kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 11 классе "Драматургия А.Вампилова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Драматургия А. Вампилова.

 

Цели урока: показать значение драматургии Вампилова для русской литературы; разобраться в художественных особенностях и идейном своеобразии пьесы «Старший сын».

 

Ход урока

I. Слово учителя

Александр Вампилов (1937—1972) — драматург, сыгравший значительную роль в современном театре. Он трагически погиб в 35 лет, так и не увидев ни одной своей пьесы на столичной сцене, при жизни издав лишь небольшой сборник рассказов. Значимость явления Вампилова подчеркивал В. Распутин, друживший с ним со студенческих времен: «В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов. — кажется, самую душу и самую надежду почти в единовременье потеряла с этими именами российская литература.». Пьесы целого театрального поколения, следовавшего за Вампиловым (Л. Петрушевская, В. Славкин, В. Арро, А. Галин)‚ получили в критике название «поствампиловской драматургии».

Истоки творчества Вампилова, прежде всего, в его родном старинном сибирском селе Кутулик Иркутской области, в доме его родителей-учителей (отца арестовали по ложному обвинению и расстреляли в 1938 году). Литературные источники его творчества — в драматургии 60-х (пьесы Розова, Арбузова, Володина). Роль молодого героя, расстающегося с романтическими иллюзиями, переосмысляется драматургом: свое поколение он представляет цинично обманутым, «потерянным». Драматическое действие у Вампилова нацелено на главный вопрос его творчества — вопрос о свободе. Мы остановимся на одной из произведений Вампилова — пьесе «Старший сын».

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе "Драматургия А.Вампилова"»

Тема урока: Драматургия А. Вампилова. Пьеса «Старший сын»

Цели урока: показать значение драматургии Вампилова для русской литературы; разобраться в художественных особенностях и идейном своеобразии пьесы «Старший сын».

Ход урока

I. Слово учителя

Александр Вампилов (1937—1972) — драматург, сыгравший значительную роль в современном театре. Он трагически погиб в 35 лет, так и не увидев ни одной своей пьесы на столичной сцене, при жизни издав лишь небольшой сборник рассказов. Значимость явления Вампилова подчеркивал В. Распутин, друживший с ним со студенческих времен: «В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов... — кажется, самую душу и самую надежду почти в единовременье потеряла с этими именами российская литература...». Пьесы целого театрального поколения, следовавшего за Вампиловым (Л. Петрушевская, В. Славкин, В. Арро, А. Галин)‚ получили в критике название «поствампиловской драматургии».

Истоки творчества Вампилова, прежде всего, в его родном старинном сибирском селе Кутулик Иркутской области, в доме его родителей-учителей (отца арестовали по ложному обвинению и расстреляли в 1938 году). Литературные источники его творчества — в драматургии 60-х (пьесы Розова, Арбузова, Володина). Роль молодого героя, расстающегося с романтическими иллюзиями, переосмысляется драматургом: свое поколение он представляет цинично обманутым, «потерянным». Драматическое действие у Вампилова нацелено на главный вопрос его творчества — вопрос о свободе. Мы остановимся на одной из произведений Вампилова — пьесе «Старший сын».

II. Просмотр фрагментов художественного фильма «Старший сын». Беседа

— Каковы отличительные черты жанра пьесы «Старший сын?

— В чем особенность системы характеров пьесы?

— Есть ли в пьесе деление на положительных и отрицательных героев?

— Как Бусыгин из сына-самозванца превращается в родного для Сарафановых человека? Какой смысл имеет это превращение?

— Как рассматривается в пьесе вопрос о правде? Зачем герои «Старшего сына» врут? Есть ли у этого вранья оправдание? Всегда ли нужна правда?

— Финал пьесы оптимистический. Как вы думаете, могло ли такое случиться в жизни? Как, по-вашему, сложатся судьбы героев в дальнейшем?

III. Слово учителя

Духовное родство людей оказывается надежней и крепче формальных родственных связей. За внешней бравадой и цинизмом молодых людей обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прощению, состраданию: «Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову». В финале пьесы Бусыгин, в котором проснулась потребность быть кому-то нужным, говорит: «Откровенно говоря, я сам уже не верю, что я вам не сын». И Сарафанов отвечает: «Что бы там ни было, я считаю тебя сыном. Вы все мои дети, потому что я люблю вас».

Так от частной, бытовой истории пьеса поднимается до общечеловеческих гуманистических проблем. Правда, парадокс том, что люди становятся родными, начинают чувствуют ответственность друг за друга лишь по счастливой случайности. Недаром первый сборник рассказов Вампилова называется «Стечение обстоятельств». Уже там писатель заявляет: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека». И драматург Вампилов творит такие случаи в своих пьесах.

Домашнее задание

Задания по группам: подготовить сообщения-представления о поэтах, писавших в жанре «авторской песни».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок литературы в 11 классе "Драматургия А.Вампилова"

Автор: Лайкова Елена Анатольевна

Дата: 26.06.2019

Номер свидетельства: 516006


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства