Организационный момент - Кто, по вашему мнению, самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке? - У меня есть волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке. -- Ну а пока это секрет. - Я надеюсь, что в конце урока вы откроете этот секрет. II. Самоопределение к деятельности. 1.Откуда эти строки? … Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев, но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя, с моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелёными прядями до самой земли. - А вы догадались, из какого произведения этот отрывок?. - А как вы думаете, что предстоит нам сегодня на уроке? (анализ произведения) -Определите задачи урока. 1. “Корзина с еловыми шишками”. 2. К.Паустовский 3. Э.Григ 4.музыка и природа -Задачи: 1.понять содержание произведения, определить основную мысль текста 2. Поговорим о писателе Паустовском и композиторе Григе -Также мы ответим на вопросы: 3. В чём заключается волшебная сила музыки и природы? -Почему портреты писателя и композитора рядом? Что их объединяет? (искусство) 2.Введение в сюжет урока. - Для того, чтобы понять и глубже почувствовать рассказ Паустовского, необходимо хорошо знать творчество Грига и его жизнь. О том, в чем заключается творчество Грига, расскажет Женя - Прежде, чем перейти к разговору о самом норвежском композиторе Э. Григе, мне хотелось бы услышать о стране, в которой он жил и писал свои необыкновенные произведения. (рассказывает Никита) слайд Величественная суровая Норвегия- страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Берген… один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Глубокие озера, зеленые склоны холмов и могучие гряды гор, суровое величие горной природы и тихий покой долин. Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ – композитор, дирижёр, пианист. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона. (слайд) Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано. Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря. День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем. Ребята, а как вы думаете, можно ли считать Эдварда Грига и К. Паустовского безвозвратно ушедшими от нас? (Ответы детей) (Нет, они живут в своих бессмертных произведениях. Грига сделали вечным его музыка, талант, любовь к людям, к жизни, желание дарить себя другим, свою душу отдавать людям. Паустовский также как и Григ любил природу. Но писал он не только о природе, но и о замечательных людях, у него даже была мечта – собрать сборник биографий знаменитых людей, описать наиболее интересные случаи из их жизни ,доказательством этому служит рассказ «Корзина с еловыми шишками») Учитель -Что мы можем вспомнить о Паустовском? 3.( Работа с книжной выставкой) III .Работа с текстом произведения. А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей. ( 4) Вспомним и восстановим план рассказа (план перемешан) 1.Встреча в лесу. 2.В доме композитора. (О рождении музыки). 3.Дагни в гостях. 4.______________. Дагни на концерте - Предлагаю вам вспомнить о чем говорится в каждой части? 1. ВСТРЕЧА Учитель: Где встретил Эдвард Григ маленькую девочку Дагни Педерсен? (В горном лесу на берегу моря.) Учитель: Почему композитор любил проводить время в лесах? (Красота природы вдохновляла композитора на написание новой музыки.) а)Работа в группах -Какими художественными средствами пользуется писатель, показывая природу родной для Грига Норвегии? I группа – находит сравнение II группа – эпитеты III группа – олицетворение IV группа – метафоры (Звучит музыка) (На партах карточки-помощники с определениями, что такое сравнение, олицетворение, эпитет, метафора) олицетворения - эхо подхватило, швырнуло звук, живёт и ждёт эхо. Эпитеты - весёлое эхо, грибной воздух, осенний наряд. Метафоры - зелёные пряди, буйно разрастается. Сравнения - листва сравнивается с медью и золотом, эхо с птицей пересмешником. г) Радиотеатр -Рассмотрите иллюстрацию к рассказу с.71. -Какой эпизод она изображает? -Давайте вспомним, как произошла эта встреча. И помогут нам в этом наши юные артисты: (Дети показывают инсценировку встречи девочки и композитора под грамзапись «Звуки леса»). Сценка «Встреча в лесу». Григ: Здравствуй, девочка. Как тебя зовут? - Дагни Педерсен. - Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев. - У меня есть старая мамина кукла. Когда-то она закрывала глаза. Вот так! А теперь она спит с открытыми глазами. У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит. - Слушай, Дагни, я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять. - Ой, как долго! - Понимаешь мне нужно её ещё сделать. - А что это такое? - Узнаешь потом. - Разве за всю свою жизнь вы можете сделать всего пять или шесть игрушек? - Да нет, это не так. Я сделаю её, может быть за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых. - Я не разобью. И не сломаю. Вот увидите. У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка. (Григ вслух размышляет: «Она совсем меня запутала, эта Дагни»). - Ты ещё маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом. (Григ берёт у девочки корзину, и они уходят) - Что в разговоре Грига с Дагни самое главное? (то, что Григ решил сделать подарок Дагни) - Но почему же Григ отсрочил подарок, ведь подарков всегда ждешь с нетерпением? Найдите и прочитайте об этом в книге. (…я делаю подарки для взрослых, ты еще мала и многого не понимаешь, учись терпению…) - Конечно же, подарки материальные – куклы, игрушки – легче дарить. Григ же задумал очень сложный – духовный подарок – музыку, поэтому композитор обещает его через 10 лет. - А почему через 10 лет? (потому, что тогда Дагни вырастет и сможет понять подарок) -Какие главные слова выделим из этой части? (Григ решил сделать подарок Дагни) Работа над 2 частью. В доме композитора а). Беседа с элементами выборочного чтения. В каком городе писал Григ музыку для Дагни Педерсон? Прочитайте, как Паустовский описывает зиму в Бергене? - Какой художественный приём писатель использует? (олицетворение) б). Выборочный пересказ. Дом композитора. жилище ковры мягкая мебель портьеры диван рояль в) выборочное чтение - А что представлял Э.Григ, когда писал музыку для Дагни? -Какой литературный приём использует автор? ( Сравнение. Он сравнивает Дагни с солнцем.) - Что помогло Григу написать музыку? ( Красота окружающей природы) - Каких слушателей ценил Григ больше всего? - В чём заключалось счастье для великого композитора Прочитать. - Зачитайте самые важные слова этой части. Стр 75 Физкультминутка 1)правую руку к носу, левую за ухо .1,2,3- поменяли 2) глубокий вдох носом, выдох ртом - поставили лифт 3) воздушный шар (с-с-с) - дыхание закончилось- хлопок 4) зарядка для глаз (девочки на потолке рисуют по часовой стрелке круг, мальчики против) - закрыли глаза представили, лужайку, морскую волну.. Работа над 3 частью. ( Дагни в гостях) -Как мы назвали третью часть? - Что изменилось в жизни Дагни, когда ей исполнилось 18 лет? Почему Дагни покидает дом? - С какой целью ее отправили к тете Магде? (чтобы она посмотрела, как устроен свет, как живут люди) - Какое время года описывает автор? Работа над заключительной частью. (На концерте) 1.Словарно-лексическа работа. Учитель: Уточним значение слов, которые встретятся в 4 части. Значение каких из этих слов вам знакомо? Какой словарь поможет растолковать значение непонятных слов? (Толковый словарь.) Познакомимся со значением слов: Оркестр- группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на музыкальных инструментах. Симфоническая музыка- музыкальное произведение, исполняемое симфоническим оркестром. Музыкальная пьеса- небольшое музыкальное произведение. Итак, мы выяснили значение музыкальных терминов, чтобы лучше понять содержание заключительной части. 2. Чтение 4 части детьми 1) дети читают по цепочке 2) Описание места и времени концерта. - Учитель: Сколько лет исполнилось Дагни? (18) - Куда она впервые собралась идти? (На концерт симфонической музыки) -Где действие происходит? Как озаглавим 4 часть? 3)- О чём автор рассказывает в этой части? (О музыке, о чувствах Дагни.) -О чем была музыка? (О её Родине.) 4) Слушание музыкальных произведений Э.Грига. Вы сейчас прослушаете два музыкальных фрагмента произведений Э.Грига. Ваша задача: определить, какая из мелодий соответствует описанной. Закройте глаза и постарайтесь представить услышанное. (Слушание разной по характеру музыки Э. Грига «В пещере Горного Короля» и «Утро».) - Какая мелодия соответствует - Расскажите, какие картины всплыли в вашем воображении при прослушивании описания музыки? -Какие бы цвета взяли для написания картины к музыке из перечисленных: теплые – холодные; яркие – бледные; светлые – тёмные? Вывод: Музыка способна вызывать в воображении картины образы у людей, способных чувствовать 3) Анализ музыкального образа с опорой на текст. - Найдите в тексте только описание музыки. Зачитаем его. - Слов какой части речи много в описании? (Очень много глаголов.) Прочитайте их. - Почему автор использует так много глаголов? ( Показывает развитие действия.) -Какая музыка по словам Паустовского?(живая) - Докажите, что музыка живая.(она росла, подымалась и пенилась, неслась. бушевала, срывала листья) -Автор одушевляет её, наделяя человеческими качествами. -Одинаково ли звучит мелодия? - В каком темпе будем читать: быстром, умеренном, медленном? (Сначала медленно, затем с ускорением.) - С какой громкостью: громко, умеренно, тихо? (Сначала тихо, затем с нарастающей громкостью.) Поупражняемся в выразительном чтении. Проанализируем, чьё чтение понравилось и почему? Вывод: С задачей справились. 5)Анализ чувств Дагни с опорой на текст. Работа в парах - Установите правильную последовательность изменения чувств Дагни. Работаем с текстом в парах. o Сначала она ничего не слышала. Внутри нее шумела буря. (2) o Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности.(4) o Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела грудь.(1) o Потом она наконец услышала, как поет ранним утром рожок.(3) - Почему Дагни плакала? (Это слезы благодарности. Ведь плачут не только тогда, когда больно и плохо, но и от больших, хороших, нежных чувств.) - Подарок, который Э.Григ преподнес девочке духовный или материальный? (Духовный.) - Смогла ли Дагни оценить этот подарок? Из каких слов вы это поняли? («Так, значит это был он! Тот ….За вашу щедрость….жить человек…»). - Почему музыка Грига близка и понятна людям? (композитор берет мелодии из звуков природы, его музыка о простых человеческих чувствах, о любви, о красоте, о добре) - Почему после исполнения музыки сначала медленно, затем все разрастаясь, гремели аплодисменты? Вывод: В своей музыке Григ делится своими чувствами со слушателями. Разгадывание тайны произведения, ответ на контрольный вопрос урока. - Перенесемся на 10 лет назад… Что хотел сказать Григ своей музыкой? «…Я видел жизнь. Что бы тебе не говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна».? (Люби жизнь.) - Что в мыслях Грига говорит ему Дагни? («Спасибо»- не зная за что.) Прочитаем слово «спасибо»: с оттенком растерянности, радости, удивления, равнодушия, уверенности, благодарности. - Что в действительности Дагни говорит в ответ композитору спустя 10 лет? (Спасибо!) - С каким чувством она говорит? (Благодарности.) За что благодарит она Грига? (За «щедрость, за то, что он открыл ей то прекрасное, чем должен жить человек…») - Что имела ввиду Дагни под словами то прекрасное? IV.Обобщающая беседа . - Как вы поняли, о чём этот рассказ? Ответить на вопросы нам помогут слайды , на которые мы помещали важные слова каждой части. -( о красоте мира и музыки, отражающей жизнь; об умении видеть прекрасное в самом обыкновенном. - Нужно жить и любить свою жизнь потому, что она удивительна и прекрасна, что бы о ней ни говорили) - Почему сегодня портреты писателя и композитора рядом? Что объединяет их? (искусство) - (Э.Григ и К.Паустовский – великие мастера. Один словами, другой – музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. И мы должны быть признательны им за это Людей искусства благодарят аплодисментами. - Давайте поблагодарим Паустовского за его прекрасный рассказ. Э.Грига – за чудесную музыку. Себя – за работу на уроке. А гостей – за внимание. Кто же был самым важным и нужным на нашем уроке. (в шкатулке - зеркало. Каждый видит себя) - Вы удивлены? Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным? - Мне бы хотелось, чтобы вы стали хорошими людьми. И слова М.Пришвина и В. Сухомлинского были вашим девизом по жизни. Все хорошее в природе - от солнца; А все лучшее в жизни - от человека. М. Пришвин. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо. В.А.Сухомлинский. 7. Домашнее задание. Домашняя работа состоит из 2 частей: 1) подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка произведения; 2*) записать в тетрадь наиболее важные мысли стр 82; Рефлексия.+, -, +- |