Просмотр содержимого документа
«Урок литературы"МОСКВА И МОСКВИЧИ В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»»
Урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
ТЕМА УРОКА: МОСКВА И МОСКВИЧИ В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Цель урока: на конкретных примерах и путем пересказа наиболее занимающихся эпизодов показать сатирическое изображение московского общества; раскрыть приемы создания писателем комических ситуаций и сатирических портретов.
Ход урока:
I. «Ассоциативная цепочка»
1 ряд-Воланд
2 ряд –Римский
3 ряд- Зрители театра Варьете
II. Обмен мнениями о прочитанных главах романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
Какое впечатление произвело на вас произведение Булгакова? Что больше всего запомнилось, удивило? Какие вопросы возникли в процессе чтения?
III. Беседа по содержанию «московских глав»
1. Какой изображает Булгаков Москву 30-х годов? Расскажите о москвичах, их интересах, занятиях, отношении к религии (трамвайная кондукторша, конферансье в Варьете, служащие Управления зрелищ, жильцы «нехорошей квартиры», Берлиоз, буфетчик и др.) Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая непорядочность. Страшно становится, если судить о человечестве по этим людям.
2. Что вы знаете о Воланде и его свите? Какова цель их визита в Москву? Чьи мысли и желания исполняет Воланд? Что интересует его в людях?
3. Какова сюжетно-композиционная роль Воланда? (Воланд помогает выразить общественную позицию автора. Иронический взгляд Воланда близок Булгакову.)
4. Чем похож и не похож булгаковский Воланд на своих литературных предшественников? (Сатана, Мефистофель, Асмодей, Демон.) Что означает имя Воланд? (Faland – нем. яз. – черт.)
5. Посмотрим на эпиграф к роману. Как он соотносится с образом и делами Волонда и его словами о себе?
6. Критик В. Лакшин считает Волонда «палачом порока», карающим мечом в руках правосудия». Согласны ли вы с этим мнением?
V. Чтение или краткий пересказ эпизодов «В ресторане Дома литераторов», «В театре Варьете»
Беседа по вопросам
1.Что высмеивает «нечистая сила», над чем потешается? Что за опыты проводит Воланд в театре? На кого обрушивает свою ненависть?
Воланд с презрением смотрит на людишек. При помощи своих помощников он высмеивает то, что изолгалось, развратилось, нравственно оскудело, утратило высокий идеал». Булгаков как бы определяет, есть ли в людях та нравственная опора, которая способна противостоять соблазну, негативным явлениям, порокам. По мнению Доманского, «меру зла, порока, корысти Воланд определяет мерой истины, красоты, бескорыстного добра. Он восстанавливает равновесие между Добром и Злом и этим служит добру».
2. Какие сатирические приемы использует писатель при создании комических ситуаций и сатирических портретов москвичей? (Прежде всего, шарж, ирония, гротеск, сарказм, Автор использует и фантастику.)
3. Все ли люди добры? Откуда происходит Зло? Можно ли мир переделать? Изменить?
4. Почему Воланд (сатана, по сути – символ Зла) выступает в романе как «источник» справедливости?
VI. Домашнее задание
1. Ответить на вопрос: Как развивается сюжетная линия Мастера и Маргариты?