kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы 8 класс "Н.В.Гоголь.Комедия "Ревизор:смысл финала; художественные особенности комедии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В данной разработке  структурные элементы урока взаимосвязаны, все этапы на уроке соблюдены, осуществляется логичный переход от одного этапа к другому.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы 8 класс "Н.В.Гоголь.Комедия "Ревизор:смысл финала; художественные особенности комедии"»

Тема: Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор»: смысл финала комедии; художественные особенности комедии


Цели:

раскрыть смысл финальной сцены, выявить художественные особенности комедии, обосновывая свои суждения примерами; создать эмоциональный настрой урока и ситуацию сотворчества, приобщить учащихся к замыслу сценической постановки фрагмента пьесы, проникая в её подтекст;

совершенствовать навыки анализа драматического произведения, продолжить

овладевать литературоведческими терминами, уяснить понятие «гротеск»;

развивать творческое воображение восьмиклассников;

воспитывать вдумчивого зрителя, способного понять как авторский, так и

режиссёрский замыслы.



Планируемые результаты


Познавательные УУД:


* стимулировать учащихся к постановке вопросов для поиска оптимального

варианта выполнения задания;

* уметь искать, анализировать ,преобразовывать , исследовать, применять

информацию;

* освоить способы деятельности путём решения проблемного задания,

построенного на основе ранее усвоенных знаний и умений;

* творчески применять и добывать знания;

* овладевать способами рефлексивного мышления для применения их в

процессе самостоятельных поисков и открытий;

* конструировать новое, осваивая новые способы получения знаний, решения

проблем; создать творческий продукт (инсценирование);

* побудить учеников мыслить. Фантазировать, взглянуть по-новому на
известное и ставшее привычным знание;

* осуществить сравнение и систематизацию, самостоятельно выбирая

основания для данной логической операции (создание кластера);

* делать умозаключения и выводы на основе аргументации.


Коммуникативные УУД:


*вступать в диалог во время анализа и интерпретирования комедии, проникая в

смысл художественного текста, осознать актуальность тем и образов пьес при

помощи параллели с современностью и синтеза разных видов искусства:
литература, театр, кино, изобразительное искусство;

* участвовать в обсуждении проблем и аргументировать свою позицию;

* строить монологические высказывания, полно, аргументировано и ясно

выражать свои мысли;

* работать в группе сверстников, эффективно сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности;

*наполнить урок акцентами

- целенаправленного взаимодействия деятельности и общения учителя и учеников,

-сотворчества,

- эмоционального словесного выражения


Регулятивные УУД:


* учиться целеполаганию ;

* планирование путей достижения данных целей;

* способность осмыслить цели и самовыразиться через материал урока;

* самоорганизоваться для выполнения ситуативных заданий;

* работать по предложенному учителем плану;

* совершенствовать процессы саморегуляции и самооценки, осваивать технику

аргументации;

* преобразовывать практическое задание в познавательное.


Личностные УУД:


*содействовать при помощи творческого партнёрства взаимодействия учителя

и ученика формированию личности, способной к самопознанию и
саморазвитию;

* формировать ученика как компетентную личность, способную успешно

решать поставленные перед ней задачи;

* помочь ученикам в самореализации, умении отвечать на вызовы времени и

противостоять в реальной жизни негативным явлениям, изображённым в

комедии Н.Гоголя;

* применять освоенные способы деятельности как в рамках образовательного

процесса на уроке литературы. так и при решении проблем в различных

жизненных ситуациях.


Оборудование урока: портрет Н.В.Гоголя, видеофрагмент кинофильма «Ревизор» режиссёра В.Петрова, проектор, слайды


Ход урока



I. Мотивация учебной деятельности


Вводное слово учителя

Н.В.Гоголь большое внимание уделял театру

Театр – явление загадочное, сложное. Зритель в нём должен вслушиваться в реплики персонажей, всматриваться в игру артистов и наслаждаться искусством.

Мы на уроке одновременно зрители, режиссёры, актёры, и наша задача – расшифровать

авторский замысел. Однако, читая пьесу, мы постоянно должны помнить, что за каждым героем, каждой сценой открывается автор, стремящийся пробудить наше творческое воображение.

И это подтверждают слова Н.В.Гоголя, которые мы взяли к сегодняшнему уроку в качестве эпиграфа.

«Театр – это такая кафедра,

с которой можно сказать миру

много добра»


II. Актуализация опорных знаний


Драматург при помощи реплик и ремарок создаёт картину жизни в своих пьесах.

Вот ученица Машкина Настя подготовила афишу к спектаклю «Ревизор»».

1.Литературоведческий диктант


Сегодня мы с вами вспомним литературоведческие термины, связанные с театром. Я буду вам зачитывать определения, а выпишите их названия, что они обозначают.

1) Замечание автора текста, уточняющее или дополняющее какие-либо детали (ремарка)

2) Фраза, которую произносит персонаж драмы в ответ на высказывание другого действующего лица. еплика)

3)Разговор двух или нескольких лиц (Диалог)

4)Речь одного человека(Монолог)

5) Вид драматического произведения с смешным, забавным или сатирическим сюжетом (Комедия)

6) Драматическое произведение для исполнения на сцене (Пьеса)

7)Театральное зрелище, представление, может ставиться на театральной либо цирковой сцене (Спектакль)

8) Жанр литературы, повествующий о серьёзных, иногда печальных событиях, не заканчивающийся трагическим финалом.(Драма)

9) Элемент сюжета, в котором разрешается конфликт(Развязка)

10)Столкновение противоположных взглядов(Конфликт)


Учитель

-Ребята. внутренней пружиной движения сюжета является конфликт. Сфера комедии «Ревизор»- выявление конфликта, противоречий жизни. Н.В.Гоголь создал сюжет, в котором жизненный конфликт предстаёт с наибольшей остротой и рельефностью.


Проектор

Добро зло

__________________ __________________

столкновение борьба

-Как переводится конфликт?


2.Актнофразовый анализ текста


Учитель

- Вы дома сделали актнофразовый анализ текста. Домашним заданием было выделить из каждого действия комедии фразу, напрямую связанную с конфликтом.


1. «…отчего это? Зачем нам ревизор?»


2.»О. тонкая штука! Эк куды метнул! Какого туману напустил…Не знаешь, с какой стороны и приняться. Ну да уж попробовать , не куды пошло»


3. «Страшно просто; а отчего, и сам не знаешь. А мы даже не в мундирах. Ну что как проспится да в Петербург махнёт донесение?»


4. «Там купцы жаловались вашему превосходительству, честно уверяю, и наполовину нет того , что они говорят. Они сами обманывают и обмеривают народ»


5. «Вот смотрите, смотрите, весь мир …все смотрите, как одурачен городничий!...Сосульку, тряпку принял за важного человека»


Учитель

- А теперь посмотрим, как развивался конфликт.


III. Формирование новых знаний , умений, понятий и навыков

1.Беседа

-В чём же суть конфликта?

Ответ учащихся

( 1.Чиновники борются не с Хлестаковым, а с коварным ревизором, созданным из их воображения.


2.Комический эффект состоит в том, что Хлестаков ничего общего с ревизором не имеет.


3. Конфликт между реальным миром порочности, лжи, в котором живут герои комедии, с идеальным миром, к которому надо стремиться.)


Учитель

«…сосульку, тряпку принял за важного человека!»

- Как узнали, что Хлестаков вовсе не ревизор?


( Ответ: из письма Хлестакова другу Тряпичкину, в котором он высмеивает чиновников города, давая каждому нелестную характеристику)

Учитель

-На сегодняшнем уроке с помощью своего воображения мы перенесёмся во времени и пространстве в далёкий уездный городок, созданный Н.В.Гоголем, исследуем художественные особенности пьес.

Запишите тему урока

_О чём же поведал Хлестаков в письме другу Тряпичкину?


2.Инсценирование


- Наши ученики-актёры перевоплотились в чиновников уездного города.

Итак , 5 действие. 8 явление

Обсуждение

-Кто из наших героев с наибольшей полнотой донёс чувства и мысли автора?

-Кто, на ваш взгляд, удачно перевоплотился в своего героя?


3.Работа над смыслом финала комедии

Учитель

- Н.В.Гоголь дал развёрнутую ремарку как режиссёрский комментарий.

Сейчас мы выразительно прочитаем вслух «немую сцену»


3.Выразительное чтение вслух «немой сцены»


Учитель

Это открытый финал. Каждый придумывает, что же будет дальше.


1..Смысл «немой сцены» комедии заключается в том, что автор оставляет героев в самый страшный для них момент: момент истины. Чиновники понимают, что всё это время они угождали совершенно другому человеку.


2..Я думаю, что . помимо страха, они испытывают разочарование в том, что всё это время они льстили Хлестакову, хотя он этого и не заслуживает)


Учитель

-Длительность «немой» сцены 1,5 минуты.

Почему так важно было для выражения смысла всей пьесы передать всеобщее мгновенное окаменение в немой сцене?


Ответ учащегося

Весть о приезде чиновника сваливается неожиданно, нежели письмо Хлестакова

Тряпичкину. Городничий отчаялся, думает, что его выставят на посмешище.


4.Просмотр отрывка из фильма В.Петрова


Учитель

- Каждый режиссёр спектакля или фильма интерпретирует этот гоголевский финал.

Посмотрим, как режиссёр Петров представил финал «Ревизора» в одноимённом фильме.


5.Обсуждение фильма


1.Насколько внешность исполнителей героев соответствует вашему представлению о героях Н.В.Гоголя?


2.Какими средствами внешней выразительности актёры обращают внимание на главные черты своего персонажа?


3.С чем в экранизации данного эпизода комедии вы не согласны?



6.Художественные особенности комедии


Составление кластера


1.Говорящие фамилии

2.Открытый финал

3.Многообразие ремарок

7.Работа по теории литературы


Одной из художественных особенностей комедии является использование Н.В.Гоголем приёма гротеска.



1-й слайд

Гротеск

Фр. grotesgue – причудливый, затейливый

Ит.grotetesco – причудливый – ит.grotta – пещера, грот


В 15 веке при раскопках древнеримских сооружений в пещерах ( гротах) обнаружили наскальные рисунки причудливых, необычных , странных животных и растений. Эти

Рисунки стали называть гротесками.

В русский язык слово «гротеск» попало из французского.


2-й слайд


Гротеск

Вид художественной образности , предельное преувеличение, основанное на причудливом сочетании

Фантастического и комического и

реального Трагического

правдоподобия и карикатуры

___________________________-

фантастическая гипербола


Одним словом, это фантастическая гипербола.

Учитель

-Гротескность комедии «Ревизор» состоит в том. что практически всё построено на фантастическом преувеличении.

Пример:

Гротескное враньё Хлестакова. Он фантастически врёт . Заметно, что он пускает пыль в глаза, невольно возвышая себя. О чём же он врёт?


Ответы учащихся

1.С Пушкиным на дружеской ноге.

2.Суп прибыл на пароходе прямо из Парижа.

3.Его хотели сделать коллежским асессором

4.Хлестаков много насочинял.»У меня дом первый в Петербурге»

5.Бывает на великолепных балах

6.Играет в вист с разными посланниками.


Учитель

Обратите внимание на гротескность «немой сцены». Открытый финал гротескно преподносит иллюзорность стремлений, для достижения которых нередко тратится вся жизнь.


IV. Применение полученных знаний, умений, понятий, навыков


1.Рассуждение на основе сопоставления пьесы и спектакля

- В чём заключается отличие пьесы от спектакля?

Ответы:


Пьеса предназначена для постановки на сцене. Спектакль – это не иллюстрация к пьесе, а новое художественное произведение, созданное театром, которое по-своему трактует пьесу режиссёр.


- Сколько людей включается в сценическое воплощение пьесы?

(Актёры, режиссёр, художник, декоратор, костюмеры, осветители)

Вывод учителя


- Сам Гоголь отмечал: «Пьеса живёт только на сцене…» Об этом говорил и Станиславский: «Только на подмостках театра можно узнать сценическое произведение во всей полноте»


2.Проблемное задание


- Вновь обратимся к эпиграфу урока. Зачитайте его.


- О каком добре может поведать театральная постановка комедии «Ревизор», ведь в ней нет ни одного положительного героя, воплощающего добро?

Ответы:


1.Сам Гоголь говорил. Что всё-таки есть один положительный герой-смех. Смеха боится даже тот, кто ничего не боится.


2.Актёр, исполняющий роль городничего, обращается в финале не только к чиновникам, но и к зрителям тоже: « Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»

- Так о каких добрых помыслах может идти речь?

Ответы

1.Эта реплика городничего заставляет каждого зрителя задуматься: а что во мне такого, как у персонажей «Ревизора», и посмотреть на себя со стороны.


2. Зритель задумывается над собственными недостатками: не похож ли он на Землянику или городничего, Ляпкина-Тяпкина или Бобчинского и Добчинского. Ведь так не хочется ассоциировать себя с такими персонажами.


3.Задуматься о добре и зле в жизни. Благотворительности и вымогательстве. И захотелось бы стать лучше, чтобы вокруг стало больше добра.


Вывод учителя


Открытый финал комедии взывает к совести зрителя. Сам Гоголь в пояснениях подчёркивал: «Будто не знаете, кто этот ревизор?...Это наша проснувшаяся совесть».


V. Домашнее задание

1.Мы с вами выяснили, что в комедии Н.В.гоголя финал открытый. Пофантазируйте , что может произойти дальше, как будут развиваться события.

Кратко изложите своё видение финала (устно)

2.Выучить определение термина «гротеск»








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Елена Николаевна Кравчук

Дата: 20.01.2023

Номер свидетельства: 623646


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства