kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 7 классе по произведению И.С.Тургенева «Бирюк».

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Понять содержание рассказа, постигнуть авторскую мысль, идею рассказа, посмотреть, как соотносится содержание рассказа с убеждениями автора;
  2. Продолжать учиться анализировать эпизоды текста, делать выводы из своих наблюдений;
  3. Продолжать развивать речь, учиться строить свои высказывания.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе по произведению И.С.Тургенева «Бирюк».»


Гимназия № 19

Барон Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы.

Урок литературы в 7 классе по произведению И.С.Тургенева «Бирюк».

Мастерство в изображении жизни народа, сочувственное отношение к бесправным, обездоленным.




Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел.

Враг этот был – крепостное право.(И.С.Тургенев)



Рассказ называется «Бирюк»! Что такое бирюк. Кого в деревне называли бирюком?

(У Даля- волк-одиночка, а в качестве прозвища- угрюмый, необщительный человек).


Рассказ начинается с описания леса и надвигающейся грозы. Следует выяснить , какое значение имеет пейзаж в структуре повествования и в создании образа главного героя.

- Найти и прочитать описание грозы

Пейзажные зарисовки не только фон, на котором происходит действие. Они помогают раскрыть переживания героев , отследить их настроения, чувства , выявить авторскую позицию.

(гроза надвигалась, огромная туча поднималась, сверкнула молния , гроза разразилась)

-тревога, беспокойство.

Картины природы подготавливают знакомство читателя с главным героем рассказа.

При каких обязательствах рассказчик встречается с лесником? Какие черты характера раскрывают поведение Бирюка в грозовую ночь?


Бирюк появляется неожиданно «при блике молний» , автор сразу отмечает его высокую фигуру и звучный голос.

Поведение героя в эту ночь раскрывает ряд ведущих черт его характера: внутреннюю силу, спокойствие, сдержанность (промолвил спокойным голосом)


Каковы условия жизни Бирюка? (описание избы)

« Я посмотрел кругом – сердце во мне заныло : не весело войти ночью в мужицкую избу».

Описание обстановки избы , «закоптелой, низкой и пустой» , говорит о бедности и убожестве. Но среди этого печального и безотрадного существования теплится жизнь двух маленьких детей героя. В доме нет даже чая, сахара. Безрадостная картина настраивает на искреннюю жалость по отношению к Бирюку.


Найдите художественный портрет героя, в нем выражены индивидуальные черты : высокий рост, могучие мышцы, черная курчавая борода, суровое мужественное лицо,. Лесник- это «гроза» мужиков.


Почему героя зовут Бирюком? Чем вызван его суровый и нелюдимый характер?

Какого отношение к Бирюку крепостных мужиков?


Ответ на 1ый вопрос: Что сделало лесника Фому таким? Вероятно, одиночество, оторванность от людей, его должность, заставляющая подозревать в каждом встречном нарушителя; а еще горе, которое, видимо, гнетет лесника, покинутого женой.


Ответ на 2ой вопрос: Высказывание мужиков о Бирюкове :

-«Вязанки хвороста не даст утащить»

-«Нагрянет, как снег на голову»

-«Силен и ловок, как бес»

-«Ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами, ни на какую приманку не идет».

Почему Фома так беспощаден к порубщикам? Как понимать его слова «Должность свою справляю» ?

-Может, это угодливое стремление заслужить милость барина, лес которого он охраняет?

-Может быть, рабская преданность своему барину?

Нет. Это непреклонная честность, привычка добросовестно выполнять свой долг, исполнять взятые на себя обязанности. Несильно балует его барин за труд, об этом свидетельствует весь образ жизни лесника. Просто по-другому Фома не умеет. Безжалостный по долгу службы, он охраняет лес хозяина наподобие солдата.

Зачитаем центральный эпизод- столкновение Бирюка с мужичком-вором. Вглядимся в этого мужичка. Мы видим черты нищего крестьянина, изможденного барщиной, полуголодным существованием. «При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие брови, беспокойные глаза.»

Как мужик объясняет свое поведение?

- С голодухи, детки малые, нужда.

Рассмотрим сцену диалога между мужичком и лесником.

Тургенев показывает, как меняется внутреннее состояние крестьянина. Сначала мужик молчит, затем «голосом глухим и разбитым» , обращаясь к леснику по имени – отчеству, просит отпустить, молит. Но когда чаша терпения переполнена, мужик « внезапно выпрямился, глаза загорелись, краска выступила на лице», голос стал свирепым, вместо обрывистых фраз зазвучали ясные, грозные слова. Человек потерял всякую надежду, его переполняет отчаяние. Все это приводит к протесту мужичка. На кого направлен этот протест? Здесь в рассказе на лесника, но мы понимаем, что этот протест против помещиков, против несправедливого строя жизни.

Рассмотрим образ Бирюка.

Он человек трагический, раздираемый противоречием. С одной стороны, это человек честный, суровый, служит долгу, охраняет лес. И в этом его правота. С другой стороны, он чувствует правоту крестьянина, которого в барский лес привело нищенское существование, и испытывает чувство сострадания.

Почему Бирюк отпускает мужичка?

Не из-за страха перед угрозами, а из-за сочувствия к мужику.

Почему вся эта сцена , чрезвычайно эмоциональная и напряженная, проходит под аккомпанемент дождя?

Картины природы напоминают, что ненастье – ненастье в душе героев рассказа, всего русского народа еще продолжается.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы в 7 классе по произведению И.С.Тургенева «Бирюк».

Автор: Барон Елена Владимировна

Дата: 12.11.2019

Номер свидетельства: 526829

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства