kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения по сказке Ш. Перро «Мальчик с пальчик» (4 класс УМК Перспектива)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для закрепления понятий о народных и литературных сказках. 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по сказке Ш. Перро «Мальчик с пальчик» (4 класс УМК Перспектива)»

Урок литературного чтения 4 класс УМК Перспектива

Тема: Ш. Перро «Мальчик с пальчик»

Цель: создать условия для формирования умений, обеспечивающих способность быть читателем, мировоззрения детей, обогащения умственного потенциала.

Задачи:

  • закрепить понятие о народных и литературных сказках;

  • учить различать положительных и отрицательных героев сказки;

  • учить работать с сюжетом сказки, выделять особенности сказки;

  • развивать умение анализировать произведения, определять главную мысль; развивать речь, память, внимание, воображение;

  • воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к ближнему, сопереживание.



Ход урока:

  1. Организационный момент 1мин СЛАЙД 1

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сядьте, не спеша

И начнём урок, друзья.

  1. Артикуляционная гимнастика 4 мин СЛАЙД 2

- Подготовим к общению наш артикуляционный аппарат

Ручки растираем и разогреваем.

И лицо теплом своим мы умываем

Грабельки сгребают все плохие мысли

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро

Их вперед сгибаем

Тянем вниз за мочки

А потом уходим пальцами на щечки

Щечки разминаем, чтобы надувались

Губки разминаем, чтобы улыбались

Как утята к утке, клювики потянем

Разомнем их мягко, не задев ногтями

Уголками губ мы щечки поднимаем

А потом от носа мы к губам стекаем

Губки пожуем мы, шарики надуем

И губами вправо-влево потанцуем

Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит

Под другой губой лежит, кулачок другой стучит

Тянем подбородок и его щипаем

А потом по шейке ручками стекаем.

  1. Речевая разминка 4 мин СЛАЙД 3

- Сегодня мы будем читать про себя и вслух, быстро, выборочно и выразительно.



По следам от крошек

Не выбраться из леса.

Но малыш не унывает,

Братьев снова он спасает!

Ростом с палец лишь всего,

Как же все зовут его?



  • Чтение про себя

  • Чтение шепотом

  • Чтение четвертой строки с разной интонацией.

  • Чтение вслух отдельными учащимися

  1. Постановка темы и целей урока. АОЗ

- С каким произведением продолжим работать? СЛАЙД 4

- Что предстоит сделать сегодня на уроке?

-Помни правило, когда ты читаешь, надо думать, представлять, переживать, понимать.

-Сегодня мы продолжим работать над содержанием сказки и постараемся определить ее главную мысль, через характеристику героев, будем учиться составлять план сказки и творчески ее пересказывать.

-Но сначала повторим имеющиеся знания. Они нам помогут достичь поставленных задач.

- Кто сочиняет сказки? (народ, авторы) Приведите примеры. СЛАЙД 5

- Какими особенностями отличается сказка от других литературных произведений? СХЕМА НА ДОСКЕ

Есть зачин(начало) ЖИЛИ-были

Концовка

Троекратный повтор

Волшебные герои

Волшебные события

Добро побеждает зло

Мудрость

-Какие сказки бывают по содержанию? (волшебные, бытовые, о животных) СЛАЙД 6

- Какие сказки вам больше всего нравятся? Почему?

Ученица читает наизусть СЛАЙД 7

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может все случиться

Что-то ждет нас впереди

Слышишь?

Сказка в дверь стучится

Скажем сказке «ЗАХОДИ»! Демонстрация работ учащихся по теме «Сказки Ш.Перро»

  1. Работа по теме урока

Мы получили возможность пригласить сказки в гости, благодаря вашей домашней подготовке.

. Вы узнаете, из каких сказок эти герои?

- Что их объединяет?

-А что вы помните о самом сказочнике? СЛАЙД 8

- К какому виду сказок относятся сказки Перро? (волшебные)

- А где водятся волшебники? СЛАЙД 9 МУЗЫКА

Физминутка под песню «Где водятся волшебники»

-Закройте глаза и представьте самую яркую картину. Поделитесь своими представлениями?

- Кому вы больше всего сочувствовали?

-За кого переживали? Почему?

- Кто герои сказки?

- В какой ситуации оказались дети? Почему так сложилась судьба детей?

Как удалось детям выбраться в первый раз?

Найдите и прочитайте фрагмент.

Почему это не получилось во второй раз. Где об этом написано?

Какой конец сказки?

  1. Дифференцированная работа в группах

Для следующего вида работы разделимся на группы . Задания на цветных карточках

Задания для групп. Характеристика героев

1 группа Самостоятельно. Мальчик с пальчик

2 группа Людоед Характеристика по вопросам-помощникам. Какой он? Какие поступки совершает?

3 группа Жена людоеда. Родители. (выбрать подходящие прилагательные из предложенного списка) выбрать из предложенных имён прилагательных те, которые точнее характеризуют героя)

Прочитайте, какие характеристики получились.

Выступление групп. СЛАЙДЫ 10-12

Выводы:

Какое качество помогло спастись в третий раз? (Смекалка, сообразительность, смелость)

-Хорошо ли поступил мальчик с Людоедом и его дочерями? (мальчик с пальчик очень хотел спасти своих братьев и вернуться с ними домой , у него не было другого выхода, иначе Людоед съел бы их всех)

- А как бы вы поступили на его месте? Какой совет могли бы дать герою?

- Как сказал А. Пушкин – сказка ложь, да в ней намек. Чему же учит нас эта сказка?

- Прочитайте пословицы. Какие из них соответствуют сказке?

«Мудрец отличен от глупца тем, что мыслит до конца»

Мал, да удал. Делу-время, потехе-час.

Автор дает нам читателям надежду на счастье, на удачу. Если ты добрый, смелый, учтивый, помогаешь людям, то окружающие ответят тебе тем же. Это лучшая награда для человека.

- Попробуем пересказать сказку. Зачем нам это надо?

- Мамы рассказывали вам сказки в детстве, когда-то и вы будете их рассказывать своим малышам. Чтобы запомнить сказку на будущее, поучимся ее пересказывать.

-Как легче пересказать?

  1. Работа в паре по составлению картинного плана

- Чтобы подготовиться к пересказу сказки, составим картинный план. Восстановите последовательность событий, используя разрезные иллюстрации. Вспомните, что было сначала, потом. Поработайте в паре. Не забывайте правила работы в паре.

Правила работы в паре.

Проверка по образцу

  1. Пересказ по плану 1-2 сильными учащимися

  2. Домашнее задание.

  1. Выбрать и пересказать подробно любой эпизод сказки.

  2. Рассказать эту историю от лица Мальчика-с-пальчик.

  3. В Р.Т. творческое задание стр.21

  1. Итог урока. Рефлексия



Пользуясь нашим алгоритмом проанализируйте прочитанную сказку.



Алгоритм.

1.Мы прочитали сказку __________

2. Её написал ______________, значит, сказка_________.

3. По содержанию сказка___________________.

4. Положительные герои____________________.

5. Отрицательные герои____________________.

6. Помощники____________________________.

7.Нейтральные персонажи__________________.

8. Сказка учит___________________________.



Задания для групп. Характеристика героев



1 группа Самостоятельно. Мальчик с пальчик (Характеристика)



2 группа Людоед Характеристика по вопросам-помощникам. Какой он? Какие поступки совершает?



3 группа Жена людоеда.( Характеристика)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Соломатина Галина Николаевна

Дата: 28.08.2020

Номер свидетельства: 556631

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства