kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 6 классе. "Особенности рассказов А.П.Чехова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 6 классе по рассказам А.П.Чехова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе. "Особенности рассказов А.П.Чехова"»

Особенности рассказов А.П.Чехова.

А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника».


Цели урока: 1. Рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказов

А.П.Чехова «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», учить видеть меткость

чеховского слова.

2. Развивать умение анализировать художественное произведение, обобщать,

делать выводы.

3. Воспитывать чувство собственного достоинства, самоуважение.

Ход урока

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?


Я желаю вам получать
Только лишь оценку «пять».


1. Организационный момент. Подготовка к восприятию нового материала. Слово учителя с элементами беседы.

Жил на свете обыкновенный доктор. Он очень много помогал людям. Помогал не только микстурами, пилюлями, но самое главное – словами. Помогал и больным, и здоровым. Потому что был не просто доктор, но и замечательный писатель. Звали его? Антон Павлович Чехов

В 1884 году, окончив медицинский факультет Московского университета, Чехов еще не знал, кем он станет – доктором или писателем. На двери его квартиры висела табличка «Доктор Чехов». А в газетах и журналах один за другим появлялись его рассказы, подписанные смешными именами: «Человек без селезенки», «Брат моего брата», «Врач без пациентов», «Антоша Чехонте».

Почему смешными? Потому что у него хорошо было рзвито чувство юмора.

Те, кто знали Чехова, утверждают, что юмор писателя был особенным: при всем своем лукавстве, был добрым, окрашенным любовью к людям, жизни.


2. Запись темы урока, целевая установка.

Антон Павлович Чехов, рассказы, особенным. Эти три слова имеют прямое отношение к нашему уроку, из них складывается тема урока. Кто же сможет озвучить её?

Особенности рассказов А.П.Чехова.

- Каковы же цели урока, исходя из темы? (Рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказов; определить, что характерно для рассказов Чехова).

На уроке мы постараемся «проникнуться» юмором писателя, будем учиться видеть меткость чеховского слова; вчитываясь в его рассказ, будем размышлять о том, что такое самоуважение, чувство собственного достоинства.


3. Анализ рассказов.

Сегодня мы знакомимся с рассказами А.П.Чехова «Толстый и тонкий» и «Смерть чиновника».

«Толстый и тонкий»

- Что же происходит на страницах рассказа? (Встреча двух людей, знакомых, однокашников).

- А я утверждаю: в рассказе происходят… две встречи. Если вы согласны, то скажите, какие это встречи? (Сначала встреча двух приятелей; затем – встреча двух чинов, начальника и подчиненного).

Попробуем стать актерами и выразительно прочитаем первую встречу.


4. Словарная работа.

Выразительное чтение первой части рассказа.


- Как вводит нас Чехов в мир своего рассказа? Подробно? Обстоятельно? Завязка предельно краткая, лаконичная (слово появляется на доске). Очень точно писатель В.Набоков подметил: «Чехов входит в рассказ без стука, он не мешкает».

- Как выглядит толстый? Опишите его внешность, одежду, походку. Посмотрим, как описал толстого Чехов. Прочитайте текст.

- В чем особенность этого портрета? Портрет краткий, автор дает лишь некоторые штрихи, значимые подробности, детали. (Слово появляется на доске).

- Образ какого человека создают эти детали? (Перед нами образ состоятельного, богатого человека, довольного жизнью: «пахло от него хересом и флёрдоранжем»).

- Опишем теперь тонкого, который только что вышел из вагона. Какие детали в этом портрете наиболее значимы? (Тонкий «навьючен». Обвешенный чемоданами, узлами, картонками, он жалок. И пахнет от него не хересом, а кофейной гущей.)

- Какой прием использует автор, рисуя героев? Противопоставление, антитезу. (Слово появляется на доске)

- Найдем синонимы этому противопоставлению. Только ли внешний вид рисуют эти слова? (Богатый и бедный)

Удивительно, как несколькими штрихами, деталями, не рисуя подробного портрета, Чехов позволяет нам так много узнать о героях. М.Горький говорил: «Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно».

Лаконизм - черта многих произведений А.П. Чехова.


- Какое чувство владеет героями вначале? (Радость, искреннее удивление, восторг).

- Как передано это чувство? (разговорная лексика, уменьшительно-ласкательные суффиксы, восклицательные предложения). Диалог

- Кто первый бросается к другу? (Толстый)

- Что мы узнаём о тонком, когда он рассказывает другу о своей жизни? (Он не удовлетворён своей жизнью, поэтому много говорит, часто делает паузу).

- Сколько раз он представляет свою жену? Почему? Как её зовут? А как зовут сына? (Хочет выделиться хоть чем-то: необычные имена жены и сына и т.д.)

- Что отвечает толстый?

- Расскажите, что мог чувствовать тонкий, услышав о звании толстого? Опишите, как изменился при этом тонкий: его поведение, поза, внешность.


Аудозапись второй части рассказа.


- Какие изменения происходят в тонком? «Тонкий вдруг побледнел, окаменел». О чем эти слова говорят нам? (Окаменел – как громом поражен, замер, не мог двигаться. За этим словом – состояние: страх, испуг, ужас, шок). Теперь понятно, что это глагол – метафора, единственно возможное здесь слово художника – мастера.

- Какие еще изменения происходят в тонком?

Работа в парах по вариантам.

Самостоятельное исследование языка рассказа по вариантам.

Задание:

1 вариант – выписать глаголы, характеризующие поведение героев.

2 вариант – выписать обращения героев друг к другу.


- Читаем дальше: «Сам съежился, сгорбился, сузился…» Что передает каждый глагол? Не много ли их? Почему чемоданы, узлы и картонки тоже «съежились и поморщились»? (Автор преувеличивает, гиперболизирует). (Слово гипербола появляется на доске).

- Какие еще изменения происходят в тонком? (Он подобострастно хихикает, в речи появляется частица «-с», пытается выражаться красиво, торжественно, от искренности не осталось и следа).

В результате исследования составляем таблицу.


Встреча друзей

Встреча чинов

Толстый «воскликнул, восторженно глядя»; тонкий «изумился», «облобызались», «устремили друг другу глаза, полные слез».

Тонкий «побледнел, окаменел», лицо «искривилось, посыпались искры», «съежился, сгорбился, сузился», «поморщились», «вытянулся во фрунт», «застегнул все пуговицы», «захихикал», «пожал три пальца», «поклонился», «шаркнул ногой».

Толстого «стошнило, поморщился», «отвернулся».



Встреча друзей

Встреча чинов

Тонкий: «Миша! Друг детства», «милый мой», «красавец, душонок», ты.

Толстый: «милый мой», «друг», «голубчик мой».

Тонкий: «ваше превосходительство», «друг, можно сказать, детства», «вельможи-с», «вы-с».


- Почему изменилось поведение толстого? (Он разочарован поведением друга).

- Почему в конце встречи в речи толстого нет обращений?

- Какое чувство вызывает у вас поведение тонкого? (Нам стыдно за этого человека, который так унижается, чувствуя себя маленьким, ничтожным).

- Как автор относится к герою? Какое он находит слово: что заставляет героя так унижаться? («чинопочитание»).

- А какое слово найдете вы? (Лакейство, потеря чувства собственного достоинства, приспособленчество, добровольное рабство).


4. Обобщающее слово учителя.

Больше всего Чехов ненавидел ложь, рабство. Реальная жизнь не раз убеждала писателя в том, что рабская психология настолько сильна в человеке, что заставляет его унижаться даже тогда, когда никто его к этому не принуждает, как происходит с героем рассказа «Толстый и тонкий». Мысль о том, что люди добровольно заменяют человеческие связи отношениями между чинами угнетала Чехова и заставляла протестовать, высмеивать таких людей.


Пересказ и анализ рассказа «Смерть чиновника»


– Какая тема сближает рассказ «Смерть чиновника» с рассказом «Толстый и тонкий»?

(Тема чинопочитания, самоуничижения. Страх перед вышестоящим лицом)

– Какие  фамилии есть в рассказе и о чём они « говорят»? (Червяков – подчёркивает его ничтожество, Бризжалов – вызывает ассоциации с брюзгой, человеком, который постоянно распекает, брызжет слюной).

- Чехов часто использует говорящие фамилии. (Слово появляется на доске).

- Только ли смеется над своими героями молодой Антоша Чехонте? Можем ли мы сказать, что перед нами юмористический рассказ? (Автор осуждает, обличает, поэтому «Толстый и тонкий» - рассказ сатирический). Новое слово сатира появляется на доске.

Ребята делают запись в тетради. (Сатира – обличение людских пороков и недостатков жизни).

5. Подведение итогов урока.

- Достигли мы цели урока? Можем ли мы ответить на вопрос: в чём особенность рассказов Чехова? (Чтение записей, сделанных в тетради:

1. Краткость (Лаконизм)

2. Значимая подробность (Деталь)

3. Диалог

4. Преувеличение (Гипербола)

5. Говорящие фамилии.

6. Сатира (обличение пороков общества

).

6. Домашнее задание:

1. Представьте, что А.П.Чехов пришел в ваш класс, увидел, как вы общаетесь друг с другом, как вы дружите. Напишите небольшой «чеховский» рассказ об интересном случае из вашей школьной жизни.


Индивидуальные задания:

  1. Выразительное чтение (3 человека);

  2. Пересказ (1 человек);

  3. Словрь непонятных слов (2 человека)


Херес – сорт дорогого вина.

Флёрдоранж – духи.

Герострат – грек, сжегший в 356 г. до н.э. храм Артемиды в Эфесе, чтобы обессмертить свое имя.

Эфиальт – малиец, который, согласно греческому преданию, предал своих соотечественников, указав персам проход через горы.

Коллежский асессор – чиновник 8-го класса.

Статский советник –гражданский чин 5-го класса.

Имею Станислава – то есть орден Станислава.

Тайный советник – один из высших гражданских чинов 3-го класса.

Звезда – то есть орден.

Фрунт - означает фронт, построение шеренгой. Встать по стойке смирно, вытянуться в струнку, высказывая внимание и уважение вышестоящему по званию.

Экзекутор — чиновник, ведавший хозяйственной частью учреждения и наблюдавший за внешним порядком в работе канцелярских служителей.



Толстый

Тонкий

В начале рассказа

встреча двух друзей


Речь


«милый мой», «друг», «голубчик мой».

«Миша! Друг детства», «милый мой», «красавец, душонок», ты.

Действия

«воскликнул, восторженно глядя»; «облобызались», «устремили друг другу глаза, полные слез».

«изумился», «облобызались», «устремили друг другу глаза, полные слез».

В конце рассказа встреча чинов

Речь


-

«ваше превосходительство», «друг, можно сказать, детства», «вельможи-с», «вы-с».

Действия

«поморщился», «отвернулся».


«побледнел, окаменел», «лицо искривилось, посыпались искры», «съежился, сгорбился, сузился», «вытянулся во фрунт», «застегнул все пуговицы», «захихикал», «пожал три пальца», «поклонился», «шаркнул ногой».


Херес



Флёрдоранж



Герострат



Эфиальт



Станислав



Звезда



Фрунт





Лист самооценки

_________________________

Критерии

Оценка (1-5 баллов)

Готовность к уроку



Активность на уроке








Лист самооценки

_________________________

Критерии

Оценка (1-5 баллов)

Готовность к уроку



Активность на уроке






Лист самооценки

_________________________

Критерии

Оценка (1-5 баллов)

Готовность к уроку



Активность на уроке










Коллежский асессор


Статский советник


Тайный советник


Статский генерал


Выявить особенности чеховского юмора.





Чем похожи рассказы Чехова?


Через какие художес-твенные детали автор показывает смешное и грустное?

Антон Чехов
СМЕРТЬ ЧИНОВНИКА


В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг... В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и.. апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.

«Я его обрызгал! — подумал Червяков. — Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо».

Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо:

— Извините, ваше — ство, я вас обрызгал... я нечаянно...

— Ничего, ничего...

— Ради бога, извините. Я ведь... я не желал!

— Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!

Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство. В антракте он подошел к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал:

— Я вас обрызгал, ваше — ство... Простите... Я ведь... не то чтобы...

— Ах, полноте... Я уж забыл, а вы всё о том же! — сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой.

«Забыл, а у самого ехидство в глазах, — подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. — И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал... что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает!..»

Придя домой, Червяков рассказал жене о своем невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась.

— А все-таки ты сходи, извинись, — сказала она. — Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь!

— То-то вот и есть! Я извинялся, да он как-то странно... Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать.

На другой день Червяков надел новый вицмундир, постригся и пошел к Бризжалову объяснить... Войдя в приемную генерала, он увидел там много просителей, а между просителями и самого генерала, который уже начал прием прошений. Опросив несколько просителей, генерал поднял глаза и на Червякова.

— Вчера в «Аркадии», ежели припомните, ваше — ство, — начал докладывать экзекутор, — я чихнул-с и... нечаянно обрызгал... Изв...

— Какие пустяки... Бог знает что! Вам что угодно? — обратился генерал к следующему просителю.

«Говорить не хочет! — подумал Червяков, бледнея. — Сердится, значит... Нет, этого нельзя так оставить... Я ему объясню...»

Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал:

— Ваше — ство! Ежели я осмеливаюсь беспокоить ваше — ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!

Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой.

— Да вы просто смеетесь, милостисдарь! — сказал он, скрываясь за дверью.

«Какие же тут насмешки? — подумал Червяков. — Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять! Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном! Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!»

Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять.

— Я вчера приходил беспокоить ваше — ство, — забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, — не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с..., а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам... не будет...

— Пошел вон!! — гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.

— Что-с? — спросил шёпотом Червяков, млея от ужаса.

— Пошел вон!! — повторил генерал, затопав ногами.

В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся... Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер.



«воскликнул, восторженно глядя» «изумился» «облобызались»

«побледнел, окаменел»

«лицо искривилось»

«посыпались искры» «съежился, сгорбился, сузился» «поморщились» «вытянулся во фрунт» «захихикал»

«застегнул все пуговицы» «пожал три пальца» «поклонился» «шаркнул ногой»

«поморщился» «отвернулся»

«Миша! Друг детства» «милый мой» «красавец, душонок»

«милый мой»

«друг»

«голубчик мой»

«ваше превосходительство»

«вельможи-с», «вы-с»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы в 6 классе. "Особенности рассказов А.П.Чехова"

Автор: Гаврюшина Ольга Николаевна

Дата: 14.06.2019

Номер свидетельства: 514773


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства