kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы "Творчество С.А.Есенина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с поэтическим творчеством С.А.Есенина. Чтение и анализ стихотворений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Творчество С.А.Есенина"»

С.А.Есенин фильм

http://yandex.ru/video/search?fiw=0.00265639&filmId=I9945vz40Cw&text=%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9%20%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%20%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC&path=wizard

Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая».

Выразительное чтение стихотворения учителем или хорошо подготовленным учеником.

Учитель. Теперь мы постараемся вникнуть в художественное содержание стихотворения. Обратите внимание на первую строку. Вы знаете, что в любом стихотворении первая строка сразу настраивает на определенный лад. Какие особенности вы здесь заметили?

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.


Ученик. Показан образ рощи. Роща здесь отговорила, как человек. Поэт использует золотой цвет («роща золотая»), но здесь это цвет торжественного, царственного увядания.

Учитель. Мы уже с первых слов почувствовали, что это не просто роща, а лирическое раскрытие состояния самого поэта.

А по- вашему, это стихотворение веселое или печальное?

Ученик. Конечно, печальное. О веселом, только воспоминание.

Учитель. Итак, оба слова при всей их противоположности, служат эмоциональным ключом к стихотворению. Перечитаем вторую строфу стихотворения.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник

– Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Учитель. Какие вы здесь выделите ключевые образы? Вспомните другие стихи Есенина, где они встречаются.

Ученик. Образ дома. Дом – это родина, воспоминание о детстве, матери, это то, что человек покидает, а потом грустит.

У Есенина много и других стихов, где есть образ дома. « Низкий дом с голубыми ставнями…» - здесь тоже показан образ дома, куда стремится поэт. Даже общее настроение стихотворений похоже.

«Письмо матери». В этом стихотворении мать грустит о сыне, покинувшем родной дом.

Учитель. Видите, образы второй строфы проходят через многие стихи Есенина. Здесь выражены его мысли о жизни, о судьбе человека на земле. Какие же это мысли?

Ученик. О краткости жизни. Человек – только странник в этой жизни. Но жалеть его не надо: так должно быть, это закон жизни. А жизнь – дорога, человек – путник. Только конопляник грустит обо всех ушедших. Опять звучит мысль, что человек и природа едины.

Учитель. Вы верно уловили самое главное. Здесь речь идет о гармонии мира, о его красоте. Несмотря на краткость жизни, поэт любит жизнь, чувствует красоту природы. Ощущение гармонии возникает и от того, как нарисована эта картина.

Ученик. Мы видим голубой пруд и широкий месяц над ним - картина спокойная, уравновешенная. Мы как бы видим и верх и низ. И цвет здесь контрастный - голубой пруд и золотая роща. Это создает впечатление прочного, незыблемого. А рядом - образ странника, дороги, мгновения. И все это вместе гармонично сочетается.

Учитель. Теперь посмотрим, как в третьей и четвертой строфах нарисованы прошлое и настоящее, какие образы помогают их представить.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер вдаль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.



Ученик. Прошлое и настоящее противопоставлены друг другу. О прошлом сказано: « Не жаль души сиреневую цветь». Сирень – весенние цветы, и душа в юности цветет, как сирень.

Ученик. Прошлое – зеленая, светлая, березовая роща. А настоящее - голая равнина, одиночество, печальные журавли.

Учитель. Какую роль здесь играет цвет?

Ученик. Настоящее окрашено в золотой и красный – цвета увядания. Они создают тревожное настроение, напоминают о страдании. Кисти рябин горят, как костер.

Учитель. А каково отношение поэта к прошлому и настоящему? Обратите внимание, что поэт несколько раз повторяет: «Не жаль». Ему в самом деле не жаль прошлого?

Ученик. Нет, наоборот. Все стихотворение наполнено острейшей жалостью, тоской по уходящей жизни. Это грустное размышление о прошлом.

Учитель. А помните: « Не жалею, не зову, не плачу…», там тоже чувство возникает вопреки смыслу слов. Почему возникает такое чувство?

Ученик. Наверное, потому, что, когда человек говорит спокойно о прошлом, трагедия чувствуется еще сильнее.

Учитель. Но разве тон здесь спокойный? Как раз тон и говорит нам: не верь его словам. Слова говорят: « Не жаль», а вся музыка стиха, контрасты образов, цвета передают тоску и сожаление.

Каков звуковой фон этой строки?

Ученик. Во второй половине преобладает звук р , а в первой половине звук л. Этот контраст звуков усиливает контраст слов, их смысла.

Учитель. Звук Р связан с красным пятном: « Горит костер рябины красной – не может согреть – не обгорят рябиновые кисти». Эти наблюдения помогают понять, что смысл стихотворения составляют не только значение слов, но и образы. Стих в единстве с звучащим словом составляет самую душу произведения. И после этих строк чувство несколько затухает, наступает грустное примирение. Обращаемся к последним строфам этого стихотворения.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…,

Скажите так…что роща золотая

Отговорила милым языком.

Ученик. Здесь поэт говорит, что уход жизни – закон природы, общий и для дерева, и для человека. «Дерево роняет тихо листья», и поэт роняет грустные слова. Листья дерева и слова затем сливаются в один образ, и ветер – время может их все сгрести в ненужный ком. А в последних строках вновь возникает образ золотой рощи. Это создает композиционную завершенность стихотворения.

Учитель. Какой вывод мы можем сделать? Какова основная мысль этого стихотворения?

Ученик. Поэт говорит о непреходящей ценности прекрасного прошлого, которое продолжает жить в душе в самые трагические моменты. Настоящего не может быть без прошлого. Прошлое и настоящее идут рядом друг с другом.

Учитель. Эти стихи говорят о вечном, общечеловеческом. Мысль о смерти оборачивается утверждением жизни, осознанием краткости жизни. Это стихотворение заставляет задуматься о своей жизни, заставляет ценить человека и жизнь.

































Не бродить, не мять в кустах багряных

II. Чтение стихотворения.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась мне ты навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была.

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук.

Но осталось в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи-

К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась мне ты навсегда.

III. Беседа по вопросам:

Сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда» и «овес»? Почему?

(Поэт поэтизирует эти слова, придает им эмоциональную окрашенность.)

какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»?

(«Имя тонкое», то есть имя не отделимо от юной красавицы, стройной и тонкой. Этот эпитет связан со сравнением «как звук».)

О чем это произведение?

(О природе. О родине. О любви. Через любовь к женщине и природе раскрывается любовь поэта к родной земле. Это и есть «есенинское ощущение родной земли», которое «сродни народному мировосприятию с его жизнелюбием, глубинным постижением красоты, одухотворением предметов…»)

В стихотворении изобилие изобразительно- выразительных средств.

Какие изобразительно- выразительные средства встречаются в стихотворении?

(Эпитеты, метафоры, сравнения, повторы и т.д.  Приведите примеры.

Повторы - отличительная черта есенинского мастерства. Найдите повторы в тексте.

(Первое и последнее четверостишия.)

Обрамление припевов сближает стихотворение с песней.

Найдите слова обозначающие цвет.

(багряный, алый, розовый – одна цветовая гамма.)

- Как меняются оттенки?

(Красноватые оттенки постепенно меняются от темного к светлому: сначала –багряные (темно- красные) кусты, в которых затерялся ее след, потом алый (ярко- красно) сок ягоды на ее коже, наконец, розовый закат и «она» соединяются в поэтическом сравнении:

На закат ты розовый похожа…

А потом, когда «она» уже «отоснилась», заря неизбежно вызывает мысли о ней, и, на первый взгляд, цветного эпитета нет, но есть намек: «тихий час». А в «тихий час» заря – розовая.)

Так образ природы слился с образом любимой девушки. Найдите эпитеты обращенные к «ней».

(Нежная, лучистая, светлая; ее имя - тонкое, волосы – овсяные, руки – невинные.)

На всем, что связано с ней – нежной, красивой, лучистой, светлой, - лежит теплый отсвет. И в тоже время это свет ее души.

Это он так чутко воспринимает красоту. Для него красота природы и человека сливаются. И вот уже о ней он начинает говорить, как о природе:

Зерна глаз твоих осыпались, завяли…

Цвет волос ее – «овсяный». «Вечер синий шепчет о ней». Причем «синий» у Есенина светлый и приятный (в отличие от Блока.)

Вывод. Таким образом, цветовые эпитеты исполняют роль зрительных ощущений. С их помощью сливаются воедино дорогие сердцу образы.

Не менее  существенное значение в стихотворении имеют звуковые образы. Они придают есенинскому стиху особую выразительность, музыкальность, что сближает его с песней. Найдите звуковые повторы в первой строфе.

с – с н – н  - аллитерация (повторение согласных).

Это не случайно такая тональность обусловлена звуковой основой слова «овсяный» – это и определило зрительно- звуковой образ строфы. С овсом, его колосьями связан шелест с легким посвистом с. Хотя первая строфа богата и другими созвучиями. Музыкальность

каким настроением овеяно стихотворение «Отоснилась мне ты навсегда»?

(Стихотворение овеяно легкой грустью. Это грусть прощения то ли с родной стороной, то ли с неповторимой юностью, которая пошла среди природы.)

В каких строках выражается лирический мотив прощения? Заканчивается ли стихотворение прощением?

(Стихотворение не заканчивается прощением, потому что память сердца воскрешает все. И снова звучат стихи о природе и о ней. Заканчивается стихотворение дословным повторением первого четверостишия.

Поэт не перечеркивает прошлого, а всем произведением уверяет: пусть возврата нет, пусть юность с ее мертвым чувством не вернуть, но она осталась с нами и в нас, обернувшись восприимчивостью к красоте, ко всему лучшему, что есть в жизни.)

IV. Подведение итогов.

Это стихотворение – яркий пример, как в творчестве С. Есенина сливаются воедино три самые важные в его творчестве темы: природа, родной край и любовь.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы "Творчество С.А.Есенина"

Автор: Безденежных Татьяна Александровна

Дата: 13.03.2023

Номер свидетельства: 627369


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства