Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения на тему: Казахский героический эпос. «Ер-Таргын»»
Тема: Казахский героический эпос. «Ер-Таргын»
Цель: 1) познавательная: дать представление о казахском героическом эпосе; его герое Ер-Таргыне; 2) воспитательная: воспитание гражданских качеств личности на материале героического эпоса.
Ход урока
1. Постановка учебной задачи урока: Что такое героический эпос? Кто главный герой эпоса?
2. Слово учителя. Казахский эпос вобрал в себя бесценный опыт многих поколений жителей степи. Произведения народного эпоса повествуют о борьбе с несправедливостью, насилием, о возвышенной любви, дают картину сложных взаимоотношений внутри племен. Многие события эпоса связаны с сопротивлением казахского народа чужеземным захватчикам. Произведения, повествующие о борьбе за свободу родной земли, относятся к героическому эпосу. Это «Алпамыс», «Кобланды-батыр», «Ер-Таргын» и др. Возникновение героического эпоса исследователи возводят к эпохе Золотой Орды (конец XIV - нач. XV вв.).
Главной темой произведений героического эпоса является отражение батырами внешних вторжений, а основной идеей - прославление воинских подвигов батыров, совершаемых ради освобождения Родины от иноземных захватчиков.
При этом следует помнить о том, что поэмы героического эпоса опосредованно отражают реальные исторические события и личности, повествуя лишь о том, что сохранилось в памяти народа. Происходившие в разное время эпизоды героической борьбы народа за свою независимость постепенно приписывались одному батыру, наиболее прославившемуся своей доблестью и отвагой.
Отличительным признаком поэм героического эпоса является тот факт, что основная идейная направленность определяет сюжетную канву и эмоциональный настрой всего произведения. В центре повествования находится герой - богатырь, вокруг него разворачиваются события. Богатырь постоянно преодолевает неимоверные трудности, часто оказывается на краю гибели, но всегда выходит победителем. Он - идеал героизма и патриотизма, олицетворение «духа народной эпопеи», о которой говорит В. Г. Белинский в «Статье о народной поэзии».
Еще один отличительный признак поэм героического эпоса заключается в том, что все они названы именами батыров, о которых повествуют.
Казахский народ вел многовековую борьбу за сохранение национального единства и территориальной целостности. В эти тревожные времена на защите границ родины находились лучшие сыны своего народа - батыры, ярким представителем которых являлся и Ер-Таргын.
События, описанные в эпической поэме «Ер-Таргын», относятся к XV веку.
Ер-Таргын представлен как богатырь, заступник народа, защитник родины. Он сын престарелых родителей. Сам факт рождения ребенка у стариков, долгое время остававшихся бездетными, указывает на заинтересованность в судьбе героя сил высшего порядка, на его «чудесное» происхождение. Юноша необычайно силен: он мог скрутить, как ягненка, огромного волка. Огромной физической силе Таргына соответствует его выдержка: спокойствием он «мог усмирить свирепого дракона». У доброго и справедливого Таргына было отзывчивое сердце, он был защитником слабых и обиженных. Но самое яркое в изображении батыра - любовь к Родине: он охранял самые трудные и опасные участки на границе, впоследствии добровольно отправился на войну с захватчиками и своей храбростью, мощью обеспечил победу. В описании внешности, характера, силы, патриотических чувств Таргына воплотилась мечта народа о богатыре -защитнике, поэтому с целью усиления идеализации героя в его изображении, особенно в эпизоде боя с франками, щедро используются сказочные элементы, гиперболы («мог скрутить, как ягненка, огромного волка, а спокойствием усмирить свирепого дракона», «копье длиною в шесть кулашей», «меч длиною в семь карысов», палицей разбил «вдребезги каменные засовы ворот»). Такие гиперболические выражения, употребляемые с целью усиления художественного впечатления, характерны и для описания русских былинных богатырей - Ильи Муромца, Добрыни Никитича и др. Полезно предложить учащимся назвать былины, в которых действуют эти богатыри, и вспомнить используемые в них образные выражения, преувеличивающие какое-либо действие, предмет или явление, т.е. гиперболы.
3. Словарная работа. Учащимся необходимо объяснить значение слов «ногай», «ногайские земли», «ногайское войско»: ногаями назывались в те древние времена предки казахов - Таргын защищал свою родную землю от иноземных захватчиков, которые «столько лет восседали на шее народа, не давая ему распрямиться».
А. Дополнительный материал. Образ богатыря заинтересовал композитора Е. Г. Брусиловского, написавшего по мотивам эпоса оперу «Ер-Таргын». Слушание отрывков из оперы «Ер-Таргын».
5. Работа над характеристикой Ер-Таргына. Составляется характеристика Таргына. Учащимся предлагается выбрать в тексте слова, характеризующие батыра (сильный, отважный, добрый, справедливый, горячий патриот, скромный, умный). Далее предлагается беседа, помогающая раскрыть образ народного богатыря:
- Какая самая яркая черта выделяется в описании Таргына?
Ученикам нетрудно будет ответить на этот вопрос -любовь к Родине, патриотизм.
- Почему Таргын «пристал» к воинам Акша-хана, когда они отправились на войну?
Прежде всего он думал о том, чтобы помочь своим соплеменникам изгнать с родной земли иноземцев. Пока богатырь был обычным гостем, не было нужды проявлять свою мощь и необычайную силу, но, когда речь идет о защите своей территории, скромность не нужна, следует показать все, на что ты способен.
- С каким врагом должно было сражаться войско но-гаев? Найдите в тексте и прочитайте, как описывается сила франков.
Враги хорошо подготовлены к бою, сильны, умны и осторожны, они прекрасные воины, храбрые, умелые, организованные, не уступают ногайскому войску и количественно.
Количество: «тысячи пеших и конных солдат...», «... и стало вытекать из ворот, словно струи дыма, бесчисленное войско...».
Организованность: «враг был наготове...», «под барабанную дробь развернулись в боевом порядке».
Храбрость: «враг начал пятиться, но не дрогнул, не побежал...», «враг нападал бесстрашно и стремительно, словно сокол на добычу».
- Почему Таргын не сразу вступил в бой, а все присматривался к врагу?
Таргын не только необычайно силен, но и умен. Он оценил противника по достоинству и понял, что одной силой его не возьмешь: нужен хитрый маневр, нужно найти слабое место в обороне врага - и он его нашел. Таргын решил стремительным натиском пробиться во вражескую крепость, разгромить ее и тем самым ослабить тыл франков.
- Найдите в тексте и прочитайте описание боевой одежды батыра. Сравните с описанием снаряжения русских былинных богатырей. Что общего в их облачении?
- Как вы думаете, почему так красочно описываются боевая одежда богатыря, его конь?
Герой - богатырь, он самый сильный, самый смелый, один одерживает победы над многочисленным врагом, принимает на себя основной удар, поэтому одежда должна надежно защищать его. Кроме того, одежда подчеркивает исключительность, необыкновенную силу богатыря, выделяет его среди остальных воинов. Конь тоже должен быть под стать своему хозяину - ведь от коня очень часто зависит исход битвы.
- Как смелый прорыв Таргына подействовал на ногайских воинов? Найдите в тексте эти строчки и прочитайте. С чем сравнивается войско ногаев во время атаки крепости? Почему?
Пример Таргына воодушевил соплеменников. Они поняли, что победа близка, сопротивление врага можно сломить, только нужно быть твердым до конца, упорно и смело идти к намеченной цели. За Таргыном поскакал сначала один воин, затем второй, потом примкнули все остальные. Натиск ногайских воинов сравнивается с бурной струей, которая, вырвавшись на волю, стремительно несется вперед, сметая на своем пути все преграды. Как невозможно остановить, повернуть вспять бурное течение, так невозможно заставить отступить, дрогнуть Таргына и его воинов.
- Как Ер-Таргын управлял своим улусом, когда стал военачальником? Каких помощников себе подобрал? Опишите силу, благородство этих батыров.
- Как вы понимаете выражение «обиженные стали стекаться в улус потоком»? Почему обездоленные стремились попасть в улус Таргына?
- Найдите в тексте словосочетания «тяжелое войско», «кровавая битва», «закованная в серое железо» рать. Как вы понимаете эти выражения?
6. Работа над понятием «метафора».
Метафора «тяжелое войско» создает образное представление об огромной армии, вооруженной до зубов, отягощенной обозами, скотом, а потому неповоротливой; о воинах, одетых в кольчуги, с саблями, дубинками, копьями; о конях, закованных в латы, из-под которых виднеются лишь копыта.
Метафора «кровавая битва» придает картине жестокого боя исключительную выразительность: это бойня, в которой почти невозможно уцелеть, стоны раненых, боевой клич воинов, ржанье лошадей - все смешалось; живые, искалеченные, убитые, сабли, копья, кони - все залито кровью, все одного цвета - красного.
Использование метафоры «закованная в серое железо» (рать) подчеркивает сходство вражеских воинов, с головы до ног замурованных в тяжелую броню, с однообразной серой массой, железной стеной, которую, кажется, невозможно пробить. Это дисциплинированная, отлично экипированная, прекрасно организованная армия, не привыкшая отступать.
7. Задания творческого характера. В ходе работы над произведением можно предложить учащимся задания творческого характера.
I. По отдельным словам и словосочетаниям восстановить эпизод из эпоса «Ер-Таргын», добавить к описанию картины новые детали:
II. Назвать два-три предмета, по которым сразу можно узнать Ер-Таргына, например: круглый, как полная луна, шлем с перьями филина, копье длиною в шесть кулашей, меч длиною в семь карысов.
8. Задание на дом.
Определить правильную последовательность пунктов плана, составить подробный пересказ текста по одному из разделов плана.