3. Прививать любовь к литературе, чтению,; дорожить народными преданиями, уметь сопереживать и сочувствовать людям.
Ход урока
Организационно-мотивационный момент.
- Ребята, приложите руку к сердцу. Что вы чувствуете?
Наши сердца бьются. Иногда говорят человеку: « У тебя доброе сердце. Ты щедрый человек». Про каких людей так говорят?
Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, дарить другим людям щедрость своей души. Сердце - наш советник, а иногда и приказчик. Когда вы спокойны - оно бьется ровно, когда вы сердитесь -учащенно, и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, успокойся, не злись. «Прости»,- просит оно.
Ребята, умеете ли вы быть добрыми и щедрыми? Как вы выражаете свою доброту и щедрость?
Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с таким жанром, как притча - это небольшой рассказ, который содержит поучение. Автор притчи - казахский просветитель ЫбрайАлтынсарин.
Актуализация знаний: вспомните, какие притчи вы уже читали в предыдущих классах (повторение притч Ы. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка», «Чистый родник», «Золотой орех»). Чему научили вас притчи Алтынсарина?
Слово о писателе, ученом.
ЫбрайАлтынсарин - великий просветитель казахского народа, педагог, сделавший многое для развития казахского образования.
Родился он 20 октября (1 ноября по новому стилю) 1841 года в Аракарагайской области Николаевского уезда Тургайской области. Рано лишившись отца, воспитывался в семье деда, известного бия БалгожиЖанбуршина. В 1850 году был определен в школу-интернат при Оренбургской пограничной комиссии. Окончил ее в 1857 году с золотой медалью. В 1860 году областное правление поручило ему открыть школу для казахских детей в городе Тургай, в которой он назначался учителем русского языка. В 1861 году он получил назначение на должность учителя Тургайской школы. С 1879 и до конца жизни - инспектор казахских школ в Тургайской области. Умер 17 июля (29 июля) 1889 года.
Ы. Алтынсарин - автор учебного пособия «Киргизская хрестоматия», которая представляет собой книгу для чтения, куда и вошла притча «Щедрый человек».
Чтение и анализ притчи.
Как вы понимаете название?
Объясните значение слова щедрый, подберите синонимы.
Какой вопрос был задан Атымтаю Щедрому, богатому человеку?
Прочитаем каждый его ответ и прокомментируем его, порассуждаем, прав ли Атымбай.
О чем говорит первая притча? (О гордыне: если ты богат, это не значит свысока смотреть на людей, забывая, что рядом с тобой живут и бедные.)
О какой добродетели говорят вторая и третья притчи? (О трудолюбии: имея достаток, нельзя не трудиться.Третья притча развивает мысль о необходимости труда для человека.)
О чем говорит четвертая притча? (Праведности жизни: человек должен жить в соответствии с законами нравственности - тратить богатство не только на себя, но и делиться со всеми людьми, живущими рядом.)
Какие выводы можно сделать, прочитав притчи?
Богатый человек должен, в первую очередь, быть трудолюбивым человеком, который не просто умножает свое богатство, а думает о щедрости своей души, делясь своим богатством с народом. Он не должен хвалиться своим богатством, быть тщеславным, высокомерным.)
Прочитав притчу, мы узнали, что Атымтай именно такой человек - богатый, щедрый, чуткий, неравнодушный к бедам других людей.
Как бы ты распорядился своим богатством? Почему?
Какими чертами характера, кроме щедрости, должен обладать каждый человек, чтобы быть счастливым?
Творческая работа: рассказать, о знакомом человеке со Щедрой душой, описать его поступки.
Словарная работа:
Определение значения слов по толковому словарю учебника.
Ветхий - дряхлый, разрушающийся от старости.
Кров - укрытие, жилище, приют.
Лишения - нищета, недостаток.
Возомнить - составить высокое мнение о себе.
Чуждаться - избегать, сторониться людей.
Работа в тетради. Ответы на вопросы и тесты (см. электронный учебник).
Подведение итогов урока. Предметные результаты: знает содержание притчи, отвечает на вопросы; личностные: разделяет мнение автора о щедрости души человека; системно-деятельностные: понимает прочитанное, анализирует содержание и языковые особенности произведения, умеет работать с текстом - находить слова для пересказа притчи близко к тексту, пользуется приемами логического рассуждения.