Просмотр содержимого документа
«Урок литературы на тему "Поэты-шестидесятники"»
Тема урока:Творчество Беллы Ахмадулиной и Андрея Вознесенского.
Цель урока:обучающая: познакомить учащихся с творчеством поэтов времен «оттепели»; познакомить учащихся с творчеством Б. Ахмадулиной и А. Вознесенского; углубить представления учащихся о романтическом мировосприятии и романтической образности;
Наглядности и оборудование: презентация, иллюстрации, портреты и фотографии поэтов-шестидесятников, дополнительный материал, выставка книг, видео и аудио записи, приложения.
Тип урока: традиционный.
Слайд№1. Эпиграф урока:
ЛЮДЕЙ НЕИНТЕРЕСНЫХ В МИРЕ НЕТ.
ИХ СУДЬБЫ – КАК ИСТОРИИ ПЛАНЕТ.
У КАЖДОЙ ВСЁ ОСОБОЕ, СВОЁ,
И НЕТ ПЛАНЕТ, ПОХОЖИХ НА НЕЁ.
А ЕСЛИ КТО-ТО НЕЗАМЕТНО ЖИЛ,
И С ЭТОЙ НЕЗАМЕТНОСТЬЮ ДРУЖИЛ,
ОН ИНТЕРЕСЕН БЫЛ СРЕДИ ЛЮДЕЙ
САМОЙ НЕИНТЕРЕСНОСТЬЮ СВОЕЙ...
ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО
Ход урока
I. Оргмомент урока (проверка посещаемости, соответствующая запись в журнале, запись новой темы, проверка принадлежностей учеников).
II. Проверка домашнего задания.
Слайд№2. 1.Разминка по биографии Р. Рождественского.
НАСТОЯЩАЯ ФАМИЛИЯ ПОЭТА.
ПЕРКЕВИЧ
2. КОГДА РОДИЛСЯ?
20 ИЮНЯ 1932 ГОДУ
В КАКОМ СЕЛЕ РОДИЛСЯ?
КОСИХА
4. ГДЕ УЧИЛСЯ В 1943 ГОДУ?
В ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ГДЕ ЖИВУТ ПОСЛЕ ВОЙНЫ?
СНАЧАЛА В ЛЕНИНГРАДЕ, А ПОТОМ В ПЕТРОЗАВОДСКЕ
В КАКОМ ГОДУ ПОСТУПАЕТ В ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ?
В 1951 ГОДУ
В КАКОМ ГОДУ ПОЛУЧАЕТ ПРЕМИЮ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА?
В 1972 ГОДУ
8. В КАКОМ ГОДУ БЫЛ УДОСТОЕН
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРЕМИЕЙ?
В 1979 ГОДУ
В КАКОМ ГОДУ УМИРАЕТ?
19АВГУСТА В 1994 ГОДУ
2.Чтение и анализ стихотворений Р. Рождественского наизусть.
III. Обобщение пройденной темы.
Особенность творчества Р. Рождественского – это правда, искренность и желание сделать мир и человечество лучше.
Слайд№3.(Видеозапись фрагмента. Рождественский читает стихотворение «А пока мой срок не истёк»).
IV. Новая тема.
1.Слово учителя.
Обратим внимание на эпиграф урока, на слова Евгения Евтушенко.
- Что автор этих строк утверждает?
(Он утверждает ценность и неповторимость каждой личности и каждой жизни).
Слайд№4. БЕЛЛА АХАТОВНА АХМАДУЛИНА– ОДИН ИЗ СИМВОЛОВ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ, КОТОРОЕ ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ
«ШЕСТИДЕСЯТНИКИ».
Вместе с Е.Евтушенко, Б. Окуджавой, А.Вознесенским и Р.Рождественским она входила в знаменитую «пятёрку» поэтов, стихи которых, как глоток свежего воздуха, ворвались в жизнь людей в период оттепели.
Слайд№5. По словам кинорежиссёра Эльдара Рязанова, «эта женщина была чудом. Ей были дарованы Богом прекрасная внешность, изумительный голос, неповторимый поэтический талант. Она прожила безукоризненную, была эталоном чести, достоинства и веры в высокие идеалы»...
Слайд№6. Известность пришла в начале 60-х годов. На официальную критику, называвшую поэзию Ахмадулиной упаднической, она отвечала аншлагами в Политехническом музее, тысячи поклонников брали его штурмом.
Слайд№7.(Видеозапись фрагмента. Б. Ахмадулина читает стихотворение «Дуэль»).
Слайд№8. В её стихах слышали и слова, и музыку, и голос.
Слайд№9. Одной из главных тем лирики Беллы Ахмадулиной является дружба. Дружбу — в том числе дружбу-любовь и дружбу-творчество — она считает одним из самых сильных человеческих чувств.
Слайд№10. ДРУЗЕЙ ОНА ГОТОВА ПРОСТИТЬ, СПАСТИ, ЗАЩИТИТЬ ОТ НЕПРАВОГО СУДА.
«ДРУЖЕСТВО» - ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ ЦЕНННОСТЬ ЕЁ МИРА.
Слайд№11. (Видеозапись фрагмента из кинофильма «Ирония судьбы или...», песня на слова Б. Ахмадулиной «По улице моей который год...»)
Приложение№1.Анализ стихотворения «ПО УЛИЦЕ МОЕЙ КОТОРЫЙ ГОД»
1.По улице моей который год
Звучат шаги – мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход инверсия
Той темноте за окнами угоден.
2. Запущены моих друзей дела,
Нет в их домах ни музыки, ни пенья,
И лишь, как прежде, девочки Дега
Голубенькие оправляют перья. инверсия
3.Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх вас, беззащитных, среди этой ночи. К предательству таинственная страсть, - эпитет друзья мои, туманит ваши очи. 4.О, одиночество, как твой характер крут! - олицетворение Посверкивая циркулем железным, как холодно ты замыкаешь круг, не внемля увереньям бесполезным. - инверсия 5.Так призови меня и награди! Твой баловень, обласканный тобою, утешусь, прислонясь к твоей груди, умоюсь твоей стужей голубою. и эпитет и инверсия 6.Дай стать на цыпочки в твоем лесу, на том конце замедленного жеста - эпитет найти листву, и поднести к лицу, и ощутить сиротство, как блаженство. 7.Даруй мне тишь твоих библиотек, твоих концертов строгие мотивы, - эпитет и - мудрая - я позабуду тех, кто умерли или доселе живы. 8.И я познаю мудрость и печаль, свой тайный смысл доверят мне предметы. эпитет, олицетворение Природа, прислонясь к моим плечам, объявит свои детские секреты. - олицетворение 9. И вот тогда - из слез, из темноты, из бедного невежества былого друзей моих прекрасные черты - эпитет появятся и растворятся снова. – олицетворение (1959)
- Чем опечалена лирическая героиня? (Предательством)
- К кому обращается лирическая героиня? ( К одиночеству)
- Что значит выражение «как твой характер крут»? (Одиночество тяжело переносить)
- Какие литературные приёмы использует Б. Ахмадулина?
- Приведите примеры ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, ЭПИТЕТОВ.
Слайд№12. - Что такое олицетворение?
Приведите примеры
Слайд№13. - Что такое эпитеты? (Эпитет – это определения, придающие образность и выразительность)
Приведите примеры.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним приёмом - ИНВЕРСИЕЙ
Слайд№14. Инверсия (от латинского – перестановка) – необычный порядок слов. Придаёт фразе особую выразительность.
Приведите примеры инверсии из стихотворения.
- Мне бы хотелось обратить ваше внимание на второе четверостишие.
Слайд№15. В этом четверостишии она пишет об известном итальянском художнике Э. Дега и его картине « Голубые танцовщицы».
Слайд№16. Белла Ахмадулина сказать, что в жизни друзей лирической героини многое поменялось, нет уже «ни музыки, ни пенья», напоминанием о прошлом служит лишь данная картина.
Слайд 17. Это стихотворение посвящено друзьям, расстроившим героиню, и одиночеству. Люди взрослеют, у них остаётся мало времени на общение друг с другом. У каждого свои дела и заботы. И лишь изредка они встречаются и «растворяются снова». В молодости люди больше времени проводят с друзьями, заводят какие-то новые знакомства. А в зрелом возрасте они иногда встречаются с самыми близкими, прощая им многое и дорожа ими.
Слайд№18. В 70-Е ГОДЫ БЕЛЛА АХМАДУЛИНА ПОБЫВАЛА В ГРУЗИИ И НАВСЕГДА ПОЛЮБИЛА ЭТУ СТРАНУ И ЕЁ НАРОД.
Слайд№19. Сны о Грузии – вот радость!
И под утро так чиста
Виноградовая сладость,
Осенявшая уста... «Сны Грузии»
Слайд№20. Так ощутимаэта нежность,
Вещественных полна примет,
И нежность обретает внешность
И воплощается предмет... «Нежность»
Слайд№21. Что за погода во дворе?
А впрочем, нет мне до погод ы дела –
И в январе живу, как в сентябре,
Настойчиво и оголтело... «Сентябрь»
Слайд№22. Белла Ахмадулина готова расплачиваться за поэтическое избранничество «мукой превосходства», страдание вообще видится ей искуплением душевного несовершенства.
Слайд№23. (Видеозапись фрагмента из кинофильма «Служебный роман» - «О мой застенчивый герой»)
ИОСИФ БРОДСКИЙ НАЗЫВАЛ АХМАДУЛИНУ «СОКРОВИЩЕМ РУССКОЙ ПОЭЗИИ», ОН СРАВНИВАЛ ЕЁ С РОЗОЙ: «СКАЗАННОЕ ПОДРАЗУМЕВАЕТ
НЕ БЛАГОУХАНИЕМ, НЕ ЦВЕТ, НО ПЛОТНОСТЬ ЛЕПЕСТКОВ И ИХ ЗАКРУЧЕННОЕ, УПРУГОЕ РАСПУСКАНИЕ»...
2.Задание.С чем ассоциируется у вас роза? Из этих слов складывается
Пазл.
Любовь – красота – прекрасный запах – нежность.
Слайд№24. (Видеозапись песни «Миллион алых роз» в исполнении А. Пугачёвой).
3. Слово учителя (продолжение).
Слова этой замечательной, всеми любимой песни были написаны Андреем Вознесенским.
Слайд№25. А. Вознесенский также был кумиром молодёжи эпохи «оттепели». Как и Е. Евтушенко, он стал вождём поэтического авангарда нового времени.
Слайд№26. (Видеозапись фрагмента. А. Вознесенский читает стихотворение «Пожар в Архитектурном!», 1957)
Слайд№26. Появился самобытный поэт со своим миром, своей системой образов. Стихи сразу же привлекли внимание читателей энергичным ритмом.
Слайд№27. (звукозапись. Евгений Осин «Плачет девочка в автомате...»
Слайд№28.Поэзия его пронизана гуманизмом, гражданственностью, темпераментом, эмоциональностью, демократизмом самого поэта.
Слайд№29. Многие стихи А. Вознесенского сюжетны, а главные темы- это человек и цивилизация. В поэзии Вознесенского много места отводится природе, теме искусства и теме труда.
Слайд№30. ( Видеозапись фрагмента из рок-оперы «Юнона и Авось»).
Слайд№31. Евгений Евтушенко писал об Андрее Вознесенском: « Он не вошёл в поэзию, а взорвался в ней, как салютная гроздь, рассыпаясь разноцветными метафорами»...
V. Закрепление пройденной темы.
Подведём итоги.
Давайте сделаем выводы. Как вы думаете, какие темы объединяют поэтов, о которых мы говорили сегодня. Составим диаграмму.
А закончить сегодняшний урок мне бы хотелось стихотворением Р. Рождественского «Время разобраться...»
Слайд№32. (Видеозапись фрагмента. Р. Рождественский читает стихотворение «Время разобраться...»)
Это стихотворение – обращение молодёжи тех лет, но оно актуально и сегодня, т. е. это обращение и к вам:
Будьте счастливы, Человеки! Люди умные. Люди сильные.
VI. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: «Боится ли лирическая героиня одиночества»? В стихотворении «По улице моей который год»
Б. Ахмадулиной. Ответ нужно обосновать. Доклады по теме, выучить стихотворение, найти инверсию в стихотворениях Б. Ахмадулиной и Андрея Вознесенского.