Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе.А.С.Пушкин. Вступление к поэме "Медный всадник"»
Урок литературы в 7 классе по теме:
Александр Сергеевич Пушкин
Вступление к поэме «Медный всадник».
Цели: 1) образовательная – знакомство с историей создания поэмы, с её содержанием, художественно-изобразительными и композиционными особенностями; 2) развивающая – развитие речи, образного мышления, выразительного чтения; 3) воспитательная – воспитание любви к творчеству А.С.Пушкина, любви к родине.
Задачи: 1) развивать умение определять изобразительно – выразительные средства речи, с помощью которых А.С.Пушкин создаёт поэтические образы;
2) развивать умение видеть композиционные особенности произведения;
Предварительная подготовка: индивидуальные задания: 1) подготовить сообщение об истории создания поэмы «Медный всадник», главной проблеме, поднятой в ней, обращаясь к иллюстрации скульптуры Фальконе «Медный всадник» 2) выучить наизусть вступление к поэме. 3) подготовить рассказ, каким изображён Петр во вступлении, обращаясь к иллюстрации картины Лансере «На берегу пустынных волн…». 4) подготовить рассказ, каким изображён Петербург во вступлении, обращаясь к иллюстрации картины художника Алексеева «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости».
Оформление доски: 1) портрет А.С.Пушкина; 2) иллюстрация скульптуры Фальконе «Медный всадник»; 3) иллюстрация картины Лансере « На берегу пустынных волн»; 4) иллюстрация картины Алексеева «Вид на биржу и Адмиралтейство»; 5) иллюстрация «Дворцовая площадь в Петербурге».
Содержание урока.
Постановка цели урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с поэмой Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник», которая представляет собою одно из самых глубоких, смелых и совершенных в художественном отношении произведений Пушкина. Послушаем, как создавалась поэма, о чём она. Какую проблему поднимал в ней Пушкин.
Сообщение учащегося об истории создания поэмы, главной проблеме, поднятой в ней. (Ученица рассказывает, обращаясь к иллюстрации скульптуры Фальконе «Медный всадник»)
Слово учителя.
Пушкин называет произведение повестью, достоверность событий которой подчёркивает «Предисловие»: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В.И.Берхом».Повестью произведение названо неслучайно, так как это печальный рассказ о горестных событиях, потрясших «столицу полумира» и принёсших столько горя её обитателям, не тем, кто «живёт в громадах стройных», а тем, чьи убежища – жалкие коморки, кому нет места в думах Петра.
Композиция повести, небольшой по размеру, отличается большой продуманностью и стройностью. Обрамляющий элемент её назван Пушкиным вступлением. Обратимся к вступлению и прочитаем его.
Ученица читает наизусть вступление к поэме.
Слово учителя.
- Из скольки частей, по-вашему, состоит вступление? Найдите эти части.
-Какое время изображает Пушкин в каждой из них?
Итак, вступление состоит из своеобразной экспозиции ко всей повести, которая переносит нас в эпоху Петра I, и лирического гимна Петербургу, где показана пушкинская современность.
VI. Записи в тетради темы и композиции вступления.
Вступление.
1.Экспозиция ко всей повести – эпоха Петра I.
2. Лирический гимн Петербургу – пушкинская современность.
- Так строится вступление. В самой же повести изображён Петербург времён Александра I, когда было наводнение.
Такая композиция передаёт масштабность изображаемых событий и придаёт поэме актуальность на все времена.
Обратимся к началу и посмотрим, каким изображён Пётр в первой строфе поэмы.
VII. Ученица рассказывает, обращаясь к иллюстрации картины Лансере «На берегу пустынных волн…»
Во вступлении к поэме Пётр появляется как живой человек:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.
Перед ним невесёлый пустынный пейзаж: широкая, стремительно несущая свои воды река, тёмные убогие избы, утлый челн. Тем величественнее мечта необыкновенного человека.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Пётр во вступлении к поэме так же, как и на иллюстрации картины Лансере, устремлён в будущее, он властелин судьбы, покоритель природы, мудрый созидатель.
VIII. Анализ вступления к поэме.
-Почему Пётр всё время говорит не «я», а «мы»?
(Герой наедине с дикой природой думает не о себе, а о государстве, поэтому в его внутреннем монологе возникают местоимения «мы, нам, к нам».)
-Зачем Петру нужен город на берегу Финского залива?
( Пётр полон важных дум о том, что построит новую столицу- Петербург. Город на берегу Финского залива ему необходим для того, чтобы, во-первых, обеспечить политическую независимость:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Во-вторых, для культурного общения с Западом:
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно…
В-третьих, для развития экономики и торговли страны, для полного торжества России:
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.)
- Что значит «все флаги»?
(«Все флаги»- значит корабли со всех стран мира.)
- Почему имя Петра Пушкин заменил местоимением «он»?
(Пётр велик настолько, что не нуждается в имени. Он стоит и глядит вдаль и видит будущее, а это может увидеть только гений.)
- В первой строфе есть элементы фольклора в изображении величия и мощи исторической личности. Что в Петре от былинного героя?
(Пушкин показывает нам Петра как былинного богатыря. У него «широкий взгляд на мир – « … он дум великих полн…». Изображён Пётр на фоне огромного пространства, которое предстоит преобразовать, покорить.)
- В дальнейшем Пётр как реально действующее лицо больше не выступает. Пушкин переносит нас на сто лет вперёд, когда мечта Петра воплотилась в жизнь. Вырос громадный великолепный город Петербург, который является самостоятельным героем поэмы, и эта тема звучит во второй части вступления. Каким нарисован в ней Петербург?
IX. Выступление ученицы с опорой на иллюстрацию картины художника Алексеева «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости».
Пушкин начинает рассказ о Петербурге белых ночей. Прекрасны не только его архитектура, Нева, поэтична сама природа:
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла.
Адмиралтейская игла – это золочёный шпиль на здании Адмиралтейства в Петербурге.
Эта поэтичная картина, созданная Пушкиным, перекликается с картиной известного русского пейзажиста Алексеева, современника Пушкина, создавшего большое панорамное полотно «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости». В нём воссоздан образ «северной Венеции» - Петербурга, воспета величавая торжественность архитектурного ансамбля новой русской столицы. Особое очарование пейзажу придаёт тонкая обрисовка архитектуры, выдержанной в серебристых тонах колорит.
X. Анализ вступления к поэме.
Обратимся к тексту.
- Какие детали, рисующие город, помогают увидеть нам пушкинский Петербург? Найдите их в тексте.
(Пушкин так образно рисует город, что мы видим, как «Громады стройные теснятся дворцов и башен…»,
«В гранит оделася Нева…», «Мосты повисли над водами…»
Выросла новая северная столица, перед которой померкла Москва,
«как перед новою царицей Порфироносная вдова».
Порфироносная вдова, т.е. носящая порфиру, царскую мантию.
- Каковы основные черты Петербурга у Пушкина?
(Основные черты Петербурга здесь «громадность» и «стройность»:
«Громады стройные теснятся
Дворцов и башен…»,
«И ясны спящие громады
Пустынных улиц…»,
«Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной…»)
- Описывая Петербург, Пушкин использует различные средства художественной выразительности. Найдите их.
(Пушкин использует эпитеты, называя Петербург словами «юный град, полнощных стран краса и диво». «Полнощных» значит северных. Он говорит о городе: «Вознёсся пышно, горделиво». У города «строгий, стройный вид»)
- Поэма говорит красками, ритмом и звуком. Для вступления характерны «рокочущие» сочетания:
Громады стройные теснятся…
В гранит оделася Нева…
Твоих оград узор чугунный…
И ясны спящие громады…
- Как называется этот приём?
(Аллитерация. Она поддерживает звуковой эффект. По словам поэта Брюсова,» Пушкин вполне раскрывает своё искусство живописать звуками».)
- Каково же отношение Пушкина к Петербургу и в каких строчках оно показано?
(Пушкин открыто выражает своё восхищение великим городом России:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит.
Пушкин несколько раз повторяет слово «люблю». Он славит город как торжество деяний Петра.)
- В каком стиле выдержан рассказ о Петре и «граде Петра»?
(Вступление написано высоким слогом в традициях ломоносовской оды. В тексте есть славянизмы: «град», «полнощных», «блат» - болот, «лампада», «пламень», «сих», - которые придают торжественность речи.
В жанре оды обычно писали о событиях и делах государственного значения.)
XI. Вывод.
- Мы увидели, как мастерски рисует Пушкин образ Петра и его детище Петербург во вступлении к поэме.
Поэтическая речь, выбранный автором жанр вступления к повести «Медный всадник», его композиционное построение подчёркивают в образе Петра государственную мудрость и патриотизм и подводят читателя к пониманию основного конфликта повести – государства, олицетворённого в образе Петра, а затем ожившего памятника «Медного всадника» и простого человека.
XII. Выразительное чтение вступления к поэме «Медный всадник» учениками. (если есть время)
XIII. Домашнее задание.
Выучить наизусть отрывок – одну из частей вступления.