kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон». В единстве народа – сила России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе 11 класс.Роман М.А.Шолохова Тихий Дон.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон». В единстве народа – сила России.»

Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».

В единстве народа – сила России.

Тип урока: Урок систематизации знаний

Цель:  

синтезировать знания учащихся о романе Шолохова «Тихий Дон»;

Задачи:
- сформировать целостное представление о трагизме судьбы донского казачества;
- определить связь судьбы главного героя с судьбой целого народа; 

- развивать навыки анализа  эпизода, литературного героя;
- способствовать формированию истинных ценностей в жизни.


Оборудование:   Презентация, эпиграф,  портрет М. А. Шолохова; иллюстрации к роману «Тихий Дон» О. Верейского; кадры из фильма  режиссера Герасимова, опорные схемы, таблицы, кластеры.

                                                             Ход урока.

  1. Организационный момент. 
    Деление на две группы.


Мы заканчиваем изучение романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» и сегодня закроем последнюю страницу книги. 
На протяжении нескольких уроков пытались разобраться в сложном (объемном) содержании романа; понять авторскую версию событий; очертить круг проблем, поставленных автором; вслед за ним проследить судьбу человека, судьбу народа в годы страшных исторических катаклизмов. 


Выдержка из Конституции РФ.

Где и когда бы мы с вами не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового общества, принимаем Конституцию Российской Федерации».

Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. Могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих ее. Мы никогда не забудем пример истинной дружбы и сплоченности, когда в годы Великой Отечественной войны весь многонациональный тогда советский народ встал на защиту своей Родины и отстоял ее свободу.

Те, кто родился еще в СССР, помнят главную идею государства о единении наций. Дети 60-80-х с удовольствием переодевались на утренниках в национальные костюмы других республик, пели песни других народов, учили стихи и танцевали их национальные танцы. Вряд ли современные дети и молодежь – новое поколение – знают, что это такое. Многие добрые инициативы советских времен, казалось бы, навсегда утрачены.

Но, как гласят законы истории, все начинания проходят свой виток, после своего апогея, утрачиваются, а потом вновь становятся актуальными.

Проблема толерантности и увеличения количества межнациональных конфликтов, снижение чувства патриотизма и активной гражданской позиции, широко обсуждается в современном мире и не случайно. Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, которые носят разрушающий, деструктивный характер.

Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста шестидесяти народов.

Как связать с уроком? Попробуем сформулировать тему. Цели.

Работа со словами.


II. Постановка цели урока и определение задач.
На партах стикеры. Учащиеся  с их помощью должны собрать 2 высказывания (одно из них написано красным цветом,  другое синим).

1)   И всюду /  страсти/ роковые,/ И от судеб/ защиты/нет. Пушкин А. С.

2)  Мужество/ делает /ничтожными /удары/  судьбы.   Демокрит



1) Определите ключевое слово в этих высказываниях.

Верно – это слово судьба. Подберите синонимы к этому слову.

Судьбина, рок, удел, жребий, доля, участь, грядущее, предназначение, предопределение,

провидение, крест.

2) Формулировка темы урока.

Мы продолжаем изучать роман  М. А.Шолохова «Тихий Дон». За этот роман автор был удостоен в 1941г.   Сталинской премии 1 степени, а в 1965 г - Нобелевской премии.
Исходя из озвученных вами высказываний, попробуйте  определить тему нашего  разговора на уроке:   Судьба донских казаков в романе «Тихий Дон».
- Какие задачи мы должны решить на уроке? 
(Наша задача – разобраться в сложном содержании романа, понять авторскую версию событий, очертить круг проблем ,поставленных Шолоховым; вслед за ним проследить судьбу человека, судьбу народа, прошедшего через Первую мировую и гражданскую войны).
III. Вызов. Приём «Инвентаризация».
Составьте список известной  вам информации, касающейся характеристики романа
Время действия
Начало – март 1912 года, мирная жизнь.
Конец – май 1922 года.
Центр – 1917 год, революция, 1919 год Гражданская война.
Место действия – хутор Татарский – Дон
Главное  действующее лицо – казаки.
IV. Актуализация знаний.
1) Диалог «учитель – ученик»
«Тихий Дон» - прежде всего книга о донском казачестве. Шолохов стремился показать казачество как целый мир, при всех его особенностях живущий общечеловеческими радостями и печалями.  Но в необыкновенной ситуации огромных общественно-исторических потрясений как раз и проявилось со всей отчетливостью то, что всегда волновало Шолохова больше всего, внутреннее богатство и сложность простого человека донского казака.  Что же это за племя такое – казачество? В Московской Руси казаками называли свободных людей, работавших по найму или определявшихся на военную службу для охраны границ государства (служилое казачество). Охрана границ осуществлялась отдельными разъездами (станицами). Наряду со служилым казачеством существовало и "вольное" казачество,  для которого было характерно полное отсутствие как недвижимости, так и постоянного места жительства. Вольные казаки жили общинами. Особенностью жизни казачьей общины было то, что ей управлял обычай, а не закон, и всякое нарушение обычая жестоко каралось самосудом. К середине XVII в. вольное казачество достигло полной политической независимости. Москва была не в силах обуздать "вольницу", тем более, что она сама нуждалась в казачестве, с другой стороны, казачьи общины, считая себя русскими по крови и вере, прислушивались к Москве, принимали царских послов и не отказывались от жалованья за службу. Это определило главные цели политики Российского государства по отношению к казакам: привлечение их на государственную службу, подчинение их своим интересам, превращение общин в казачье войско. Эта политика привела к постепенному превращению вольных казаков в привилегированное военное сословие, положение которого определялось тем, что за службу государству оно наделялось землей.


Закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и всякая их ломка рождает острые, драматические конфликты.


Главная идея романа – идея дома, святости семейного очага, его защиты. Не случайно роман начинается с предыстории семьи Мелеховых, судьба которой ярко описана в романе. Что мы знаем об этой семье?

2) Сообщение – презентация  учащегося о семье Мелеховых. 


Вывод:  В начале романа мы видим большую дружную

семью. Сила этой семьи была в единстве, когда все важные вопросы решались  сообща, открыто, выносились на семейный суд, где основой был  каждодневный труд. Так было бы всегда, если бы не война. Она нарушила все привычные устои семьи, принесла беды и страдания, заставила пройти героев через трудные жизненные испытания.

Мать

– Ильинична

Брат – Петр и невестка -Дарья

Григорий Мелехов

Сестра – Дуняша

Жена – Наталья

Сын – Мишутка, дочка

- Полюшка


V.Осмысление. 

1) Просмотр видео.
Давайте обратимся к одному из главных  персонажей  в романе Григорию Мелехову, который до сих пор привлекает внимание и  критиков, и читателей своей неоднозначностью. 

Судьба его трагична, так как ему пришлось испытать все ужасы войны,  он совершает множество ошибок, но при этом он все время стоит перед необходимостью выбора, который не был легким и простым. Сами ситуации, в которых оказывался герой, побуждали его к действию. «Сам ищу выход», – говорит он о себе.  Сейчас мы посмотрим два фрагмента из фильма «Тихий Дон».

2)  Групповая работа.
 Сравните эти эпизоды. Какая жизнь  показана в первом эпизоде? Какая - во втором?

 Перед вами лежат листы с заданиями. Сопоставьте ситуации «Григорий дома», «Григорий на войне». Что дает сцепление этих эпизодов для понимания судьбы героя?

Задание.
В первую колонку записываем действие Григория, а во вторую колонку - Почему он

это делает.

 

 

 

 

 

 

 

 1группа.   Мелеховы припозднились. Выехали на покос, когда уже на лугу была чуть не половина хутора. Григорий пошел косить, уминая траву. От арбы по траве потек за ним колыхающийся след. Пантелей Прокофьевич перекрестился на беленький стручок далекой колокольни, взял косу. Он улыбнулся, разом обнажив в вороной бороде несчетное число белых, частых зубов, и занес косу, поворачивая морщинистую шею вправо. Григорий шел за ним следом, полузакрыв глаза, стелил косой травье. Впереди рассыпанной радугой цвели бабьи завески, но он искал глазами одну, белую с прошитой каймой; оглядывался на Аксинью и, снова приноравливаясь к отцову шагу, махал косой. Аксинья неотступно была в его мыслях; полузакрыв глаза, мысленно целовал ее, говорил ей откуда-то набредавшие на язык горячие и ласковые слова, потом отбрасывал это, шагал под счет — раз, два, три; память подсовывала отрезки воспоминаний:

«Сидели под мокрой копной…месяц над займищем… и с куста в лужину редкие капли

вот так же — раз, два, три… Хорошо, ах, хорошо-то!..» 
Возле стана засмеялись. Григорий оглянулся: Аксинья, наклоняясь, что-то говорила лежащей под арбой Дарье, та замахала руками, и снова обе засмеялись.
«Дойду вон до энтого кустика, косу отобью, — подумал Григорий и почувствовал, как коса прошла по чему-то вязкому. Нагнулся посмотреть: из-под ног с писком заковылял в травку маленький дикий утенок. Около ямки, где было гнездо, валялся другой, перерезанный косой

надвое, остальные с чулюканьем рассыпались по траве. Григорий положил на ладонь

перерезанного утенка. Изжелта-коричневый, на днях только вылупившийся из яйца,

он еще таил в пушке живое тепло. На плоском раскрытом клювике розовенький

пузырек кровицы, бисеринка глаза хитро прижмурена, мелкая дрожь горячих еще

лапок. Григорий с внезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек, лежавший у него на ладони. Морщась, Григорий уронил утенка, злобно махнул косой. 

2 группа.     Только на единую секунду Григорий укоротил бег коня, пытаясь уяснить, что же произошло позади, почему сотня, не понесши урону, неожиданно ударилась в бегство. И в этот короткий миг сознание подтолкнуло: не поворачивать, не бежать — а вперед! Он видел, что в проулке, в ста саженях от него, за плетнем, возле пулеметной

тачанки суетилось человек семь красноармейцев. Они пытались повернуть тачанку

дулом пулемета на атакующих их казаков, но в узком проулке это им, видимо, не

удавалось: пулемет молчал. Выправив коня, Григорий целился вскочить в этот

проулок через поваленный плетень.   

Плетень хрястнул под копытами коня, остался позади. Григорий заносил шашку,

сузившимися глазами выбирая переднего матроса. 

Упор в стременах, взмах — и Григорий ощущает, как шашка вязко идет в

мягко податливое тело матроса. Второй, толстошеий и дюжий, успел прострелить

Григорию мякоть левого плеча и тотчас же упал под шашкой Прохора Зыкова с

разрубленной наискось головой. Григорий повернулся на близкий щелк

затвора,  и в момент, когда конь прыгнул

через дышло тачанки, зарубил стрелявшего, рука которого так и не успела достать

затвором второй патрон.
В непостижимо короткий миг (после в сознании Григория он воплотился в длиннейший промежуток времени) он зарубил четырех матросов и, не слыша криков Прохора Зыкова, поскакал было вдогон за пятым. Но наперед ему заскакал подоспевший командир сотни, схватил Григорьева коня под уздцы.
- Куда?! Убьют!.. Там, за сараями, у них другой пулемет!
Еще двое казаков и Прохор, спешившись, подбежали к Григорию, силой стащили его с коня. Григорий кинул на снег папаху, постоял, раскачиваясь, и вдруг скрипнул зубами, страшно застонал и с исказившимся лицом стал рвать на себе застежки шинели. Григорий - как стоял, так и рухнул ничком оголенной грудью на снег. Рыдая, сотрясаясь от рыданий, он, как собака, стал хватать ртом снег, уцелевший под плетнем. Потом, в какую-то минуту чудовищного просветления, попытался встать, но не смог и, повернувшись мокрым от слез, изуродованным болью лицом к столпившимся вокруг него казакам, крикнул надорванным, дико прозвучавшим голосом:
- Кого же рубил!.. -  И впервые в жизни забился в тягчайшем припадке, выкрикивая, выплевывая вместе с пеной, заклубившейся на губах: - Братцы, нет мне прощения!.. Зарубите, ради бога… в бога мать…Смерти… предайте!..
Сотенный подбежал к Григорию, со взводным навалились на него, оборвали на нем ремень шашки и полевую сумку, зажали рот, придавили ноги. Но он долго еще выгибался под ними дугой, рыл судорожно выпрямлявшимися ногами зернистый снег и, стоная, бился головой о взрытую копытами, тучную, сияющую черноземом землю, на которой родился и жил, полной мерой взяв из жизни  все, что было ему уготовано.
Вопросы 1 группе после выступления.
- Какие черты присущи герою, находящемуся на пороге грозных исторических событий?

Общее настроение сцены создает ощущение праздника. Григорий испытывает радость от общения с землей, от труда на ней.  Это ощущение счастья усиливается мыслями о

любимой женщине. Любовь ко всему живому, острое ощущение чужой боли,

способность к состраданию, раскрываются в момент нечаянно перерезанного утёнка. В этом -  глубинная сущность характера героя, которая  не раз будут проявляться в романе.

Вопросы 2 группе после выступления.
Чем отличается поведение Григория в этом эпизоде романа? Как объяснить такое поведение? Чем вызван приступ истерики?
Григорий – отважный воин. Не в его правилах отступать. Для  него воинский долг – Родину защищать. А чтобы ее защитить, он должен бить врага.  Но мир раскололся, и кто враг, а кого надо защищать – Григорий сам не знает. Но! Убивать Григорию не по душе. Он не может смириться с братоубийством, от этого впадает в неистовство. 

  3)Групповая работа  «Восстанови цепочку событий».
Мировая война для России – первый круг ада.  Но еще более  страшное  событие– гражданская война.  Шолохов – один из первых заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелые последствия.  Свои убивали своих, придумывая для этого изощрённые способы. Грабежи и насилия. Бандитские нашествия. Запои, расшатанная психика людей. Эпидемия тифа. Смерть вдали от родных очагов. Осиротевшие дети. Это было ужасно. Люди не знали, где искать защиты, на чьей стороне правда.  Душевные метания Шолохов ярко показал на  образе Григория Мелехова.
Вам предстоит выстроить  цепочку событий жизненных метаний Григория Мелехова в хронологическом порядке.

Служба в Красной армии,   Ранение,  

Женитьба  на Наталье,  Воинская служба,  Георгиевский кавалер,

Любовь к Аксинье,  Уход из семьи с Аксиньей  в Ягодное,  Первое испытание: убийство австрийца, В банде Фомина,  участие в гражданской войне,  Возвращение к  родному дому,    Смерть Натальи, Жизнь до первой мировой войны на хуторе,  Гибель Аксиньи, Мечта о мирном труде, участие в восстании.

Правильный ответ:

Жизнь до первой мировой войны на хуторе,

Любовь к Аксинье,

Женитьба на Наталье,

Уход из семьи с Аксиньей  в Ягодное,

Воинская служба,

Первое испытание: убийство австрийца,

Ранение,

Георгиевский кавалер,

участие в восстании,

Смерть Натальи,

Служба в Красной армии,

Мечта о мирном труде,

участие в Гражданской войне,

в банде Фомина,

Гибель Аксиньи,

возвращение к родному дому.

Жизненный путь героя свидетельствует о душевных метаниях  Григория. То он

на стороне большевиков, то испытывает злобу к ним, то погружается в себя,

пытаясь найти правду, вот он уже у Буденного, затем в банде Фомина. Везде –

обман, жестокость, которой можно найти оправдание, но которую отвергает

человеческая природа Григория: “Моим рукам работать надо, а не воевать”.

Он путается, не зная, куда примкнуться, и  в каждой из воюющих сторон не находит той правды, к которой  стремится. Причины  трагедии героя кроются, прежде всего, именно в этом. Пройдя через страшные муки, к чему возвращается герой?
(Кадры из фильма. Финал романа.)

Что стало с семьей, домом? (Вычеркиваются все, кого потерял Григорий).

Остались только Дуняша (сестра) и Мишутка (сын). Дом почти  разорён, но он есть!  Что значит для Григория дом?  [Отчий дом на родной земле – все начала и все концы] Что ждёт героя дальше? М. Шолохов оставляет финал романа открытым.

 VI. Рефлексия. «Возврат  к ключевому слову».
- Какова судьба донских казаков?
Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни – это трагический путь

обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XX в.
Какая дальнейшая судьба ждёт Григория Мелехова?

Советские литературоведы утверждали, что Мелехов вольётся в социалистическую жизнь.

Западные критики говорили, что на следующий день маститый казак будет арестован, а потом казнён.  
Это не имеет принципиального значения, т. к. в финале романа утверждается то, что составляет суть гуманистической философии писателя и человечества в XX в: «под холодным солнцем» сияет огромный мир, продолжается жизнь, воплощённая в символической картине ребёнка на руках у отца. Образ ребёнка как символа вечной жизни.

- В чем заключается трагичность судьбы Григория Мелехова, всего донского казачества? 

- Почему в единстве народа есть сила России?

VII  Домашнее задание.
Судьбы Аксиньи и Натальи. Заполнить таблицу.


Вывод. Для Шолохова и его героя являются главными в жизни – дом, семья, труд, любовь. И ничего важнее этого нет! Потому что дом – это начало начал. Именно в семье учатся заботиться друг о друге, трудиться, любить, понимать. Дом – это крепость, защита, спасение. 
Куда мы спешим, когда возвращаемся из дальних странствий? Домой! 
Когда все рушится вокруг (предают друзья, на работе неудачи, в стране разруха), что спасает? Дом! 
Кто тебя простит, что бы ты ни сделал? Семья! 
Кто тебя утешит и поддержит в горе и в беде? Семья! 
На улице дождь непрерывный, 
А дома тепло и светло. 
И можно на бурые ливни 
Спокойно смотреть сквозь стекло. 
Тут можно укрыться от зноя, 
Спастись от морозного дня. 
В хорошее место родное - 
Домой так и тянет меня. 
А.Барто 


У нас – общая история и общее будущее. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития нации. И мы с вами должны постоянно учиться принимать друг друга такими, какие мы есть – независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране. И пусть мы говорим на разных языках, но все вместе образуем единый многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Сушкова Лариса Сергеевна

Дата: 18.12.2019

Номер свидетельства: 532553


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства