Урок литературы по технологии критического мышления "Два подвига: и жизнь, и слезы, и любовь."
Урок литературы по технологии критического мышления "Два подвига: и жизнь, и слезы, и любовь."
Данная работа построена на использовании приемов развития критического мышления школьников. При изучении творчества Н.А.Некрасова по программе выделяется всего 2 часа на изучение поэмы "Русские женщины". Данная работа позволит учителю комплексно преподнести материал, создать проблемную ситуацию и подвести итог с помощью приема "Круги Эйлера"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
· выработать умение работать с публицистической и справочной литературой, ресурсами Интернета;
· развивающая – развитие логических мыслительных операций (сравнение, обобщение), внимание к слову, выделение главного, обогащение речи.
· воспитывающая – способствовать воспитанию эмоционально чутких людей, способных судить о прекрасном в жизни и в искусстве, давать ему правильную оценку.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познакомятся с поэмой Н. А. Некрасова, историческими событиями, описанными в литературном тексте.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета; систематизировать материал;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения, самостоятельно организовывать собственную деятельность;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом; проявлять познавательный интерес к изучению предмета, уважительное отношение к русской литературе.
Оборудованиеи материалы:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, портрет Н.А.Некрасова, иллюстрационный материал, учебник литературы В.Я Коровиной для 7 класса, презентация.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом, построенный по технологии «Критическое мышление».
Ход урока
1. Организационный момент (подари улыбку соседу).
2.1. Стадия вызова. Вступительное слово учителя.
(190 лет назад)В 1825 году декабристы проиграли свой бой, но они показали великий нравственный пример высоких стремлений и самоотвержения. Они не могли, не умели жить сытно и спокойно, пользуясь своими чинами и привилегиями. Герои они или политические преступники – это вам предстоит выяснять на уроках истории в 8 классе. Сегодня мы попытаемся рассмотреть одну из сторон этой медали.
Чего хотели добиться декабристы?(конституция, ограничение прав монарха, отмена кр.права)
14 декабря 1825 года, после подавления восстания, декабристы начали свой тяжкий тридцатилетний путь от Сенатской площади в Петербурге на каторгу и ссылку, свое тридцатилетнее “гражданство всех возможных тюрем и изгнаний”.
Но не меньший подвиг совершили их жены. Они много сделали для своих мужей и других декабристов в ссылке и на каторге. Их было одиннадцать этих героических женщин. Это - княгиня Екатерина Трубецкая, Мария Волконская, Александрина Муравьева, Елизавета Нарышкина, Наталья Фонвизина, Александра Давыдова, Мария Юшневская, Камилла Ивашёва, Прасковья Анненкова, Анна Розен, Александра Ентальцева. Среди них были две юные француженки, которые поехали в Сибирь, чтобы разделить участь тех, кого они любили. И там они на каторге вышли замуж за политических преступников.
Многие жены хотели разделить участь своих мужей, но Николай I никому больше не разрешил ехать. Жены декабристов совершили не только свой гражданский долг, но и подвиг любви бескорыстной.
В этом году нам уже приходилось уже читать о любви. Назовите произведения, сформулировав их основную тему. («Повесть о Петре и Февронье»)
- Обратимся к эпиграфу урока
Пленительные образы!
Едва ли в истории какой- нибудь страны Вы что-нибудь прекраснее встречали. Их имена забыться не должны. Высок и свят их подвиг незабвенный.
Н.А. Некрасов.
- Прочитайте, выделите ключевые слова. Какие задачи будем сегодня решать?
Цель нашего урока – выяснить некрасовское восприятие этого подвига и сравнить его с нашей точкой зрения.
2.2. Просмотр презентации
Приложение 1.
2.3. Выявление первичного восприятия прочитанной поэмы.
Какие ассоциации у вас возникают со словом «подвиг»?
Дайте определение слову «подвиг»;
Какой, по-вашему, должен быть герой?
Подвиг –это доблестное, важное для многих людей действие;героическийпоступок, совершённый в трудных условиях(Википедия).
Подвиг – это героический поступок (С.И.Ожегов)
3.1. Стадия осмысления.
Почему Некрасов обратился к теме о женах декабристов? (подвиг любви бескорыстной)
Так о чем эта поэма "Русские женщины"?
Какова композиция поэмы? (2 части, но планировалось больше)
Как строится первая часть поэмы Некрасова о Е.И.Трубецкой? Давайте покажем ее схематично.
Для чего Н.А.Некрасов так детализирует время?
- Остановимся подробно на содержании первой части. Как автор строит вступление? Всё подтверждать текстом.
– С чего начинается поэма? (С описания поездки Трубецкой в Сибирь)
– Что рисуется ей в набегающих в дорожном одиночестве воспоминаниях, в полусне?
Блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой, замужество, поездка с мужем за границу в Италию. Очнувшись от воспоминаний и грез о былом, она видит печальные картины русской действительности.
Какие это картины? (Снежная пустыня ("забытая богом страна"), жандармы; жалкий; труженик-мужик (раб); кандальный звон; встреча с каторжанами. Происходит сближение с народом.)
Зачем следует отступление о завоевании Ермаком этих земель? (с тех самых пор люди здесь обречены на муку)
Что занимает центральное место в первой части? Какая цель была у губернатора? Встреча с иркутским губернатором вырастает в поэме в волнующую драматическую сцену, в которой глубоко рассказывается героический характер русской женщины.
– Что пытается сделать губернатор? (Удержать, показать, как опасна поездка в Сибирь, уговорить вернуться обратно)
– Какое будущее рисует Трубецкой Губернатор? (Бесплодна наша сторона, весна короткая, зима длинная /8 месяцев/ люди черствы душой, на воле – одни варнаки /беглые каторжники/ мужа не придется видеть. Губернатор пугает Трубецкую смертью: Но вы не будете там жить:/Тот климат вас убьет!)
– Боится ли смерти Трубецкая? (Пусть смерть мне суждена –Мне нечего жалеть!Я еду, еду! Я должна Близ мужа умереть…)
– А когда губернатор рисует перед ней два пути: Сибирь и Петербург:
(Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор, Нужда и вечный гнет. А там балы, блестящий двор, Свобода и почет)
Какой путь выбирает она? Что заставило её следовать за мужем, отказываясь от светской благополучной жизни? (Заставляет отказаться та бескорыстная любовь к мужу, которой одарила природа этих милых женщин. И, конечно, долг. Как она могла бросить мужа в такие трудные минуты.) Недаром она восклицает:
Нет! Я не жалкая рыба! Я женщина, жена! Пускай горька моя судьба – Я буду ей верна.
Послушаем волнующие строки поэмы. ( Звучит запись текста)
Тогда губернатор, чтобы удержать Трубецкую, использует одно из самых сильных на его взгляд средство.
– Что это за средство? ( Вы отреченье подписать должны от ваших прав).
– Почему он считал это самым сильным средством? (Нищей стать, женщиной простой сможет не каждая княгиня)
– Княгине кажется эта причина убедительной? ( Нет! Цитирование текста)
Но губернатор и после отречения не дает Трубецкой лошадей. Губернатор говорит, что она пойдет по этапу с каторжниками.
– Какой вы видите Трубецкую в эти минуты? (Решительной, она готова отправиться в трудный путь по этапу вместе с каторжниками в цепях)
– А вы заметили, что и губернатор изменился по отношению к Трубецкой? Чем вызвана эта перемена? (Он покорен её самоотверженностью любовью к мужу. “Из – под руки на ус седой скатилася слеза.”. Он не может больше, да и не хочет тиранить эту смелую женщину. Он дает ей лошадей, чтобы Трубецкая продолжила свой путь)
Конечно, княгиня Трубецкая у Некрасова обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.
ФИЗМИНУТКА
Закончив работу над поэмой "Княгиня Трубецкая ", Некрасов вскоре начал новую поэму - "Княгиня Волконская...", которая являлась продолжением рассказа о женах декабристах.
Доказать, что судьба Волконской не менее героична, нежели судьба Трубецкой.
Самые трогательные строфы поэмы?
Что значат слова на свидании: «люблю тебя больше, чем прежде»?
В 3 части. У кого просит совета княгиня в ту ночь, когда отец дал последний срок на размышления? (героиня молится, просит Богородицу дать силы и терпения объяснить отцу причины своего поступка)
О каком долге говорит княгиня? («делить с ним радость, делить и тюрьму»)
О каких ипостасях любви к мужу говорит отцу княгиня? («я в нем полюбила героя, отца своего ребенка, теперь полюбила, как Христа) Что это значит?
Что придает силы княгине? (вера)
- эпизод в церкви
Какие слова находят друг для друга Трубецкая и Волконская? («…и обе достойно свой крест понесли»)
Что она хотела сказать своим жестом? (оковы к губам приложила) (Сострадание, разделяет их судьбу, понимает - здесь преклонение не только перед мужем, но и перед их подвигом (сцену наблюдают декабристы)).
С кем сравнивают каторжане появившуюся в штольне княгиню? («не ангел ли божий»)
В чем сказалось мастерство Некрасова поэта? (Точность, правдивость, простота; верим поэту.)
Можно ли сказать, что жизнь этих женщин трагическая? (Этого в поэме мы не увидим, но знаем, что они были счастливы. Ведь даже венчание состоялось там.)
3.2. Выводы: Итак, воистину высок и свят их подвиг незабвенный.
Все-таки, почему поэма называется "Русские женщины ", а не "Декабристки" или "Русские княгини"?
Выходит, строки "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет" и "Красавица - миру на диво" относятся и к женам декабристов?
- Те качества, которые вы перечислили, свойственны только женщинам XIX века?
4. Рефлексия. Работа в парах.
- Закончите фразу:
Нам многое дано, ведь недаром именно женщина вдохновила…….. (поэтов, художников, музыкантов на создание великолепных шедевров.)
Она - муза, она - женщина, символ ……(Родины), символ терпения.
Будьте и вы достойны тех прекрасных муз, которые вдохновляют.
5. Составление кругов Эйлера (работа в группах)
Вывод: (Круги Эйлера) – совместное составление
Подвиг гражданский подразумевает самопожертвование, достоинство, честь, долг. Подвиг духовный – милосердие, сострадание, бескорыстие, верность. Это составляющие двух подвигов. А движущей силой является любовь. В первом случае – любовь к Отечеству, во втором - к близкому человеку.
На доске своеобразная схема, составленная из слов:
САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ МИЛОСЕРДИЕ
ДОСТОИНСТВО СОСТРАДАНИЕ
ЧЕСТЬ ЛЮБОВЬ БЕСКОРЫСТИЕ
ДОЛГ ВЕРНОСТЬ
6.Домашнее задание.
Написать эссе на тему «Высок и свят их подвиг незабвенный. А вы смогли бы повторить его»?
САМОАНАЛИЗ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ 7 «В» класс.
Тип урока: урок усвоения знаний на основе имеющихся, построенный по технологии «Критическое мышление».
Тема: Два подвига в поэме Некрасова «Русские женщины»
Данный урок рассчитан на 45 минут.
Форма урока : урок-беседа.
Цели урока:
обучающая – раскрыть основные некрасовские представления о духовном подвиге жён декабристов во имя любви;
· выработать умение работать с публицистической и справочной литературой, ресурсами Интернета;
· развивающая – развитие логических мыслительных операций (сравнение, обобщение), внимание к слову, выделение главного, обогащение речи.
· воспитывающая – способствовать воспитанию эмоционально чутких людей, способных судить о прекрасном в жизни и в искусстве, давать ему правильную оценку.
Методические приемы: беседа с элементами анализа, художественное чтение произведения, аналитическая беседа, комментированное чтение, просмотр видеоролика к поэме , прослушивание аудиозаписи «Речь губернатора Цейдлера»
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, портреты декабристок , тексты поэмы.
Эпиграф к уроку: Пока смерть не разлучит нас..
Метод урока по типу познавательной деятельности:
частично-поисковый(знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно под руководством учителя),
осуществлялся творческий характер познавательной деятельности (закончите фразу)
Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации , просмотром фрагмента из кинофильма «Звезда пленительного счастья» с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, воспитанием чувства толерантности , взаимоуважения, помощи.
С целью экономии времени работа на уроке выполнялась учащимися на карточках, которые учащиеся сдали учителю на уроке, сразу после выполнения.
На данном занятии использовались технологии:
здоровьесберегающие технологии,(физминутка)
технологии коллективного сотрудничества (работа в группах)
компьютерные технологии( ролик, презентация)
В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, коллективная работы.
Соблюдены были структурные компоненты урока:
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней(психологической) готовностью учащихся к уроку.
3. Объяснение нового материала с помощью вопросов, на которые не просто нужно было дать ответ, но и подтвердить его текстом.
4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся.
5. Подведение итогов урока, рефлексия (итоги были подведены самими учениками), оценки учащимся выставлены.
6. Дано домашнее задание.
Я считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный. Цели урока были достигнуты, появился материал для написания эссе.