Это я! Я!

И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.

(полетела вверх тормашками, бедная спутница, дрыгала всеми лапами, бултыхнулась в воду)

(карточки   выставляются на доску, рядом с первой группой)

5. Физминутка.

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали.

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Видим, скачут по опушке

Две весёлые лягушки,

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгай с пятки на носок.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям – физкультпривет!

– Посмотрите на доску и прочитайте ещё раз. Какими пользовался словами Гаршин в начале сказки.

– А теперь, какими словами он пользовался в конце.

– Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине, судя по

тому, как он описывает падение? (На доске карточки со словами)

В начале сказки

В конце сказки

Наслаждалась

полетела вверх тормашками

какая прекрасная

  бедная спутница

восхитительно

дрыгала всеми лапами

приятно  нежилась

бултыхнулась в воду

3) Рисование словесного портрета лягушки. (Применение технологии критического мышления - кластер)

6. Итог урока.

- С каким произведением мы работали сегодня на уроке?

- Кто автор произведения?

- К какому жанру относится это произведение?

- Какую цель мы ставили перед собой?

- Достигли ли мы нашей цели?

7. Рефлексия.

- Ребята выберите своего смайлика, кому на уроке было интересно и весело, хочется продолжить изучать это произведение пусть подойдет к смайлику слева, а кому было скучно, не интересно и не хочется больше изучать это произведение к правому.

- Урок окончен, спасибо за работу!
















































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок литературного чтения в 4 классе: В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

Автор: Сало Светлана Викторовна

Дата: 27.08.2017

Номер свидетельства: 426359


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства