Урок литературы в 5 классе на тему: "С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом. Драма как род литературы"
Урок литературы в 5 классе на тему: "С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом. Драма как род литературы"
Урок литературы в 5 классе. Анализируем сказку "Двенадцать месяцев", повторяем теорию литературы, рассуждаем над понятиями "добро" и "зло", учимся характеризовать героев, осваиваем понятия по теме "драматическое произведение".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе на тему: "С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом. Драма как род литературы"»
Конспектурокалитературы в 5классе
Самуил Яковлевич Маршак
«Двенадцать месяцев». Победа добра над злом. Драма как род литературы
Афанасьева Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
специалист 2 квалификационной категории,
Муниципальное общеобразовательное
учреждение «ШКОЛА №113 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Донецк – 2019
Урок литературы в 5 классе Дата: 18.03.2019
Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом. Драма как род литературы
Цели:
- продолжить работу над пьесой-сказкой «Двенадцать месяцев»; повторить теорию литературы;
- развивать умения анализировать драматическое произведение, формировать личностное отношение к таким понятиям, как положительное и отрицательное; формировать умение высказывать своё отношение к героям;
- воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися, акцентировать внимание на добрых чувствах людей.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
1)Беседа по содержанию произведения.
Слово учителя:
– Ребята, дома вы прочитали сказку «Двенадцать месяцев». Давайте обсудим содержание.
– Перечислите героев сказки, с которыми вы познакомились на страницах учебника?
Итак, давайте посмотрим начало пьесы. Вторая картина 1-го действия. – “Королевский урок”.
– Скажите, где происходит действие?
– Какими вы представляете девочку-королеву и учителя королевы? Королева
Капризная, ленивая, надменная, бессердечная.
Учитель- умный, терпеливый, выдержанный, робкий.
– Почему королеву можно назвать бессердечной? Какое неправильное решение она приняла? (подтвердите ответ словами из текста).
– Какой приказ (или каприз) издала королева? (принести во дворец подснежники к Новому году).
– Как называются люди, которые зачитываю указы королевы? (Глашатые)
– Почему королева выбирает написание слова казнить , а не помиловать?
– Почему профессор говорит о грубой ошибке, ведь эта жизненная проблема не касается предмета, который он преподает?
– Как вы считаете, королеве нужно ещё много учиться?
– Почему падчерица понравилась месяцам?
– Почему сестра и мачеха обманули падчерицу?
III. Озвучить цели и задачи урока.
– Тема нашего урока «С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев». Победа добра над злом. Драма как род литературы». Запишите в тетради.
Сегодня мы продолжим работу над анализом драматического произведения; повторим теорию литературы, познакомимся с новыми понятиями, обсудим, с какими проявлениями добра и зла мы столкнулись в сказке.
IV. Основная работа
1.Ответьте на вопросы:
– О чем мечтают старуха и дочка?
– Как они относятся друг к другу?
– К падчерице? Приведите примеры из текста.
– Какие жизненные ценности они считают главными в жизни? Приведите примеры из текста.
– Почему этих героинь мы называем отрицательными?
– Каково отношение автора к героиням? Как можно обнаружить авторское отношение к персонажам в пьесе?
– Почему падчерицу не любит мачеха и сестра?
– В чем выражается забота мачехи о падчерице?
– Можно ли это назвать истинной заботой?
2. Краткий пересказ
- Чем закончилась сказка?
3.Сравните двух сестер. Напишите их черты характера.
Дочь - жадная, безжалостная, лживая, не уважает родителей, злая, равнодушная, корыстная, хитрая, эгоистическая, ленивая, непослушная, завистливая.
– Так с какими проявлениями добра и зла мы столкнулись в произведении? - – Перечислите положительных и отрицательных героев.
4. Работа с терминами и понятиями.
– Вспомним теорию литературы. Дайте устное определение следующих понятий:
Термин
Значение
Тема
Ответ на вопрос, о чем пишет автор.
Идея
Главная мысль произведения, что хотел сказать нам автор, чему хотел научить
Композиция текста
Построение текста (сколько частей, глав, действий в тексте)
Сюжет
Цепь событий, которые развиваются в произведении.
Жанр
Разновидность художественного произведений, имеющих общие черты. (Эпос - рассказ, повесть; лирика-стихотворение, песня, романс; драма – комедия, трагедия, драма.
- Запишем в тетрадь новые определения:
Драма
1) Род литературы.
2) Произведения, предназначенные для постановки на сцене (жанры: драма, комедия, трагедия)
Пьеса
Пьеса – это литературное произведение, предназначенное для театрализованного представления.
Ремарки
Пояснения автора о возрасте, внешности персонажей, их поведении, жестах, интонации
Ремарки
– Что такое ремарки? Подумайте, что означает каждая из них.
Действия, которые совершают герои. (Низко кланяется и т. д.)
Указывает на выражение лица. (Задумчиво)
Указывает на внешние шумы. (Хлопает в ладоши)
– Для чего нужны ремарки? (Автор не имеет возможности, кроме ремарок, говорить от себя).
5. Проблемный вопрос: «Чем отличается пьеса от сказки?» (отвечают)
– Посмотрите и скажите, чем текст сказки отличается от текста пьесы? (Записан по ролям, текст написан для постановки на сцене)
– Давайте посмотрим, из каких частей он состоит. Что вы заметили? Как называются эти части?
– Что необычного вы увидели в сюжете пьесы, есть ли фантастические элементы, напоминающие сказку?(Не могут месяцы года вместе встречаться, да ещё разговаривать между собой и с падчерицей)
– Значит, это ещё раз нам доказывает, что какой вид сказки? (волшебная сказка)
– Можем ли мы сказать, что «Двенадцать месяцев» - это пьеса-сказка?
V.Закрепление.
1. Беседа на повторение:
– К какому жанру относится произведение «Двенадцать месяцев»?
– Разобрались ли мы в том, что такое пьеса? Дайте определение.
– Какие новые термины по теории литературы вы узнали? Вспомним все термины, которые мы обговаривали на сегодняшнем уроке.
– Кому мы симпатизируем в сказке-пьесе?
– Кому симпатизирует автор?
– Кому помогли силы природы? Почему?
– Какова же главная мысль произведения? Какой мыслью хотел поделиться автор? (Добро побеждает зло. Силы природы помогают только добрым, трудолюбивым людям.)
2. Игра «О ком речь?» Назовите, кто из героев...
– Самая капризная и легкомысленная?
– Самая сварливая и жадная?
– Самая завистливая и ленивая?
– Самый вежливый и уступчивый?
– Самая терпеливая и добрая?
– Кого можно назвать фантастическими героями?
VI. Рефлексия. «Продолжи предложение»
Я понял, что… Было интересно…
Было трудно… Мне захотелось…
Оценивание
Домашнее задание: выучить литературоведческие понятия в тетради.