Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе "Русская проза последней трети XX - начала XXI века"»
Предмет: литература
Класс: 11 (общеобразовательный)
Урок 87.
Тема: Русская проза последней трети XX - начала XXI века
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями литературного процесса рубежа XX—XXI веков; дать понятие о массовой и элитарной литературах; представить предположительную классификацию литературы этого периода.
Назовите современных, с вашей точки зрения, отечественных авторов.
Освоение нового материала.
Лекционный материал. (Учащиеся составляют тезисы.)
Современная литература должна отражать нашу реальную, нами переживаемую действительность. Перемены в обществе влекут за собой перемены роли литературы и ее содержания. «Августовские события 91-го года, ставшие привычной точкой отсчета того нового времени, в котором живет постсоветское общество, связаны и с переворотом в русской литературе: неудавшийся переворот здесь удался».
Таким образом, большинство критиков и литературоведов предлагают считать началом современной русской литературы 1991 год, который, помимо глобальных социальных перемен, ознаменовался расколом Союза писателей. Общество перестало быть литературоцентричным: «Русская литература, бывшая «нашим всем» — и кафедрой учителя, и святым словом, и пророчеством, и философией, политикой, социологией, освободится от всех-всех этих функций... она становится... просто литературой», изменилась и роль писателя — рынок уравнял в правах всех, кто имеет возможность написать и издать свое произведение. «После 91-го года русский писатель — впервые! — остался один на один с русским читателем».
Как отличить массовую литературу от элитарной?
Обычно не учитывается разница между литературой элитарной и массовой, поэтому в одном ряду оказываются А. Солженицын и А. Маринина, В. Астафьев и Д. Донцова. Как сориентироваться в море ярких обложек многочисленных книжных магазинов, как отличить настоящую литературу от проявлений массовой культуры?
Многие исследователи говорят о сосуществовании в современной культуре нескольких субкультур. «Если раньше у слова «культура» было единственное число и противостояла она «некультуре», то есть варварству, то теперь одной культуре противостоит другая. Культур много, а, значит, ни одной из них не принадлежит истина».
Литература неутилитарна (утилитарный — сообразующийся исключительно с практической пользой или выгодой). Писатель пишет для самовыражения, коммерческий успех чаще всего случаен. «Писатель пишет, а читатель читает не ради чего-то, а потому что без письма или чтения ему жизнь не в жизнь». Массовая литература утилитарна, ее цель — развлечь читателя, автор подразумевает коммерческую выгоду.
«Принципиальное отличие массовой и элитарной литератур заключается в различных эстетиках: массовая литература опирается на эстетику тривиального, обыденного, стереотипного, тогда как элитарная литература — на эстетику уникального».
Каковы характерные черты современной литературы?
Абсолютная свобода — писатель творит в бесцензурном пространстве. Это обернулось, особенно в начале 90-х годов, так называемой «ликвидацией лакун» — обращением к запретным темам (социальное дно, эротика, мистика и т. п.).
Переходность, переклички с литературой Серебряного века — «сегодня литература живет по законам «рубежа веков», так же, как и сто лет назад, содержанием литературы являются трагические противоречия действительности»;
«Подведение итогов, апокалипсические настроения, спор с классической традицией, дискуссии о новом герое, поиски адекватного наступающему веку языка — это все черты литературы рубежа веков, символически зажатого между словами «конец» и «начало».
Жанровые трансформации, поиски нового слова — писатели активно занимаются жанротворчеством. Стирается грань между художественной литературой и документалистикой: сегодня популярны жанры мемуаров, документальных хроник, исторических романов, различных форм автобиографий. В художественной прозе предпочтение отдано малой прозе: жанр-фаворит — рассказ.
Диалог культур — проза современных отечественных писателей находится в едином экспериментальном пространстве с прозой современных зарубежных авторов: М. Кундеры, М. Павича, X. Мураками, П. Коэльо и других. «В новой России писатель обречен быть современным. Он стоит у той же развилки, что и любой другой автор, живущий в самом конце XX века».
Многоголосие — отсутствие единого метода, единого стиля, единого лидера. Современная литература — это пространство сосуществования и взаимодействия разных художественных языков.
Сегодняшнюю литературу составляют люди разных поколений. Это писатели-шестидесятники (В. Аксенов, В. Войнович, А. Солженицын, Ф. Искандер и др.); авторы поколения 70-х (С. Довлатов, А. Битов, В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Токарева и др.); поколение «перестройки» (В. Пелевин, Т. Толстая, Ю. Поляков, Л. Улицкая, В. Сорокин, А. Слаповский, В. Тучков, О. Славникова и др.); молодые писатели, пришедшие в литературу в конце 90-х годов (А. Уткин, А. Гостева, И. Cтoгoff, E. Радов, Б. Ширянов, И. Денежкина и др.).
Поиск нового героя — одна из ключевых проблем смены эпох. Особенно остро она стоит в прозе молодых авторов: А. Уткина, Е. Радова, С. Шаргунова, И. Cтoгoffa и др. Собирательный портрет попыталась составить критик М. Ремизова в статье «Детство героя»: «Приходится признать, что лицо типического героя современной прозы искажено гримасой скептического отношения к миру... Поступки его страшат, и он не спешит определиться ни с собственной личностью, ни с судьбой. Он угрюм и заранее раздражен всем на свете, по большей части ему как будто бы совсем незачем жить. (А он и не хочет.) Он раним, как оранжерейное растение, и склонен отрефлексировать даже тень эмоции... Он ни во что не верит и почти ничего не хочет. Ему страшно не хватает энергии — он являет собой наглядный пример действия энтропии, поразившей мир и обитающее в нем человечество. Он страшно слаб, этот герой, и по-своему беззащитен. При всей его романтизированной «надменности» он всего лишь заговоривший о себе маленький человек»
«Мозговой штурм» по теме урока.
Перед вами таблица основных отличий массовой и элитарной литератур. Попытайтесь разделить названных вами авторов на две группы.
Отличительные черты массовой литературы
Отличительные черты элитарной литературы
Использование набора сюжетных штампов и клише, строгой системы жанров (детектив, мелодрама, триллер, боевик, фэнтези и т. п.)
Художественный эксперимент
Размытая авторская позиция или ее отсутствие
Ярко выраженная авторская позиция
Стереотипизация, адаптация идей подлинного искусства
Уникальная авторская идея
Обращение к человеческим инстинктам, желаниям
Обращение к традиционным нравственным ценностям
Задание может вызвать затруднения. Не всегда такое деление корректно: в наше время наблюдается сокращение разрыва между массовой и элитарной литературами. Целый ряд писателей расположился на границе. Это и В. Токарева, и В. Тучков, и А. Слаповский, и В. Золотуха, и многие другие.
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Что такое «литературный процесс»? Каковы особенности социокультурной ситуации 1990-х гг.?
В чём суть полемики о современном литературном процессе?
Какие новые проблемы исследуются в современной русской литературе? Почему в ней так часто встречаются мотивы неверия и разочарования?
Если бы вам предложили написать художественное произведение о своём времени, какой жанр вы бы избрали, о чём писали бы?
V. Домашнее задание.
Написать рецензию на одно из прочитанных современных произведений (по желанию учащихся).