Выразительное чтение стихотворения учителем или хорошо подготовленным учеником.
Учитель. Теперь мы постараемся вникнуть в художественное содержание стихотворения. Обратите внимание на первую строку. Вы знаете, что в любом стихотворении первая строка сразу настраивает на определенный лад. Какие особенности вы здесь заметили?
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Ученик. Показан образ рощи. Роща здесь отговорила, как человек. Поэт использует золотой цвет («роща золотая»), но здесь это цвет торжественного, царственного увядания.
Учитель. Мы уже с первых слов почувствовали, что это не просто роща, а лирическое раскрытие состояния самого поэта.
А по- вашему, это стихотворение веселое или печальное?
Ученик. Конечно, печальное. О веселом, только воспоминание.
Учитель. Итак, оба слова при всей их противоположности, служат эмоциональным ключом к стихотворению. Перечитаем вторую строфу стихотворения.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник
– Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Учитель. Какие вы здесь выделите ключевые образы? Вспомните другие стихи Есенина, где они встречаются.
Ученик. Образ дома. Дом – это родина, воспоминание о детстве, матери, это то, что человек покидает, а потом грустит.
У Есенина много и других стихов, где есть образ дома. « Низкий дом с голубыми ставнями…» - здесь тоже показан образ дома, куда стремится поэт. Даже общее настроение стихотворений похоже.
«Письмо матери». В этом стихотворении мать грустит о сыне, покинувшем родной дом.
Учитель. Видите, образы второй строфы проходят через многие стихи Есенина. Здесь выражены его мысли о жизни, о судьбе человека на земле. Какие же это мысли?
Ученик. О краткости жизни. Человек – только странник в этой жизни. Но жалеть его не надо: так должно быть, это закон жизни. А жизнь – дорога, человек – путник. Только конопляник грустит обо всех ушедших. Опять звучит мысль, что человек и природа едины.
Учитель. Вы верно уловили самое главное. Здесь речь идет о гармонии мира, о его красоте. Несмотря на краткость жизни, поэт любит жизнь, чувствует красоту природы. Ощущение гармонии возникает и от того, как нарисована эта картина.
Ученик. Мы видим голубой пруд и широкий месяц над ним - картина спокойная, уравновешенная. Мы как бы видим и верх и низ. И цвет здесь контрастный - голубой пруд и золотая роща. Это создает впечатление прочного, незыблемого. А рядом - образ странника, дороги, мгновения. И все это вместе гармонично сочетается.
Учитель. Теперь посмотрим, как в третьей и четвертой строфах нарисованы прошлое и настоящее, какие образы помогают их представить.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер вдаль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Ученик. Прошлое и настоящее противопоставлены друг другу. О прошлом сказано: « Не жаль души сиреневую цветь». Сирень – весенние цветы, и душа в юности цветет, как сирень.
Ученик. Прошлое – зеленая, светлая, березовая роща. А настоящее - голая равнина, одиночество, печальные журавли.
Учитель. Какую роль здесь играет цвет?
Ученик. Настоящее окрашено в золотой и красный – цвета увядания. Они создают тревожное настроение, напоминают о страдании. Кисти рябин горят, как костер.
Учитель. А каково отношение поэта к прошлому и настоящему? Обратите внимание, что поэт несколько раз повторяет: «Не жаль». Ему в самом деле не жаль прошлого?
Ученик. Нет, наоборот. Все стихотворение наполнено острейшей жалостью, тоской по уходящей жизни. Это грустное размышление о прошлом.
Учитель. А помните: « Не жалею, не зову, не плачу…», там тоже чувство возникает вопреки смыслу слов. Почему возникает такое чувство?
Ученик. Наверное, потому, что, когда человек говорит спокойно о прошлом, трагедия чувствуется еще сильнее.
Учитель. Но разве тон здесь спокойный? Как раз тон и говорит нам: не верь его словам. Слова говорят: « Не жаль», а вся музыка стиха, контрасты образов, цвета передают тоску и сожаление.
Каков звуковой фон этой строки?
Ученик. Во второй половине преобладает звук р , а в первой половине звук л. Этот контраст звуков усиливает контраст слов, их смысла.
Учитель. Звук Р связан с красным пятном: « Горит костер рябины красной – не может согреть – не обгорят рябиновые кисти». Эти наблюдения помогают понять, что смысл стихотворения составляют не только значение слов, но и образы. Стих в единстве с звучащим словом составляет самую душу произведения. И после этих строк чувство несколько затухает, наступает грустное примирение. Обращаемся к последним строфам этого стихотворения.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…,
Скажите так…что роща золотая
Отговорила милым языком.
Ученик. Здесь поэт говорит, что уход жизни – закон природы, общий и для дерева, и для человека. «Дерево роняет тихо листья», и поэт роняет грустные слова. Листья дерева и слова затем сливаются в один образ, и ветер – время может их все сгрести в ненужный ком. А в последних строках вновь возникает образ золотой рощи. Это создает композиционную завершенность стихотворения.
Учитель. Какой вывод мы можем сделать? Какова основная мысль этого стихотворения?
Ученик. Поэт говорит о непреходящей ценности прекрасного прошлого, которое продолжает жить в душе в самые трагические моменты. Настоящего не может быть без прошлого. Прошлое и настоящее идут рядом друг с другом.
Учитель. Эти стихи говорят о вечном, общечеловеческом. Мысль о смерти оборачивается утверждением жизни, осознанием краткости жизни. Это стихотворение заставляет задуматься о своей жизни, заставляет ценить человека и жизнь.
Не бродить, не мять в кустах багряных
II. Чтение стихотворения.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась мне ты навсегда.
С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая была.
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.
Зерна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук.
Но осталось в складках смятой шали
Запах меда от невинных рук.
В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.
Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи-
К светлой тайне приложил уста.
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась мне ты навсегда.
III. Беседа по вопросам:
Сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов «лебеда» и «овес»? Почему?
(Поэт поэтизирует эти слова, придает им эмоциональную окрашенность.)
какой эпитет в стихотворении соответствует слову «имя»?
(«Имя тонкое», то есть имя не отделимо от юной красавицы, стройной и тонкой. Этот эпитет связан со сравнением «как звук».)
О чем это произведение?
(О природе. О родине. О любви. Через любовь к женщине и природе раскрывается любовь поэта к родной земле. Это и есть «есенинское ощущение родной земли», которое «сродни народному мировосприятию с его жизнелюбием, глубинным постижением красоты, одухотворением предметов…»)
В стихотворении изобилие изобразительно- выразительных средств.
Какие изобразительно- выразительные средства встречаются в стихотворении?
(Эпитеты, метафоры, сравнения, повторы и т.д. Приведите примеры.
Повторы - отличительная черта есенинского мастерства. Найдите повторы в тексте.
(Первое и последнее четверостишия.)
Обрамление припевов сближает стихотворение с песней.
Найдите слова обозначающие цвет.
(багряный, алый, розовый – одна цветовая гамма.)
- Как меняются оттенки?
(Красноватые оттенки постепенно меняются от темного к светлому: сначала –багряные (темно- красные) кусты, в которых затерялся ее след, потом алый (ярко- красно) сок ягоды на ее коже, наконец, розовый закат и «она» соединяются в поэтическом сравнении:
На закат ты розовый похожа…
А потом, когда «она» уже «отоснилась», заря неизбежно вызывает мысли о ней, и, на первый взгляд, цветного эпитета нет, но есть намек: «тихий час». А в «тихий час» заря – розовая.)
Так образ природы слился с образом любимой девушки. Найдите эпитеты обращенные к «ней».
(Нежная, лучистая, светлая; ее имя - тонкое, волосы – овсяные, руки – невинные.)
На всем, что связано с ней – нежной, красивой, лучистой, светлой, - лежит теплый отсвет. И в тоже время это свет ее души.
Это он так чутко воспринимает красоту. Для него красота природы и человека сливаются. И вот уже о ней он начинает говорить, как о природе:
Зерна глаз твоих осыпались, завяли…
Цвет волос ее – «овсяный». «Вечер синий шепчет о ней». Причем «синий» у Есенина светлый и приятный (в отличие от Блока.)
Вывод. Таким образом, цветовые эпитеты исполняют роль зрительных ощущений. С их помощью сливаются воедино дорогие сердцу образы.
Не менее существенное значение в стихотворении имеют звуковые образы. Они придают есенинскому стиху особую выразительность, музыкальность, что сближает его с песней. Найдите звуковые повторы в первой строфе.
Это не случайно такая тональность обусловлена звуковой основой слова «овсяный» – это и определило зрительно- звуковой образ строфы. С овсом, его колосьями связан шелест с легким посвистом с. Хотя первая строфа богата и другими созвучиями. Музыкальность
каким настроением овеяно стихотворение «Отоснилась мне ты навсегда»?
(Стихотворение овеяно легкой грустью. Это грусть прощения то ли с родной стороной, то ли с неповторимой юностью, которая пошла среди природы.)
В каких строках выражается лирический мотив прощения? Заканчивается ли стихотворение прощением?
(Стихотворение не заканчивается прощением, потому что память сердца воскрешает все. И снова звучат стихи о природе и о ней. Заканчивается стихотворение дословным повторением первого четверостишия.
Поэт не перечеркивает прошлого, а всем произведением уверяет: пусть возврата нет, пусть юность с ее мертвым чувством не вернуть, но она осталась с нами и в нас, обернувшись восприимчивостью к красоте, ко всему лучшему, что есть в жизни.)
IV. Подведение итогов.
Это стихотворение – яркий пример, как в творчестве С. Есенина сливаются воедино три самые важные в его творчестве темы: природа, родной край и любовь.