kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы на тему "Поэты-шестидесятники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление с поэтами - шестидесятниками (Б.Ахмадулина, А.Вознесенский и

Р.Рождественский)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы на тему "Поэты-шестидесятники"»

Тема урока: Творчество Беллы Ахмадулиной и Андрея Вознесенского.

Цель урока: обучающая: познакомить учащихся с творчеством поэтов времен «оттепели»; познакомить учащихся с творчеством Б. Ахмадулиной и А. Вознесенского; углубить представления учащихся о романтическом мировосприятии и романтической образности;

воспитательная: воспитывать эстетический вкус, привить чувство прекрасного.

Наглядности и оборудование: презентация, иллюстрации, портреты и фотографии поэтов-шестидесятников, дополнительный материал, выставка книг, видео и аудио записи, приложения.

Тип урока: традиционный.

Слайд№1. Эпиграф урока:

ЛЮДЕЙ НЕИНТЕРЕСНЫХ В МИРЕ НЕТ.

ИХ СУДЬБЫ – КАК ИСТОРИИ ПЛАНЕТ.

У КАЖДОЙ ВСЁ ОСОБОЕ, СВОЁ,

И НЕТ ПЛАНЕТ, ПОХОЖИХ НА НЕЁ.

А ЕСЛИ КТО-ТО НЕЗАМЕТНО ЖИЛ,

И С ЭТОЙ НЕЗАМЕТНОСТЬЮ ДРУЖИЛ,

ОН ИНТЕРЕСЕН БЫЛ СРЕДИ ЛЮДЕЙ

САМОЙ НЕИНТЕРЕСНОСТЬЮ СВОЕЙ...

ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО

Ход урока

I. Оргмомент урока (проверка посещаемости, соответствующая запись в журнале, запись новой темы, проверка принадлежностей учеников).

II. Проверка домашнего задания.

Слайд№2. 1.Разминка по биографии Р. Рождественского.

  1. НАСТОЯЩАЯ ФАМИЛИЯ ПОЭТА.

ПЕРКЕВИЧ

2. КОГДА РОДИЛСЯ?

20 ИЮНЯ 1932 ГОДУ

  1. В КАКОМ СЕЛЕ РОДИЛСЯ?

КОСИХА

4. ГДЕ УЧИЛСЯ В 1943 ГОДУ?

В ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  1. ГДЕ ЖИВУТ ПОСЛЕ ВОЙНЫ?

СНАЧАЛА В ЛЕНИНГРАДЕ, А ПОТОМ В ПЕТРОЗАВОДСКЕ

  1. В КАКОМ ГОДУ ПОСТУПАЕТ В ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ?

В 1951 ГОДУ

  1. В КАКОМ ГОДУ ПОЛУЧАЕТ ПРЕМИЮ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА?

В 1972 ГОДУ

8. В КАКОМ ГОДУ БЫЛ УДОСТОЕН

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИЕЙ?

В 1979 ГОДУ

  1. В КАКОМ ГОДУ УМИРАЕТ?

19АВГУСТА В 1994 ГОДУ

2.Чтение и анализ стихотворений Р. Рождественского наизусть.

III. Обобщение пройденной темы.

Особенность творчества Р. Рождественского – это правда, искренность и желание сделать мир и человечество лучше.

Слайд№3. (Видеозапись фрагмента. Рождественский читает стихотворение «А пока мой срок не истёк»).

IV. Новая тема.

1.Слово учителя.

Обратим внимание на эпиграф урока, на слова Евгения Евтушенко.

- Что автор этих строк утверждает?

(Он утверждает ценность и неповторимость каждой личности и каждой жизни).

Слайд№4. БЕЛЛА АХАТОВНА АХМАДУЛИНА – ОДИН ИЗ СИМВОЛОВ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ, КОТОРОЕ ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ

«ШЕСТИДЕСЯТНИКИ».

Вместе с Е.Евтушенко, Б. Окуджавой, А.Вознесенским и Р.Рождественским она входила в знаменитую «пятёрку» поэтов, стихи которых, как глоток свежего воздуха, ворвались в жизнь людей в период оттепели.

Слайд№5. По словам кинорежиссёра Эльдара Рязанова, «эта женщина была чудом. Ей были дарованы Богом прекрасная внешность, изумительный голос, неповторимый поэтический талант. Она прожила безукоризненную, была эталоном чести, достоинства и веры в высокие идеалы»...

Слайд№6. Известность пришла в начале 60-х годов. На официальную критику, называвшую поэзию Ахмадулиной упаднической, она отвечала аншлагами в Политехническом музее, тысячи поклонников брали его штурмом.

Слайд№7. (Видеозапись фрагмента. Б. Ахмадулина читает стихотворение «Дуэль»).

Слайд№8. В её стихах слышали и слова, и музыку, и голос.

Слайд№9. Одной из главных тем лирики Беллы Ахмадулиной является дружба. Дружбу — в том числе дружбу-любовь и дружбу-творчество — она считает одним из самых сильных человеческих чувств.

Слайд№10. ДРУЗЕЙ ОНА ГОТОВА ПРОСТИТЬ, СПАСТИ, ЗАЩИТИТЬ ОТ НЕПРАВОГО СУДА.

«ДРУЖЕСТВО» - ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ ЦЕНННОСТЬ ЕЁ МИРА.

Слайд№11. (Видеозапись фрагмента из кинофильма «Ирония судьбы или...», песня на слова Б. Ахмадулиной «По улице моей который год...»)

Приложение№1. Анализ стихотворения «ПО УЛИЦЕ МОЕЙ КОТОРЫЙ ГОД»

1.По улице моей который год

Звучат шаги – мои друзья уходят.

Друзей моих медлительный уход инверсия

Той темноте за окнами угоден.

2. Запущены моих друзей дела,

Нет в их домах ни музыки, ни пенья,

И лишь, как прежде, девочки Дега

Голубенькие оправляют перья. инверсия

3.Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть, - эпитет
друзья мои, туманит ваши очи.
4.О, одиночество, как твой характер крут! - олицетворение
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным. - инверсия
5.Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою. и эпитет и инверсия
6.Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста - эпитет
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.
7.Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы, - эпитет
и - мудрая - я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.
8.И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы. эпитет, олицетворение
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты. - олицетворение
9. И вот тогда - из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты - эпитет
появятся и растворятся снова. – олицетворение (1959)


- Чем опечалена лирическая героиня? (Предательством)

- К кому обращается лирическая героиня? ( К одиночеству)

- Что значит выражение «как твой характер крут»? (Одиночество тяжело переносить)

- Какие литературные приёмы использует Б. Ахмадулина?

- Приведите примеры ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, ЭПИТЕТОВ.

Слайд№12. - Что такое олицетворение?

Приведите примеры

Слайд№13. - Что такое эпитеты? (Эпитет – это определения, придающие образность и выразительность)

Приведите примеры.

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним приёмом - ИНВЕРСИЕЙ

Слайд№14. Инверсия (от латинского – перестановка) – необычный порядок слов. Придаёт фразе особую выразительность.

Приведите примеры инверсии из стихотворения.

- Мне бы хотелось обратить ваше внимание на второе четверостишие.

Слайд№15. В этом четверостишии она пишет об известном итальянском художнике Э. Дега и его картине « Голубые танцовщицы».

Слайд№16. Белла Ахмадулина сказать, что в жизни друзей лирической героини многое поменялось, нет уже «ни музыки, ни пенья», напоминанием о прошлом служит лишь данная картина.

Слайд 17. Это стихотворение посвящено друзьям, расстроившим героиню, и одиночеству. Люди взрослеют, у них остаётся мало времени на общение друг с другом. У каждого свои дела и заботы. И лишь изредка они встречаются и «растворяются снова». В молодости люди больше времени проводят с друзьями, заводят какие-то новые знакомства. А в зрелом возрасте они иногда встречаются с самыми близкими, прощая им многое и дорожа ими.

Слайд№18. В 70-Е ГОДЫ БЕЛЛА АХМАДУЛИНА ПОБЫВАЛА В ГРУЗИИ И НАВСЕГДА ПОЛЮБИЛА ЭТУ СТРАНУ И ЕЁ НАРОД.

Слайд№19. Сны о Грузии – вот радость!

И под утро так чиста

Виноградовая сладость,

Осенявшая уста... «Сны Грузии»

Слайд№20. Так ощутима эта нежность,

Вещественных полна примет,

И нежность обретает внешность

И воплощается предмет... «Нежность»

Слайд№21. Что за погода во дворе?

А впрочем, нет мне до погод ы дела –

И в январе живу, как в сентябре,

Настойчиво и оголтело... «Сентябрь»

Слайд№22. Белла Ахмадулина готова расплачиваться за поэтическое избранничество «мукой превосходства», страдание вообще видится ей искуплением душевного несовершенства.

Слайд№23. (Видеозапись фрагмента из кинофильма «Служебный роман» - «О мой застенчивый герой»)

ИОСИФ БРОДСКИЙ НАЗЫВАЛ АХМАДУЛИНУ «СОКРОВИЩЕМ РУССКОЙ ПОЭЗИИ», ОН СРАВНИВАЛ ЕЁ С РОЗОЙ: «СКАЗАННОЕ ПОДРАЗУМЕВАЕТ

НЕ БЛАГОУХАНИЕМ, НЕ ЦВЕТ, НО ПЛОТНОСТЬ ЛЕПЕСТКОВ И ИХ ЗАКРУЧЕННОЕ, УПРУГОЕ РАСПУСКАНИЕ»...

2.Задание. С чем ассоциируется у вас роза? Из этих слов складывается

Пазл.

Любовь – красота – прекрасный запах – нежность.

Слайд№24. (Видеозапись песни «Миллион алых роз» в исполнении А. Пугачёвой).

3. Слово учителя (продолжение).

Слова этой замечательной, всеми любимой песни были написаны Андреем Вознесенским.

Слайд№25. А. Вознесенский также был кумиром молодёжи эпохи «оттепели». Как и Е. Евтушенко, он стал вождём поэтического авангарда нового времени.

Слайд№26. (Видеозапись фрагмента. А. Вознесенский читает стихотворение «Пожар в Архитектурном!», 1957)

Слайд№26. Появился самобытный поэт со своим миром, своей системой образов. Стихи сразу же привлекли внимание читателей энергичным ритмом.

Слайд№27. (звукозапись. Евгений Осин «Плачет девочка в автомате...»

Слайд№28. Поэзия его пронизана гуманизмом, гражданственностью, темпераментом, эмоциональностью, демократизмом самого поэта.

Слайд№29. Многие стихи А. Вознесенского сюжетны, а главные темы- это человек и цивилизация. В поэзии Вознесенского много места отводится природе, теме искусства и теме труда.

Слайд№30. ( Видеозапись фрагмента из рок-оперы «Юнона и Авось»).

Слайд№31. Евгений Евтушенко писал об Андрее Вознесенском: « Он не вошёл в поэзию, а взорвался в ней, как салютная гроздь, рассыпаясь разноцветными метафорами»...

V. Закрепление пройденной темы.

Подведём итоги.

Давайте сделаем выводы. Как вы думаете, какие темы объединяют поэтов, о которых мы говорили сегодня. Составим диаграмму.

А закончить сегодняшний урок мне бы хотелось стихотворением Р. Рождественского «Время разобраться...»

Слайд№32. (Видеозапись фрагмента. Р. Рождественский читает стихотворение «Время разобраться...»)

Это стихотворение – обращение молодёжи тех лет, но оно актуально и сегодня, т. е. это обращение и к вам:

Будьте счастливы,
Человеки!
Люди
умные.
Люди
сильные.

VI. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: «Боится ли лирическая героиня одиночества»? В стихотворении «По улице моей который год»

Б. Ахмадулиной. Ответ нужно обосновать. Доклады по теме, выучить стихотворение, найти инверсию в стихотворениях Б. Ахмадулиной и Андрея Вознесенского.

VII. Итоги урока.

1.Обобщение.

2.Оценивание работы учеников на уроке.



_____________Завуч_______


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок литературы на тему "Поэты-шестидесятники"

Автор: Хачатрян Анушик Бениковна

Дата: 24.02.2022

Номер свидетельства: 601192


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства