kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 5 «Г» классе Тема урока: «Художественный мир сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Художественный анализ сказки  "Конек Горбунок".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 «Г» классе Тема урока: «Художественный мир сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок»»










РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ


В 5 «Г»КЛАССЕ





УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ :

ГАБАЙДУЛИНА Т.А.


ШКОЛА № 9


Г.ЧИРЧИК


2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД





Урок литературы в 5 «Г» классе

Тема урока: «Художественный мир сказки П.П. Ершова

«Конек-Горбунок»


Цель урока: художественный анализ сказки «Конек-Горбунок».

Задачи:

  • знакомство с личностью писателя П.П. Ершова, его писательской судьбой;

  • чтение и художественный анализ сказки;

  • обучение навыкам выразительного чтения;

  • формирование у обучающихся ценностного отношения к таким понятиям, как товарищество и дружба.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, иллюстрации к сказке, наглядный материал (распечатанные листы).


Литература:

1. Сказка П.П. Ершова «Конек-Горбунок» (разные издания).

2. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений.

Ход урока:


Орг.момент. Звучит музыка (слайд 1)

Учитель: добрый день, мы начинаем урок.


Сценка: Появление в классе Ивана и Конька.


Ведущий :

Нет прекрасней сказки в свете,

Её очень любят дети.

Она рядом всегда с нами,

Удивляет чудесами.

(Звучит музыка. Появляется Иван.)

Иван:

Ой, конёк, скорей сюда!

Снова к нам пришла беда!

Не пойму: куда попал?

Место это не узнал.

Детишек много озорных.

В нашем царстве нет таких!

Конёк:

Я, хозяин, уже тут.

Давай спросим, как зовут?

(Показывает на детей, те называют свои имена.)

Имена мудрёные,

Совершенно новые.

В нашем царстве таких нет,

И о них не слышал свет.

Иван:

Не хватало нам забот!

Конёк:

Может, спросим, какой год?

(Иван спрашивает у детей, какой идёт год. Дети отвечают, а ведущий показывает настенный календарь.)

Иван:

Может зрения обман?

Конёк:

Мы же в будущем, Иван!

Иван:

Как попали в этот класс?

И что делать нам сейчас?

Конёк:

Ты, Иван, не суетись,

Лучше в классе оглядись.

Видишь, сколько ребятишек –

Девчонок и мальчишек?

Все очень любят книжки.

Ну что, я прав, детишки?

(Ответы детей.)

Тогда скажите без подсказки

Из какой пришли мы сказки?

(Ответы детей.)

А кто сказку написал

И о нас всем рассказал?

(Ответы детей.)

А что вы, ребята, о нём знаете?





Определение темы ,целей и задач урока учащимися.


Учитель: Перед вами чистый лист, можете ли вы по чистому листу определить тему урока? (нет). Тогда давайте попробуем перевернуть лист, а сейчас, что вы можете сказать .









(слайд 2)













Ученики:

- тема урока «Художественный мир сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок»

Учитель: Что же составляет художественный мир сказки? С какими особенностями сказки нам предстоит познакомиться?

Ученики:

- познакомимся с автором сказки;

- сказка «Конек-горбунок» авторская, но очень похожа на народную. Я думаю, что это одна из особенностей художественного мира сказки.

- в сказке особые слова, не все они понятны, значит, попробуем познакомиться с устаревшими словами, потому что и они представляют особенности художественного мира сказки.

- мы будем говорить о героях сказки.

- на рисунке приведены слова из эпиграфов, значит, им отводится особая роль при анализе сказки.

Учитель: посмотрите, на рисунке есть вопросительный знак, как вы думаете, что он обозначает?

Ученики: вопрос, на который нам надо будет ответить.

Учитель: а вы готовы отвечать на вопросы? Тогда, начинаем.

Итак, я предлагаю познакомиться вам с высказываниями двух знаменитых людей (слайд 3)


Литературный критик В.Г. Белинский сказал, что о сказке господина Ершова и говорить нечего, она написана очень не дурными стихами, но не имеет никакого художественного достоинства. А великий русский поэт, автор знаменитых сказок А.С. Пушкин после того, как прочитал сказку «Конек-горбунок» сказал, что теперь этот род сочинений может и оставить… Как вы можете прокомментировать эти слова?(Ответы учеников, мнения разные).

Учитель: Поможет увидеть нам художественные достоинства сказки обращение к художественному миру. А начнем мы со знакомством с личностью писателя Петра Павловича Ершова.


Слово о писателе .Выступление литературоведов. (слайд 4)

(1): Пётр Павлович Ершов родился 6 марта 1815 года в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии (ныне Тюменская область).

(2): Он родился очень слабым, постоянно болел. И чтобы не потерять сына, родители решили использовать народное средство – продать ребёнка, но не по-настоящему. Считалось, что если так поступить, то покупатель унесёт с собой его хворь. Однажды за медный грош охотно согласился сделать это неведомый нищий. После этого здоровье Пети заметно улучшилось.

(3): Отец Петра часто менял места службы, и мальчик успел пожить в Петропавловске (Казахстан), Омске, Берёзове (ныне посёлок Берёзово в Ханты-Мансийском автономном округе).

(4): В 1824 году он поступил в гимназию в Тобольске. В 1830 году отец добился перевода в Петербург, и будущий писатель стал студентом университета.

(5): В 1834 году он написал стихотворную сказку «Конёк-горбунок». Её успех был огромным. Сказку узнала вся читающая Россия. Она пришлась по душе народу, который пересказывал её по-своему.

(6): Слава пришла к поэту в девятнадцать лет. Его охотно печатают, но всё, что выходит из-под пера – стихи, поэмы, повести – не идёт ни в какое сравнение с «Коньком-горбунком».

(7): Он оставляет литературу, подаёт прошение о назначении учителем в Тобольскую гимназию и в 1836 году уезжает в Тобольск, где и проживёт всю свою жизнь, ведя просветительскую и воспитательную работу.

Учитель :Умер Пётр Павлович в 1869 году в Тобольске. Земляки поставили ему памятник с надписью: "Пётр Павлович Ершов, автор народной сказки "Конек-Горбунок".

Учитель: сказка «Конек-Горбунок» вышла отдельным изданием в 1835 г., до 1917 г. переиздавалась 30 раз, ее любят и дети, и взрослые.

Скажите, какую особенность сказки отметили жители Тобольска на памятнике П.П. Ершову?

(слайд 5)



4.Работа над содержанием сказки. Проверка домашнего задания. (слайд 6-12)


-С чего начинается сказка? ( слайд)

-Как автор описывает сыновей старика?

-Какое горе у них приключилось? ( слайд)

-Как караулили поле братья?

-За что кобылица решила наградить Ивана? ( слайд)

-Как наградила кобылица Ивана?

-Что он сказал домашним, когда вернулся? ( слайд)

-Как они отреагировали на рассказ?

-Кто и как обнаружил коней? ( слайд)

-Что они решили сделать?

-Как Иван обнаружил пропажу? ( слайд)

-Как братья оправдывались перед Иваном?

-Простил ли их Иван? Почему, как вы думаете?

-Как дальше сложилась жизнь Ивана? (слайд)


5. Сравнительный анализ сказок.


- Почему мы считаем это произведение сказкой?

- Что в ней сказочного, волшебного?

-К какому виду сказок её можно отнести?

-На какую народную сказку похожа сказка П. Ершова «Конёк-Горбунок»? (слайд 13 )


- Что в этих сказках общего?

- Чем они отличаются?


- Это авторская сказка, но она имеет черты и народной сказки.


Учитель: Элементы каких русских народных сказок использовал П.П.Ершов в «Коньке-горбунке»? («Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк»)

Итак, «Конёк-горбунок» - литературная сказка.

«Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк» - русские народные сказки.

-Чем отличается русская народная сказка от литературной?



(работа у доски- заполнение таблицы)



Народная

Литературная

Автор - народ.

Автор - конкретное лицо (творец).

Существует в устной форме.

Создаётся в письменной форме.

Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения).

Внесение изменений не допускается.

Время создания определить невозможно.

Время создания сказки известно.

Ограничивается определённым жанром:

-волшебная

-бытовая

-о животных

Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.







-А связь между народной сказкой и литературной есть? В чем же проявились фольклорные особенности сказки «Конек-Горбунок»?

(слайд 14)

Учитель: Язык, которым написан «Конёк-горбунок» тоже ориентирован на народную речь, о чём свидетельствует огромная популярность сказки среди всех слоёв населения России, и в значительной мере – тогдашней детворы, хоть сам автор сказку детской не считал. Но дойдя до наших дней многие

Изучением устаревших слов занималась у нас группа переводчиков. Посмотрим, насколько хорошо справились они со своим заданием.

  • Мы внимательно прочитали сказку и выписали незнакомые или непонятные слова, в словарях нашли их значения, вот что у нас получилось





Учитель:

  • Большую роль в сказке играют эпиграфы. Их три, они начинают каждую часть и раскрывают читателю сюжетную линию. ”Начинает сказка сказываться”.Первый эпиграф- это своеобразная прелюдия к дальнейшем сказочным событиям. Автор готовит, интригует читателя.

  • «Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается». Вторым эпиграфом автор говорит читателю, что главному герою еще много предстоит преодолеть. Он как бы предопределяет трудности, которые придется преодолеть герою. Как раз перед этим эпиграфом П.П.Ершов перечисляет все, что произойдет с главным героем:

…Как в суседке он попал,

Как перо своё проспал,

Как хитро поймал Жар-птицу,

Как похитил Царь-девицу,

Как он ездил за кольцом,

Как был на небо послом,

Как он солнцевам селенье

Киту выпросил прощенье;

Как, к числу других затей,

Спас он тридцать кораблей;

Как в котлах он не сварился,

Как красавцем учинился;

Словом: наша речь о том,

Как он сделался царём.

  • «Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал.» Этим эпиграфом нам П.П. Ершов говорит о том, что главный герой как и герой в народной сказке, будет победителем, о победе добра над злом.

Учитель: какие же герои олицетворяют зло, а какие - добро в сказке «Конек-горбунок»?


Зло

Добро

Братья (жадность)

Иван

Царь (глупость)

Конек-горбунок

Спальник (зависть)


-Что воплощают отрицательные герои в народных сказках?

(Зло)

- А в этой сказке какое главное качество спальника? (Зависть)

- В царе какое главное отрицательное качество? (Глупость)

-Братья чем отличались? (Жадностью)

-Что считает Ершов злом?


Учитель: Зло – это плохие качества человека: жадность, глупость, зависть, подлость, лживость. Они могут быть в каждом человеке в большей или меньшей степени, и сказка Ершова учит нас, что надо избавляться от таких качеств, если хочешь быть хорошим человеком. Достоинством этой литературной сказки является и то, что отрицательные качества воплощены не в каких-нибудь фантастических существах, а в простых людях и в царе. Поэтому сказка такая живая.

- Автор ненавидит своих героев или смеётся над ними?

(Смеётся)

-Смех – это хорошее определение авторского отношения к персонажу.

- А над Иваном автор смеётся? (Не смеётся, а подшучивает.)

- Найдите в тексте шутливые слова в адрес Ивана.стр………..

- Кто говорит эти слова? (Конёк и повествователь)

- Почему они шутят над ним? (Они любят его)


-Как вы объясните понятия: добродушный и простодушный.

Обратимся к пояснениям в словаре Даля.

  • Простодушие – это прямодушие, бесхитренность. Простодушный человек – человек искренний, прямая откровенная душа.

  • Добродушному человеку свойственны добросердие, душевная расположенность к добру, жалостливость, готовность к сочувствию.Победа младшего брата-дурака – это победа добродушия, простодушия, терпимости, доверчивости, искренности, верности. Поражение старших братьев, спальника, царя – это поражение грубости, жадности, глупости, алчности, зависти.

Учитель: вот такой положительный герой, собирательный образ простодушного паренька из России, смог преодолеть многое, и за это был награжден по заслугам. Рядом с ним был верный друг, удивительное создание - Конек-горбунок.

  • Конёк-горбунок — вещий конь, одарённый мудростью и человеческим словом (в отличие от двух других коней). Способность помогать Ивану и под землёй роднит Конька-горбунка с морскими или водяными кобылами. В народных сказках добрый молодец, купаясь в горячем молоке таких кобыл, становится юным, могучим и красивым, а враг же его, делая то же самое, погибает. Конек-Горбунок - рассудительный, мудрый, сострадательный товарищ Иванушки, а по существу это две стороны одной и той же "широкой русской натуры". При всем этом они удивительно похожи между собой: Иван-то дурак, самый младший, не совсем полноценный с общепринятой точки зрения. И Конек-Горбунок -- "уродец" («Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами да с аршинными ушами…) он тоже третий, младший. Но получается, что Конек-Горбунок -- один из самых любимых героев у детей.

Нам было очень интересно определить, какого же роста был Конек-Горбунок. (слайд 15)

ВЕРШОК = 4,44см.

3Х4,44см= 13,32 см.

Аршин =71 см

При определении роста человека или животного счёт велся так: после двух аршин (обязательных для нормального взрослого человека): аршин+аршин+вершки.

если говорилось, что измеряемый был 15 вершков роста, то это означало, что он был 2 аршина 15 вершков, т.е. 209 см.

Рост в Вершках 

1

3

5

7

9

10

15

Рост в метрах 

1,47

1,56

1,65

1,73

1,82

1,87

2,09

Итак, рост конька 1метр 55 сантиметров (71+71+13,32=155,32 см=1м 55см), а длина ушей 71 см.

  • Читатель просто думает, что конек совсем маленький, но с очень большими ушами, маленький и смешной, но очень добрый, ловкий, быстрый и всегда готов прийти на помощь, даже когда и сказочной-то возможности нет. Дело в том, что Конек-Горбунок оказывается и волшебным помощником, и волшебным средством. Он товарищ и "игрушечка". Ведь именно об этом и говорила кобылица Ивану:

Но конька не отдавай

Ни за пояс, низа шапку,

Низа чёрную, слышь, бабку.

На земле и под землёй

Он товарищ будет твой:

Он зимой тебя согреет,

Летом холодом обвеет,

В голод хлебом угостит,

В жажду мёдом напоит.

Схема сравнения Ивана и Конька (слайд 16 -17)

Учитель: как вы думаете, чему учит эта сказка? (Эта сказка учит настоящей дружбе) Почему она и сейчас нравится читателям? (За приключения, за верность, смелость и дружбу Ивана и Конька-горбунка мы до сих пор любим и читаем сказку, людям близки и понятны чувства героя сказки. В людях всегда ценили такие качества, как смелость, настойчивость, верность, доброта, честность. В сказке выражена житейская мудрость).


(слайд 18) Вернёмся к высказываниям о сказке П. Ершова литературного критика В.Г. Белинского и А.С. Пушкина. Изменилось ли Ваше мнение о сказке. Что можно сказать о сказке «Конек-Горбунок» В.Г. Белинскому? (ответы учеников.)

Ко всем ли особенностям художественного мира сказки мы обратились сегодня на уроке? (нет, не сказали о том, что Иванушка вместе с Коньком-горбунком побывали в трех царствах).А это будет ваше домашнее задание: рассказать о трех царствах, попробовать сравнить их.

Учитель: читатели часто, читая произведение, представляют себя одним из героев. А вы кем себя представляли?

6. Итог урока.

- Как вы думаете, чему учит эта сказка?

- Почему она и сейчас нравится читателям?

- людям близки и понятны чувства героя сказки. В людях всегда ценили такие качества, как смелость, настойчивость, верность, доброта, честность. В сказке выражена житейская мудрость.


7. Домашнее задание.

Прочитать сказку П. П. Ершова целиком .Составить кроссворд по сказке

.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Татьяна Анатольевна Габайдулина

Дата: 24.04.2023

Номер свидетельства: 630342


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства