2. | Мотивация (создание проблемной ситуации) Ребята, посмотрите внимательно на экран. Как вы думаете, с творчеством какого писателя мы с вами будет знакомиться сегодня на уроке? Что вы о нем знаете? После ответов учеников на доске закрепляется портрет Н.С. Лескова и записываются известные учащимся произведения писателя. Познакомимся с его биографией по материалам учебника и презентации. Как вы думаете, что заставило автора обратиться к написанию произведения под названием «Старый гений»? Записываем в рабочий лист слово гений и составим его «портрет». Какие ассоциации у вас возникают с этим словом? А у Лескова? Почему старый? Имеет ли значение возраст? Познакомимся с эпиграфом, взятым писателем к рассказу. Как вы понимаете смысл высказывания Ларошфуко? | Учащиеся смотрят отрывок из мультфильма «Левша». Называют автора произведения. Заполняют в рабочий лист факты из биографии. Называют ассоциации. Читают эпиграф, комментируют. |
4. | Изучение нового материала. (анализ художественного произведения) Мы с вами сегодня поговорим о содержании рассказа «Старый гений». Определив его проблематику, выясним, почему добрая старушка поехала в Петербург. Почему она, по вашему мнению, поверила великосветскому франту? Ответьте на вопрос, есть ли в наше время люди, которые поступают непорядочно? (Мы живем в сложное время, где, к сожалению, царят обман, ложь и несправедливость. Для наших дней свойственна фраза: «Деньги решают все»). Давайте вспомним пословицы, поговорки, высказывания, которые характеризуют этот эпизод («доверяй, но проверяй», «от добра добро не ищут», «добро изнанка зла»). Почему слово «хлопотать» Лесков закавычил? (Бедная старушка пройдет через «огонь и воду», прежде чем вернет собственные деньги). Хлопоты вначале были успешные: адвокат встретился милостивый, выиграл дело, но… Вам знакомо значение слова «адвокат»? (Адвокат-это лицо, которому поручается защита). Прочитайте выразительно по ролям диалог рассказчика и доброй старушки. (стр. 16-17) Почему рассказчик советует главной героине не докучать великосветскому франту? Свой ответ свяжите с современностью. (Я думаю, что такой человек может доставить массу неприятностей. В наше время много случаев, когда люди, имеющие могущественное родство, материально обеспечение, способны на все: на шантаж, могут лишить местожительства и даже убить.) | Сжато пересказывают сюжет рассказа. Отвечают на вопросы. Отбирают примеры пословиц и поговорок. Читают выразительно по ролям. Рассуждают, приводя доводы. Проводят параллель с современностью. Дают толкование слова. Учащиеся дают образец смыслового чтения. |
5. | Первичное закрепление восприятия текста. -Что ожидает старушку с высшими? Добьется она справедливости? -Послушаем аудиозапись 3 главы. -Оправдались ли наши ожидания? Что означает «сухая ложка рот дерёт» и «надо смазать»? -Будут ли успешны хлопоты старушки? Вернет ли она свои деньги? - Что значит: «В России невозможностей нет»? - Поверит ли старушка своему новому знакомому, обещавшему за 500 рублей решить ее дело? -Посмотрите на вопросы к 4 главе рассказа. 1) Оправдались ли наши ожидания? 2) Решается ли старушка на предложение дельца, имеющего «чин из четырнадцати овчин»? 3) Почему рассказчик помогает старушке? Верит ли он в то, что ей удастся вернуть деньги? 4) Что значит «пассажный» гений? (Пассаж- неожиданное происшествие, неожиданный поворот дела; странный случай). 5) Как вы думаете каким образом «пассажный гений» не постыдил ни веры, ни предчувствий доброй старушки? - Послушаем выборочное чтение 5 главы. Вопросы: 1)Оправдались ли наши ожидания? 2) Как заканчивается рассказ? 3) Имеет ли право считать себя гением человек, который уладил столь трудное дело? Почему? Сформулируем проблемы этого рассказа . В каких произведениях поднимаются проблемы , сходные с проблемами, затронутыми Лесковым? | Слушают аудиозапись. Отвечают на вопросы. Дают толкование слова. Слушают выборочное чтение учителя. Отвечают на вопросы. Записывают ответ в рабочий лист. |
6. | Физическая и психологическая разгрузка. - Ребята ,давайте немножко отдохнем и поговорим о нашем родном городе. Представьте, что мы оказались на экскурсии. Проходя Александровский мост, мы спускаемся к набережной и оказываемся в скверике, близ которого находится памятник Лескову-писателю. Давайте посидим на лавочке и немного передохнем. (Дети закрывают глаза, делают глубокий вдох и выдох). А теперь продолжим нашу работу. | Учащиеся выполняют физические упражнения. |
7. | Самостоятельная творческая работа с текстом рассказа (групповая работа- письменно) - Мы с вами познакомились с рассказом Н.С. Лескова «Старый гений». Напишите, пожалуйста, письмо -обращение к одному из героев рассказа. Подумайте ,о чем бы вы им хотели сказать, что вас взволновало. Первая группа- письмо великосветскому франту, вторая - письмо старушке, третья - письмо рассказчику. -Давайте вспомним с вами все, о чем говорили в начале урока. Обратимся к эпиграфу, толкованию слова «гений» и словосочетанию «старый гений». Каков же он гений Лескова? Какие нравственные проблемы поднимает автор в своем рассказе? - Прошло более века после написания этого произведения. Вопрос: что же изменилось в России с тех пор? Как вы думаете ,почему русский человек в произведениях Лескова самобытен? Отрадно, что в его книгах на помощь к «маленькому человеку» приходят такие же простые (чиновник низшего класса), но честные и порядочные люди, как «гений Иван Иванович». В существование таких людей верил писатель, с ними связывал надежды на возрождение России. В центре внимания писателя-гуманиста был обычный человек, немного чудоковатый, но всегда искренний, с удивительной русской душой. Учитель с классом составляет синквейн (пятистопный стих, представляющий собой синтез информации на уроке). | Выполняют письменную работу в группах. Представляют письмо-обращение. Обсуждают содержание писем. Делают выводы. Составляют синквейн. |
8. | Подведение итогов урока (рефлексия). Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Какое задание вам показалось самым интересным ? Над чем еще нужно поработать? Учащиеся класса называют наиболее активно работающих в группах одноклассников. Этим учащимся выставляется оценка после проверки их рабочего листа (поурочный балл). | Учащиеся самостоятельно обобщают материал по теме урока, обмениваются мнениями о новой информации, делают взаимооценку работы на уроке. |
9. | Домашнее задание. Базовый уровень: стр. 26 учебника :вопросы и задания к тексту; подготовить пересказ одного из эпизодов рассказа, определив его проблематику. Повышенный уровень: подготовить письменное рассуждение на тему: «Кто виноват в страданиях героини?» Прочитать рассказ Л.Н.Толстого «После бала». | Учащиеся записывают в дневники задания, проверяют рабочий лист, сдают на проверку. |