Чиченина Татьяна Аркадьевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с. Екатеринославка |
Предмет | Урок литературы. 11 класс |
Тема урока | Анализ рассказа И.А. Бунина «Красавица». «Читаем, думаем, размышляем…»Подготовка к сочинению. |
Тип урока | Нетрадиционный |
Цель, задачи | Научить учащихся выделять основную мысль текста на основе работы с интеллект- картой 1. Личностные: воспитывать доброжелательность и эмоционально — нравственную отзывчивость на примере рассказа И.А. Бунина «Красавица»; воспитывать умение выслушивать мнения одноклассников, развивать навыки общения при работе в группах, в коллективном обсуждении; 2. Предметные: повторить, что такое рассказ, антитеза, ирония, художественная деталь; развивать умения и навыки самостоятельной работы с интеллект- картой, выделяя в тексте самое главное; учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; развивать этические чувства. 3. Метапредметные: формировать мотивацию к осознанному нравственному поведению посредством работы с текстом; формировать чувство сострадания к окружающим нас людям. |
Оборудование | Текст рассказа, памятка работы с интеллект- картой; |
Планируемые результаты урока |
Личностные | Приобщение к духовно-нравственному сознанию и поведению. Воспитание внимательного отношения к окружающим нас людям. |
Предметные | Закрепление знаний о рассказе как жанре литературы; закрепление работы с составлением интеллект- карты. |
Метапредметные (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД) | Получение первоначальных навыков извлечения существенной информации из различных источников. Получение первоначальные навыков постановки учебной задачи Участие в коллективном обсуждении вопросов урока, приобщение к групповой работе |
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся |
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД(с указанием конкретных действий) |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | -Здравствуйте, ребята, предлагаю вам всем встать в круг, взяться за руки и поздороваться друг с другом по очереди. - Сегодня мы поговорим о красоте. А что же такое красота? Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события. Рассказ, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода. | Дети выполняют просьбу учителя. Отвечают на вопрос, обозначая свою эрудицию. | Коммуникативное УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Регулятивное УУД: понимать цель выполняемых действий |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | -Ребята, а сегодня я вам предлагаю рассказ И.А. Бунина «Красавица» | Учащиеся читают текст. | Познавательное УУД: умеют объяснить смысл понятий «Добро», «Зло». Регулятивное УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу. |
3. Закрепление новых знаний ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | -А теперь я вам предлагаю, посовещавшись в группах, составить интеллект-карту по данному произведению, а также выбрать одноклассника, который должен будет высказать общее коллективное мнение, выделив основную мысль рассказа, опираясь на интеллект-карту. | Учащиеся вспоминают правила работы с интеллект- картой(за помощью могут обратиться к памятке),распределяют самостоятельно, если нужно ,с помощью учителя, между собой обязанности в коллективной работе и создают интеллект-карту. | Регулятивное УУД оценивать правильность выполнения задания, высказывания. Коммуникативное УУД: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли. |
| | | Познавательное УУД: поиски способов решения проблемы; умение выделять существенную информацию из представленных источников (текст притчи и видеоролик) |
4.Самостоятельная работа и реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | - Итак, а теперь я предлагаю поделиться получившейся работой со всеми. _- Нам осталось лишь ответить на вопрос: «Что нужно сделать человеку, чтобы «выкормить» доброго волка? | 1. Внимательно слушают выступления учащихся из других групп, высказывают, если необходимо, свои мнения об услышанном, задают вопросы. 2. Отвечают на вопросы учителя. 1.Учащиеся высказываются по данному вопросу, делают каждый для себя определённые выводы в соответствии с основной мыслью рассказа. | Регулятивное УУД: удерживать учебную задачу в процессе работы. Коммуникативное УУД: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы; развитие умения публичного выступления |
5. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | 1. Обращает внимание обучающихся на вопросы, поставленные ими в начале урока, предлагает соотнести задачи урока с его результатами: на все ли вопросы был получен (дан) ответ; остались ли неразрешенные моменты. 2. Предлагает каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. 3. Итак, ребята, наш урок мне хотелось бы закончить вот такими словами Что есть красота? И почему её обожествляют люди- Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде? (Н. Заболоцкий) Спасибо всем вам за работу. Все хорошо трудились. Молодцы! До свидания! | 1.Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока. 2. Оценивают своё участие в уроке. | Познавательное УУД: Регулятивное УУД: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока. Коммуникативное УУД: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. |