kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-литературы «Нет повести печальнее на свете…» (по трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся узнают об истории создания трагедии, особенности конфликта, сюжет и композицию прозведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-литературы «Нет повести печальнее на свете…» (по трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»)»

8 класс

ФИО учителя

Занудина Наталья Михайловна

Тема:

«Нет повести печальнее на свете…» (по трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»)

Цель:

Обобщить и систематизировать знания учащихся по пьесе; раскрыть глубину образов героев трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта», причины их гибели и бессмертия;  дать ответ на вопрос: «Что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов?»


Задачи:

  • Познакомить учащихся с историей создания трагедии, раскрыть конфликт и идейное содержание произведения, формировать навык анализа художественного произведения, умение давать характеристику героям;

  • Развивать умения и навыки работы с текстом, умение обобщать и делать выводы, развивать речь и творческие способности учащихся, умение работать в группе;

  • Развитие нравственных ценностей и идеалов учащихся, интереса к творчеству Шекспира.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают об истории создания трагедии, особенности конфликта, сюжет и композицию произведения; определяют суть шекспировского вопроса; самостоятельно работают с материалом, выводы оформляют в виде постера, высказывают свою точку зрения и аргументируют ее, дают характеристику героям, опираясь на текст художественного произведения, демонстрируют творческие способности.

Оборудование:

Мультимедийная презентация, раздаточный материал, листы формата А3, маркеры для работы в группе, отрывок из кинофильма «Ромео и Джульетта»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности

1.Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой «Поговорим!»

Учитель: Поговорим?

Дети: Поговорим.

Учитель: О главном и о прочем.

Дети: О том, что в жизни хорошо.

Учитель: И хорошо не очень.

Дети: Ведь что-то знаем мы.

Учитель: А что-то мне известно.

Дети: Поговорим?

Учитель: Поговорим.

Вместе: Нам будет интересно!

2.Просмотр видеоролика «Любовь».

3.«Мозговой штурм».

- Почему наш урок мы начали с просмотра этого видео?

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Какие ассоциации связаны у вас со словом любовь?

4. Запись темы урока.

Приветствуют учителя, просматривают видеоролик, отвечают на вопросы мозгового штурма, записывают тему урока.

II. Постановка проблемного вопроса и целей урока.

1.Вступительное слово учителя.

Есть в мире литературы имена героев, которые знакомы всем, даже если человек не читал самого произведения. Эти имена стали символами каких-то вечных ценностей: чести, благородства, преданности, любви. Над ними не властны ни люди, ни смерть. В конце XVI века, точнее — в 1596 году английский драматург Уильям Шекспир создал пьесу, которая не только стала бессмертной, но и дала жизнь множеству произведений литературы, живописи, музыки, балета, кинематографии. Это пьеса «Ромео и Джульетта».

2. Запись проблемного вопроса в тетрадь.

- В чем же секрет таланта великого Шекспира? Что сделало имена Ромео и  Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви? В этом нам предстоит разобраться на сегодняшнем уроке.

3. Совместная постановка целей урока.


Слушают вступительное слово, записывают проблемный вопрос урока, формулируют цель и задачи урока.

III. Проверка домашнего задания.


1.Тест на знание текста (Приложение 1)

Итак, в Вероне, столько лет назад,

Сколь звёзд полночных над тобой, Верона,

Случилось саду ненавидеть сад

И брату брата. Два старинных рода

Забыли, в чём причина их вражды,

Не забывая враждовать извечно.

Но коли вы под этот свод вошли,

Вам без сомненья всё это известно…

А известно ли всё вам, мы сейчас проверим.

2. Взаимопроверка. Выставление баллов.

Выполняют тест, проверяют, оценивают

IV. Работа по теме урока. Анализ трагедии.

1)Актуализация опорных знаний. Беседа по содержанию трагедии.

  • Каков жанр произведения «Ромео и Джульетта»?

  • Что такое трагедия? (Трагедия – драматическое произведение, изображающее глубокие, чаще всего неразрешимые жизненные противоречия. Их последствия завершаются гибелью героя).

  • Определите тему трагедии.

  • С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене? (Чтение пролога учителем)

  • Для чего автор использовал этот прием?

  • Где происходит действие?

  • Что мы узнаем о жизни Вероны в самом начале произведения?

  • В чем заключается конфликт трагедии?


  • Просмотр фрагмента видеофильма «Сцена у балкона Джульетты»

  • 2) Работа в группах (Приложение 2 ). Создание постера.

  • А сейчас мы познакомимся с историей создания трагедии и проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под влиянием своей любви. По каким критериям будем оценивать работу группы?

1 группа – История создания трагедии.

2 группа – Образ Ромео.

3 группа – Образ Джульетты.

5) Защита постеров. Оценивание «Плюс-Минус-Интересно».

6) Выводы по работе в группах. Работа над проблемным вопросом урока.


  • В чем видят герои смысл жизни?

  • Почему они погибают? Есть ли смысл в смерти Ромео и Джульетты?

  • В чем заключается идея произведения?

  • Что сделало имена героев бессмертными? В чем тайна их образов?





Учащиеся отвечают на вопросы учителя.













Просматривают отрывок из кинофильма.




Работают в группах, готовят ответы на вопросы , создают и защищают постер, оценивают работы групп.



Делают выводы, рассуждают, высказывают свое мнение, отвечают на проблемный вопрос урока.

V. Творческая работа «Письма Джульетте»

1.Слово учителя. Просмотр презентации.

Истинную силу поэзии нельзя недооценивать. Каждый год тысячи туристов со всего мира устремляются в самый романтичный город Италии, чтобы своими глазами увидеть балкон, на котором стояла юная Джульетта, когда Ромео признавался ей в любви. История любви молодой пары живет в сердцах людей даже несмотря на ее трагический конец. Дом Джульетты (Casa di Giulietta) на протяжении долгого времени принадлежал семье делл’ Капелло (dell Capello) (признайте, что фамилия главной героини шекспировской пьесы Капулетти весьма созвучна с фамилией владельцев дома, где она якобы жила). Увидеть главную часть дома Джульетты (балкон, разумеется) можно из внутреннего дворика, где трагически погибшей героине Шекспира установлена бронзовая статуя.

Существует веронский Клуб Джульетты. Восемь очаровательных девушек — секретари Джульетты — неизменно отвечают всем, кто пишет знаменитой героине. Письма можно писать на русском, английском, итальянском, французском и немецком языках. Вне всякого сомнения, повесть о Ромео и Джульетте была и остается «печальнейшей на свете», но надежда на то, что ее герои спустя века, могут посодействовать нынешним влюбленным, вполне может затеплиться в сердце даже самого прожженного скептика. И вероятнее всего тогда, когда на полученном письме в качестве обратного адреса он увидит волшебное «Verona.R&J»…
2. Творческая работа.

Задание: Написать письмо.

  • 1 группа – письмо Джульетте

  • 2 группа – письмо Ромео

  • 3 группа – письмо ровесникам

3. Взаимооценивание «Дарю смайлик»

Слушают рассказ учителя, просматривают презентацию, в группе пишут письма героям, оценивают работу групп

 Итоги урока. Рефлексия.

1.Прием «Три открытия урока»

– сегодня мне понравилось…

– сегодня на уроке я узнал…

– сегодня я понял, что…

2) Самооценка работы на уроке.

Прием «Что я за птица?» предлагается учащимся оценить свои действия на уроке по следующей схеме:

Критерий

Тестирование я выполнил на…




Активность


Высокая

Средняя

Низкая

Материал на уроке

Усвоен хорошо

Усвоен частично

Усвоен слабо

Моя работа в группе

Участие принесло успех общему делу

Принимал активное участие

Слушал, но не принимал участия

Баллы выставляются по каждому критерию, затем суммируются. Потом объясняется значение каждой суммы.

14-12 б. – Вы воробей, собираете знания по зернышку, старайтесь и работайте активней.

17 – 15 б. – Вы соловей, поведайте о своих знаниях другим.

20- 18 б. – Вы орел, для вас открылись тайны знаний.



Подводят итоги, оценивают свою деятельность на уроке

Домашнее задание


  • Эссе по проблемному вопросу урока

  • Творческое задание (на выбор)



 























Приложение 1

1. Сколько лет было Джульетте, когда она познакомилась с Ромео?

А) 13 

Б) 15 

В) 14 

Г) 18 


2. За кого хотели выдать замуж родители Джульетту?

А) Принц 

Б) Ромео 

В) Парис 
Г) Тибальт 


3. Где Ромео первый раз встретил Джульетту и влюбился?

А) В его доме 

Б) На балу 

В) В саду 
Г) В церкви 


4.Где происходит действие трагедии?

А) Верона 

Б) Лондон 

В) Рим

Г) Париж


5. Кого убил Ромео?

А) Меркуцио 
Б) Тибальта 

В) Бенволио

Г) отца Джульетты













Приложение 2

История создания трагедии Уильяма Шекспира "Ромео и Джульетта"

Сюжет мнимой смерти девушки, приведшей к самоубийству её возлюбленного, а потом и к самоубийству самой девушки, впервые встречается задолго до "Ромео и Джульетты" Уильяма Шекспира. В написанной в 1 веке н.э. древнеримским писателем Овидием поэме "Метаморфозы" рассказывается история живших в Вавилоне возлюбленных - Пирама и Фисбы. Родители Пирама и Фисбы были против их отношений и возлюбленные решили встретиться тайком ночью. Фисба пришла к месту свидания первой и увидала льва с окровавленной мордой, который только что вернулся с охоты на быков. Фисба убежала и уронила платок, который лев разорвал. Вскоре пришел Пирам, увидел окроваленный платок Фисбы и, решив, что его возлюбленная мертва, закололся мечом. Фисба вернулась и увидела, что Пирам умирает. Тогда она тоже бросилась на меч. Шекспир был знаком с историей Пирама и Фисбы и даже использовал эту историю в своей комедии "Сон в летнюю ночь", где спектакль о Пираме и Фисбе репетирует любительский театр.

В 1524 году итальянский писатель Луиджи да Порто в новелле "История двух благородных влюблённых" развивает тему, начало которой было положено Овидием в истории Пирама и Фисбы. Луиджи да Порто перемещает действие в Верону, где влюблются друг в друга Ромео и Джульетта, принадлежащие к враждующим домам - Монтекки и Каппеллетти (следует отметить, что Монтекки и Каппеллетти впервые упоминаются в "Божественной комедии" Данте Алигьери, где автор помещает их на второй уступ Предчистилища среди нерадивых, умерших насильственной смертью). Дальше в новелле Луиджи да Порто сюжет развивается практически так же, как и у Шекспира, хотя есть ряд отличий: у Шекспира Джульетте почти 14 лет, у Луиджи да Порто - почти 18; если у Шекспира Ромео умирает до пробуждения Джульетты, то у Луиджи да Порто Джульетта, очнувшись, видит Ромео умирающим и они последний раз успевают поговорить; наконец, если у Шекспира Джульетта, подобно Фисбе, закалывает себя, то у Луиджи да Порто Джульетта, подобно Изольде, просто умирает рядом с ним, не мысля себя без возлюбленного: "с великой болью в душе, с мыслью об утрате милого возлюбленного, она решила больше не жить, глубоко вздохнула и на время затаила в себе дыхание, а затем исторгла его с громким криком и упала замертво на бездыханное тело Ромео".

Новелла Луиджи да Порто несколько раз перерабатывалась в Италии, а потом этот сюжет попал и в Англию - в 1562 году Артур Брук написал поэму "Ромео и Джульетта". Именно поэма Брука и послужила Шекспиру главным, а может быть, даже единственным источником для его пьесы. Однако если у Брука действие длится 9 месяцев, то в трагедии Шекспира всего 5 дней. Также Шекспир изменил время действия с зимы на лето, добавил ряд очень выразительных сцен, которых нет у Брука.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: ЗАНУДИНА НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВНА

Дата: 15.11.2020

Номер свидетельства: 563430


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства