Формирование умения определять основную мысль произведения, его художественные особенности.
Ход урока
Литературоведческая разминка.
Определение стихотворного размера стихотворений
Н. Некрасова.
На прошлом уроке мы читали стихотворение «Размышление у парадного подъезда». Вы, конечно, обратили внимание, что строфы отличаются размером, в них разное количество стоп. Определите, каким размером написано произведение? (Анапестом.)
Как вы это определили? Какие интонации придает этот размер стихотворению? (Интонации неспешного раздумья, размышления.)
Задание: определите стихотворный размер каждого из отрывков из произведений Некрасова. Обратите внимание на темы его произведений (там, где можно это определить по отрывку).
Кто виноват - у судьбы не допросишься,
Да и не все ли равно?
У моря бродишь: «Не верю, не бросишься!» -
Вкрадчиво шепчет оно. (Дактиль.)
Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум. (Анапест.)
Замолкни, Муза мести и печали!
Я сон чужой тревожить не хочу,
Довольно мы с тобою проклинали.
Один я умираю - и молчу. (Ямб.)
Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама слагается в уме. (Амфибрахий.)
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес. (Хорей.)
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна...
Грустную думу наводит она. (Дактиль.)
7. Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор...
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор. (Ямб.)
П. История создания стихотворения «Железная дорога».
Шестидесятые годы XIX века. Некрасов говорил, что это было время надежд, которым не суждено было сбыться. В 1861 году Александр II отменил крепостное право, официально народ был освобожден, но от последствий многовековой крепостной зависимости невозможно было избавиться моментально. Поэт считал либеральные реформы Александра II обманом и ограблением народа, в целом ряде стихотворений высказывал свое негативное отношение к реформам, эти стихотворения были проникнуты разоблачительным, обличительным пафосом. Таково и стихотворение «Железная дорога». Железную дорогу из Петербурга в Москву прокладывали 10 лет под руководством главного управляющего путями сообщения графа П. А. Клейнмихеля, известного своей жестокостью. Осенью 1864 г. Некрасов в поезде, услышав или будто бы услышав приведенный в эпиграфе разговор отца с сыном, счел или будто бы счел нужным вмешаться в разговор.
Ш. Комментнрованное чтение и анализ произведения.
Анализ первой части стихотворения.
Вы читали дома стихотворение, скажите, что представляет собой картина, нарисованная в первой части? (Это пейзаж, изображение осенней природы, проникнутое настроением бодрости, ясности, покоя. Дважды повторяется восклицание «Славная осень!», настроение умиротворения подтверждается строкой «Все хорошо под сиянием лунным». Это настроение создается и при помощи лексики: «славная», «здоровый», «ядреный», «бодрит», «свежи», «морозные», «ясные», «хорошо».)
Найдите слово, выбивающееся из этого ряда. (Безобразие - «нет безобразья в природе!» Эта фраза настораживает: если нет безобразья в природе, значит где-то оно есть.)
Почему мягкие листья вызывают желание «выспаться»? (Это восприятие труженика, уставшего от тяжелой работы.)
Чтение н а и з у с т ь этого отрывка.
Слово учителя.
Итак, случайно услышанный разговор вызывает лирического героя на объяснение. Он хочет открыть правду не только мальчику- попутчику. Правда показана через фантастический, сказочный образ царя-голода. Он и согнал «массы народные» на строительство железной дороги. Некрасов называет цену, какой построена дорога.
Групповая работа.
Задание: найдите и зачитайте строки, рисующие картины подневольного труда. Как воспринимает «правду» рассказчика Ваня? Генерал? (Ваня - внимательный и впечатлительный мальчик, он как будто видел картины, которые рисовал ему попутчик. На рассказ Вани об удивительном сне генерал просто «захохотал», для него все, что говорит лирический герой - «чепуха». С точки зрения генерала, народ - это «варвары», «дикое скопище пьяниц»; он возмущен той страшной картиной, которую нарисовал герой, приказывает нарисовать светлую сторону жизни.)
Теория литературы. Применение теории в работе с текстом.
Беседа по вопросам.
Черты какого жанра проявляются при описании видений лунной ночи? (Черты баллады.)
Действительно, баллада - стихотворный рассказ на историческую или легендарную тему, где реальное сочетается с фантастическим, при этом сюжет движется диалогом. Тема строительства железной дороги, унесшей тысячи жизней, достойна, с точки зрения Некрасова, иметь историческое значение. В описаниях призраков выступают и реальные, и фантастические черты.
Какой прием использован при написании четвертой части? (Эта часть построена при помощи иронии. «Светлая сторона» - окончание тяжелых работ, когда оказалось, что рабочие еще остались должны подрядчику, издевательски звучит фраза: «И - недоимку дарю!»)
В чем особенность окончания стихотворения? (Используется риторический вопрос и многоточие.)
Вернемся к словам первой части «Нет безобразья в природе»: есть ли в произведении антитеза описанию природы? (Да, прекрасная, мирная картина природы в первой части противопоставлена «безобразью» отношений между людьми, антитеза подчеркивает неестественность положения народа, на своих плечах выносящего «что Господь ни пошлет».)
IV. Развернутый ответ на вопрос.
Задание. Согласны ли вы с утверждением, что стихотворения Некрасова «проникнуты глубоким сочувствием к человеку, гражданским чувством». Докажите примерами.
Домашнее задание. Закончить письменную работу.
Приложение 1
Как подготовить выразительное чтение стихотворения «Железная дорога»
Подумаем, в чем особенность осеннего пейзажа, нарисованного в первой главке стихотворения. Найдите слова, выражающие чувства поэта, его отношение к увиденному из окна вагона.
В чем же видит поэт красоту? Представим себе: лед, похожий на тающий сахар, желтые листья, как ковер, моховые болота, пни, кочки... Все такое обычное, где же здесь красота? Но нет, все залито волшебным лунным даже не светом, а сиянием, ведь это «родимая Русь»! Осень увидена глазами человека-творца, который открывает прекрасное в самом обыкновенном. Ведь творчество — это и есть открытие нового, преображение мира.
Поэт любит свою родину не за какие-то дивные красоты, а потому что это его родина. Он называет ее не громким именем Россия, а старинным и ласковым словом Русь.
А почему поэта радует воздух, который «усталые силы бодрит»?
Почему мягкие листья вызывают у него желание «выспаться»? Да, это труженик, уставший от тяжелой работы. И в этом он тоже частица того народа, о котором написано стихотворение.
Так, еще ни слова не сказав о труде народа, построившего железную дорогу, поэт уже настраивает читателя на высокую думу о родине, народе, красоте, труде, творчестве.
После этих наблюдений вам удастся найти нужную интонацию, чтобы передать настроение поэта.
Перейдем ко второй главке.
Посмотрим, как развивается мысль. Можно выделить отдельные части этой главки: 1) царь-голод, 2) песнь мертвецов, 3) белорус, 4) мысли о будущем народа. Подумайте, как меняется интонация при переходе от одной части к другой. Как прочитать строки о царе-голоде: торжественно и твердо или печально, с горечью? Где сделать логические ударения в строках: «К жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе»? Заметили ли вы, как в словах «Прямо дороженька, насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты» сам ритм стиха помогает услышать мерный стук вагонных колес?
При чтении второго и третьего отрывков важно найти нужную интонацию. Из приведенных далее слов выберите те, которые помогут вам это сделать: сочувствие, жалость, восхищение, возмущение, гордость, горечь, печаль, поэтичность, негодование. В каких строках открыто проявляется чувство поэта?
Как должны звучать заключительные строки главки?
Не забудьте, что это слова, обращенные к ребенку, и что заканчивается торжественное пророчество о широкой и ясной дороге к счастливому будущему народа горьким сожалением: «Жаль,
только - жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе».
Третья главка начинается с резкого перелома интонации: свисток паровоза развеял сон удивительный. Мальчик еще под впечатлением сна, хочет рассказать отцу. Но генерал окончательно разрушает поэтическую картину своим хохотом.
Сколько дивных красот повидал генерал в Италии, в Вене, но в душе его нет поэзии. Автор-рассказчик видит прекрасные черты народа-творца, несмотря на его уродливый облик, а генерал видит только внешнее. Для него народ - «варвары, дикое скопище пьяниц». Нет, не тронут его сердца ни славная осень, ни труженики- мужики, ценой героического труда проложившие дорогу среди бесплодных дебрей. Для него все эти картины - зрелище смерти, печали, которое не должно тревожить сердце ребенка.
С каким же чувством говорит поэт о генерале? Презрения, негодования, насмешки, иронии, гнева? Какое из этих слов более всего подходит для определения интонации?
Четвертая главка - изображение того, что генерал считает «светлой стороной» жизни. А как относится к этой картине рассказчик? Верно ли, что у него картина вызывает чувство горечи, досады, гнева? Чем вызваны его чувства? Постарайтесь передать иронию при чтении этой главки.