kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 9 классе. Тема: Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Подведение итога по лирике А.С.Пушкина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе. Тема: Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».»

       Урок литературы в 9 классе.

Тема: Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Цель: Подведение итога по лирике А.С.Пушкина

Планируемые результаты

Предметные : знать, как понимал Пушкин природу поэтического вдохновения, высокое назначение поэта, учиться анализу поэтического текста, развивать творческое воображение и мышление.

Метапредметные УУД

Регулятивные: уметь определять цели урока, планировать свою деятельность, работать по плану, оценивать результаты своей деятельности на уроке.

Познавательные: находить необходимый материал в учебнике, производить наблюдения и анализ стихотворений, делать выводы и обобщения.

Коммуникативные: выразительно читать, участвовать в диалоге, создавать краткие монологические высказывания.

Личностные: воспитывать интерес к  поэтическому  творчеству 

Оборудование: текст стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Опережающее домашнее задание: выучить стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

                                                        Ход урока                                                                           

      I. Орг.  момент.

      II. Актуализация знаний

Мы завершаем с вами разговор о лирике А. С. Пушкина.

О каких темах в лирике мы уже говорили? (темы дружбы, любви, вольнолюбивой лирике, тема поэта и поэзии)

     II. Анализ стихотворения.

-Главным предметом нашего разговора станет одно из последних стихотворений «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». На прошлом уроке мы с вами его прочли, какие аналогии у вас возникли при прочтении?  Аналогия с  державинским стихотворением «Памятник».   

Чем отличается стихотворение Пушкина?

 - Вспомним, в чем видел Державин свою заслугу как поэт? «...Что первым я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге. // И истину царям с улыбкой говорить».

  1. Чтение стихотворения учителем и наизусть учениками (3-4 ученика)

 

 - О чем это стихотворение? Каков сюжет?  

  2. Словарная работа. 

- Дома вы должны были выписать слова, значение которых вам непонятно.

(Записываются слова на доске, и определяется их значение).

а) Александрийский столп – 1. Александрийская колонна на площади перед Зимним  дворцом в Петербурге в честь Александра I за победу в войне с Наполеоном. 2. Маяк Фарос Александрийский – чудо света, гордость Александра Македонского.

 б) пиит – поэт.

в) «всяк сущий» - существующий.

г) тунгус – народность Восточной Сибири.

д) муза – богиня поэзии, вдохновение.

  3. Работа со стихотворным текстом (чтение первой строфы).

- Начинается стихотворение со слов «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Что значит «нерукотворный»?

- Какие ассоциации возникают при слове «нерукотворный»?  Спас нерукотворный – это икона, образное выражение Христа, которое  появилось не из-под кисти художника, а чудесным образом: Христос вытер лицо полотном,  и на этом полотне  отпечатался лик Христа. То есть явление не подвластное человеку.

- Какое ещё значение несет эпитет «нерукотворный»? Священный, возвышенный.

- Этот памятник возносится выше Александрийского столпа. Что утверждает поэт, сопоставляя свой памятник с Александрийским столпом? Памятник, возведенный поэтом значимее;  то, что создано руками – разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно.

Чтение 2 строфы.

- Где будет жить душа поэта после смерти? В поэзии.

- К кому обращена поэзия Пушкина? «…доколь в подлунном мире…» – ко всему подлунному миру, т.е. ко всему человечеству.

- Сколько времени отмерено поэзии у Пушкина? Пока «жив будет хоть один пиит», пока людям будет нужна поэзия.

- Может ли так случиться, что люди перестанут нуждаться в поэзии? Что выражает лирика? Чувства, эмоции, переживания – это все выражается в лирике. Каждый человек обладает этими качествами.

Чтение 3 строфы.

- Почему Пушкин употребил старинное название «Русь», а не Россия, «язык», а не народ? Россия – определенное государство с границами, понятие «Русь» значительно  шире, поэзия – достояние всего человечества, а не конкретного народа. Финны, калмыки – разные  народы, у них разный уклад жизни, но ведь в каждом человеке живет поэт.

Чтение 4 строфы.

- Вспомним, в чем видел заслугу поэта Державин? «… истину царям с улыбкой говорить».

 - В чем Пушкин видит предназначение поэта? Чувства добрые лирой пробуждать. Не рассказывать людям того, чего они не знают, не нести готовые, пусть даже нужные знания, а именно пробуждатьПоказать, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а это подвластно только искусству.

- Каково назначение поэзии? Помогать человеку стать человеком с большой буквы.

Чтобы выполнить это высокое предназначение, поэт должен пройти по пути героического служения. Об этом пятая строфа.

Чтение 5 строфы

  - «Веленью Божию, о муза будь послушна». Как вы понимаете значение этих слов? Подчинятся вдохновению, а не в  угоду кому-то.

 - Каким должен быть поэт? Отважным – «обиды не страшась»; бескорыстным – «не требуя венца»; равнодушным к похвале и клевете – «хвалу и клевету приемли равнодушно»,

     VI. Работа со средствами художественной выразительности.

 - Такое полное понимание поэтического произведения  дают нам и средства художественной выразительности.  Какие средства художественной выразительности встречаются в стихотворении? Какую роль они играют?   

  Эпитеты: «нерукотворный»  - это слово отправляет нас к христианству, но рядом стоит эпитет «непокорный» – тоже христианское понятие? Как расценивать такое соседство?  антитеза. «Душа переживет» – олицетворение, «чувства добрые»  –   « жестокий век» – эпитеты и антитеза.

     VII. Итог.

- Подведем небольшой итог. Проведя, буквально, построчный анализ, мы попытались выяснить, что же является главным в стихотворении? Поэт ищет ответ на вопрос: «В чем предназначение поэта?»

Пушкин считал, что поэтический талант – это божий дар, поэт – творец, несущий людям высшее звание  и высшие чувства: все остальное – суета и глупость. Только тогда человек личность, когда он выбирает свой путь в соответствии с предназначением. Поэзия  - бескорыстное служение людям.

    VIII. Рефлексия. Синквейн.

Поэт

Справедливый, бескорыстный

Осуждает, предсказывает, переживает

Поэт говорит устами бога

Пророк

Домашнее задание. Письменный анализ стихотворения.

 

Комментирование оценок за урок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Лаврентьева Марина Михайловна

Дата: 15.07.2025

Номер свидетельства: 672715


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства