kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 8 классе по теме: «Образ Хлестакова в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

- повторить изученный материал, дать характеристику Хлестакову, научить конструировать денотатный граф главного героя произведения;

- развивать логическое и критическое мышление и речь учащихся;

- воспитать внимательного читателя,  любовь к литературе, формировать читательский вкус к чтению произведений Н.В. Гоголя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе по теме: «Образ Хлестакова в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»»

Открытый урок

по литературе в 8 классе

« Образ Хлестакова в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»






















Открытый урок по литературе в 8 классе «Образ Хлестакова в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Цели урока:

- повторить изученный материал, дать характеристику Хлестакову, научить конструировать денотатный граф главного героя произведения;

- развивать логическое и критическое мышление и речь учащихся;

- воспитать внимательного читателя, любовь к литературе, формировать читательский вкус к чтению произведений Н.В. Гоголя.

Тип урока: урок-закрепление

Ход урока.

1.Организационный момент. (настрой на урок)


2. Целевая установка. Определение цели урока.

Обратимся к эпиграфу урока (читает ученик). СЛАЙД№1

Происходит странная вещь.

Фитюлька, спичка, мальчишка

Хлестаков силою страха и

благоговения к нему вырастает

в персону, становится сановником,

становится тем, кого в нём видят.

Г.А. Гуковский, в кн.: “Реализм Гоголя”.



- Как вы понимаете эпиграф?

- О ком говорится в нем?

- На что указывает обычно эпиграф произведения, сочинения. (На основную тему)

- Значит, какая тема сегодняшнего урока? О чём будем говорить? СЛАЙД№2

- Какие цели мы поставим перед собой?

- Что мы должны повторять, чему научиться? Используйте в ответе опорные слова: УЗНАТЬ, УМЕТЬ, НАУЧИТЬСЯ.

СЛАЙД№3

- Да, это наши главные цели урока.
3. Актуализация знаний

В повседневной жизни мы окружены людьми. Десятки, может быть, сотни лиц за день, начиная с собственного отражения в зеркале по утрам. О чём говорят эти лица? Большинство из них наша память стирает даже раньше, нежели они исчезнут из поля зрения, некоторые задерживают внимание, возбуждают любопытство, приязнь или, напротив, антипатию – в зависимости от нашего характера, темперамента, настроения минуты.

Вот, например, по данным признакам узнайте героев комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”.

1. Издаёт при разговоре звук, похожий на букву “и” и несколько на “е”. По-русски не знает ни слова и считает, что если человеку суждено выздороветь, то он и так выздоровеет, а если умереть, то и так умрёт.СЛАЙДЫ№4,5 (Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь.)

2. Считает, что жить на деревне лучше, так как там публичности и заботности меньше. А в Питере жизнь тонкая и политичная. Купцы его называют “почтенный”, а он сам себя считает простым человеком.СЛАЙДЫ№6,7 (Осип, слуга Хлестакова.)

3. Толстый, неповоротливый человек, но при всём том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив. О себе говорит, что “не жалеет ничего и ревностно исполняет службу”.СЛАЙДЫ№8,9 (Артемий Филиппович Земляника.)

4. Считает, что нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов, так как это уже так самим Богом устроено. Поэтому он сам с удовольствием берёт и даёт взятки. СЛАЙДЫ№10,11(Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.)

5. Этот герой говорит: “Не приведи Бог служить по учебной части! Всего боишься: всякий мешает, всякому хочется показать, что он тоже умный человек”.СЛАЙДЫ№12,13 (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.)

Я думаю, что вы убедились: по деталям портрета, особенностям речи, по некоторым поступкам легко узнать человека, его невозможно спутать с другим в силу индивидуальности и неповторимости. СЛАЙДЫ№14

А сегодня на уроке я предлагаю вам поговорить о главном герое комедии Николая Васильевича Гоголя “Ревизор” Иване Александровиче Хлестакове, вникнуть в его суть, выявить положительные и отрицательные стороны его и попытаться объяснить причину странного превращения фитюльки, спички, мальчишки в сановника, в генеральскую персону. В этом нам поможет бессмертный текст комедии. А к концу урока мы должны составить таблицу-портрет Ивана Александровича Хлестакова. Для этого используем на уроке графический прием «денотатный граф». СЛАЙД№15



Денотатный граф [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Граф – графический – не титул (барон, граф)

СЛАЙД№16

Итак, знакомьтесь: “Иван Александрович Хлестаков из Петербурга”!

4. Объяснение нового материала.

1. Первым полную характеристику Ивану Александровичу Хлестакову даёт его слуга Осип. Кто, как ни слуга, знает о барине всё. Поэтому ему и слово. Давайте внимательно прочитаем монолог Осипа.СЛАЙД№17( СТР. 283-284Д. II, явл. 1), отметьте положительное и отрицательное в Хлестакове.

- О каких положительных и отрицательных свойствах Хлестакова говорит Осип?

(“+”: “каждый день доставай билеты в кеятр”;   “-”: “профинтил денежки, сидит и хвост подвернул, не горячится; кутит на батюшкины деньги; продаёт всё до последней рубашки; делом не занимается; гуляет по прешпекту”, в картишки играет; не платит в трактире). (Эти признаки записываются на доске двумя учениками в две колонки).

- Можем мы назвать Хлестакова положительным героем?

Это был Хлестаков, представленный слугой Осипом.

- А как раскрывается характер Хлестакова в его поведении, речи, жестах, мимике в трактире?

- Чтобы ответить на этот вопрос, проследим за точностью, логичностью, выразительностью речи Хлестакова. Вспомните монолог Хлестакова, каким мы его видим вы трактире (находят положительное и отрицательное в поведении Хлестакова). СЛАЙД№18


- Какие “+” и “ - ” Хлестакова нашли отражение в этой работе?

(“+”: молодой человек лет 23-24, одет по моде; “-”: труслив, высокомерен, нагл, груб со слугой).

4. Гимном Хлестакову, на мой взгляд, звучит Д. IV, явл. 3-7, где герой, войдя в роль генерал-губернатора, берёт взятки, или, как он говорит, взаймы.

Вспомним этот отрывок (пересказ) и попробуем найти не только плохое, но и хорошее в Хлестакове. СЛАЙД№19

- Какие положительные и отрицательные стороны героя проявляются в этой сцене?

(“+”: Хлестаков понял сущность всех чиновников; “-”: берёт взаймы, заведомо зная, что никогда не отдаст, т.е. берёт взятки).

5. Портрет Хлестакова был бы не полным, если бы мы не рассказали о его отношении к женщине. Где вы узнали о его отношении к Анне Андреевне и Марье Антоновне? (в письме) СЛАЙД №20

Чтение письма на стр.347

- Какие качества Хлестакова открыли вы для себя?

(“+”: нравится женщинам; “-”: волочится и за Анной Андреевной и за Марьей Антоновной; цинично, несерьёзно относится к женщинам).

5. Обобщение. Выводы урока.

В результате нашей работы на уроке мы сконструировали денотатный граф понятия “Хлестаков”, т.е. составили по ключевым словам словесный портрет, “паспорт” этого героя. СЛАЙД№21

Денотатный граф Хлестаков И.А.

Положительное.

Отрицательное

    1. “каждый день доставай билеты в кеятр”;

    2. молодой человек лет 23-24;

    3. одет по моде;

    4. знаком с русской и зарубежной литературой;

    5. умеет увлечь слушателей;

    6. нравится женщинам;

    7. разбирается в людях.

    1. “профинтил денежки”;

    2. “сидит и хвост подвернул, не горячится”;

    3. “кутит на батюшкины деньги”;

    4. “продаёт всё до последней рубашки”;

    5. “делом не занимается”;

    6. “гуляет по прешпекту”;

    7. не платит в трактире;

    8. труслив;

    9. высокомерен, нагл, груб со слугой;

    10. преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и   службе в столице;

    11. придумывает небылицы;

    12. берёт взятки;

    13. волочится за Анной Андреевной и Марьей Антоновной, несерьёзно относится к женщинам;

    14. ленив.


- Может ли человек, обладая таким набором “+” и “ - ”, быть генерал-губернатором, сановником, ревизором? (Нет!)

- А почему его принимают за ревизора? СЛАЙД№22

-Обратимся к эпиграфу урока

Надо сказать, что критики, читатели и зрители Хлестакова толковали по-разному. Мы же отнеслись к Хлестакову без категоричного осуждения. Какого Хлестакова мы увидели?

В нем есть и положительные, и отрицательные качества. Это отмечают и литературные критики. Но отрицательных качеств больше, поэтому он не является примером для подражания

6. Рефлексия

– Что вы взяли на уроке нового СЛАЙД№23

7. Домашнее задание: СЛАЙД№ 24( написать сочинение на тему: “Иван Александрович Хлестаков – чиновник из Петербурга”, в котором, используя денотатный граф, вы не только расскажите о Хлестакове, но и выскажете своё отношение к герою.)


8. Оценивание

СЛАЙД№25






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок литературы в 8 классе по теме: «Образ Хлестакова в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Автор: Кадиева Руманият Зубайруевна

Дата: 27.05.2024

Номер свидетельства: 651529

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Разработка урока литературы"
    ["seo_title"] => string(28) "razrabotka_uroka_litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "391381"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487000490"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "итоговый тест по литературе 8 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "itoghovyi-tiest-po-litieraturie-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "106362"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1403001755"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Экзаменационные билеты по литературе 8 класс (по программе Т.Ф.Курдюмовой) "
    ["seo_title"] => string(81) "ekzamienatsionnyie-biliety-po-litieraturie-8-klass-po-proghrammie-t-f-kurdiumovoi"
    ["file_id"] => string(6) "203329"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429458838"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства