kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы "Как сотворить чудо?" (А. Грин "Алые Паруса")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литератры для обучающихся 6 классов. Урок по произведению А. Грина Алые паруса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Как сотворить чудо?" (А. Грин "Алые Паруса")»

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ "СШ №5"г. Смоленска

Лазаренко Татьяна Денисовна



Урок литературы "Как сотворить чудо?" (по феерии А. Грина "Алые Паруса")

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др. 2020. Ч.1 - 304с

Тема: Алые паруса (Феерия. Глава из феерии)

  

Урок-исследование по феерии А. Грина «Алые паруса» на тему:

«Как сотворить чудо?»


Когда душа таит зерно пламенного растения - ЧУДА,

сделай это чудо, если ты в состоянии.

                                                      А. Грин

Человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса.

К. Паустовский

Цели:

  • ввести обучающихся в образный мир художника слова А. Грина, помочь понять содержание произведения и проследить, как писатель показал рождение мечты и осуществление ее в столкновении с косностью и обыденностью реальности;

  • способствовать осмыслению того, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса.


Планируемые результаты:

Предметные. Выявлять своеобразие писательского мастерства, отмечая его ритмичность, музыкальность, обилие эпитетов, метафор, сравнений, символов. Владеть навыками анализа произведения в единстве содержания и формы. Уметь создавать портрет на основе личных наблюдений. Владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения.

Метапредметные.

Познавательные. Умеют выбирать смысловые единицы текста.   Выражают структуру задачи разными средствами.  Выделяют и формулируют познавательную цель.

Регулятивные. Овладение способностью понимать учебные задачи урока. Оценивают достигнутый результат.

Коммуникативные. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого. Адекватное межличностное восприятие. Проявляют готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные. Формирование собственного отношения к феерии А. Грина «Алые паруса» её героям. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.


Тип урока: урок общеметодологической направленности (ФГОС ООО)

Форма урока: мастерская проекта (создание лэпбука)

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая

Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.

Технологии: педагогическая мастерская; элементы дифференцированного, личностно-ориентированного обучения, системы В.Ф. Базарного; технология графико-символического анализа

Базовый УМК: Коровина В.Я. Литература. 6 класс. В 2 ч.: учебник для общеобразовательных организаций / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин – М.: Просвещение, 2016.

Оснащение урока: текст произведения, мультимедийное оборудование, интернет ресурсы, аудиозаписи, видеофрагменты, шаблон лэпбука; атласные ленты


Оформление:

1. Портрет Александра Грина;

2. Стенд с рисунками «Живые страницы»;

3. Высказывания писателей:

1. «Вечно мы, будто в первый раз, всё должны открывать: как прекрасны восход солнца, луна, ночь, равнины и горы, земля и море… как прекрасна жизнь». Р. Кент

2. «… Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». А. Грин «Алые паруса»

3. «Будущее, к которому мы стремимся, рождается из непобедимого человеческого свойства - умения мечтать и любить». К. Паустовский

«Александр Грин – писатель солнечный и через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты: И каждый прочитавший его становится чем-то богаче и чище». В. Кетлинская

4. Макет парусника.


Словарь терминов:

Романтизм – 1. Направление в искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека. 2. Мироощущение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью (книжн.).

Романтик - сильный, благородный человек, создающий свой мир и борющийся за свою мечту.

Феерия (от fee-фея) – 1. Театральное представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов; 2. Волшебное сказочное действие.

Мечта – 1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое; 2. Предмет желаний, стремлений.

Чудо - нечто поразительное, удивляющее своей необычностью.

Контраст (франц.) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.


Структура и содержание урока


I. Организационный этап.

Доброе утро, мои юные единомышленники. Я рада вас видеть. Давайте улыбнемся друг другу, поприветствуем наших гостей и смело отправимся в путь по неизведанным тропам нашей родной литературы. Готовы? Тогда в путь!


II. Актуализация субъективных знаний обучающихся. Подготовка к изучению нового материала.

1. Стадия - Вызов интереса. Вступительное слово учителя.

(на фоне музыки «Ноктюрн» из квартета Бородина)


Приём « Мозговой штурм».

Жил на свете гордый и одинокий человек. Он любил море, мечту и людей. Море лежало перед ним, как дорога в огромный таинственный и прекрасный мир, полный приключений, подвигов и чудес.

Всего четыре буквы,

А за ними – целый мир –

Неповторимый, поэтичный,

Загадочный и романтичный

Что волнует, увлекает,

Поверить в чудо помогает.

Этот необычный мир

Сотворил писатель … Грин.

- Ребята, о ком я говорю? Кто этот человек? ( А. Грин. Его полное имя – Александр Степанович Гриневский)


В 2020 году исполняется 140 лет со дня рождения Александра Грина, писателя, создавшего «мир из выдумки и правды, мир блистающий, мир добрый» и 100 лет как приступил к написанию своей чудесной феерии «Алые паруса».

На прошлом уроке мы говорили с вами о биографии писателя, и вы узнали, какая нелегкая, а порой и горькая жизнь выпала на долю этого человека, который умел давать другим столько радости веры в свои силы, учил истинному благородству чувств и способности мечтать, т.к. он сам был истинный мечтатель и романтик.


Обращение к словарю терминов.

- Как вы понимаете слово «романтик»? (человек, склонный к мечтательности) Что такое «романтизм»?

Александра Грина называли «последним романтиком». Его романтизм – это вера в мечту, это умение любить, это способность творить чудеса. Мечтатель, романтик А. Грин создал удивительных героев с необычной судьбой. Все произведения Грина так или иначе связаны с мечтами об «ослепительном случае» и радости.


Как верно звучат слова В. Кетлинской: «Александр Грин – писатель солнечный и через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты: И каждый прочитавший его становится чем-то богаче и чище».


Феерию «Алые паруса»- пленительную и сказочную - Грин начал писать в Петрограде 1920 г. Грин придумал и дал жизнь новому символу - алые паруса, которые украсил сам ветер - ветер мечты о невозможном.


Обращение к словарю терминов.

«Алые паруса» А. Грин назвал феерией. Кто знает, что обозначает слово феерия? (Волшебная сказка, похожая на быль)

Обратите внимание, у этого слова два значения:

1. Представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов;

2. Волшебное, сказочное зрелище.


- В каком из этих значений А. Грин употребил слово феерия? Что же общего между феерией Грина и обычной сказкой?

(Действительно, это что- то сказочное, волшебное).

Все, что произошло с героями похоже на сказку:

- чудесная встреча с Эглем;

- необычная мечта Ассоль;

- яркая дерзкая мечта Грэя;

- случайная встреча героев тоже удивительна;

- добро побеждает зло.

Социоконструкция: Мечта-сказка-чудо  

Перед нами увлекательный мир, из которого не хочется уходить, который учит надеяться, верить и ждать.  

Вот и мы с вами отправляемся в плавание по романтическому миру книги на корабле под алыми парусами.


2. Целеполагание. Определение основной задачи урока.


Перед вами лежат книжечки-шаблоны – лэпбуки. Откройте первый разворот книжечки. Перед вами эпиграф к уроку.

Эпиграфом к уроку стали слова Александра Грина и Константина Паустовского: «Человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса».

Ребята, попробуйте определить вопросы, на которые нам предстоит ответить. (Способен ли человек совершать чудеса своими руками? Как сотворить чудо?)

Этот вопрос и станет темой нашего урока.

- Какова цель нашего урока? Познакомиться с героями А. Грина, найти ответ на вопрос: «Как сотворить чудо?» и поработать над созданием литературного проекта – лэпбука.

Итак, наш корабль расправил свои алые паруса, ветер попутный помогает нам набрать скорость.

III. Изучение нового материала.


1. Создание проблемной ситуации на основе проблемно-поисковых вопросов.

Гераклит Эфесский (VI в. до н.э.) сказал: «Человек в ночи себе «свет» зажигает собой».

- Как вы понимаете эти слова? О каком свете идет речь? О какой ночи? (Свет внутренний. Им должен быть освещен жизненный путь и сделать это должен сам человек.)

- О ком из героев можно сказать, что он «свет» в ночи себе зажигает собой? Почему? (Ассоль, Грей, Лонгрен)

- Какие же они, наши герои?


2. Погружение в текст.

Характеристика героев повести (работа в группах).

1 группа: Лонгрен, Ассоль и жители посёлка.

2 группа: Сказка, рассказанная  Эглем.

3 группа: Артур Грэй.

4 группа: Встреча и тайна «алых парусов».


3. Реконструкция. Составление страниц лэпбука. (Обсуждая фрагменты текста, подобранные разными группами, учащиеся записывают свои наблюдения, включающие важные характеристики героев, составляют схему в течение урока)


«Путь Ассоль к мечте» (гл. 1. Предсказание Эгля и Лонгрена)


Имя: «Хорошо, что оно такое странное», «музыкальное, как свист стрелы и шум морской раковины». Оно созвучно с нотой «соль». Имя легче пропеть, чем произнести.


Дочь матроса, ремесленника


Внешний вид:

  • Тоненькая, невысокая, хрупкая.

  • «Каждая черта Ассоль выразительно легка и чиста, как полет ласточки».

  • «кроткая улыбка» и «глаза с оттенком грустного вопроса».

  • «Ее образ оригинально мил», «что-то особенное»

  • «прекрасная неизвестность» (Эгль), «дивное художественное полотно» (матрос Летик), «живое стихотворение», «мокрая драгоценность» (автор), «корабельная Ассоль» (жители Каперны)

Внутренний мир (главные черты характера):

  • Живая, поэтическая, «странно летящая душа».

  • Постоянно в ожидании прекрасного.

  • Умеет видеть в обычном необычное, сделать мир чуть-чуть лучше. «Работа моя не скучная, только все хочется придумать что-то особенное».

  • Любит все живое. Полное слияние с природой.

  • Одинока среди людей, но природа стала ее настоящим другом.

  • В душе ее всегда звучит мелодия. «Музыка смолкла, но Ассоль была во власти ее звонкого хора».

  • Мечта – ее естественное состояние.

Главные черты характера - ожидание прекрасного, умение любить, мечтать


Составление акростиха.

- Раз мы заговорили об Ассоль, давайте дадим ей характеристику по методу акростиха, (коллективное составление акростиха).


А - Алый, антипод

С - Сказка, скромность

С - Свобода, сердце, странность

О - Одиночество, ожидание

Л - Любовь

Ь

«Путь Грэя к мечте» (гл. 2. «Грей»)


Имя: как эхо, зовущее вдаль

Богатый наследник старинного рода, обречённый прожить жизнь не по своему плану


Внешний вид:

  • за 5 лет плаваний по морям и океанам Артур Грэй вырос и возмужал

  • «потерял слабость»

  • «стал широк в плечах, крепок мускулами»

  • «в думающих глазах отразился блеск»

Внутренний мир (главные черты характера):

  • «странная летящая душа»

  • «Дельный! Загвозистый!»

  • Романтик

  • Целеустремленный

  • Любознательный

Главные черты характера – активная доброта, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль и страдания, способность к решительным действиям, волевой, мужественный, человек поступков


Составление акростиха.

- Давайте дадим характеристику по методу акростиха, (коллективное составление акростиха).


Г – гордый, глубоко мыслящий

Р – романтичный, решительный

Е - естественный

Й – изобретательный, искренний

Сопоставление. Ассоль и Грей (общее) (финал гл. 4. «Накануне»)



Ключевые слова: ДУША, ДОБРО, МЕЧТА, ВЕРА, ЧУДО, ПОСТУПОК, МОРЕ

  • оба мечтатели, с «живой душой», любят все живое

  • у них обоих «странно летящая душа». (Душа свободная, романтичная, чистая, легкая. Как сказала Марина Цветаева, у них «душа родилась крылатой»)

  • одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками

  • добры и трудолюбивы

  • верят в чудо

  • море


«ЧУДО» (гл. 5. «Боевые приготовления», заключительная часть гл. 7 «Алый «Секрет»)


Вопросы:

- А как воспримет историю, рассказанную в таверне как старую сплетню, капитан Грей?

- Почему Грей поверил в мечту, а не злобной сплетне?

Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было.

- Вспомним, как долго выбирал Грэй цвет материала для парусов. (Чтение фрагмента со слов «Грэй побыл в трех лавках...» до слов «...провожаемый хозяином с почестями китайского короля»).

- Почему именно его из тысячи других оттенков выбрал Грэй? Расскажите, какие ассоциации возникли у вас, глядя на алый цвет?

(Алый – полный благородного веселья, царственности, гордый цвет; в нем нет ничего, что вызывает сомнение.

Алый цвет – цвет исполнения мечты, в нем не может быть сомнения.)


- Какие эпитеты, сравнения и метафоры, раскрывающие суть символа, вам удалось найти на страницах книги?

  • алый отблеск парусов создан глубиной сердца, знающего, что такое любовь;

  • паруса цвета глубокой радости;

  • совершенно чистый, как алая утренняя заря;

  • полный благородного веселья и царственности гордый цвет;

  • гордый цвет;

  • цвет смешанных оттенков огня, лепестков мака, игры фиолетовых или лиловых намеков;

  • нет ни синевы, ни тени, нет ничего, что вызывает сомнение;

  • он рдел, как улыбка прелестного духовного отражения.


- «Духовного отражения…»! Да ведь это отражение их душ: чистых, гордых, прелестных, не ведающих сомнений в том, что их мечта исполнится!


- Почему «белый корабль», «алые паруса», «глубокая розовая долина»?

(Белый цвет – цвет совершенства;

алый цвет – цвет жизни, энергии;

глубокая розовая долина – теплый, нежный цвет; глубокий – духовная глубина)


- Так какой мечтал увидеть автор жизнь своих героев?

(Совершенной, яркой, насыщенной, как этот корабль и алые паруса. Духовно наполненной, сказочно прекрасной, как «глубокая розовая долина».)


Заполнение страницы лэпбука.

СИМВОЛИКА:

АССОЛЬ – символ света, душевной красоты, добра

ГРЕЙ – символ воплощения мечты, ее реальность

СОЛНЦЕ – светлая жизнь, радость, символ просветления души, зарождения любви

КОЛЬЦО – знак близкого счастья

МОРЕ – символ свободы, ожидания, жизни, бесконечная вера в будущее

Бушующее море – препятствия на жизненном пути

ПАРУС – человек. АЛЫЙ ПАРУС - особенный человек с богатым внутренним миром

АЛЫЙ ЦВЕТ - духовное отражение, цвет жизни

БЕЛЫЙ ЦВЕТ – цвет духовного совершенства, символ, который в Библии означает высшую духовную силу, которая перенесет через житейский океан и поможет преодолеть все невзгоды.

КОРАБЛЬ – символ судьбы (по морю жизненного пути)

АЛЫЕ ПАРУСА - символ мечты и веры, символ любви, торжество счастья. Алый парус в душе у того человека, сердце, которого знает, что такое любовь.

СЕКРЕТ поиск смысла жизни, человеческого счастья – «совершать чудеса своими руками»

КОРАБЛЬ С АЛЫМИ ПАРУСАМИ – торжество любви и счастья; символ сбывшихся мечты, надежды


4. Просмотр видеофрагмента из художественного фильма «Встреча Грэя и Ассоль» или Чтение эпизода. Гл. «Алый «Секрет».


Когда корабль с алыми парусами приближается к Каперне, Грей раскрывает своим товарищам одну нехитрую истину, раскрывает главный секрет.


«Я прихожу к той, которая ждёт только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё…благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

(Секрет человеческого счастья – совершать чудеса своими руками)

- Что самое важное в словах Грея? Что вы добавили бы к этим нехитрым истинам? (Предназначение человека в том, чтобы « делать чудеса своими руками» и дарить их людям)

- Заслуживает ли Ассоль то счастье, ту любовь, которые дарит ей Грин в лице капитана Грэя? (ДА, так как Ассоль всегда верила и никогда не пыталась предать свою мечту).

Поэтому и корабль с музыкой! Корабль - это метафораЭто исполнение мечты.


4. Представление проектов. Комментарии содержания лэпбука.


IV. Обобщение.

Итак, сбылись мечты Ассоль и Грэя.

- Счастливы ли Грэй и Ассоль?

- В чём же секрет человеческого счастья по А. Грину? Как вы понимаете, слова А. Грина? Часть данной цитаты взята эпиграфом к нашему уроку.

«Когда для человека главное - получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения - ЧУДА, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя».

- Итак, мы с вами вернулись к словам из эпиграфа. Зачитайте мне их. 
«Человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудеса». ( К. Паустовский)

Что же в романе является чудомЧУДО – это добрый поступок, благородное движение души, улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное словоПОСТУПОК – это умение делать чудеса своими руками).

- К какому выводу приводит нас Грин своим произведением «Алые паруса»?

(Творить чудеса нужно своими руками. Каждый человек может и имеет право совершать чудеса или «делать чудеса своими руками»)

- Веру во что подарил нам Грин?  Чему учит книга?

(Книга учит верить в свою мечту, быть целеустремленным, идти смело навстречу мечте, верить и знать, что человек сам творец своего счастья)


Перед вами макет парусника. Представьте, что его паруса надуты ветром. Давайте попытаемся собрать все возможные ассоциации:

  • Романтика, мечтательность

  • ожидание

  • любовь к людям

  • оптимизм

  • искренность

  • умение ждать

  • умение видеть прекрасное вокруг нас

  • творчество

  • осуществленное чудо

  • гармония мира и любви

  • символ победы и веры

  • корабль любви и веры




V. Подведение итогов.

 Можно ли назвать феерию «Алые паруса» современным произведением?

«Алые паруса» Грина можно с уверенностью отнести к «современной классике», потому что это произведение победно прошло, как корабль Артура Грэя под алыми парусами, все штормы событий прошлого века и сохранило любовь и интерес читателей, спустя почти 100 лет после его написания. Во время Великой Отечественной войны в 1943 году феерию «Алые паруса» читали по радио в блокадном Ленинграде, а в Москве показали одноименный балет.

Для нас, людей XXI века, «Алые паруса» - символ осуществления всех надежд, мечтаний о больших и благородных делах во имя светлых идеалов человечества, т.е. такой мечты, которая взывает к активному действию.

В Санкт-Петербурге существует традиция: в день выпускного бала все выпускники собираются на Неве и ждут появления Алых парусов. Это очень символично, так как в этот день у всех своя мечта о счастливом будущем.

«Алые паруса» Грина олицетворяют волшебную силу человеческой мечты. Плыть в жизни под алым парусом - значит ставить перед собой высокие цели, мечтать, стремиться осуществить задуманное. А. Грин утверждал, что корабль с алыми парусами рано или поздно приходит к каждому, кто умеет мечтать, кто всем сердцем верит, что мечты, желания обязательно сбудутся.

(Звучит песня «Ребята надо верить в чудеса»)


VI. Рефлексия.

Поставьте себе оценку за урок. И закрасьте кружок: красный цвет – понравился урок, синий – нет.


Домашнее задание:

1. Выписать из текста наиболее понравившиеся высказывания в «Дневник мудрых мыслей».

2. Сочинение «Надо верить в чудеса». «Необходима ли вера писателя в жизнь, добро, справедливость, в сильных духом людей в наше время?»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы "Как сотворить чудо?" (А. Грин "Алые Паруса")

Автор: Лазаренко Татьяна Денисовна

Дата: 08.10.2023

Номер свидетельства: 637728

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Урок литературы "Как сотворить чудо?" (по феерии А. Грина "Алые Паруса")"
    ["seo_title"] => string(64) "urok_literatury_kak_sotvorit_chudo_po_feerii_a_grina_alye_parusa"
    ["file_id"] => string(6) "660025"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1732219997"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства