kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 7 классе.А.С.Пушкин. Вступление к поэме "Медный всадник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности построения вступления к поэме "Медный всадник" заинтересуют читателя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе.А.С.Пушкин. Вступление к поэме "Медный всадник"»

Урок литературы в 7 классе по теме:

Александр Сергеевич Пушкин

Вступление к поэме «Медный всадник».


Цели: 1) образовательная – знакомство с историей создания поэмы, с её содержанием, художественно-изобразительными и композиционными особенностями; 2) развивающая – развитие речи, образного мышления, выразительного чтения; 3) воспитательная – воспитание любви к творчеству А.С.Пушкина, любви к родине.


Задачи: 1) развивать умение определять изобразительно – выразительные средства речи, с помощью которых А.С.Пушкин создаёт поэтические образы;

2) развивать умение видеть композиционные особенности произведения;

3) развивать умение выразительного чтения (предурочная подготовка).


Предварительная подготовка: индивидуальные задания: 1) подготовить сообщение об истории создания поэмы «Медный всадник», главной проблеме, поднятой в ней, обращаясь к иллюстрации скульптуры Фальконе «Медный всадник» 2) выучить наизусть вступление к поэме. 3) подготовить рассказ, каким изображён Петр во вступлении, обращаясь к иллюстрации картины Лансере «На берегу пустынных волн…». 4) подготовить рассказ, каким изображён Петербург во вступлении, обращаясь к иллюстрации картины художника Алексеева «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости».


Оформление доски: 1) портрет А.С.Пушкина; 2) иллюстрация скульптуры Фальконе «Медный всадник»; 3) иллюстрация картины Лансере « На берегу пустынных волн»; 4) иллюстрация картины Алексеева «Вид на биржу и Адмиралтейство»; 5) иллюстрация «Дворцовая площадь в Петербурге».


Содержание урока.


  1. Постановка цели урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с поэмой Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник», которая представляет собою одно из самых глубоких, смелых и совершенных в художественном отношении произведений Пушкина. Послушаем, как создавалась поэма, о чём она. Какую проблему поднимал в ней Пушкин.


  1. Сообщение учащегося об истории создания поэмы, главной проблеме, поднятой в ней. (Ученица рассказывает, обращаясь к иллюстрации скульптуры Фальконе «Медный всадник»)


  1. Слово учителя.

Пушкин называет произведение повестью, достоверность событий которой подчёркивает «Предисловие»: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В.И.Берхом».Повестью произведение названо неслучайно, так как это печальный рассказ о горестных событиях, потрясших «столицу полумира» и принёсших столько горя её обитателям, не тем, кто «живёт в громадах стройных», а тем, чьи убежища – жалкие коморки, кому нет места в думах Петра.

Композиция повести, небольшой по размеру, отличается большой продуманностью и стройностью. Обрамляющий элемент её назван Пушкиным вступлением. Обратимся к вступлению и прочитаем его.


  1. Ученица читает наизусть вступление к поэме.


  1. Слово учителя.

- Из скольки частей, по-вашему, состоит вступление? Найдите эти части.

-Какое время изображает Пушкин в каждой из них?

Итак, вступление состоит из своеобразной экспозиции ко всей повести, которая переносит нас в эпоху Петра I, и лирического гимна Петербургу, где показана пушкинская современность.


VI. Записи в тетради темы и композиции вступления.

Вступление.

1.Экспозиция ко всей повести – эпоха Петра I.

2. Лирический гимн Петербургу – пушкинская современность.


- Так строится вступление. В самой же повести изображён Петербург времён Александра I, когда было наводнение.

Такая композиция передаёт масштабность изображаемых событий и придаёт поэме актуальность на все времена.

Обратимся к началу и посмотрим, каким изображён Пётр в первой строфе поэмы.


VII. Ученица рассказывает, обращаясь к иллюстрации картины Лансере «На берегу пустынных волн…»

Во вступлении к поэме Пётр появляется как живой человек:

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел.

Перед ним невесёлый пустынный пейзаж: широкая, стремительно несущая свои воды река, тёмные убогие избы, утлый челн. Тем величественнее мечта необыкновенного человека.

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Пётр во вступлении к поэме так же, как и на иллюстрации картины Лансере, устремлён в будущее, он властелин судьбы, покоритель природы, мудрый созидатель.



VIII. Анализ вступления к поэме.

-Почему Пётр всё время говорит не «я», а «мы»?

(Герой наедине с дикой природой думает не о себе, а о государстве, поэтому в его внутреннем монологе возникают местоимения «мы, нам, к нам».)

-Зачем Петру нужен город на берегу Финского залива?

( Пётр полон важных дум о том, что построит новую столицу- Петербург. Город на берегу Финского залива ему необходим для того, чтобы, во-первых, обеспечить политическую независимость:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Во-вторых, для культурного общения с Западом:

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно…

В-третьих, для развития экономики и торговли страны, для полного торжества России:

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.)

- Что значит «все флаги»?

(«Все флаги»- значит корабли со всех стран мира.)

- Почему имя Петра Пушкин заменил местоимением «он»?

(Пётр велик настолько, что не нуждается в имени. Он стоит и глядит вдаль и видит будущее, а это может увидеть только гений.)

- В первой строфе есть элементы фольклора в изображении величия и мощи исторической личности. Что в Петре от былинного героя?

(Пушкин показывает нам Петра как былинного богатыря. У него «широкий взгляд на мир – « … он дум великих полн…». Изображён Пётр на фоне огромного пространства, которое предстоит преобразовать, покорить.)

- В дальнейшем Пётр как реально действующее лицо больше не выступает. Пушкин переносит нас на сто лет вперёд, когда мечта Петра воплотилась в жизнь. Вырос громадный великолепный город Петербург, который является самостоятельным героем поэмы, и эта тема звучит во второй части вступления. Каким нарисован в ней Петербург?


IX. Выступление ученицы с опорой на иллюстрацию картины художника Алексеева «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости».


Пушкин начинает рассказ о Петербурге белых ночей. Прекрасны не только его архитектура, Нева, поэтична сама природа:

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла.

Адмиралтейская игла – это золочёный шпиль на здании Адмиралтейства в Петербурге.

Эта поэтичная картина, созданная Пушкиным, перекликается с картиной известного русского пейзажиста Алексеева, современника Пушкина, создавшего большое панорамное полотно «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости». В нём воссоздан образ «северной Венеции» - Петербурга, воспета величавая торжественность архитектурного ансамбля новой русской столицы. Особое очарование пейзажу придаёт тонкая обрисовка архитектуры, выдержанной в серебристых тонах колорит.


X. Анализ вступления к поэме.

Обратимся к тексту.

- Какие детали, рисующие город, помогают увидеть нам пушкинский Петербург? Найдите их в тексте.

(Пушкин так образно рисует город, что мы видим, как «Громады стройные теснятся дворцов и башен…»,

«В гранит оделася Нева…», «Мосты повисли над водами…»

Выросла новая северная столица, перед которой померкла Москва,

«как перед новою царицей Порфироносная вдова».

Порфироносная вдова, т.е. носящая порфиру, царскую мантию.

- Каковы основные черты Петербурга у Пушкина?

(Основные черты Петербурга здесь «громадность» и «стройность»:

«Громады стройные теснятся

Дворцов и башен…»,

«И ясны спящие громады

Пустынных улиц…»,

«Плеская шумною волной

В края своей ограды стройной…»)

- Описывая Петербург, Пушкин использует различные средства художественной выразительности. Найдите их.

(Пушкин использует эпитеты, называя Петербург словами «юный град, полнощных стран краса и диво». «Полнощных» значит северных. Он говорит о городе: «Вознёсся пышно, горделиво». У города «строгий, стройный вид»)

- Поэма говорит красками, ритмом и звуком. Для вступления характерны «рокочущие» сочетания:

Громады стройные теснятся…

В гранит оделася Нева…

Твоих оград узор чугунный…

И ясны спящие громады

- Как называется этот приём?

(Аллитерация. Она поддерживает звуковой эффект. По словам поэта Брюсова,» Пушкин вполне раскрывает своё искусство живописать звуками».)

- Каково же отношение Пушкина к Петербургу и в каких строчках оно показано?

(Пушкин открыто выражает своё восхищение великим городом России:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит.

Пушкин несколько раз повторяет слово «люблю». Он славит город как торжество деяний Петра.)

- В каком стиле выдержан рассказ о Петре и «граде Петра»?

(Вступление написано высоким слогом в традициях ломоносовской оды. В тексте есть славянизмы: «град», «полнощных», «блат» - болот, «лампада», «пламень», «сих», - которые придают торжественность речи.

В жанре оды обычно писали о событиях и делах государственного значения.)


XI. Вывод.

- Мы увидели, как мастерски рисует Пушкин образ Петра и его детище Петербург во вступлении к поэме.

Поэтическая речь, выбранный автором жанр вступления к повести «Медный всадник», его композиционное построение подчёркивают в образе Петра государственную мудрость и патриотизм и подводят читателя к пониманию основного конфликта повести – государства, олицетворённого в образе Петра, а затем ожившего памятника «Медного всадника» и простого человека.


XII. Выразительное чтение вступления к поэме «Медный всадник» учениками. (если есть время)


XIII. Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок – одну из частей вступления.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок литературы в 7 классе.А.С.Пушкин. Вступление к поэме "Медный всадник"

Автор: Деренко Ирина Ивановна

Дата: 28.07.2021

Номер свидетельства: 584898

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства