kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения на тему: Казахский героический эпос. «Ер-Таргын»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок чтения в 4 классе. Главный герой произведения Ер-Таргын.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения на тему: Казахский героический эпос. «Ер-Таргын»»

Тема: Казахский героический эпос. «Ер-Таргын»

Цель: 1) познавательная: дать представление о ка­захском героическом эпосе; его герое Ер-Таргыне; 2) воспитательная: воспитание гражданских качеств личности на материале героического эпоса.

Ход урока

1. Постановка учебной задачи урока: Что такое герои­ческий эпос? Кто главный герой эпоса?

2. Слово учителя. Казахский эпос вобрал в себя бес­ценный опыт многих поколений жителей степи. Произ­ведения народного эпоса повествуют о борьбе с неспра­ведливостью, насилием, о возвышенной любви, дают кар­тину сложных взаимоотношений внутри племен. Мно­гие события эпоса связаны с сопротивлением казахско­го народа чужеземным захватчикам. Произведения, по­вествующие о борьбе за свободу родной земли, относят­ся к героическому эпосу. Это «Алпамыс», «Кобланды-батыр», «Ер-Таргын» и др. Возникновение героического эпоса исследователи возводят к эпохе Золотой Орды (конец XIV - нач. XV вв.).

Главной темой произведений героического эпоса яв­ляется отражение батырами внешних вторжений, а ос­новной идеей - прославление воинских подвигов баты­ров, совершаемых ради освобождения Родины от инозем­ных захватчиков.

При этом следует помнить о том, что поэмы героичес­кого эпоса опосредованно отражают реальные историчес­кие события и личности, повествуя лишь о том, что со­хранилось в памяти народа. Происходившие в разное время эпизоды героической борьбы народа за свою неза­висимость постепенно приписывались одному батыру, наиболее прославившемуся своей доблестью и отвагой.

Отличительным признаком поэм героического эпоса является тот факт, что основная идейная направленность определяет сюжетную канву и эмоциональный настрой всего произведения. В центре повествования находится герой - богатырь, вокруг него разворачиваются события. Богатырь постоянно преодолевает неимоверные трудно­сти, часто оказывается на краю гибели, но всегда выхо­дит победителем. Он - идеал героизма и патриотизма, оли­цетворение «духа народной эпопеи», о которой говорит В. Г. Белинский в «Статье о народной поэзии».

Еще один отличительный признак поэм героического эпоса заключается в том, что все они названы именами батыров, о которых повествуют.

Казахский народ вел многовековую борьбу за сохра­нение национального единства и территориальной целост­ности. В эти тревожные времена на защите границ роди­ны находились лучшие сыны своего народа - батыры, ярким представителем которых являлся и Ер-Таргын.

События, описанные в эпической поэме «Ер-Таргын», относятся к XV веку.

Ер-Таргын представлен как богатырь, заступник на­рода, защитник родины. Он сын престарелых родителей. Сам факт рождения ребенка у стариков, долгое время ос­тававшихся бездетными, указывает на заинтересован­ность в судьбе героя сил высшего порядка, на его «чудес­ное» происхождение. Юноша необычайно силен: он мог скрутить, как ягненка, огромного волка. Огромной фи­зической силе Таргына соответствует его выдержка: спо­койствием он «мог усмирить свирепого дракона». У доб­рого и справедливого Таргына было отзывчивое сердце, он был защитником слабых и обиженных. Но самое яр­кое в изображении батыра - любовь к Родине: он охра­нял самые трудные и опасные участки на границе, впос­ледствии добровольно отправился на войну с захватчи­ками и своей храбростью, мощью обеспечил победу. В описании внешности, характера, силы, патриотических чувств Таргына воплотилась мечта народа о богатыре -защитнике, поэтому с целью усиления идеализации ге­роя в его изображении, особенно в эпизоде боя с франка­ми, щедро используются сказочные элементы, гиперболы («мог скрутить, как ягненка, огромного волка, а спокой­ствием усмирить свирепого дракона», «копье длиною в шесть кулашей», «меч длиною в семь карысов», пали­цей разбил «вдребезги каменные засовы ворот»). Такие гиперболические выражения, употребляемые с целью уси­ления художественного впечатления, характерны и для описания русских былинных богатырей - Ильи Муром­ца, Добрыни Никитича и др. Полезно предложить уча­щимся назвать былины, в которых действуют эти бога­тыри, и вспомнить используемые в них образные выра­жения, преувеличивающие какое-либо действие, предмет или явление, т.е. гиперболы.

3. Словарная работа. Учащимся необходимо объяс­нить значение слов «ногай», «ногайские земли», «ногай­ское войско»: ногаями назывались в те древние времена предки казахов - Таргын защищал свою родную землю от иноземных захватчиков, которые «столько лет воссе­дали на шее народа, не давая ему распрямиться».

А. Дополнительный материал. Образ богатыря заинте­ресовал композитора Е. Г. Брусиловского, написавшего по мотивам эпоса оперу «Ер-Таргын». Слушание отрыв­ков из оперы «Ер-Таргын».

5. Работа над характеристикой Ер-Таргына. Состав­ляется характеристика Таргына. Учащимся предлагает­ся выбрать в тексте слова, характеризующие батыра (сильный, отважный, добрый, справедливый, горячий пат­риот, скромный, умный). Далее предлагается беседа, по­могающая раскрыть образ народного богатыря:

- Какая самая яркая черта выделяется в описании Таргына?

Ученикам нетрудно будет ответить на этот вопрос -любовь к Родине, патриотизм.

- Почему Таргын «пристал» к воинам Акша-хана, ког­да они отправились на войну?

Прежде всего он думал о том, чтобы помочь своим соплеменникам изгнать с родной земли иноземцев. Пока богатырь был обычным гостем, не было нужды прояв­лять свою мощь и необычайную силу, но, когда речь идет о защите своей территории, скромность не нужна, следу­ет показать все, на что ты способен.

- С каким врагом должно было сражаться войско но-гаев? Найдите в тексте и прочитайте, как описывается сила франков.

Враги хорошо подготовлены к бою, сильны, умны и осторожны, они прекрасные воины, храбрые, умелые, орга­низованные, не уступают ногайскому войску и количественно.

Количество: «тысячи пеших и конных солдат...», «... и стало вытекать из ворот, словно струи дыма, бес­численное войско...».

Организованность: «враг был наготове...», «под бара­банную дробь развернулись в боевом порядке».

Храбрость: «враг начал пятиться, но не дрогнул, не побежал...», «враг нападал бесстрашно и стремительно, словно сокол на добычу».

- Почему Таргын не сразу вступил в бой, а все при­сматривался к врагу?

Таргын не только необычайно силен, но и умен. Он оце­нил противника по достоинству и понял, что одной силой его не возьмешь: нужен хитрый маневр, нужно найти сла­бое место в обороне врага - и он его нашел. Таргын решил стремительным натиском пробиться во вражескую кре­пость, разгромить ее и тем самым ослабить тыл франков.

- Найдите в тексте и прочитайте описание боевой одежды батыра. Сравните с описанием снаряжения рус­ских былинных богатырей. Что общего в их облачении?

- Как вы думаете, почему так красочно описываются боевая одежда богатыря, его конь?

Герой - богатырь, он самый сильный, самый смелый, один одерживает победы над многочисленным врагом, принимает на себя основной удар, поэтому одежда должна надежно за­щищать его. Кроме того, одежда подчеркивает исключитель­ность, необыкновенную силу богатыря, выделяет его среди остальных воинов. Конь тоже должен быть под стать своему хозяину - ведь от коня очень часто зависит исход битвы.

- Как смелый прорыв Таргына подействовал на но­гайских воинов? Найдите в тексте эти строчки и про­читайте. С чем сравнивается войско ногаев во время ата­ки крепости? Почему?

Пример Таргына воодушевил соплеменников. Они по­няли, что победа близка, сопротивление врага можно сло­мить, только нужно быть твердым до конца, упорно и смело идти к намеченной цели. За Таргыном поскакал сначала один воин, затем второй, потом примкнули все остальные. Натиск ногайских воинов сравнивается с бурной струей, которая, вырвавшись на волю, стремительно несется вперед, сметая на своем пути все преграды. Как невозможно остановить, повернуть вспять бурное течение, так невозможно заставить отступить, дрогнуть Таргына и его воинов.

- Как Ер-Таргын управлял своим улусом, когда стал военачальником? Каких помощников себе подобрал? Опи­шите силу, благородство этих батыров.

- Как вы понимаете выражение «обиженные стали стекаться в улус потоком»? Почему обездоленные стре­мились попасть в улус Таргына?

- Найдите в тексте словосочетания «тяжелое войско», «кровавая битва», «закованная в серое железо» рать. Как вы понимаете эти выражения?

6. Работа над понятием «метафора».

Метафора «тяжелое войско» создает образное пред­ставление об огромной армии, вооруженной до зубов, отягощенной обозами, скотом, а потому неповоротливой; о воинах, одетых в кольчуги, с саблями, дубинками, копьями; о конях, закованных в латы, из-под которых вид­неются лишь копыта.

Метафора «кровавая битва» придает картине жесто­кого боя исключительную выразительность: это бойня, в которой почти невозможно уцелеть, стоны раненых, бо­евой клич воинов, ржанье лошадей - все смешалось; жи­вые, искалеченные, убитые, сабли, копья, кони - все за­лито кровью, все одного цвета - красного.

Использование метафоры «закованная в серое желе­зо» (рать) подчеркивает сходство вражеских воинов, с го­ловы до ног замурованных в тяжелую броню, с однооб­разной серой массой, железной стеной, которую, кажется, невозможно пробить. Это дисциплинированная, отлично экипированная, прекрасно организованная армия, не при­выкшая отступать.

7. Задания творческого характера. В ходе работы над произведением можно предложить учащимся задания творческого характера.

I. По отдельным словам и словосочетаниям восстано­вить эпизод из эпоса «Ер-Таргын», добавить к описанию картины новые детали:

1) дозор, захватчики, горы;

2) башни, бойницы, осадные лестницы, горящая смола;

3) открытая схватка, пояса на шеях, пощада;

4) сорок батыров, благо народа, порядок в улусе.

II. Назвать два-три предмета, по которым сразу мож­но узнать Ер-Таргына, например: круглый, как полная луна, шлем с перьями филина, копье длиною в шесть кулашей, меч длиною в семь карысов.

8. Задание на дом.

Определить правильную последовательность пунктов плана, составить подробный пересказ текста по одному из разделов плана.

План.

1. Вынужденный побег. (2)

2. Кровавая битва. (6)

3. Сын мергена Таргын. (1)

4. Поход. (3)

5. Осада крепости. (4)

6. Поражение франков. (7)

7. Первый бой Таргына. (5)

8. Ер-Таргын - военачальник улуса. (8)












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок литературного чтения на тему: Казахский героический эпос. «Ер-Таргын»

Автор: Сандибекова Лира Табынбаевна

Дата: 07.01.2017

Номер свидетельства: 376156


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства