kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы по теме Н.А.Некрасов. Стихотворение "Железная дорога"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы для 7 класса по программе Меркина М.Н.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме Н.А.Некрасов. Стихотворение "Железная дорога"»

ТЕМА : Н.А. НЕКРАСОВ.СТИХОТВОРЕНИЕ «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»

Цели урока:

  1. Актуализация знаний о творчестве Н. Некрасова.

  2. Закрепление умения выразительно читать лирические произ­ведения.

  3. Формирование умения определять основную мысль произве­дения, его художественные особенности.



Ход урока

  1. Литературоведческая разминка.

Определение стихотворного размера стихотворе­ний

Н. Некрасова.

  • На прошлом уроке мы читали стихотворение «Размышление у парадного подъезда». Вы, конечно, обратили внимание, что стро­фы отличаются размером, в них разное количество стоп. Определи­те, каким размером написано произведение? (Анапестом.)

  • Как вы это определили? Какие интонации придает этот раз­мер стихотворению? (Интонации неспешного раздумья, размышле­ния.)

Задание: определите стихотворный размер каждого из от­рывков из произведений Некрасова. Обратите внимание на темы его произведений (там, где можно это определить по отрывку).

Кто виноват - у судьбы не допросишься,

Да и не все ли равно?

У моря бродишь: «Не верю, не бросишься!» -

Вкрадчиво шепчет оно. (Дактиль.)


  1. Ты всегда хороша несравненно,

Но когда я уныл и угрюм,

Оживляется так вдохновенно

Твой веселый, насмешливый ум. (Анапест.)


  1. Замолкни, Муза мести и печали!

Я сон чужой тревожить не хочу,

Довольно мы с тобою проклинали.

Один я умираю - и молчу. (Ямб.)


  1. Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,

По нивам, по лугам, уставленным стогами,

Задумчиво брожу в прохладной полутьме,

И песнь сама слагается в уме. (Амфибрахий.)


  1. Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес. (Хорей.)


  1. Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна...

Грустную думу наводит она. (Дактиль.)

7. Все рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни морей, ни гор...

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор. (Ямб.)



П. История создания стихотворения «Железная дорога».

Шестидесятые годы XIX века. Некрасов говорил, что это было время надежд, которым не суждено было сбыться. В 1861 году Александр II отменил крепостное право, официально народ был освобожден, но от последствий многовековой крепостной зависи­мости невозможно было избавиться моментально. Поэт считал ли­беральные реформы Александра II обманом и ограблением народа, в целом ряде стихотворений высказывал свое негативное отноше­ние к реформам, эти стихотворения были проникнуты разоблачи­тельным, обличительным пафосом. Таково и стихотворение «Же­лезная дорога». Железную дорогу из Петербурга в Москву прокла­дывали 10 лет под руководством главного управляющего путями сообщения графа П. А. Клейнмихеля, известного своей жестоко­стью. Осенью 1864 г. Некрасов в поезде, услышав или будто бы услышав приведенный в эпиграфе разговор отца с сыном, счел или будто бы счел нужным вмешаться в разговор.



Ш. Комментнрованное чтение и анализ произведения.

  1. Анализ первой части стихотворения.

  • Вы читали дома стихотворение, скажите, что представляет собой картина, нарисованная в первой части? (Это пейзаж, изо­бражение осенней природы, проникнутое настроением бодрости, ясности, покоя. Дважды повторяется восклицание «Славная осень!», настроение умиротворения подтверждается строкой «Все хорошо под сиянием лунным». Это настроение создается и при помощи лексики: «славная», «здоровый», «ядреный», «бодрит», «свежи», «морозные», «ясные», «хорошо».)

  • Найдите слово, выбивающееся из этого ряда. (Безобразие - «нет безобразья в природе!» Эта фраза настораживает: если нет безобразья в природе, значит где-то оно есть.)

  • Почему мягкие листья вызывают желание «выспаться»? (Это восприятие труженика, уставшего от тяжелой работы.)

  1. Чтение н а и з у с т ь этого отрывка.

  2. Слово учителя.

  • Итак, случайно услышанный разговор вызывает лирического героя на объяснение. Он хочет открыть правду не только мальчику- попутчику. Правда показана через фантастический, сказочный об­раз царя-голода. Он и согнал «массы народные» на строительство железной дороги. Некрасов называет цену, какой построена дорога.

  1. Групповая работа.

Задание: найдите и зачитайте строки, рисующие картины подневольного труда. Как воспринимает «правду» рассказчика Ва­ня? Генерал? (Ваня - внимательный и впечатлительный мальчик, он как будто видел картины, которые рисовал ему попутчик. На рас­сказ Вани об удивительном сне генерал просто «захохотал», для него все, что говорит лирический герой - «чепуха». С точки зрения генерала, народ - это «варвары», «дикое скопище пьяниц»; он воз­мущен той страшной картиной, которую нарисовал герой, прика­зывает нарисовать светлую сторону жизни.)

  1. Теория литературы. Применение теории в работе с текстом.

Беседа по вопросам.

  • Черты какого жанра проявляются при описании видений лун­ной ночи? (Черты баллады.)

  • Действительно, баллада - стихотворный рассказ на историче­скую или легендарную тему, где реальное сочетается с фантастиче­ским, при этом сюжет движется диалогом. Тема строительства же­лезной дороги, унесшей тысячи жизней, достойна, с точки зрения Некрасова, иметь историческое значение. В описаниях призраков выступают и реальные, и фантастические черты.

  • Какой прием использован при написании четвертой части? (Эта часть построена при помощи иронии. «Светлая сторона» - окончание тяжелых работ, когда оказалось, что рабочие еще ос­тались должны подрядчику, издевательски звучит фраза: «И - не­доимку дарю!»)

  • В чем особенность окончания стихотворения? (Используется риторический вопрос и многоточие.)

  • Вернемся к словам первой части «Нет безобразья в природе»: есть ли в произведении антитеза описанию природы? (Да, прекрас­ная, мирная картина природы в первой части противопоставлена «безобразью» отношений между людьми, антитеза подчеркивает неестественность положения народа, на своих плечах выносящего «что Господь ни пошлет».)

IV. Развернутый ответ на вопрос.

Задание. Согласны ли вы с утверждением, что стихотворения Некрасова «проникнуты глубоким сочувствием к человеку, граж­данским чувством». Докажите примерами.

Домашнее задание. Закончить письменную работу.



Приложение 1

Как подготовить выразительное чтение стихотворения «Железная дорога»

  • Подумаем, в чем особенность осеннего пейзажа, нарисован­ного в первой главке стихотворения. Найдите слова, выражающие чувства поэта, его отношение к увиденному из окна вагона.

В чем же видит поэт красоту? Представим себе: лед, похожий на тающий сахар, желтые листья, как ковер, моховые болота, пни, кочки... Все такое обычное, где же здесь красота? Но нет, все зали­то волшебным лунным даже не светом, а сиянием, ведь это «роди­мая Русь»! Осень увидена глазами человека-творца, который открывает прекрасное в самом обыкновенном. Ведь творчество — это и есть открытие нового, преображение мира.

Поэт любит свою родину не за какие-то дивные красоты, а по­тому что это его родина. Он называет ее не громким именем Рос­сия, а старинным и ласковым словом Русь.

А почему поэта радует воздух, который «усталые силы бод­рит»?

Почему мягкие листья вызывают у него желание «выспаться»? Да, это труженик, уставший от тяжелой работы. И в этом он тоже частица того народа, о котором написано стихотворение.

Так, еще ни слова не сказав о труде народа, построившего же­лезную дорогу, поэт уже настраивает читателя на высокую думу о родине, народе, красоте, труде, творчестве.

После этих наблюдений вам удастся найти нужную интонацию, чтобы передать настроение поэта.

  • Перейдем ко второй главке.

Посмотрим, как развивается мысль. Можно выделить отдель­ные части этой главки: 1) царь-голод, 2) песнь мертвецов, 3) бело­рус, 4) мысли о будущем народа. Подумайте, как меняется интона­ция при переходе от одной части к другой. Как прочитать строки о царе-голоде: торжественно и твердо или печально, с горечью? Где сделать логические ударения в строках: «К жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе»? Заметили ли вы, как в словах «Прямо дороженька, насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты» сам ритм стиха помогает услышать мерный стук вагонных колес?

  • При чтении второго и третьего отрывков важно найти нуж­ную интонацию. Из приведенных далее слов выберите те, которые помогут вам это сделать: сочувствие, жалость, восхищение, возму­щение, гордость, горечь, печаль, поэтичность, негодование. В ка­ких строках открыто проявляется чувство поэта?

  • Как должны звучать заключительные строки главки?

Не забудьте, что это слова, обращенные к ребенку, и что закан­чивается торжественное пророчество о широкой и ясной дороге к счастливому будущему народа горьким сожалением: «Жаль,

только - жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе».

Третья главка начинается с резкого перелома интонации: сви­сток паровоза развеял сон удивительный. Мальчик еще под впечат­лением сна, хочет рассказать отцу. Но генерал окончательно раз­рушает поэтическую картину своим хохотом.

Сколько дивных красот повидал генерал в Италии, в Вене, но в душе его нет поэзии. Автор-рассказчик видит прекрасные черты народа-творца, несмотря на его уродливый облик, а генерал видит только внешнее. Для него народ - «варвары, дикое скопище пья­ниц». Нет, не тронут его сердца ни славная осень, ни труженики- мужики, ценой героического труда проложившие дорогу среди бесплодных дебрей. Для него все эти картины - зрелище смерти, печали, которое не должно тревожить сердце ребенка.

С каким же чувством говорит поэт о генерале? Презрения, не­годования, насмешки, иронии, гнева? Какое из этих слов более все­го подходит для определения интонации?

Четвертая главка - изображение того, что генерал считает «светлой стороной» жизни. А как относится к этой картине рас­сказчик? Верно ли, что у него картина вызывает чувство горечи, досады, гнева? Чем вызваны его чувства? Постарайтесь передать иронию при чтении этой главки.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы по теме Н.А.Некрасов. Стихотворение "Железная дорога"

Автор: Булатова Лида Магруповна

Дата: 11.02.2021

Номер свидетельства: 572892


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства