Просмотр содержимого документа
«Урок лиературы в 6 классе. Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова "Листок"»
Урок литературы в 6 классе
Тема: Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок»
Цель:
Цель: Продолжить формирование умения анализировать лирическое произведение, выделить характерные черты стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок», познакомить учащихся с языковыми средствами, используемыми поэтом для создания образа лирического героя. Рассмотреть образную системы стихотворения.
Планируемые результаты:
Предметные:
выявить основные принципы постраения стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»; повторить основные термины и понятия, связанные с анализом лирического произведения :тема, проблема, образ лирического героя, рифма, композиция, троп, размер стихотворного произведения; учиться анализировать текстовый материал и работать с раздаточным и иллюстративным материалом; формировать умение формулировать определения; учиться извлекать информацию по заданному вопросу из текста стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок» и раздаточного материала.
Метапредметные:
а) формировать регулятивные УУД:
осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать то, что уже усвоено, правильность выполнения учебной задачи;
б) формировать познавательные УУД:
уметь определять понятия, создавать обобщения; уметь работать с учебником; уметь строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
в) формировать коммуникативные УУД.
уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;
Личностные:
приходить к общему решению; сотрудничать с одноклассниками; анализировать, делать выводы; оценивать свои результаты.
Ребята, у нас сегодня урок литературы, на котором присутствуют гости.
Как мы будем работать на этом уроке?
Читать –вдумчиво
Писать –грамотно
Слушать –внимательно
Говорить -внятно
Начнем мы его с небольшого задания. На каждом столе есть листы с заданиями. Я попрошу ответить на вопросы, которые там есть.
Х+ 57=257
392-Х= 192
420-Х= 220
Х-15= 185
Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает.
Сколько шуб было бы, если бы сидело два деда?
Какие ответы у вас получились? (200)
Как вы думаете, как число 200 связано с темой нашего урока?
Да ,ребята, тема нашего урока связана я именем великого русского поэта М.Ю. Лермонтовым.
Давайте уточним. На доске есть слова подсказки: лирический герой, ямб, хорей, рифма, эпитет, ритм, метафора.
Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»
Правильно, только я уточню: мы сегодня будем говорить (анализировать) только об одном стихотворении М.Ю.Лермонтова. Это стихотворения «Листок».
2.Попробуем определить цели нашего урока:
На доске появились цели. Выберите только те, которые мы ,по вашему мнению, мы будем реализовывать сегодня на уроке.
Познакомиться с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»
Определить тему и основную идею стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок»
Познакомиться с образной системой стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»
Определить ритм, размер и рифмовку стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»
Определить языковые средства, используемые автором.
Подвести итоги урока
Хорошо, я принимаю ваше предположение. В конце урока мы обязательно проверим: правы вы были или нет.
3.У нас на уроке сегодня будет работать несколько лабораторий.
1 Артистическая
2.Творческая мастерская
3 Юные исследователи
4 Юные филологи.
У каждой из лабораторий будут свои задачи, которые вы найдете в конвертах.
В каждом конверте есть подробный алгоритм ваших действий.
Сегодня на уроке у вас будут помощники.
1. Учитель
2.Папки с раздаточным и иллюстративным материалом.
Алгоритм действий для лаборатории «Артисты»
Ответьте на вопрос: Почему спустя почти 200 лет мы говорим о творчестве М.Ю.Лермонтова?
Познакомьтесь со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Листок». Учебник стр
Просмотрите предложенные видеоролики, используя ноутбук и наушники.
Выберите тот, который, как вы считаете, более точно отображает образную систему и настроение стихотворения.
Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
Озвучьте выбранный ролик.
Решите, кто будет отвечать от вашей лаборатории.
Алгоритм действий для лаборатории «Творческая мастерская»
Ответьте на вопрос: Почему спустя почти 200 лет мы говорим о творчестве М.Ю.Лермонтова?
Познакомьтесь со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Листок». Учебник стр
Создайте визуальный образ стихотворения, используя предложенные фигуры.
Если вам не хватает материала, дорисуйте образ сами.
Представьте свою работу, используя карточку – подсказку.
Решите, кто будет отвечать от вашей лаборатории
Карточка – подсказка
Для своей картины мы выбрали образы _____________________________________________________________________________
Мы считаем, что это (основные, главные), образы, которые рассматривает автор.
На первый план мы поместили ________________________________, так как увидели, что__________________________________________________________________________
Для второго плана мы выбрали___________________________________, потому что
Определите композицию, рифму. Объясните, почему вы так решили.
Исследуйте ритмику стихотворения.
Определите размер стихотворения.
Решите, кто будет отвечать от вашей лаборатории
Карточка – подсказка
Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Листок» написано в_____ году, напечатано________. Можно предположить, что________
Данное стихотворение состоит из ______ строк, разделённых на ____ строф.
Композиция стихотворения____________, так как развитие темы происходит______________.
Лермонтов в данном произведении использует______________ рифму: (поясните, как рифмуются строчки)________________________
Ритмика стихотворения определяется на основании исследования повтора гласных и согласных звуков. В данном случае перед нами _____________________, так как в стихотворении повторяется(не повторяется) звук____________.
Так же в стихотворении Лермонтов использует целый ряд языковых средств:
Учитель еще раз обращает внимание, что учащиеся могут использовать в своей работе помощников. Время выполнения заданий -10 минут
4.Отчет лабораторий.10 минут
5.Подведение итогов.
Итак, ребята. Сегодня на уроке мы проанализировали всего лишь одно стихотворение М.Ю.Лермонтова. Мы увидели, что для полного восприятия произведения нам было необходимо рассмотреть его с разных сторон: звуковой, образной, композиционной .Поэт представил нам размышление о судьбе человека одинокого, неуспокоенного, вечно ищущего чего-то, не имеющего надежды на счастье, страдающего.Для этого он использует различные приемы. Так писать могут только очень талантливые люди, великие писатели и поэты. А М.Ю.Лермонтов, без сомнения, был таким. Вот почему, спустя два столетия, мы говорим о его творчестве.
Наш урок заканчивается. Подведем его итоги.
Давайте вернемся к целям, которые мы поставили перед собой.
Все ли задачи были решены? Правы ли мы были при выборе целей?
Что дал вам сегодняшний урок? Мне бы хотелось услышать вашу оценку.