Просмотр содержимого документа
«Урок-лекция. Преодолевшие символизм (новые направления в русской поэзии).»
11 класс
Программа Г.С.Меркина
Уроки №№ 27-28.
Тема. Урок-лекция. Преодолевшие символизм (новые направления в русской поэзии).
Цель:
познакомить учащихся с основными направлениями в русской поэзии начала XX века, следовавшими за символизмом;
развивать речь учащихся, навыки конспектирования;
воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, цели, плана урока.
2.Вступительное слово учителя.
К началу 1910-х годов символизм создал завершенную и целостную поэтическую систему. Ее воздействие испытывали даже многие писатели-реалисты, в том числе И.А. Бунин. Именно в 1910 году А. Блок напишет: «Солнце наивного реализма закатилось; осмыслить что бы то ни было вне символизма нельзя...»
Символизм углубил многие жизнеощущения современников, людей XX века, уловил многозначность предметного мира, дополнительные нюансы и взаимосвязи в привычном мире.
А. Блок. 1912 год. «Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет. Умрешь — начнешь опять сначала, И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь» - о скуке вечных повторений, о жизни в рамках замкнутого круга мог именно символист, не принимавший будничного, безмузыкального мира, где циркулем очерчен круг бытия. Символизм сумел убедить современников в величайшей преобразующей жизнь силе искусства — прежде всего поэзии, музыки. И в этом - подлинно счастливая жизнь.
И все-таки уже к 1910 году стало совершенно очевидно: нового успешного десятилетия у символизма не будет.
История вмешалась в судьбу символизма. Обозначился конец всей «артистичной» эпохи, неминуемый срыв в пропасть символической «башни» (вспомните условную «Башню» К.Д. Бальмонта, реальную «Башню» Вяч. Иванова — место заседаний поэтов и философов). Язык поэзии символизма все чаще представал как некий диалект изолированной элиты.
На арену реальной истории в 1910-е годы уже вступили не отвлеченные «скифы», «гунны», а миллионы людей из России низовой, крестьянской и рабочей. Символизму не хватало определенности, конкретности, в целом народного образа мысли и слова. И не случайно прекрасные песни о подвигах народа в русско-японской войне «Варяг», «На сопках Маньчжурии», патриотический гимн «Прощание славянки» 1914 года и другие возникали в народной среде, вне поэтики символизма.
Появляются новые направления, новые имена.
3.Лекция с элементами беседы.
Акмеизм. Смысл его манифестов.
Акмеизм возник в недрах символизма и в противовес ему. Акмеизм – высшая степень чего-либо – искусство, достигшее предельного расцвета; «Адамизм» - «мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь». Акмеисты не отрицали связи с символизмом, но хотели заново открыть ценность человеческого существования. Символисты считали, что земной мир, мир предметный лишь отблеск бытия. Акмеисты же принимали окружающий мир как истинную реальность.
Главные принципы акмеизма, отличия от символизма:
-отрицание мистики;
- «прекрасная ясность» вместо намёков, расплывчатости образов, недосказанности;
- интерес к различным историческим эпохам, культурам;
- умение сказать красиво о бытовых мелочах, внимание к художественной детали;
- поэтизация природно-биологических начал в человеке;
- чёткость, острота и динамизм лирического сюжета;
- живописность образа вместо музыкальности.
Представители данного направления: Н.Гумилёв, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам.
Статьи: «Наследие символизма и «акмеизм» (Н.Гумилёв), «Некоторые течения в современной русской поэзии» (С.Городецкий), «Утро акмеизма» (О.Мандельштам). Журнал – Гиперборей». Поэты-акмеисты создали «Цех поэтов» в 1911 г., лидерами которого стали С.Городецкий и Н.Гумилёв, а А.Ахматова – секретарём.
Акмеизм в представлении поэта Николая Гумилева, автора статьи «Наследие символизма и акмеизм» (Аполлон. 1913. № 1), — это «мужественный и твердый взгляд на жизнь», разрыв с переизбыточным тяготением символизма «в область неведомого», с привычкой ради яркости символов и метафор забывать о «прочих способах поэтического воздействия». Мужественный и твердый взгляд, по Гумилеву, требует от поэта равновесия между ним и окружающим миром: нельзя только своими переживаниями, видениями заслонять весь окружающий мир, делать его продуктом фантазии, одинокого тоскующего «я». Надо сделать материальный мир вещественнее, предметнее, попросту говоря, грубее, ощутимее, вырвать его из царства видений, «туманностей», музыкальных стихий, делавших мир бесплотным.
Сергей Городецкий предлагал вместо акмеизма еще более мужественное, жесткое название всего течения — адамизм, как знак рождения нового Адама, — работника, ремесленника поэзии, без туманностей и грез, своего рода гончара, горшечника, мнущего мир, как глину, первочеловека, дающего имена вещам.
Еще интереснее определение смысла нового течения, которое выработал в статье «Утро акмеизма» вступивший на поприще поэзии О.Э. Мандельштам, автор книги «Камень» (1913). Он уподобил новую поэзию архитектуре, русское слово - прочному камню, «крылатой крепости», а работу поэта - труду резчика, архитектора, побеждающего пустоту неба.
Поэты Н.С. Гумилев (1886-1921), А.А. Ахматова (1889-1966), О.Э. Мандельштам (1891-1938) и упомянутый выше С.М. Городецкий (1884-1967), вскоре утративший связи с акмеизмом, оценивший весь акмеизм как «привесок к символизму», и составили ядро акмеизма. Оно сохранилось отчасти в рамках «Цеха поэтов» - своеобразной студии поэтов, созданной Н.С. Гумилевым, С.М. Городецким, из которой затем вышли лучшие поэты русской эмиграции Г. Иванов, Г. Адамович, Н. Оцуп (о них - в главе «Парижская нота» русской поэзии 30-х годов»).
К течению акмеистов косвенно примыкали такие поэты, как М.А. Кузмин (1872—1936), отдалившийся от символизма в собственной декларации «О прекрасной ясности» (1910), В.И. Нарбут (1888— 1938), выпустивший сборник «Аллилуйя» (1912), М.Л. Лозинский (1886—1955), который был и редактором-издателем выпусков акмеистического журнала «Гиперборей» и журнала «Аполлон». После Октября акмеизм существовал в непроявленном, скрытом виде, оказывая огромное влияние на таких поэтов, как Вс. Рождественский, Э. Багрицкий, Н. Тихонов, К. Симонов.
Футуризм (от лат. слова futurum — будущее) — авангардистское, т.е. резко порывающее с реалистической (и — шире — вообще культурной) традицией, течение, открыто провозглашающее ломку живого поэтического языка, культ «зауми», исключение «здравого смысла» и какой-либо мотивировки событий и характеров. Оно сформировалось в России в конце 1900-х — начале 1910-х годов.
Датой рождения футуризма стал 1910 год, когда появился сборник «Садок судей», созданный В.Хлебниковым, Д. Бурлюком и В.Каменским. В 1912 г. в сборнике «Пощёчина общественному вкусу» вышла первая декларация футуристов. Принципы футуристов:
- отказ от традиционной культуры;
- анархическое бунтарство;
- абсолютная свобода творчества;
- отказ от литературных и языковых норм;
- устремлённость в будущее;
- неприятие буржуазной морали;
- эпатаж как средство воздействия на публику.
Таким образом, они отказываются от всех литературных традиций.
Футуризм возник и окреп в атмосфере скандала. Он был явлением неоднородным.
Группировки
«Гилея»
(кубофутуристы)
Петербургские эгофутуристы
Представители
В.Маяковский
Д. Бурлюк
В.Хлебников
А.Кручёных
И. Северянин
В.Гнедов
Местонахождения
Москва
Петербург
Сборники
«Дохлая луна»
«Молоко кобылиц»
«Рыкающий Парнас» и т.д.
Многие футуристы увлекались живописью и дружили с художниками, которые принадлежали к этому течению в искусстве: Н.Гончаровой, К.Малевичем, М.Ларионовым, А.Лентуловым.
В 1913 году в сборнике “Садок судей 2” футуристы конкретизировали свои задачи:
мы расшатали синтаксис;
нами осознана роль приставок и суффиксов;
мы отрицаем правописание;
характеризуем существительные не только прилагательными, но и другими частями речи, а также отдельными буквами и числами;
нами уничтожены знаки препинания;
гласные мы понимаем как время и пространство (характер устремления), согласные - краска, звук, запах”.
На теоретическое самоопределение футуризма оказали влияние «Манифесты итальянского футуризма» (1909), приезд в Москву в 1914 году лидера итальянских футуристов Ф. Маринетти, живопись абстракционистов с ее хаотическими комбинациями плоскостей и линий. Итальянские футуристы, «делатели будущего», восхваляли как залог «оздоровления» мира не только скорость, динамику жизни, город как покоритель «вялой» природы, но и войну. Это в их глазах — «единственная гигиена мира». Всегда надо быть на стороне «возможного, проектируемого, а не на стороне уже существующего, гарантированного...». Привязанность к прошлому предписывалось разрушать безжалостно. «Насилие — это юность народов», — вещали сподвижники Ф. Маринетти, в 1919 году поддержавшего фашистскую партию Бенито Муссолини.
Но если обратиться к судьбе В. Маяковского, Е. Гуро, Д. Бурлюка — они, как правило, или сами были живописцами, или близко стояли к самым авангардистским течениям живописи XX века, — то многие крайности самоопределения футуризма становятся понятнее.
В 1907 году в Москве открылась первая выставка русского авангарда, где показали свои работы Михаил Ларионов (1881-1964), Наталья Гончарова (1881-1962), Давид (1882-1967) и Николай (1890-1920) Бурлюки, Георгий Якулов (1884-1928), Аристарх Лентулов (1882-1943). Это была уже новая школа, вытеснившая и реализм передвижников, и лиризм Врубеля, и, конечно, живопись М. Нестерова, Б. Кустодиева, школа, ориентированная на эксперименты французских авангардистов, в частности на так называемый кубизм П. Пикассо, Ф. Леже. Вскоре возник и абстракционизм, отрицавший уже и, как чересчур академичное, творчество близких символистам художников «Мира искусства». Возникли и объединения с необычными названиями «Бубновый валет», «Ослиный хвост». Деятельность многих абстракционистов, часто утверждавших себя посредством скандалов, шокирующих приемов псевдотворчества, «гениев без гениальности», будет многократно высмеиваться. Замечательный сатирик Саша Черный, сотрудник журнала «Сатирикон», уже в 1912 году напишет такое короткое стихотворение о беспредметной живописи:
Художник в парусиновых штанах,
Однажды сев случайно на палитру,
Вскочил и заметался впопыхах:
«Где скипидар?! Давай - скорее вытру!»
Но, рассмотревши радужный каскад.
Он в трансе творческой интуитивной дрожи
Из парусины вырезал квадрат
И... учредил салон «Ослиной кожи».
(«Рождение футуризма»)
Но при всем обилии насмешек, иронии авангардистские течения в мировой живописи XX века выдвинули своих классиков в лице, скажем, Казимира Малевича (1878—1935) с его «Черным квадратом» (1913) или Марка Шагала (1887—1985) с парящими фигурами, предметами. Они определили многие художественные решения футуристов в поэзии, театре, музыке. В частности — так называемых кубофутуристов, самого агрессивного крыла в русском футуризме.
Еще одна группа — эгофутуристы во главе с И. Северяниным — была своеобразным ответвлением футуризма. Принесшие шумный успех «королю поэтов» И. Северянину книги «Громокипящий кубок» (1913), «Златолира» (1914), «Ананасы в шампанском» (1915) и другие с его самохарактеристиками «я поэт экстаза, каприза, свободы и солнца», «я трагедию жизни претворю в грезофарс» напомнили об угасшей славе старшего символиста К.Д. Бальмонта.
Кубофутуризм.
Кубофутуристами, с предельно разрушительным, даже свирепо-нигилистическим, судя по языку манифестов, пафосом, именовала себя группа «Гилея», возглавлявшаяся художником-авангардистом, поэтом Давидом Давидовичем Бурлюком (1882—1967). В нее вошли его брат Н. Бурлюк, В. Каменский, А, Крученых, Б. Лившиц и два крупных, но не равновеликих поэта, Владимир Маяковский и Велимир Хлебников. Последний называл себя не футуристом, а «будетлянином» (т.е. делателем и обитателем страны будущего) и создавал чисто бутафорские организации вроде «Государства времени», назначал себя «Председателем земного шара».
Первые манифесты русского футуризма, составленные деловитым Д.Д. Бурлюком, исполнены духа агрессии не столько против символизма, сколько против поэзии и живописи реалистического плана:
«Только мы - лицо нашего Времени.
Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности... Мы приказываем чтить права поэтов:
На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово - новшество).
На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку...» («Пощечина общественному вкусу», 1912).
Подобных манифестов было создано немало. И везде звучала мысль об атаке на классиков, о реформе поэтического языка.
«Мы расшатали грамматику и синтаксис, мы узнали, что для изображения головокружительной современной жизни и еще более стремительной будущей — надо по-новому сочетать слова, и чем больше беспорядка внесем мы в построение предложений — тем лучше». Алексей Крученых, например, полемически утверждал, что в его бессмысленном пятистишии «Дыр бул щил...» больше народности, чем во всех произведениях Пушкина.
Велимир Хлебников: творянин (дворянин), весничий, небесничий (лесничий), красивейшина, красотинец, мечтежник (от слов «меч» и «мятежник»), поец («пою» и «боец»), Волеполк (Святополк), грезилище, грезитва (от «грезы»), мстилец, взорвалъ... Еще более уязвимы рецепты изменения театральной терминологии, предложенные в 1913 году тем же Хлебниковым: автор — дей, труппа — людняк, театр — созерцавель, режиссер — указуй и т.п. Что такое «ломилица» у Крученых? Что означают у Велимира Хлебникова такие выражения: «мы сидели, вечер пья», «о пушкиноты млеющего полдня»?
Названия футуристических альманахов были столь же агрессивно-эпатирующими: «Рыкающий Парнас», «Дохлая луна», «Крематорий здравомыслия» и т. п.
В историю литературных скандалов вошли и шумные гастроли футуристов по России, во время которых они появлялись на эстраде с разрисованными лицами, не читали стихи, а громко выкрикивали их. Афиши выступлений они составляли в духе номеров цирковых программ: «Пестрые лохмотья наших душ», «Доители изнуренных жаб», «Пушкин — затасканная мозоль русской жизни», «Серов и Репин — арбузные корки, плавающие в помойной лохани» и т.п.
Прав был отчасти М. Горький, сказавший еще в 1908 году, что «на Руси великой народился новый тип писателя - это общественный шут, забавник жадного до развлечения мещанства, он служит публике, а не родине».
Новокрестьянские поэты 1910-х годов.
После прихода в поэзию Николая Алексеевича Клюева (1884-1937), выходца из крестьянской семьи Олонецкой губернии (мать Клюева — из старообрядцев), появления его книг «Сосен перезвон» (1911), «Лесные были» (1913), «Мирские думы» (1916), в литературе стала формироваться группа «поэтов из народа». В эту группу войдут незадолго до революции крестьянские поэты Сергей Клычков (1889-1937), Александр Ширяевец (1887-1924), будущий близкий друг С.А. Есенина (Ширяевцу посвящено стихотворение Есенина «Мы теперь уходим понемногу...»), поэт Петр Орешин (1887-1938), близкий им поэт-рязанец Павел Радимов (1877—1967). В 1916 году появляется первая книга Сергея Есенина «Радуница». НА. Клюев сразу же оценил масштаб дарования нового крестьянского поэта, «прекраснейшего из сынов крещеного царства».
Смысл названия «новокрестъянские поэты», или «крестьянская купница», можно понять из сопоставления этой лирики о полевой России, о святой Руси, «берестяном рае» с лирикой Алексея Кольцова, Ивана Никитина, с крестьянской темой у НА. Некрасова, с сентиментальным стихотворством так называемых поэтов-суриковцев. Был такой кружок, собравшийся еще в XIX веке вокруг поэта-самоучки И.З. Сурикова (1841 — 1880), автора песен «Рябина» («Что стоишь, качаясь, / Тонкая рябина...»), «Степь да степь кругом...» и хрестоматийного детского стихотворения «Детство» («Вот моя деревня, / Вот мой дом родной, / Вот качусь я в санках / По горе крутой...»).
Новые крестьянские поэты были продолжателями многих мотивов былой крестьянской темы. Они увидели крестьянскую Русь, природу России, саму избу сквозь призму высокой духовности, сквозь заветы православия. Но время трагических перемен, воспринятых ими как угроза не только деревне, но всему народу, всей стране, сделало их, в отличие от А. Кольцова и И.Сурикова, неистовыми обличителями всех пороков города, который надвигается на деревню. В их восприятии крестьянин — это огромная нравственно-созидательная общность, даже образ Рая отождествлялся ими часто с избой, пашней, церковкой в селе. Революция для новокрестьянских поэтов — стихийное, скифское движение масс, в котором сливаются и бунтарство и праведничество, и Аввакум и Ленин, разбойное начало и кротость, молитва. Эти мечтатели и утописты, недруги города, были при этом высокообразованными людьми, прекрасно знавшими поэзию символизма, акмеизма, духовно-религиозные пласты культуры и фольклор. До революции 1917 года новокрестьянские поэты были чаще всего объединены в группы «Краса» и «Страда», после нее вокруг С.А. Есенина, Н.А. Клюева.
Взаимовлияние символизма и реализма
В 1910-е годы началось взаимодействие, казалось бы, противоборствующих литературных явлений в сфере прозы: в романе А. Белого «Петербург» (1913-1916), в повестях А. Ремизова «Крестовые сестры» (1910), «Пятая язва» (1912) реализм и модернизм искали синтеза своих завоеваний, равновесия, искали новый неореалистический язык для раскрытия самых драматичных событий эпохи.
Заключительным симптоматичным аккордом, с одной стороны, расставанья с былыми иллюзиями, с другой - со стремлением узнать себя, определить свое место в событиях, стало бурное оживление сатирической поэзии. В 1910-е годы на месте былых «беззубых» сатирических журналов типа «Стрекозы» возникнет журнал «Сатирикон», а затем - «Новый Сатирикон». Эти журналы выдвинут яркие дарования создателей жанра сатиры, «королей фельетона» - Аркадия Аверченко (1881-1925), Надежды Тэффи (1872-1952), поэта Саши Черного (Гликберг) (1880-1932).
III. Подведение итогов урока.
IV. Домашнее задание.
Выучить основные положения лекции.
1. Выучить основные положения лекции.
2.Инд.задание: подготовить сообщение о Н.С.Гумилёве.